Урок для другого класу " Прямокутник. Квадрат"

Про матеріал

Розробка уроку може використовуватись при вивчені теми "Прямокутник. Квадрат" за діяльнісною технологією у другому класі. Урок интегрований . Діти здобувають знання і з навколишнього світу, використовуючи медіаресурси.

Перегляд файлу

1

 

Математика  Л.Г. Петерсон , урок 17, стр.53.  

                                         Прямоугольник. Квадрат.

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать представление о прямоугольнике и квадрате как частном случае прямоугольника. Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.

ЗАДАЧИ УРОКА:

образовательные: сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, учить строить фигуры с помощью линейки и угольника; тренировать способность к вычислению периметра прямоугольника и квадрата, использованию свойств чисел для рационализации вычислений, счету через 2-6, учить правильно использовать найденную информацию из разных медиа- источников.

развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.

воспитательные: воспитывать любовь к предмету, к животным, чувство сотрудничества, аккуратность.

                                                     Ход урока

 

1. Орг. Момент                           Слайд 1

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок,

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

 Слушаем и думаем, считаем и решаем,

а потом все грамотно и правильно отвечаем.

- Ребята, мы с вами  снова в удивительной стране математики, где живут числа и знаки, где дружат равенства и неравенства. Путешествие будет необычное, поэтому будьте внимательны, все запоминайте, так как в конце нашего путешествия вас ждет небольшая проверка, и справятся с ней только самые любознательные и активные ученики. Желаю успеха!

2. Актуализация знаний.

а) Задания на развития внимания.

Слайд 2

10 3 2 5 8 

1 6 4 9 5

- Что интересного в записанных числах? (записаны разными цветами; все “красные” числа - четные, а “зеленые” - нечетные).             

- Какое число лишнее? (10 – круглое, 10 – двузначное, 5 повторяется два раза)

- Закрою число 10. Есть ли лишние числа среди остальных? (3 – у него нет пары до 10).

- Найдите сумму всех “красных” чисел. (30). Как удобнее?

- Найдите сумму всех “зеленых” чисел. (23)

- На сколько 30 больше 23? (на 7)

- Найдите сумму всех чисел. (53)

б) Работа с числом.

- Открыли тетради. Расскажите, что вы знаете о числе 53? (двузначное число, 5 десятков, 3 единицы. Предыдущее число 52, последующее 54, сумма цифр равна 8, сумма разрядных слагаемых 50+3)

- Запишите графическую модель числа.

- Выразите число 53 в разных единицах измерения.

(53 = 5д 3ед = 5дм 3см = 53см)

- Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию. А куда, вы узнаете, если найдете правильные ответы.

в) Игра “Найди правильный ответ”.

Слайд 3

49+34+1+10 94 – р

61+(4+9)           74 – о

(54+28)+2           84 – п

96-19-1           76 – о

36 – 13 – 7           16 – з

96+57-57           96 – к

(725+86)-725 86 – а

- На какие группы можно разбить эти выражения?

(по количеству действий; со скобками и без; по правилу, которое используется для их вычислений).

- Найдите удобным способом ответы примеров и запишите их в тетрадь.

- Запишите ряд чисел в порядке возрастания.

Слайд 4.

(На слайде открываются буквы ЗООПАРК)

ЗООПАРК – территория, где содержатся дикие животные. Посетители зоопарка могут наблюдать за ними, а ученые – изучать их.

Слайд 5

- Ребята, посмотрите, вход в зоопарк преградили фигуры. Чтобы попасть внутрь, нужно выбрать все четырехугольники, у которых прямые углы.

- Давайте вспомним, а как найти прямой угол? (с помощью угольника)

- Покажите прямой угол на угольнике.

г) Индивидуальная работа и создание проблемной ситуации.

- Ребята, у вас на парте лежат четырехугольники. Найдите четырехугольники, у которых:

Один прямой угол.

Два прямых угла.

Три прямых угла.

(дети показывают свои фигуры, доказывают, и фиксируют, что не смогли найти четырехугольник с 3 прямыми углами).

2. Постановка проблемы.

- Где и почему возникло затруднение? (когда искали четырехугольник с 3 прямыми углами, не смогли найти фигуру с 3 прямыми углами).

- А можно ли построить такую фигуру? Почему?

3. Открытие детьми нового знания.

Практическая работа.

Возьмите фигуру. (Трапеция с 2 прямыми углами)

- Сколько у нее прямых углов? (2)

- Как нам сделать еще прямой угол? (загнуть)

- Проверьте, есть ли прямой угол.

- Сколько еще прямых углов получилось?

- А сколько всего? (4)

- Так возможно построить фигуру с тремя прямыми углами? (нет, только с четырьмя)

- А какая фигура получилась? (прямоугольник)

- Сформулируйте тему урока. (ПРЯМОУГОЛЬНИК)

- А какую же цель мы поставим перед собой? (научиться определять какие фигуры являются прямоугольниками, а какие нет).

- Давайте докажем, что это прямоугольник. (четырехугольник, все углы прямые)

- Давайте вернемся в зоопарк.

- По каким признакам будем отбирать фигуры? (1 – четырехугольники; 2 – все углы прямые).

- Какие фигуры остались? (прямоугольники и квадраты).

- Почему же квадраты попали в эту группу? (он четырехугольник и у него все углы прямые).

- Дополните тему урока, что еще будем изучать? (КВАДРАТ)

Практическая работа

- А что вы можете сказать про квадраты?

- По точкам начертите фигуры. 

- Измерьте стороны в этих фигурах. Что можете о них сказать? (стороны одинаковые)

- Значит это квадраты?  Доказать (надо вспомнить все признаки).

- Что узнали про квадрат? (прямоугольник и стороны равны).

- Давайте уточним, проверим наши выводы по учебнику. (чтение правила стр.50)

Слайд 6

- Ну что же путь в зоопарк свободен и можем двигаться дальше.

Физминутка.


В зоопарк мы пришли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Вдруг из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лису перехитрим,

На носочках побежим.

Мы похлопаем тихонько,

И потопаем легонько.

Сядем тихо на места,

К зверюшкам в гости нам пора.

4. Первичное закрепление.

- Но сначала давайте еще раз назовем существенные признаки прямоугольников. А поможет нам в этом №1 стр.53

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

ВЕРБЛЮД.

Чтобы узнать к кому животному мы попали, нужно ответить на вопрос:

Слайд 7

У кого кожа толще?

Крокодил – 5

Верблюд – 7

Бык – 3

Ответом будет являться число прямоугольников в задании №2. Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке.

- Что заметили? (вторая линия находится внутри первой, значит, квадраты составляют часть прямоугольников).

Слайд 8 (подготовленный ученик)

У верблюда очень толстая кожа. И все-таки, даже такая кожа не спасает верблюда от ожогов, ведь песок в пустыне нагревается до +70 градусов, но верблюд не боится этого. У него на ногах и груди очень толстые мозоли. Им не страшен раскаленный песок. Если надо лечь, верблюд касается песка только теми частями тела, которые покрыты мозолями.

- А мы отправляемся дальше.

6. Повторение.

СЛОН

Слайд 9

Если фигуры правильно назовем,

Узнаем к кому мы сейчас попадем.

Очень много силы в нем

Ростом он почти как дом

У него огромный нос

Будто нос лет тысячу рос

- Сколько квадратов и прямоугольников. Назовите их.

(квадрат – АЕFD, прямоугольники – ABCD, AEFD, FEBC)

Слайд 10 (подготовленный ученик)

Слон – крупное животное. Ноги у слона похожи на колонны, а бивни – выросшие до больших размеров зубы. Наиболее примечательной частью тела является хобот – продолжение носа и губы. Хобот очень сильный. Кончик похож на палец, который может поднять маленькую булавку.

 Слайд 11

А у нас следующий зверь. Очень интересный. Вот как о нем говорят:

И петь не поет

И летать не летает,

За что же тогда

Его птицей считают.

 Дети решают примеры (у каждого ребенка свой пример по уровню сложности). Получают пароль – на доске есть карточка с этим паролем. Кто первый решил – выходит к доске и берет карточку. На обратной стороне - буквы. Когда все карточки у ребят – они складывают слово СТРАУС.

Слайд 12

Страусы — нелетающие птицы. Африканский страус — самая крупная из современных птиц: его рост достигает 270 см, масса до 175 кг. Благодаря особому строению ног страус может развивать скорость порядка 50-70 км/ч.

Физминутка. “Страус Куки”. 

Микровыводы:

- С какими фигурами познакомились? (прямоугольник и квадрат)

- Что узнали про прямоугольник? (все углы прямые, противоположные стороны равны)

- А что про квадрат? (все стороны равны и углы прямые)

- А чем отличается прямоугольники от квадратов? (у квадрата стороны равны все, а у прямоугольника – противоположные)

- Давайте проверим. стр. 54, №4. (чтение правила)

- А наше путешествие в зоопарке продолжается. Отгадайте, кто нас встречает.

ЕЖ

Лесом катится клубок

У него колючий бок

Он охотится ночами

За жуками, за мышами.

Слайд 13

- Еж приготовил для вас задачку. (стр.54, №5а)

Ответ: Р=20см

(подготовленный ученик)

Да, ежик действительно колючий. Иголок у ежа около 7 тысяч. Бывает, еж нападает на лягушек, ящериц, маленьких зайчат. А вы знаете, для чего ежи накалывают на иголки яблоки? Ежи обычно не едят фруктов и не делают запасов. Ученые сделали предположение, что ежи яблочным соком очищают иголки от грязи.

Д/З стр.51, №5(б), № 7

Слайд 14

- В зоопарке обеденный перерыв. Звери ушли на обед – принимать пищу. А мы с вами, решим БЛИЦ-ТУРНИРОМ.

1) Тигр съел за обед а кг мяса и в кг овощей. Сколько всего кг съел тигр.

2) Мартышке на завтрак дали а бананов, а на ужин в бананов. На сколько больше бананов получила мартышка на завтрак, чем на ужин?

3) Верблюд утром выпил а ведер воды, а вечером на в ведер больше. Сколько ведер воды выпил верблюд вечером?

4) Слоненок за один день съедает а кг корма. Это на в кг меньше, чем его мама слониха. Сколько кг корма съедает мама слониха?

- Продолжаем путешествие. У нас остался один зверь. И одно задание – логическое, может быть самое трудное сегодня. Потому об этом звере говорят, что он самый сильный.

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

 Узнаете, какой зверь может без отдыха по морю плыть...

Проверка по слайду.

Слайд 15 (подготовленный ученик)

Белый медведь - самый крупный хищник в мире. Шкура этого медведя очень плотная, непромокаемая и абсолютно белого цвета, благодаря чему он с легкостью находит убежище среди белизны окружающих его льдов. Он замечательно плавает - этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап. Медведь может плыть по морю много-много километров без отдыха.

Итог урока.

 - Что узнали про прямоугольник?

- А что про квадрат?

- Какие утверждения правильны? Выберите правильные.

Слайд 16

а) Любой квадрат – это прямоугольник.

б) Любой прямоугольник – это квадрат.

в) Любой четырехугольник – это многоугольник.

Слайд 17

 7. Рефлексия деятельности.

- Отгадайте, о какой фигуре идет речь и начерти ее?

1. 4 угла - все углы прямые

4 стороны-противоположные стороны равны 

2. 4 угла- все углы прямые

4 стороны - все стороны равны 

Дети чертят эти фигурки в тетради и закрашивают одну из них: зеленый цвет – я работал активно, у меня все получилось, желтый цвет – у меня не получилось чуть-чуть, красный цвет – мне нужно постараться и у меня все получится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Пов’язані теми
Математика, Розробки уроків
НУШ
Додано
13 лютого 2018
Переглядів
2097
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку