29 червня о 18:00Вебінар: Практика вдумливого читання: поради для роботи в початковій школі (і не тільки)

Урок "Буква Е [йэ] , [йи] , [э] , [и] "

Про матеріал

Цель: учить детей читать слова с русской буквой Е, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, определять ударный звук;

формировать орфоэпические навыки, развивать фонематический слух;

обогащать словарный запас;

воспитывать интерес к урокам русского языка.

Перегляд файлу

Тема: Буква Е   [йэ]  [йи]  [э]  [и]   

Цель:   учить детей читать слова с русской буквой Е, проводить звуковой анализ слов, делить слова на   слоги, определять ударный звук;

              формировать орфоэпические навыки, развивать  фонематический слух;

обогащать словарный запас;

воспитывать интерес к урокам русского языка.
 

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: комбинированный с элементами нестандартности.

Оборудование: жетоны, карточки со словами, компьютерная презентация, иллюстративный  материал.

 

                                            Ход урока
I. Организация класса.
 

1. Приветствие

Всем, всем - добрый день!

Прочь с дороги наша лень,

Не мешай учиться –

Будем мы трудиться!
 

2.Представление
- Дети, меня зовут Павлина Викторовна, и сегодня я у вас буду проводить урок русского языка.

 

3. Проверка готовности к уроку
- Садитесь, дети, сложите руки на парты. На партах не должно быть ничего лишнего. У вас должны лежать: тетрадь, учебник, ручка карандаш, дневник. Все лишнее уберите в портфель.

 

4. Девиз урока
- Девиз нашего сегодняшнего урока «Учиться будем дружно, учиться будем весело!»

 

- Давайте прочитаем его хором.

- К чему призывает нас девиз?

- Какая  последняя буква в слове «дружно».

- А какой звук?

- Почему?

- Как произносим и как написано слово «учиться»?

 

ІІ. Введение сказочного героя

1. Игровой момент «Ёжик»

- Дети, внимательно послушайте загадку:

Сам он круглый, а не мяч, 
Рта не видно, а кусач, 
Голой ручкой не возьмешь, 
А зовется это ... (ёж)

-Так кого же автор называет кусачём? 

- Как вы думаете, почему?

- Так вот, ребята, сегодня на урок я к вам пришла не одна, а с Ёжиком, который просит у вас помощи. Так как скоро уже наступит зима, ему необходимо пополнить свои запасы на зиму, но как вы видите, что вдруг резко похолодало и он боится, что не успеет всё собрать, вы ему поможете? А тот, кто будет самым активным и внимательным получит вот такую фишку.

 

ІІІ. Проверка домашнего задания.

  1.  Работа над скороговоркой:

Мама Милу мыла мылом.

Миле в глаз попало мыло -

Мила мыло не любила.

Мама Милу мыла, мыла.

- Давайте прочитаем вместе.
- Теперь с каждым повторением скороговорки увеличиваем темп декламации.

- Как произносим МЫ?   МИ? Как нужно читать И в русском языке? (как в украинском І)

- На что указывает  буква «и»? (на  мягкость предыдущего согласного).

 

2. Звуковой анализ слов (как на украинском языке).

3 ученика на доске (по карточкам) проводят звуковой анализ слов:
хитрый,  синий,  красивый

               [ = о - - о -] [= о = о -] [- - о = о - о -]               

Проверка:

- Как в русском языке читаем букву И? (как в украинском І )

- На что указывает буква И перед согласным? (буква И обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед ней).

3. Работа с загадками.

                 Загадки:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается -

За хвостом гоняется.   (Котик).

Птица ходит по двору,

Деток будет поутру!

На макушке гребешок,

Кто же это?  (Петушок).

- Дети, ответы этих загадок вам ни о чём не напоминают? Вам же было домой задание рассказать сказку «Котик и петушок».

4. Пересказ сказки по иллюстрациям

- Мне нужно три ученика, которые смогут рассказать эту сказку по иллюстрациям (три ученика рассказывают сказку с помощью картинок с презентации).

- Молодцы! Вы хорошо знаете эту сказку.

5. Игра «Переводчик»

- Те к кому я буду подходить и давать в руки мячик, должен быстро переводить слова на русский язык. Так что начинаем!

           Слова: книга, лимон, лист,  слива, іволга, гарний, синій, ікра, лінія, павуки,  прізвище,качка,  імя

Русское слово произносим хором

- Молодцы, дети!

ІV. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы продолжим знакомиться  с буквами русского алфавита, которые похожи на буквы украинского алфавита, но имеют другое звуковое значение.

2. Физминутка.

V. Изучение нового материала.

 

1. Объявление темы и цели урока.

 

    - Сегодня на уроке мы познакомимся.  какие звуки обозначает русская буква «Е», выясним, какими являются согласные, стоящие перед русской буквой «Е».

 

2. Знакомство с новым правилом.

 

Правило: Украинская буква Є – русская буква Е. (табличка)

 

В русском языке Е читай, как в украинском языке - Є

 

- В русском языке буква Е может обозначать такие звуки:

Описание: буква-е

       Е                                  

 

 

 

     э]      [и]

                             [э]       и] 

 

  1. Межъязыковое сопоставление.

Чтение слов по таблице: Я читаю, вы хором за мной повторяете:

єдиний          еди'ный 

Київ              Ки'ев

 

  - На какую букву падает ударение?  

 Буква Е без ударения  в начале слова и после гласного обозначает звуки [й и]

їхати           е'хать

їсти              е'сть

ялина           е'ль

 

 - На какую букву падает ударение?  

- Какие звуки обозначает? 

(Буква Е под ударением  в начале слова обозначает звуки  [й э] )

      Євген            Евге'ний

- Как читаем букву Е в русском языке?  (как в украинском Є)

- Какие звуки обозначает буква Е после согласного  под ударением? ([э])

- На что указывает? (на мягкость предыдущего согласного)

 

3. Игра «Эхо».

- Повторяйте за мной, как будто вы эхо:

                Если, ели, ехать, едут, ехал, ехали, еда, едят; тонкое, красное, сладкое, жаркое.

- Какие  звуки  обозначает буква Е в словах? 

 

V. Закрепление нового материала.

  1. Работа с таблицами.

- Подумайте, какие буквы спрятались под кляксами?

(І- столбик записать,  ІІ- усно).

 

л

ь

н

о

т

х

а

т

ь

ж

о

н

о

к

                             Е
 

- Где находится  буква Е? Какие звуки обозначает?

 

 

к

р

а

с

и

в

о

б

о

л

ь

н

о

д

о

б

р

о

т

и

х

о

Е

 

- Где находится  буква Е? Кто заметил, после гласного или согласного находится буква Е?

- Какие звуки обозначает  буква Е в этих словах?

2. Упражнение на логику (соедини). 

На доске слева слова, справа картинки.

 

 

 

  1. Упражнение на определение звукового значения буквы Е.

 

- Олень. Звуковой анализ слова (на презентации иллюстрация, потом появляется слово)

 Какой третий звук? (э)

- Этот звук обозначается на письме буквой Е, и эта буква, как и буква И в русском языке указывает на мягкость предыдущего согласного.

Звуковой анализ слов (3 ученика)

дерево

медведь

белка

- На что указывает буква Е после согласного? Какой звук обозначает под ударением?  Без ударения?

 

  1. Работа в парах.

- Один ученик читает, другой переводит?

День – день, олень – олень, ведмідь – медведь, лінійка - линейка, одяг - одежда, пенал - пенал, черговий - дежурный.

- На что указывает буква Е после согласного? Какой звук обозначает под ударением?  Без ударения?

 

  1. Работа со скороговоркой  

На доске:

Белый снег, белый  мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была

- О ком скороговорка? Какого цвета снег? Мел? Заяц?

- А какого цвета белка?

Проговаривание скороговорки с убыстрением темпа.

- На что указывает буква Е после согласного?

6. Упражнение на списывание.

Прочитайте. Спишите. Подчеркните букву е

У белки дупло на дереве. ……(упр.8, стр.27)

Проверка.

- На что указывает буква Е после согласного?

 

Творческое задание (стр. 27 №10)

 

- Сейчас вы будете видеть на экране иллюстрации, по которым вам нужно рассказать сказку, а для того, чтобы узнать какую - вам нужно разгадать анаграмму:

                            Т Р Е Е О К М

                            1 3  2 4  6  7  5 (Теремок)

 

- Правильно, ответ этой анаграммы – Теремок. Внимание на экран.

 

(Ученики рассказывают сказку)

 

VІ. Итог урока.

 

1. Итоговая беседа.

- Какая была тема урока?

- Что было главное в нашем уроке?

                         Буква Е:  ель - [ ? ];  лето -  [ ? ]

- Чему вы научились на уроке?

 

2. Самооценка.

- Кто считает, что работал на уроке на оценку «отлично»?

- Кто считает, что работал уроке на оценку «хорошо»?

- Почему вы так считаете?

- Теперь давайте посчитаем, кто сколько орешков помог найти белочке!

 

3. Домашнее задание. Упр.12.

- Дома вам нужно подобрать слова в рифму, например: лето – это, где-то.

 

4. Прощание.

- До свидания, дети!

 

 

 

doc
Додано
22 лютого 2018
Переглядів
2752
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку