Урок з російської мови для 6-го класу "В гостях у Местоимения"

Про матеріал

Урок-подорож «В гостях у Местоимения» можна провести як узагальнюючий урок з теми «Займенник як частина мови» у 6 класі, де учні повинні будуть показати знання, вміння та навички, які вони набули на попередніх уроках, а саме: уміння знаходити займенники в тексті, відрізняти від інших частин мови, визначати розряд, морфологічні ознаки займенників, а також правильно вживати їх у мовленні. Запропоновані завдання та ігри розширюють кругозір учнів, розвивають пізнавальну активність, творчі здібності, виховують комунікативність та інтерес до вивчення російської мови.

Перегляд файлу

Урок-подорож «В гостях у Местоимения» можна провести як узагальнюючий урок з теми «Займенник як частина мови» у 6 класі, де учні повинні будуть показати знання, вміння та навички, які вони набули на попередніх уроках, а саме: уміння знаходити займенники в тексті, відрізняти від інших частин мови, визначати розряд, морфологічні ознаки займенників, а також правильно вживати їх у мовленні. Запропоновані завдання та ігри розширюють кругозір учнів, розвивають пізнавальну активність, творчі здібності, виховують комунікативність та інтерес до вивчення російської мови.

В гостях у Местоимения

Урок-путешествие

(обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение как часть речи», 6 класс)

 

 

Цели: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Местоимение»; развивать мышление, память, речь, творческие способности, орфографическую грамотность обучающихся; воспитывать интерес к изучению русского  языка.

Форма: урок-путешествие.

Тип урока: обобщающий.

 

Оборудование: карта страны Местоимений с отмеченным маршрутом путешествия, слайды с заданиями, карточки с заданиями для работы.

 

Ход урока.

 

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Организационный момент.

 

  1. Вступительное слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе - гений.

Но без труда талант не впрок.

Сейчас  в стране местоимений

Мы вместе проведем урок!

 

Ребята, мы с вами закончили изучение местоимений, а сегодня на уроке повторим и обобщим материал по теме «Местоимение». Урок у нас будет необычный. Мы совершим путешествие в удивительную страну Местоимений.

 

Вспомним, почему местоимения получили такое название?

 

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

 

Учитель: Эти слова и будут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

 

–Почему местоимение имеет такое название?

 (Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)

–Чем отличается местоимение от этих частей речи?

 (Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)

 

 

ІІ. Обобщение по теме «Местоимение как часть речи».

 

2.Учитель.   Местоимение – это страна, на карте которой множество городов, и нам предстоит побывать в каждом из них. Но прежде мы должны вспомнить названия этих городов.

 

 Рассмотрим карту нашего путешествия. Но что это? На карте нет городов (все города закрыты листами белой бумаги). Её нужно расшифровать (все разряды местоимений). В каждом  предложении найдите местоимения и определите их разряд (город).

 

  1. Отец сидел в кресле и не поворачивался ко мне.
  2. Друга любить - себя не щадить.
  3. Кое - какие иллюстрации ребятам понравились.
  4. Учёным никто не родится.
  5. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
  6. Мальчики вышли на дорогу, которая вела в лес.
  7. Умный  надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.
  8. Книга - окно в мир, почаще  заглядывай в это окно.
  9. Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

 

Карту мы расшифровали. А теперь в путь!

 

3.Учитель.  

В городе Личных местоимений мы задержимся недолго. Но прежде чем войти туда, мы должны отгадать загадку:

 - Какие местоимения самые чистые?  (Вы – мы – ты.)

 - Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)

 - Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)

 - В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)

 

Задание:

 Прочитайте выразительно стихотворение.

 Найдите личные местоимения, укажите их падеж.

 

Заранее, заранее

 Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

 Мой старший брат,

Он мне расскажет

 Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

 

И вот он начал

 Свой рассказ:

Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

 Она ползла,

А он как даст ему

 Со зла!

Они ей — раз!

Она им — раз!

Но тут как раз

 Её он спас,

Он был с ней

 Заодно...

Ух, сильное кино!

 

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

(Агния  Барто. Сильное  кино)

 

Какими членами предложения они являются? 

4.Учитель.   А вот имение Возвратного местоимения.

 

-Почему все местоимения живут в городах, а здесь мы видим  имение? (Одно местоимение себя)

Этот единственный житель не скучает, так как он тоже может менять лицо. Докажите.

- А какова особенность этого местоимения?  (Не имеет именительного падежа)

А ещё это местоимение любит дружить с фразеологизмами.

 

Объясните значение следующих фразеологизмов:

  • Читать про себя - не произнося, не  вслух.
  • Владеть собой - не терять самообладания, быть сдержанным, спокойным в какой либо ситуации.
  • Судить по себе  - по своим силам.
  • Уйти в себя - стать замкнутым, необщительным.
  • Не похож на себя - не такой, как обычно.
  • Себе на уме - скрытен, хитёр.

Составьте и запишите предложения с 3 фразеологизмами.

 

5. Учитель.   Город Вопросительных и Относительных местоимений.  Эти два города так похожи друг на друга, что порой трудно их отличить. Вот жители просят вас рассудить их, где кому жить.

Игра «Светофор»

Работа с сигнальными карточками (красный цвет – вопросительное местоимение, жёлтый – относительное).

 

  1. Какое озеро самое большое на земле?
  2. Я знаю, какое озеро самое большое на земле.
  3. Ребята с интересом рассказывают о походах, в которых они участвовали летом.
  4. Кто написал картину «Три богатыря»?
  5. Все знают, кто написал картину «Три богатыря».
  6. Ложился густой туман, в котором потонула вся окрестность.
  7. Что называется частью света?
  8. Чей это конь бежит в степи?
  9. Мы не знаем, что будет завтра.

 

6. Учитель.   Город Неопределённых местоимений. При въезде в следующий город висит транспарант, и только объяснив его, мы сможем попасть туда.

не-   ни-

-то, -либо, -нибудь

-кое.

 

Запись местоимений под диктовку на доске и в тетради.

 

Приготовить   кое-что, сдружиться  с кем - нибудь, рассердиться из-за чего-то, купить несколько метров, встретиться кое с кем, сбегать за чем-нибудь, некоторые ученики.

 

- Почему эти местоимения называются неопределёнными?

 

7. Учитель.   Город Отрицательных местоимений.

 

 Жители следующего города никогда ни с кем не соглашаются. Кто они?

- Что вы можете о них сказать?

Не и ни не имеют постоянного места. Что им мешает?

 Ответьте и вы на их вопросы отрицательно.

 

  1. Кем ты хочешь стать в будущем?
  2. О чём ты мечтаешь?
  3. Чей это карандаш?
  4. К кому ты сегодня пойдёшь в гости?
  5. С кем ты вчера играл во дворе?
  6. Сколько у тебя сегодня «5»?
  7. В какую сторону ты пойдёшь?
  8. С чем ты пришёл в школу?
  9. Кто завтра пойдёт в поход?

 

 

8. Учитель.   Город Притяжательных местоимений. Жильцы этого города любят всё присваивать себе.

 

- Что вы  знаете о притяжательных местоимениях?

- Ответьте притяжательными местоимениями.

 

Если платок, то чей? (Мой). Шарф? (Твой). Книга (Наша). Ручка (Ваша). Солнце (Наше).

Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

 

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:

Детям надо наполнять ихние желудки».

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упрёки.

Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день».

А.Хайт

 

(евонный – его, ихние – их, ейные – её)

 

 9. Учитель.   Город Указательных местоимений. В этом городе все жильцы любят указывать и считают, что без них речь не точна.

Шарада

Первый слог – это местоименье.

Слог второй – лягушиное пенье.

Ну а слово само – на природе,

Во саду ли растёт, в огороде

(Тыква)

 

Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда  в котле кипит вода.

Местоименье – слог второй.

А в целом – столик школьный твой

     (Парта)

Миниатюра на тему «За грибами».

На то место; столько грибов; такие хорошие; крепкие; в этом лесу. ( Составить миниатюру с данными словосочетаниями).

 

10. Учитель.   И последний город, в котором мы остановимся, - это город Определительных местоимений.  Назовите их.  (Каждый, любой, всякий, иной, другой).

 

Они просят вас разместить их в этом тексте, который без них совершенно непонятен:

 

 Ребята!  … из вас после окончания школы может выбрать … профессию. Нужно только помнить, что … работа требует упорства, и надо учиться уже в школе преодолевать … трудности.

 

 

11. Дворец королевы Местоимений.

 

Демонстрация рисунков - портретов королевы.

Вручение корзины с цветами.

 

III.   Домашнее задание (морфологический разбор местоимений- задания на карточках)

    По желанию: написать сказку « В гостях у местоимений» или « Путешествие по стране Местоимений».

IV. Итог урока.

 

   Урока время истекло…

   Я вам, ребята, благодарна

   За то, что встретили тепло

   И поработали ударно.

 

Рефлексия.

 

- У меня на столе лежат цветы, которые нам подарила королева страны Местоимений. Я предлагаю украсить её страну. Если вам урок понравился, было интересно – выберите красный цветок, если вы остались равнодушными, вам было неуютно – возьмите зелёный цветок, а если вам наше путешествие не понравилось – синий цветок. Выбранные цветы прикрепите на доску (на карту страны). 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 3
Оцінки та відгуки
  1. Свінарьов Віктор
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  2. Савенко Лариса Олексіївна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  3. Туінова Світлана Григоріївна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
1 березня 2018
Переглядів
314
Оцінка розробки
5.0 (3 відгука)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку