Цель: учить детей читать слова с русской буквой Е, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, определять ударный звук;
формировать орфоэпические навыки, развивать фонематический слух;
обогащать словарный запас;
воспитывать интерес к урокам русского языка.
Тема: Буква Е [йэ] [йи] [э] [и]
Цель: учить детей читать слова с русской буквой Е, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, определять ударный звук;
формировать орфоэпические навыки, развивать фонематический слух;
обогащать словарный запас;
воспитывать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: комбинированный с элементами нестандартности.
Оборудование: жетоны, карточки со словами, компьютерная презентация, иллюстративный материал.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги наша лень,
Не мешай учиться –
Будем мы трудиться!
2.Представление
- Дети, меня зовут Павлина Викторовна, и сегодня я у вас буду проводить урок русского языка.
3. Проверка готовности к уроку
- Садитесь, дети, сложите руки на парты. На партах не должно быть ничего лишнего. У вас должны лежать: тетрадь, учебник, ручка карандаш, дневник. Все лишнее уберите в портфель.
4. Девиз урока
- Девиз нашего сегодняшнего урока «Учиться будем дружно, учиться будем весело!»
- Давайте прочитаем его хором.
- К чему призывает нас девиз?
- Какая последняя буква в слове «дружно».
- А какой звук?
- Почему?
- Как произносим и как написано слово «учиться»?
ІІ. Введение сказочного героя
1. Игровой момент «Ёжик»
- Дети, внимательно послушайте загадку:
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это ... (ёж)
-Так кого же автор называет кусачём?
- Как вы думаете, почему?
- Так вот, ребята, сегодня на урок я к вам пришла не одна, а с Ёжиком, который просит у вас помощи. Так как скоро уже наступит зима, ему необходимо пополнить свои запасы на зиму, но как вы видите, что вдруг резко похолодало и он боится, что не успеет всё собрать, вы ему поможете? А тот, кто будет самым активным и внимательным получит вот такую фишку.
ІІІ. Проверка домашнего задания.
Мама Милу мыла мылом.
Миле в глаз попало мыло -
Мила мыло не любила.
Мама Милу мыла, мыла.
- Давайте прочитаем вместе.
- Теперь с каждым повторением скороговорки увеличиваем темп декламации.
- Как произносим МЫ? МИ? Как нужно читать И в русском языке? (как в украинском І)
- На что указывает буква «и»? (на мягкость предыдущего согласного).
2. Звуковой анализ слов (как на украинском языке).
3 ученика на доске (по карточкам) проводят звуковой анализ слов:
хитрый, синий, красивый
[ = о - - о -] [= о = о -] [- - о = о - о -]
Проверка:
- Как в русском языке читаем букву И? (как в украинском І )
- На что указывает буква И перед согласным? (буква И обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед ней).
3. Работа с загадками.
Загадки:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается -
За хвостом гоняется. (Котик).
Птица ходит по двору,
Деток будет поутру!
На макушке гребешок,
Кто же это? (Петушок).
- Дети, ответы этих загадок вам ни о чём не напоминают? Вам же было домой задание рассказать сказку «Котик и петушок».
4. Пересказ сказки по иллюстрациям
- Мне нужно три ученика, которые смогут рассказать эту сказку по иллюстрациям (три ученика рассказывают сказку с помощью картинок с презентации).
- Молодцы! Вы хорошо знаете эту сказку.
5. Игра «Переводчик»
- Те к кому я буду подходить и давать в руки мячик, должен быстро переводить слова на русский язык. Так что начинаем!
Слова: книга, лимон, лист, слива, іволга, гарний, синій, ікра, лінія, павуки, прізвище,качка, ім’я…
Русское слово произносим хором
- Молодцы, дети!
ІV. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с буквами русского алфавита, которые похожи на буквы украинского алфавита, но имеют другое звуковое значение.
2. Физминутка.
V. Изучение нового материала.
1. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся. какие звуки обозначает русская буква «Е», выясним, какими являются согласные, стоящие перед русской буквой «Е».
2. Знакомство с новым правилом.
Правило: Украинская буква Є – русская буква Е. (табличка)
В русском языке Е читай, как в украинском языке - Є
- В русском языке буква Е может обозначать такие звуки:
Е
[йэ] [и]
[э] [йи]
Чтение слов по таблице: Я читаю, вы хором за мной повторяете:
єдиний еди'ный
Київ Ки'ев
- На какую букву падает ударение?
Буква Е без ударения в начале слова и после гласного обозначает звуки [й и]
їхати е'хать
їсти е'сть
ялина е'ль
- На какую букву падает ударение?
- Какие звуки обозначает?
(Буква Е под ударением в начале слова обозначает звуки [й э] )
Євген Евге'ний
- Как читаем букву Е в русском языке? (как в украинском Є)
- Какие звуки обозначает буква Е после согласного под ударением? ([э])
- На что указывает? (на мягкость предыдущего согласного)
3. Игра «Эхо».
- Повторяйте за мной, как будто вы эхо:
Если, ели, ехать, едут, ехал, ехали, еда, едят; тонкое, красное, сладкое, жаркое.
- Какие звуки обозначает буква Е в словах?
V. Закрепление нового материала.
- Подумайте, какие буквы спрятались под кляксами?
(І- столбик записать, ІІ- усно).
л |
ь |
|||
н |
о |
т |
||
х |
а |
т |
ь |
|
ж |
о |
н |
о |
к |
Е
- Где находится буква Е? Какие звуки обозначает?
к |
р |
а |
с |
и |
в |
о |
|||
б |
о |
л |
ь |
н |
о |
||||
д |
о |
б |
р |
о |
|||||
т |
и |
х |
о |
||||||
Е
- Где находится буква Е? Кто заметил, после гласного или согласного находится буква Е?
- Какие звуки обозначает буква Е в этих словах?
2. Упражнение на логику (соедини).
На доске слева слова, справа картинки.
- Олень. Звуковой анализ слова (на презентации иллюстрация, потом появляется слово)
– Какой третий звук? (э)
- Этот звук обозначается на письме буквой Е, и эта буква, как и буква И в русском языке указывает на мягкость предыдущего согласного.
Звуковой анализ слов (3 ученика)
дерево
медведь
белка
- На что указывает буква Е после согласного? Какой звук обозначает под ударением? Без ударения?
- Один ученик читает, другой переводит?
День – день, олень – олень, ведмідь – медведь, лінійка - линейка, одяг - одежда, пенал - пенал, черговий - дежурный.
- На что указывает буква Е после согласного? Какой звук обозначает под ударением? Без ударения?
На доске:
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была
- О ком скороговорка? Какого цвета снег? Мел? Заяц?
- А какого цвета белка?
Проговаривание скороговорки с убыстрением темпа.
- На что указывает буква Е после согласного?
6. Упражнение на списывание.
Прочитайте. Спишите. Подчеркните букву е
У белки дупло на дереве. ……(упр.8, стр.27)
Проверка.
- На что указывает буква Е после согласного?
Творческое задание (стр. 27 №10)
- Сейчас вы будете видеть на экране иллюстрации, по которым вам нужно рассказать сказку, а для того, чтобы узнать какую - вам нужно разгадать анаграмму:
Т Р Е Е О К М
1 3 2 4 6 7 5 (Теремок)
- Правильно, ответ этой анаграммы – Теремок. Внимание на экран.
(Ученики рассказывают сказку)
VІ. Итог урока.
1. Итоговая беседа.
- Какая была тема урока?
- Что было главное в нашем уроке?
Буква Е: ель - [ ? ]; лето - [ ? ]
- Чему вы научились на уроке?
2. Самооценка.
- Кто считает, что работал на уроке на оценку «отлично»?
- Кто считает, что работал уроке на оценку «хорошо»?
- Почему вы так считаете?
- Теперь давайте посчитаем, кто сколько орешков помог найти белочке!
3. Домашнее задание. Упр.12.
- Дома вам нужно подобрать слова в рифму, например: лето – это, где-то.
4. Прощание.
- До свидания, дети!