ТЕМА. «Знакомство с умножением многозначного числа на трехзначное число»
4-й класс
Цели урока: Познакомить с приемом умножения многозначного числа на трехзначное; провести сравнение между умножением многозначного числа на двузначное и умножением многозначного числа на трехзначное; закрепить умение выполнять арифметические действия с именованными числами.
Ход урока:
Учитель: Сегодня нам предстоит большая, серьезная работа. Но сначала задание, требующее внимания.
На доске:
- Сравните между собой выражения первого и второго столбиков. Чем они похожи? Чем отличаются? Как называются выражения, стоящие в первом столбике?
Д. Равенства.
У. Во втором столбике?
Д. Неравенства.
У. Распределите выражения первого столбика на несколько групп и запишите их в тетрадь.
Дети выполняют задание.
-Молодцы, хорошо справились с этой работой. А теперь следующее задание. Мне кажется, что оно трудное, а может быть, и нет. Вам нужно восстановить цифры.
На доске:
Один ученик выполняет на доске, остальные в тетрадях. Затем решение сравнивают.
- Составьте задачу, обратную данной.
У. Молодцы, а теперь очень трудное задание. Оно для вас новое.
На доске:
- Прочитайте выражения первого столбика. Сравните их. Найдите значение данных выражений.
Один ученик решает на доске.
- Сравните свое значение выражения с результатом, который получился на доске.
Дети выполняют задание.
- А теперь мы можем перейти ко второй части задания. Прочитайте выражения второго столбика. Сравните их между собой. Что вы заметили?
Ответы детей.
У. А теперь сравните выражения первого и второго столбиков попарно. Что вы можете сказать о значениях этих выражений?
Д. Они отличаются вторыми множителями: во втором столбике они трехзначные.
У. Чем будет отличаться выполнение умножения в первом случае от второго?
Д. Во втором случае будет три промежуточных результата. Первые два результата будут одинаковыми с результатами примеров первого столбика.
У. Давайте проверим, верно ли мы нашли отличия при выполнении действий.
На доске:
У. Чем похожи выражения? Чем отличаются? От чего зависит количество промежуточных результатов?
Д. От количества цифр во втором множителе.
У. Запишите второй пример. Выполните его с проверкой.
Дети записывают пример 6 7 4 х 3 7 5, решают его и делают проверку.
У. Прочитайте выражение, записанное на доске.
На доске:
У. Сравните числа, с которыми мы работали в предыдущем задании, и числа, которые мы употребили в этом задании.
Д. Данные числа именованные и натуральные.
У. А почему они называются именованными? А где еще мы встречаемся с именованными числами?
Д. В магазине, на почте.
У. Какое открытие мы сегодня сделали?
Ответы детей.