Урок № 4 Тема. Части речи: самостоятельные и служебные (повторение)

Про матеріал

Тема. Части речи: самостоятельные и служебные (повторение)

Цель урока: обобщить изученное о частях речи, систематизировать знания о частях речи, познакомить с признаками частиц и междометия; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать интерес к предмету

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала

Оборудование: раздаточный материал

Перегляд файлу

Русский язык. 7 класс

Урок №  4                                                                                                     Дата:

Тема. Части речи: самостоятельные и служебные (повторение)
Цель урока: обобщить изученное о частях речи, систематизировать знания о частях речи, познакомить с признаками частиц и междометия; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать интерес к предмету

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала

Оборудование: раздаточный материал, презентация, компьютер, интерактивная доска.

                                                         Ход урока

І. Организация класса

ІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

  1. Слово учителя.

 - Части речи…Какую роль они играют в нашем языке?

 - Каковы их особенности?

Об этом мы и поговорим на нашем  уроке. Урок будет проходить в форме игры. А играют сегодня 2 команды …(называются команды и их капитаны). На доске будем подводить итоги каждого конкурса.

ІІІ. Работа над темой урока

Задание 1 (3 балла)

Экспресс-опрос «Узнайте часть речи»

 - Прочитайте определение части речи и назовите ее. (Раздаются по 4 карточки каждой команде)

Карточки.

Обозначает предмет

Обозначает признак предмета

Обозначает число, количество предметов, порядок при счете

Указывает на предмет, на признак предмета, на количество

Обозначает действие предмета

Обозначает признак предмета по действию

Обозначает добавочное действие при основном

Обозначает признак действия, признак предмета, признак другого признака

Обозначает состояние внешней среды или состояние человека

Выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении

Связывает однородные члены,  простые предложения в составе сложного предложения и предложения в тексте

Вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения

 

Задание 2.  Устойчивые выражения. (3 балла)

 - Восстановите устойчивые выражения, выбрав нужное слово. Какую часть речи вы вставляли?

Работа с тренажером.

1.На … небе (голубом, седьмом, утреннем)

2…. птица (синяя, перелетная, домашняя)

3…. из пустого в порожнее (пересыпать, перебрасывать, переливать)

4.Бросать … в огород (веточки, камешки, щепки)

5…. пареной репы (проще, лучше, вкуснее)

6.Взятки …(гладки, сладки, в порядке)

7.Держать … в руках (ежа, синицу, себя)

8.Вот где собака …(спрятана, зарыта, укрыта)

9…. дыхание (сдерживая, остановив, затаив)

 

Задание 3. Служебные части речи. Можно ли без них обойтись? (3 балла)

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы-

И в этом их главный секрет.

Работа с раздаточным материалом.

- Прочитайте отрывок из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.

Вечер К ночи пробирался;

НА  ночлег Иван собрался;

Вдоль ПО  улице идет,

Ест картошку ДА поет.

ВОТ он поля достигает,

Руки В боки подпирает

И С  прискочкой СЛОВНО пан,

Боком входит В балаган.

Все по – прежнему стояло,

НО коней КАК  НИ бывало;

ЛИШЬ игрушка – горбунок

У его вертелся ног.

- Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.

- Восстановите текст, используя слова для справок. Команды вписывают служебные части речи в текст.

- Назовите частицы.

- Можно ли обойтись без служебных частей речи?

        Слова для справок:

У, к, вот, на, с, и, по, лишь, словно, но, в, и, не, как

 

Задание 4. «Шифровальщики» (1 балл за предложение и объяснение)

 - Правописание причастий и деепричастий с НЕ.

Необычную шифровку прислали нам. Наша задача расшифровать написание не со словами. Попробуем?

1. (Не) разбумканное писало кулумало на мсте, зюмо (не) промутым

2. Кралко (не) вытанная крессом мальпива укивала на матере.

3. (Не) выпулунная, а пуленая тромка закарушила матерну в стоме.

4. Козоля, (не) доумевая, зымкала на (не) проломленную хварку.

5. Писало (не) разбумано стилкой в рум.

6. Калуша, (не) увязив Ляпупу, посяпала с напушки.

 

Задание 5. «Очень просто догадаться?» (1 балл)

 - Определите, какими частями речи являются выделенные слова в предложениях.

Образец:

Смел- прилагательное или глагол?

Как ты смел! Как ты смел?

Группа предложений 1.

1.Спокойно ответили жители.

2. Море спокойно.

3.В доме спокойно.

Группа предложений 2.

1.Его лицо грустно.

2.Мне грустно.

3.Друг грустно сидел у окна.

Группа предложений 3.

1.Он интересно рассказывал о путешествии.

2.Произведение интересно своим сюжетом.

3.Нам было интересно на выставке.

 

 

Задание 6. «И мы сохраним тебя, русская речь…» Конкурс капитанов. (по 1 баллу за ответ)

 - Как важно говорить правильно, не допускать грамматических ошибок даже в устной речи. Наш чудесный язык надо беречь!

Итак, капитаны, вперед!

Капитаны бросают кубик. Выпавшая часть речи употреблена в предложении с грамматической ошибкой. Ошибку надо исправить. Капитаны бросают кубик поочередно  два раза.

Предложения с грамматическими ошибками на интерактивной доске.

ПРИЧАСТИЯ

1.Машинист впервые в своей жизни вел электровоз, недавно окончивший курсы.

2.На аэродроме приземлился  вылетевший самолет из Москвы.

3.Мы дошли до луга, поросшим клевером.

ДЕЕПРИЧАСТИЯ

1.Уезжая в командировку, отцом было обещано, что к праздникам он вернется.

2.Изучая растения средней полосы, используется озеленение участков.

3.Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.

ПРЕДЛОГИ

1.В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания.

2.Наперекор мнения родителей я принял собственное решение.

3.Мы оплатили за проезд и сели на свободные места.

СОЮЗЫ

1.Ветер то дунет, то ветка застучит в окно.

2.Луга благоухали как ароматами трав, так и цветов.

3.Сестры не только хорошо разбирались в музыке, но и в живописи.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

1.Мы поехали за шестистами саженцами.

2.Трое девушек из нашей группы занимались легкой атлетикой.

3.Я приехал в этот город в двухтысячном седьмом году.

 

Слово учителя.

Сейчас жюри подведет итоги. А пока…

-Какую  особую часть речи мы с вами забыли? (Междометие)

Очень трудно жить на свете,

Не усвоив междометья.

Коль заблудишься в лесу -

Закричишь: Ау-ау!

Обуял внезапно страх-

Вырвалось невольно: -Ах!

Удаляли зуб больной -

Застонал от боли: -Ой!

Если друг подвёл при всех-

Ты ему с упрёком: -Эх!

Матч на первенство двора-

Побеждаем мы: Ура!

Чипсы съел - до одного-

Удивляясь сам: -Ого!

Анекдоты не новы -

С огорчением: -Увы.

Мчался быстро, во весь дух

И устал, конечно: Ух!

Так что? Легче жить на свете,

Если знаешь междометья?

На вопрос такой всегда

Мы теперь ответим: Да!

Может быть другим ответ?

Скажем мы: -Конечно, нет!

Слово жюри. Объявление итогов игры.

IV. Итог урока

  1. Беседа

 - Что нового узнали на уроке? Сделайте выводы о частях речи.

 - Что понравилось/ не понравилось?

V. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте ещё одно предложение, данное ниже, и определите частеречную принадлежность слова «грустно».

 

 

 

Сегодня ему грустно.

 

 

 

Исправьте ошибки, связанные с употреблением разных частей речи.

 

 

Соберите пословицы

1. Неиспытанный друг… …не догонишь.

2. Выговоренное слово… …скользить не будет.

3. Подкованная лошадь… …если зрячий на возу сидит.

4. И слепая лошадь везет… …что нерасколотый орех.

5. Запоздалый совет… …все равно, что дождь после жатвы.

 

Игра «Собери пословицу».

1. Чтобы Надо сильным, смелым быть напишешь пером

2. Что Не вырубишь топором Родине служить.

3. Когда Цену вещи узнаешь с полки не достанешь.

4. Так и Руки не протянешь потеряешь.

5. Что Смелый находит то ворон считает.

6. Потому что Рассеянный ничего не знает робкий теряет.

7. Где Там и счастье много знать.

8. Чтобы Надо любить книгу труд.

9. Что Ласковое слово дерево без корней.

10. Что Калач тем и хорош весенний день.

11. Что Человек без друзей  горяч.

 

Игра «Третий лишний».

Задание. Вычеркнуть неподходящее словосочетание:

1.а) Благодарить за (то), что помог.

б) Уснул, за (то) не проспал.

в) Орехи мелкие, за (то) вкусные.

2. а) Я рисовал то (же).

б) Стоит то (же) дерево.

в) Это то (же) яблоко.

3. а) Искать так (же), как грибы.

б) Мы плыли так (же), как и вчера.

в) Ольга так (же) шла с нами.

4. а) Что (бы) это значило?

б) Лечь, что (бы) уснуть.

в) Что (бы) мне съесть?

5. а) Так (же) нежно, как и искренне.

б) Так (же) горячо, как в печи.

в) Взять так (же) и собаку.

6. а) Хвалил за (то), что смелый.

б) Премировали за (то) задание.

в) Опоздал, за (то) пообедал.

Ответы: «лишние» – 1а, 2а, 3в, 4б, 5в, 6в.

 

ошибки, связанные с выбором слитного, раздельного и дефисного написания.

 

Клоун неожидал такой неудачи. Ни когда и не для кого он так нестарался. Ему было не по себе. Впродолжение всего вечера он вздыхал: «Ну и ну, вот так фокус! Тьфу, как нехорошо, неполюдски получилось. Боже мой, не ужели номер неудался». Не смотря на веселое настроение, старый артист незабыл послать букетик не забудок маленькой не знакомке.

 

Этимология

Слово «неряха» образовалось от слова «ряха» – щеголиха; Слово «незабудка» образовалось от слова «не забудь»;

«неуклюжий»  от слова «уклюжий» – красивый, статный; «нелепый» от «лепый» – красивый, хороший;

«ненастье» – от  «настье»  – вёдро – сухая солнечная погода. «несуразный»  от слова «суразный» – красивый, видный, складный.

 

 

«Грамматическое лото»

 

Обе команды получают карточки, на которых записаны примеры на изученное правило, каждый пример вписан в свою «ячейку»:

 

 

Движение вперед необходимо так(же), как и дыхание. – В ее наряде простота, но так(же) и вкус!              (Не)смотря в зеркало – (не)смотря на беспокойную ночь

Надобно иметь силу характера говорить и делать одно и то(же). – В неудачах бывают то(же) хорошие стороны.              (Вместо)  предисловия – ( в)место, никому неизвестное.

За(то) дело, что тебе дорого, всегда держись. – Он жил настоящим мгновением, за(то) уж жил вполне.              Иметь(в)виду – ( в)виду недостатка.

Что(бы) ни случилось, не теряй бодрости. – Что(бы) полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.              (В) течение последних лет – (в) течении ручья

Человек создан за(тем), чтобы идти вперед и выше. – Легко следовать за(тем), кто правильно ведет.              Ошибки (в)следствие невнимательности – (в)следствии, начатом прокурором.

Открытка, которая по формату равна карточке, разрезается  так же, как карточка. Затем на этой открытке записываются правильные ответы.

 

Так же – также Не смотря на – несмотря на

То же – тоже Вместо – в место

За то – зато В виду – ввиду

Что бы – чтобы В течение – в течении

Затем – за тем Вследствие – в следствии

Открытка разрезается по линиям, получается 10 фишек. К ним добавляются неправильные фишки-ответы, равные по формату правильным фишкам-ответам. Рисунки же фишек с правильными и неправильными ответами разные, так как берутся разные по раскраске открытки. Задача команд – быстро и правильно накрыть фишками карточку (ответы «смотрят» на ребят).

 

Определите части речи.

Как он смел!

Имя прилагательное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал

 

Вечер  …ночи пробирался;

… ночлег Иван собрался;

Вдоль … улице идет,

Ест картошку … поет.

… он поля достигает,

Руки … боки подпирает

  … прискочкой … пан,

Боком входит … балаган.

Все по – прежнему стояло,

… коней …  … бывало;

… игрушка – горбунок

… его вертелся ног.

Слова для справок:

У, к, вот, на, с, и, по, лишь,

 словно, но, в, и, не, как

 

Карточки «Экспресс-опрос»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначает предмет

 

 

Обозначает признак предмета

 

 

Обозначает число, количество предметов, порядок при счете

 

 

Указывает на предмет, на признак предмета, на количество

 

 

Обозначает действие предмета

 

 

Обозначает признак предмета по действию

 

 

Обозначает добавочное действие при основном

 

 

Обозначает признак действия, признак предмета, признак другого признака

 

 

Обозначает состояние внешней среды или состояние человека

 

 

Выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении

 

Связывает однородные члены,  простые предложения в составе сложного предложения и предложения в тексте

 

 

Вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов

 

 

Обозначает состояние внешней среды или состояние человека


Вечер  …ночи пробирался;

… ночлег Иван собрался;

Вдоль … улице идет,

Ест картошку … поет.

… он поля достигает,

Руки … боки подпирает

  … прискочкой … пан,

Боком входит … балаган.

Все по – прежнему стояло,

… коней …  … бывало;

… игрушка – горбунок

… его вертелся ног.

 

Слова для справок:

У, к, вот, на, с, и, по, лишь,

 словно, но, в, и, не, как

 

 

 

 

Вечер  …ночи пробирался;

… ночлег Иван собрался;

Вдоль … улице идет,

Ест картошку … поет.

… он поля достигает,

Руки … боки подпирает

  … прискочкой … пан,

Боком входит … балаган.

Все по – прежнему стояло,

… коней …  … бывало;

… игрушка – горбунок

… его вертелся ног.

 

Слова для справок:

У, к, вот, на, с, и, по, лишь,

 словно, но, в, и, не, как

 

 

 

 

Вечер  …ночи пробирался;

… ночлег Иван собрался;

Вдоль … улице идет,

Ест картошку … поет.

… он поля достигает,

Руки … боки подпирает

  … прискочкой … пан,

Боком входит … балаган.

Все по – прежнему стояло,

… коней …  … бывало;

… игрушка – горбунок

… его вертелся ног.

 

Слова для справок:

У, к, вот, на, с, и, по, лишь,

 словно, но, в, и, не, как

 

 

 

 

Вечер  …ночи пробирался;

… ночлег Иван собрался;

Вдоль … улице идет,

Ест картошку … поет.

… он поля достигает,

Руки … боки подпирает

  … прискочкой … пан,

Боком входит … балаган.

Все по – прежнему стояло,

… коней …  … бывало;

… игрушка – горбунок

… его вертелся ног.

 

Слова для справок:

У, к, вот, на, с, и, по, лишь,

 словно, но, в, и, не, как

 

 

Правописание причастий и деепричастий с НЕ.

Необычную шифровку прислали нам. Наша задача расшифровать написание не со словами. Попробуем?

1. (Не) разбумканное писало кулумало на мсте, зюмо (не) промутым

2. Кралко (не) вытанная крессом мальпива укивала на матере.

3. (Не) выпулунная, а пуленая тромка закарушила матерну в стоме.

4. Козоля, (не) доумевая, зымкала на (не) проломленную хварку.

5. Писало (не) разбумано стилкой в рум.

6. Калуша, (не) увязив Ляпупу, посяпала с напушки.

 

 

 

 

 

Правописание причастий и деепричастий с НЕ.

Необычную шифровку прислали нам. Наша задача расшифровать написание не со словами. Попробуем?

1. (Не) разбумканное писало кулумало на мсте, зюмо (не) промутым

2. Кралко (не) вытанная крессом мальпива укивала на матере.

3. (Не) выпулунная, а пуленая тромка закарушила матерну в стоме.

4. Козоля, (не) доумевая, зымкала на (не) проломленную хварку.

5. Писало (не) разбумано стилкой в рум.

6. Калуша, (не) увязив Ляпупу, посяпала с напушки.

 

 

 

 

 

Правописание причастий и деепричастий с НЕ.

Необычную шифровку прислали нам. Наша задача расшифровать написание не со словами. Попробуем?

1. (Не) разбумканное писало кулумало на мсте, зюмо (не) промутым

2. Кралко (не) вытанная крессом мальпива укивала на матере.

3. (Не) выпулунная, а пуленая тромка закарушила матерну в стоме.

4. Козоля, (не) доумевая, зымкала на (не) проломленную хварку.

5. Писало (не) разбумано стилкой в рум.

6. Калуша, (не) увязив Ляпупу, посяпала с напушки.

 

 

Группа предложений 1.

Определите, какими частями речи являются выделенные слова в предложениях.

 

1.Спокойно ответили жители.

2. Море спокойно.

3.В доме спокойно.

 

 

 

 

 

Группа предложений 2.

Определите, какими частями речи являются выделенные слова в предложениях.

 

1.Его лицо грустно.

2.Мне грустно.

3.Друг грустно сидел у окна.

 

 

 

 

 

Группа предложений 3.

Определите, какими частями речи являются выделенные слова в предложениях.

 

1.Он интересно рассказывал о путешествии.

2.Произведение интересно своим сюжетом.

3.Нам было интересно на выставке.

 

 

doc
Додано
12 вересня 2018
Переглядів
901
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку