Урок "Бактерії-найменьші одноклітинні організми

Про матеріал
Цель:  Сформировать у учащихся общие представления о представителях царства Дробянки. Выделить отличительные признаки представителей этого царства : микроскопические размеры, отсутствие ядра, наличие в клеточной стенке муреина; рассмотреть особенности процессов жизнедеятельности( питание , размножение) ; распространение бактерий в природе; определить место дробянок в мире живой природы. Показать значение дробянок в природе и жизни человека.  Развивать аналитические навыки, самостоятельность, уметь выделять главное; формировать навыки работы с компьютером.  Убедить учащихся в необходимости дробянок в природе и жизни человека.  Содействовать гигиеническому, экологическому и эстетическому воспитанию.
Перегляд файлу

Енергодарська загальноосвітня школа №4

 

Енергодарська загальноосвітня школа I-III ст. № 4

 

 

 

 

 

 

(6 клас. Клас корекції)

 

 

Тема: Бактерії — найменші одноклітинні організми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вчитель біології: Смиковська Т. М.


Тема. Бактерии - наименьшие одноклеточные организмы.

 

Цель:

  • Сформировать у учащихся общие представления о представителях царства Дробянки. Выделить отличительные признаки представителей этого царства : микроскопические размеры, отсутствие ядра, наличие в клеточной стенке муреина;  рассмотреть особенности процессов жизнедеятельности( питание , размножение) ; распространение бактерий в природе; определить место дробянок в мире живой природы. Показать значение дробянок в природе и жизни человека.
  • Развивать аналитические навыки, самостоятельность, уметь выделять главное; формировать навыки работы с компьютером.
  • Убедить учащихся в необходимости дробянок в природе и жизни человека.
  • Содействовать гигиеническому, экологическому и эстетическому воспитанию.

 

Оборудование: таблицы, схемы, лабораторная посуда для опытов, компьютеры.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

Форма урока: урок- спектакль.

 

Ход урока

 

Заходит ученик:

--- Я - купец с Голландии. Жил я в  ХVII  столетии. Родился в 1632году в г. Дельфти. Не бывали ли вы там? Обидно, очень хороший город. Мой отец мечтал чтобы я разбогател. Отправил меня учиться коммерции в Амстердам. Я очень любил своих родителей и не стал с ними спорить. Закончил учебу и открыл свое дело по продаже тканей, парусины. Дела мои шли хорошо. Но у меня было одно увлечение. Любил я очень шлифовать стекла и вставив их в оправу, наблюдать удивительный микроскопический мир. Да чего же интересно. У меня даже царь Петр 1 в гостях побывал! Понравился он мне - такой любознательный, всем интересовался. А на прощанье я ему подарил самый удивительный прибор, который и сейчас хранится в Петербурге, в Кунсткамере.

И так, ребята, узнали меня?

 

Антонии Левенгук

Что за удивительный прибор я сконструировал?

 

Микроскоп

Много чего можно увидеть в микроскоп. И каплю крови, и листочки, каплю воды с лужи. Кишит она анималькулями. Хотите посмотреть? Тогда, слушайте и смотрите!

Сегодня мы ребята совершим с вами фантастическое путешествие в микроскопический мир живых организмов царство Дробянок.

 

Давайте откроем  Мой компьютер – 2 раза; Локальный диск Д . Папка «Бактерии»; Презентация « Бактерии».

 

Прочитаем тему нашей презентации.

Щелкнули мышкой 1 раз . Здесь мы увидим  портрет А. Левенгука.

 

 

Посмотрите как в капле воды кишит жизнь разнообразных существ похожих на палочки, закрученные спирали, зашивили хвостиками, так выяснилось, что мы живем в мире бактерий.

Щелкнули мышкой 1 раз

 

 

 

В ходе урока мы найдем ответы на следующие вопросы:

1.Где живут бактерии?

2.Каково их строение?

3. Какие формы характерны для бактерий?

4.Какие процессы жизнедеятельности характерны для бактерий?

5  Какова их роль в природе и жизни человека?

 

Как в настоящем спектакле у нас будут актеры и антракты между действиями. Представление будут останавливаться, если я покажу знак  Во время антрактов мы будем обговаривать то, что увидели, что нужно обсудить. И так внимание , звенит 3-й звонок и представление начинается.

 

Бактерия (ученица). Уф, наконец-то приползла. Кажется, не опоздала. Но где же моя подруга носток- цианобактерия? Мы сегодня с ней на прогулку собрались. А вот и она!

 

Носток (ученица). Ну, что за жизнь пошла? Бедным «малышкам» покоя нет!

 

Бактерия. Что случилось? Ты всегда такая веселая. А сегодня…

 

Носток. Как не огорчаться? Куда не глянь, кого не послушай … Все о нас только и судачат. Говорят…

Наряд и содержимое простовато;

-места якобы нет нам  в системе живой природы;

-формы  их наши не устраивают;

-говорят, что всегда и везде мы живем.

 

Бактерия. Как хорошо, что мы умеем защищаться?

 

Ребята, давайте откроем следующий  кадр презентации ,а для этого щелкнем 1 раз мышкой.  Строение растительной клетки и клетки бактерий.

 

 

 

 

Найдем ответ на вопрос:  действительно ли простое строение имеют бактерии?

Учащиеся в ходе беседы выявляют особенности строения бактерий. Заполняют   схему 1   в тетради.

Бедные бактерии так были расстроены, что им нет места в системе живой природ , а так ли это на самом деле?

 

 

Давайте им поможем.

Внимательно всмотритесь на рисунок 3 Он поможет нам ответить на вопрос : одинаковую форму имеют бактерии?

Бактерии разнообразны по форме: они имеют форму шариков - кокки, вид прямых палочек- бациллы, изогнутых палочек- спириллы, со жгутиками- вибрионы.

Ребята, а верно говорят , что бактерии распространены везде? Давайте попробуем разобраться и в этом.

Щелкнем мышкой по экрану.

 

 

Открываем кадр Распространение бактерий в природе.

(в почве в 1 куб см около 100 тысяч бактерий; есть они в ледниках и в гейзерах)

Следующие кадры (. в кожуре яблока, в унитазе, на зубной щетке; на коже ; одежде, кухонной тряпочке и деньгах) Какой вывод можно сделать на основании увиденного?

 

    

 

     

 

 

Кстати сказать , а почему они живут повсеместно?

 

Бактерия. Бр-р… горячо, гейзер все таки температура 65- 93 градуса. Будем защищаться. Бактерии покрываются « оболочкой» . Выглядывают из- под нее и говорят: « Теперь нам не страшно. Мы в споре Наша плотная оболочка защитит нас .Даже от кипячения, высушивания и других невзгод.  Подует ветер, побежит вода и споры перенесутся на большие расстояния .До скорой встречи! ( звучит мелодия)

 

Носток. А вообще если правду говорить, то люди все-таки меня больше уважают. У меня и наряд поразнообразнее.

Откроем кадр Цианобактерии.

 

 

Цианобактерии бывают одно- многоклеточные, а также  колониальными. Они способны к движению, хотя жгутиков у них нет. Обитают в водоемах, гейзерах, во льдах Арктики и Антарктиды, встречаются в талломе лишайников.

 

Носток - колониальная форма, представляющая вид скоплений из шаровидны клеток. В Японии, Китае носток используется в пищу - богат белками. При массовом размножении цианобактерии нарушают водоснабжение, мешают рыбоводству, гибнет рыба и водоплавающие птицы от их ядов.

 

Бактерия. Хотя ты очень своенравная натура и хвастливая, но ты моя подруга , Ты добрая и щедрая. Хорошо, что природа наградила удивительными способностями.

Носток, Ребята , я забыла потеряла мысль . Какими способностями я обладаю?

 

Носток имеет в своем составе хлорофилл.

Какой процесс может происходить на ее мембранах?

 

Фотосинтез. Таким образом, как и  зеленые бактерии цианобактерии способны к автотрофному питанию, т. е способны создавать органические вещества из неорганических. Другие же дробянки питаются готовыми органическими веществами мертвых тел. Это бактерии гниения, почвенные. Они играют роль санитаров природы. Без этих бактерий наша планета превратилась в свалку по имени Земля. Эти бактерии относятся к сапротрофам.

 

Бактерия. Многие бактерии портят продукты. За это нас подвергают мукам: маринуют, коптят, солят, морозят. И все из-за этих, Ух, ненавижу Л, Пастера, Коха, Заболоцкого. Это они  подсказали людям, как с нами бороться.

 

Существует такой способ  уничтожения бактерий в жидкостях и продуктах питания. Продукт подвергают пастеризации( нагревают до 60- 85 градусов в течении 15 минут,. После чего закрывают в стеклянной посуде. Этот способ подсказал Л. Пастер.

 

Носток. Наши подружки – болезнетворные бактерии за нас мстят людям. Они питаются соками и вызывают у людей разные болезни.

 

По способу питания к каким организмам относятся болезнетворные бактерии?

 

К паразитам. ( ученики заполняют схему3) Ребята, откроем кадр Болезнетворные бактерии и ознакомимся с этими представителями.

 

 

Бактерия Что и говорить в семье не без урода. Но хочу обратить внимание , что среди нас есть клубеньковые бактерии которые вступают в сожительство с бобовыми растениями и обогащают их азотом.

Откроем кадр молочнокислые бактерии

 

 

Носток. Да, да не забудьте об этом . А я хочу еще добавить, что благодаря  молочнокислым бактериям вы- люди , питаетесь творожком ,.сметаной, кефиром.

Бактерия Ребята, давайте поставим эксперимент.

.

Носток Подружка, посмотри! Вот и новое поколение подоспело. Из одной материнской клетки появляется 2 дочерние. Ух, вы мои маленькие! Ух, вы мои хорошенькие! Через 20 минут и они уже взрослые. Скорость просто поразительная!

 

 За 5 суток  бактерии при беспрепятственном размножении могли бы полностью заполнить весь Мировой океан.

 

 

Какой способ размножения бактерий  вы увидели в презентации?

Бесполом

Но иногда 2 бактерии сливаются. Во время слияния они обмениваются наследственной информацией. Такой способ называется половым.

 

Поведение итогов.

Откроем кадр Значение дробянок в природе.  Что мы узнали о дробянках?

 

 

Человек тысячелетия жил рядом с бактериями- и если когда- нибудь задумает свое переселение, то в Ноев ковчег с собой обязательно возьмет пробирку с бактериями. Нам без бактерий не прожить!

Ненужных существ на земле не бывает.

Пусть каждый об этом не забывает.

И серая мышка, и в поле ромашка.

И гриб боровик, и зеленый носток

Работу свою выполняет дружок.

Одни санитары, другие-кормильцы

А третьи и сами не прочь поживиться.

Четвертые на службе у людей состоят

И каждую минуту все новых плодят.

Не нужных существ на земле не бывает

Пусть каждый об этом не забывает!

Контроль знаний

Предлагаем выполнить тестовые задания, которые помогут нам узнать, как вы усвоили тему урока.

 

 

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Чем запомниться вам этот урок? Что нового вы узнали на уроке?

 

Домашнее задание: 1. Выучить параграфы №12-13; ответить на вопросы; закончить схемы в тетради, составить кроссворд « Бактерии».

 

1

 

docx
Пов’язані теми
Біологія, Розробки уроків
Додано
26 липня 2019
Переглядів
651
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку