Тема: Второстепенные члены предложения.
Цели (формировать компетентности): предметные (углубление знаний учащихся о второстепенных членах предложения; усовершенствование синтаксического разбора предложения, культуру устного и письменного речевого общения, развивать творческие способности учащихся, логическое мышление); ключевые ( умение учиться: критическое мышление и навыки активной познавательной деятельности; коммуникативные: навыки работы в группе, паре; информационные: умение работать с текстами разных стилей и жанров; навыки работы с книгой; культурологические: развивать эстетический вкус, широкий кругозор; экологическая грамотность: прививать любовь к природе).
Оборудование: репродукции: И.И.Шишкин « Парк в Павловске»,
Ю.И.Жуковский « Синяя вода. Золотая осень», И.И. Левитан «Золотая осень», П.И. Чайковский «Времена года», Вивальди «Времена года», дерево вопросов .
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
І. Организационный этап
1. Сообщение темы и цели урока.
- Дорогие ребята тема сегодняшнего нашего урока: «Второстепенные члены предложения». Цель урока – углубить знания о второстепенных членах предложения, развивать логическое мышление и творческие способности, воспитывать культуру речи.
2. Позитивная установка.
Ребята, улыбнитесь, протяните друг другу руки. Молча подарите одноклассникам добро, старательность, упорство, творчество.
Я же на ваши ладошки дарю свою любовь, уважение и терпение.
ІІ.Актуализация опорных знаний
Работа в парах.
Давайте вспомним все, что мы знаем о второстепенных членах предложения.
Перед вами осеннее дерево вопросов, на котором еще не опали листья. Под каждым листочком вопрос для пары. Ваша задача состоит в том, чтобы, поработав в паре, дать правильный ответ.
Задание №1
Какое предложение называется распространенным? Приведите примеры.
Задание №2
Что такое дополнение? Назовите виды дополнений.
Задание №3
Что такое определение? Какие бывают определения?
Задание №4
Что такое приложение? Приведите примеры.
Задание №5
Что такое обстоятельство? Назовите виды обстоятельств.
Молодцы, ребята. Теоретический материал вы запомнили хорошо, а теперь посмотрим как вы используете его на практике.
У каждого из вас предложения, сделаем их синтаксический разбор.
1. После знойного лета наступила холодная осень.
2.По высокому синему небу плывут облака.
3. К далекому пути готовятся дикие утки.
- Спасибо всем. Вы хорошо поработали. А теперь следующий вид нашей работы.
1. Задание – гипотеза.
- Докажите или опровергните следующий тезис: «Слово второстепенный имеет значение: не основной, менее важный. Значит второстепенные члены предложения менее важны для выражения мыслей».
2. Речевой эксперимент.
- Попробуйте рассказать об осеннем дне, употребляя предложения, которые состоят только из главных членов предложения. Какой вывод отсюда следует о роли второстепенных членов в речи?
ІІІ. Работа над культурой и развитием речи учащихся.
1.Трудно вам рассказать об осеннем дне без второстепенных членов предложения.
Осень – это такое прекрасное время года, о котором нам хотят рассказать и поэты, и художники, и музыканты.
Перед вами репродукции картин русских живописцев: И.Левитана «Золотая осень», И.Шишкина «Парк в Павловске», Ю.Жуковского «Синяя вода. Золотая осень», рассмотрите их внимательно и прочитайте стихотворения поэтов.
Как вы считаете? Какое стихотворение к какой картине больше подходит, почему.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
2)Александр Пушкин
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сделать синтаксический разбор выделенных предложений.
Вы, наверное, устали? Давайте отдохнем, закройте глаза и
послушайте музыку композитора Вивальди . Как вы думаете, как называется это произведение?
Какие чувства у вас вызвала музыка. Какие картины вы представили. Расскажите строя предложения с определениями.
2.Творческое задание.
А теперь ребята попробуйте вы себя в роли мастеров слова.
Чтобы выполнить это задание вам нужно перевоплотиться и заговорить от имени осеннего листа.
И так тема нашего творческого задания:
вывешивается лист бумаги на котором написано «Я осенний ( изображение желтого листка)».
Ученики зачитывают свои работы.
3. А теперь попробуйте себя в роли художников.
Мы проведем с вами аудирование, но вместо ответов на вопросы к тексту вы должны будете нарисовать рисунки, на которых должны отобразить как можно больше деталей текста.
Наедине с осенью
Осень в этом году стояла сухая и теплая. Березовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка затягивала плесы на Оке и отдаленные леса.
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли. Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затоках Оки, летели к теплой стране с элегическим названием Таврида.
По береговой проселочной дороге ехал грузовик. Шофер остановил машину и тоже начал смотреть на журавлей. Потом забрался в кабину, но долго не заводил мотор, чтобы не заглушать затихающий небесный звон. Он отрыл боковое стекло и все смотрел и никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходящей в туман. И все слушал плеск и переливы птичьего крика.
4. Чтение текста.
Желтый свет
Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу из окна и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет был непохож на солнечный. Это светили осенние листья.
За долгую ночь сад сбросил сухую листву. Она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска. Так начиналась осень… Шорох листьев в воздухе тоже казался странным…
(К.Паустовский)
Выразительно прочитать текст. Объяснить правописание выделенных слов. Сделать синтаксический разбор предложений первого абзаца.
ІV Подведение итогов урока.
1. Беседа
- Какие второстепенные члены предложения вам известны?
- Что такое дополнение?
- Что такое определение?
- Что такое обстоятельство?
-Для чего служат второстепенные члены предложения?
V Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал.
2. Выписать 5 предложений на осеннюю тематику и сделать их синтаксический разбор.