Общеобразовательная школа I-III ступеней № 10
Мирноградского городского совета Донецкой области
Урок математики
Тема: «ДРОБИ. ЗАПИСЬ ДРОБИ»
4 класс
Учитель начальных классов
Рожкова Наталья Олеговна
Урок математики
Тема. Дроби. Запись дроби.
Тип урока: изучения нового материала
Цели урока: - формирование знаний, умений, навыков действий с дробями;
- развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления;
- воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, самостоятельности, дисциплины, наблюдательности.
Оборудование: ноутбук, учебник, модели долей, таблицы
Ход урока
І. Орг. момент
1. Проверка д.з. (дети называют только ответы эстафетой. Ребята у кого другие ответы? Молодцы! Все справились с д.з)
С. 120 № 750
1) 7023*5=35115, 34456/8=4307, 621150/3=207050
2) 2403+х=735*6 4020/х=2563-2553
2403+х=4410 4020/х=10
Х=4410-2403 х=4020/10
Х= 2007 х=402
2403+2007=4410 4020/402=10
ІІ. Сообщение темы урока
Тема нашего урока… (на доске только слово тема) . Пропала тема. Никто не видел? Придется вам ее восстановить. Давайте решим примеры и узнаем тему нашего урока.
І І. Актуализация опорных знаний учащихся
Сегодня, нам будут помогать профессор Чудаков и конечно же Ф….(дети показывают зараннее приготовленных фигурок, талисманов нашего урока). Они приготовили много интересных заданий для нашего урока. (поднимают фиксиков)
Кал. минутка от нолика:
Какое сегодня число 23 – записали, а предыдущее – 22, а последующее – 24, а теперь запишите число, которое получится если записать все эти цифры вместе. Мы изучили многозначные и однозначные числа. Какое это число (многозначное, шестизначное).
(Вопрос от Симки: для чего нужна минутка каллиграфии?) Молодцы!
М. д. Устный счет
12000/4000=3 (Р)
720/90*1=80 (Б)
16*100=1600 (И)
6300/100=63 (Д)
90*30=2700 (О)
Проверяем ответы и записываем в порядке возрастания, чтобы расшифровать слово. ДРОБИ. Мы раньше встречали такое название? Да
Дробить что такое? Делить на части.
І І І. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня ехала на работу и в автобусе услышала разговор двух девочек. Одна из девочек достала яблоко и говорит:
-Жаль, что мама положила мне одно яблоко и я не смогу с тобой поделится. Придется кушать одной. Потому что оно никак не делится. Вот если бы у меня было 2 яблока, то можно было поделить.
- А что в математике нет такого действия, чтобы одно яблоко разделить на двоих?
Тогда я сказала:
-Девочки, сегодня в 4-в дети именно это будут изучать. Я внимательно буду слушать и запоминать их ответы, и когда будем возвращаться домой расскажу, как посоветовали ребята поступить.
Итак, сегодня мы на уроке познакомимся с понятием дроби, научимся правильно читать и записывать дроби, узнаем о том, нужны ли нам дроби? И если все будут внимательны и старательны, то в конце урока все безошибочно смогут ответить на вопросы Дедуса.
IV. Формирование знаний, умений и навыков
При каких обстоятельствах мы встречаем деление. Например, на дне рождения разделить на всех гостей праздничный торт, или с друзьями поделится апельсином, чтобы не разрушить настоящую дружбу, о которой часто вспоминаем на воспитательных часах. На уроках трудового обучения делим лист бумаги, кусок пластилина. Важно знать все о дробях? Да. Чтобы легко находит решение таких задач нужно научится находить часть от целого числа или целое число по его части.
Симка подготовила для вас интересное задание. Посмотрим справитесь ли вы с ним?
Перед вами листы бумаги, представим, что это пирог, который нужно разделить на кусочки для гостей.
1вариант: пришло 3 гостя + хозяин (складывают на четыре части)
2 вариант: 7 гостей+ хозяин (на 8 частей).
( Демонстрируют. Называют каждый гость получит у 1 варианта ¼, у 2 варианта 1/8).
- Сколько апельсинов?(1)
- К вам пришли друзья – 6 человек. На сколько долей делим апельсин? Какую часть получит каждый ребенок? (1/4). Кто знает, как это можно записать доли? Доли записываем с помощью дробей.
Дробь – это одна или несколько равных частей, разделенных чертой m/n, где m – числитель, n – знаменатель. Запишите в тетрадь и запомните.
- А теперь давайте запишем дроби, которые получили при делении пирога (1/4, 1/8)
3) Работа с учебником
Откройте учебник на с. 122, работаем над номером 751
- Какую видите фигуру?
- На сколько частей разделили? Записываем под чертой.
- Сколько таких частей взяли? Пишем над чертой.
- Посмотрите, что произошло когда эти половинки соединили? Получили целый круг.
4) № 752 устно. Отвечаем на вопросы. Записали дроби. (1/16, 1/3, ¼)
На сколько равных частей поделена фигура?
Сколько частей закрашено в желтый цвет?
5) № 754 (условие не читаем, отрабатываем сравнение частей)
Обратите внимание на прямоугольники. На сколько частей разделили каждый? Пользуясь рисунком сравним дроби? Какой вывод можно сделать:
Чем меньше знаменатель, при одинаковом числителе, тем больше дробь. Чем больше знаменатель при одинаковом числителе, тем меньше дробь.
Запись в тетради, комментируют.
V. Физминутка. Заводные и веселые фиксики приглашают вас на танцевальную разминку.
VІ. Закрепление новых знаний и развитие математических навыков
(ученик выносит своего фиксика и крепит на доске, помощник)
Длина 1/3 отрезка – 3 см
Отрезок - ? см
Решение:
Ответ: длина отрезка 9 см
Построение в тетради.
989/а-20, если а=43, то 989/43-20=23-20=3
17*а-567, если а=43, то 17*43-567=731-567=164
(вспоминаем порядок действия)
Ответ: 130 билетов отдали детям начальных классов.
VІІ Домашнее задание
Задача 758 (обратить внимание, что задача однотипная с классной, отличается вопросом)
Задача 759 с. 124 (что значит найти половину? Разделить на 2)
VІII. Итог урока. Рефлексия.
Итак, что же нового узнали мы в лаборатории Фиксиков? Что было самым трудным? Что важное узнали о дробях? Я думаю, Фиксики довольны, что сегодня пришли к нам в гости.
(если успееем) А вот Дедус все не может успокоится со своими заданиями и еще кое-что приготовил. Кто ответит правиль но и без подсказок, тот сразу получает 12
На доске 2 отрезка и луч, догадайтесь, что часть от луча узнать невозможно, потому что луч бесконечный.
Мультик «Мы делили апельсин». Обсуждение. Спасибо за продуктивную работу. Урок закончен.