Урок "Другорядні члени речення"

Про матеріал
Цели (формировать компетентности): предметные (углубление знаний учащихся о второстепенных членах предложения; усовершенствование синтаксического разбора предложения, культуру устного и письменного речевого общения, развивать творческие способности учащихся, логическое мышление); ключевые ( умение учиться: критическое мышление и навыки активной познавательной деятельности; коммуникативные: навыки работы в группе, паре; информационные: умение работать с текстами разных стилей и жанров; навыки работы с книгой; культурологические: развивать эстетический вкус, широкий кругозор; экологическая грамотность: прививать любовь к природе).
Перегляд файлу

Тема: Второстепенные члены предложения.

 

    Цели (формировать компетентности):  предметные (углубление знаний учащихся  о второстепенных членах предложения; усовершенствование синтаксического разбора предложения, культуру устного и письменного речевого общения, развивать творческие способности учащихся, логическое мышление); ключевые ( умение учиться: критическое мышление и навыки активной познавательной деятельности; коммуникативные: навыки работы в группе, паре; информационные: умение работать с  текстами разных стилей и жанров; навыки работы с книгой; культурологические: развивать эстетический вкус, широкий кругозор; экологическая грамотность: прививать любовь к природе).

 

   Оборудование: репродукции: И.И.Шишкин « Парк в Павловске»,

   Ю.И.Жуковский « Синяя вода. Золотая осень», И.И. Левитан «Золотая осень»,  П.И. Чайковский «Времена года», Вивальди «Времена года», дерево вопросов .   

   Тип урока: комбинированный.

 

                                                              ХОД УРОКА

І. Организационный этап

  1. Сообщение темы и цели урока.

    - Дорогие ребята тема сегодняшнего нашего урока: «Второстепенные члены предложения». Цель  урока – углубить  знания о второстепенных членах предложения, развивать логическое мышление и творческие способности, воспитывать культуру речи.

 

   2. Позитивная установка.

Ребята, улыбнитесь, протяните друг другу руки. Молча подарите одноклассникам добро, старательность, упорство, творчество.

 Я же на ваши ладошки дарю свою любовь, уважение и терпение.

 

ІІ.Актуализация опорных знаний

 Работа в парах.

 Давайте вспомним все, что мы знаем о второстепенных членах предложения.

  Перед вами осеннее дерево вопросов, на котором еще не опали листья. Под каждым листочком вопрос для пары. Ваша задача состоит в том, чтобы, поработав в паре, дать правильный ответ.

 

 Задание №1

Какое предложение называется распространенным? Приведите примеры.

 

 Задание №2

Что такое дополнение? Назовите виды дополнений.

 

 Задание №3

Что такое определение? Какие бывают определения?

 

Задание №4

Что такое приложение? Приведите примеры.

 

 Задание №5

Что такое обстоятельство? Назовите виды обстоятельств.

 

  Молодцы, ребята. Теоретический материал вы запомнили хорошо, а теперь посмотрим как вы используете его на практике.

 У каждого из вас предложения, сделаем их синтаксический разбор.

  1. После знойного лета наступила холодная осень.

  2.По высокому синему небу плывут облака.

  3. К далекому пути готовятся дикие утки.

 

 - Спасибо всем. Вы хорошо поработали. А теперь следующий вид нашей работы.

1. Задание – гипотеза.

 - Докажите или опровергните следующий тезис: «Слово второстепенный имеет значение: не основной, менее важный. Значит второстепенные члены предложения менее важны для выражения мыслей».

 

2. Речевой эксперимент.

 - Попробуйте рассказать об  осеннем дне, употребляя предложения, которые состоят только из главных членов предложения. Какой вывод отсюда следует о роли второстепенных членов в речи?

 

ІІІ. Работа над культурой и развитием речи учащихся.

 

1.Трудно вам рассказать об осеннем дне без второстепенных членов предложения.

 Осень – это такое прекрасное время года, о котором нам хотят рассказать и поэты, и художники, и музыканты.

 

 Перед вами репродукции картин русских живописцев: И.Левитана «Золотая осень», И.Шишкина «Парк в Павловске», Ю.Жуковского «Синяя вода. Золотая осень», рассмотрите их внимательно и прочитайте стихотворения поэтов.

 Как вы считаете? Какое стихотворение  к какой картине больше подходит, почему.

 

  1. Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле  

 

     2)Александр Пушкин

     Унылая пора! очей очарованье!

      Приятна мне твоя прощальная краса –

      Люблю я пышное природы увяданье,

      В багрец и золото одетые леса,

      В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

      И мглой волнистою покрыты небеса,

      И редкий солнца луч, и первые морозы,

      И отдаленные седой зимы угрозы.

 

  1. Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

 Веселой, пестрою стеной

 Стоит над светлою поляной.

 Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют

      То там, то здесь в листве сквозной

      Просветы в небо, что оконца.

      Лес пахнет дубом и сосной,

      За лето высох он от солнца,

      И Осень тихою вдовой

       Вступает в пестрый терем свой.

 

 Сделать синтаксический разбор выделенных предложений.

 

Вы, наверное, устали? Давайте отдохнем, закройте глаза и                                                                                                                                                                                                            

послушайте музыку композитора Вивальди . Как вы думаете, как называется это произведение?

Какие чувства у вас вызвала музыка. Какие картины вы представили. Расскажите строя предложения с определениями.

 

                                                                                                                                                                            

 

   2.Творческое задание.

А теперь ребята попробуйте вы себя в роли мастеров слова.

 Чтобы выполнить это задание вам нужно перевоплотиться и заговорить от имени осеннего листа.

И так тема нашего творческого задания:

вывешивается лист бумаги на котором написано «Я осенний ( изображение желтого листка)».

 Ученики зачитывают свои работы.

 

3. А теперь попробуйте себя в роли художников.

Мы проведем с вами аудирование, но вместо ответов на вопросы к тексту вы должны будете нарисовать рисунки, на которых должны отобразить как можно больше деталей текста.

                               Наедине с осенью

 Осень в этом году стояла сухая и теплая. Березовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка затягивала плесы на Оке и отдаленные леса.

  Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли. Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затоках Оки, летели к теплой стране с элегическим названием Таврида.

  По береговой проселочной дороге  ехал грузовик. Шофер остановил машину и тоже начал смотреть на журавлей. Потом забрался в кабину, но долго не заводил мотор, чтобы не заглушать затихающий небесный звон. Он отрыл боковое стекло и все смотрел и никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходящей в туман. И все слушал плеск и переливы птичьего крика.

 

 

4. Чтение текста.

 

                                                 Желтый свет

 Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу из окна и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет был непохож на солнечный. Это светили осенние листья.

  За долгую ночь сад сбросил сухую листву. Она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска. Так начиналась осень… Шорох листьев в воздухе тоже казался странным…

                                                                            (К.Паустовский)

 

Выразительно прочитать текст. Объяснить правописание выделенных слов. Сделать синтаксический разбор предложений первого абзаца.

 

 ІV Подведение итогов урока.

1. Беседа

- Какие второстепенные члены предложения вам известны?

- Что такое дополнение?

- Что такое определение?

- Что такое обстоятельство?

 -Для чего служат второстепенные члены предложения?

 

 V Домашнее задание

 1. Повторить теоретический материал.

 2. Выписать 5 предложений на осеннюю тематику и сделать их синтаксический разбор.

 

docx
Додано
23 лютого 2022
Переглядів
433
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку