Этот урок посвящен изучению теоремы о сумме углов треугольника и содержит нестандартное и общепринятое доказательство данной теоремы. Для проведения урока необходимы компьютер,мультимедийное устройство,экран, магнитная доска. Данный ресурс выполняет учебные и познавательные функции. Урок будет интересен для учащихся и поможет научиться использовать новую теорему при решении стандартных и нестандартных задач.
Тема. Сумма углов треугольника
Цели:
формировать умение использовать теорему о сумме углов треугольника при решении задач, использовать свои знания в нестандартных ситуациях;
развивать познавательные способности, внимание;
воспитывать интерес к учебе, математике.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование : рабочие листы у каждого учащегося, компьютер, мультимедийное устройство, экран, фотографии и картинки с треугольниками в природе, архитектуре и т.д., магнитная доска.
Ход урока
Любой урок можно сравнить с лестницой успеха. Преодолевая каждый этап урока, вы поднимаетесь на одну ступеньку вверх.
На магнитной доске в течение урока строю лестницу, ведущую к знаниям.
1. Сегодня мы продолжаем изучать свойства треугольника. Обратите внимание на фотографии и рисунки, которые висят на доске. Оказывается, что треугольники окружают нас. Мы встречаем их каждый день. Можно сказать, что мы живем в мире треугольников. И главное, что их придумали не математики и не люди. А их придумала сама природа. Люди только подхватили эту идею и стали применять в разных сферах своей жизни. Поэтому так важно знать свойства треугольника.
Объявляю тему урока (слайд 11).
2. Проведем опыт. У меня есть треугольник, окрашенный с двух сторон в разные цвета (слайд 112). Теперь сгибаю верхний угол треугольника к противолежащей стороне. К точке касания по очереди сгибаю второй и третий углы (слайд 13). Все углы сошлись в одной точке, то есть имеют общую вершину и образовали … развернутый угол.
Учащиеся делают вывод о том, что сумма углов треугольника равна 180°. (слайд 14).
3. Теперь докажем это свойство математическим путем (слайд 15). Учащиеся записывают основные моменты доказательства в свои рабочие листы. Затем с помощью слайда 16 проверяют свои записи.
4. Свойство острых углов прямоугольного треугольника (слайд 17). Учащиеся самостоятельно формулируют данное свойство и записывают его.
IV. Закрепление знаний, формирование умений.
1. Решаем по готовым чертежам задачи №1-6 (слайды 18-23).
2. С помощью таблицы (слайд 24) ученики находят соответствующую каждому ответу букву. Записывают ее в рядом стоящий квадрат.
По вертикали получится слово «знание».
Цитирую высказывание одного из крупнейших математиков средневековья абу-р-Райхан ал-Бируни: « Знание - самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит» (слайд 25).
Не забывайте, что знание - самый ценный клад.
Физминутка. Пора отдохнуть.
Постройте глазами прямоугольный треугольник.
Постройте глазами тупоугольный треугольник.
Постройте глазами остроугольный треугольник.
Затем выполните построения в воздухе руками.
3. «Углы Бермудского треугольника»
Бермудский треугольник или пропавшая Атлантида — это место, где исчезают корабли и самолёты, выходят из строя навигационные приборы, а потерпевших крушение почти никто никогда не находит. Находится это загадачное место в Атлантическом океане возле побережья Северной Америки – между Пуэрто-Рико, Майями и Бермудскими островами.
Регион этот для навигации непрост – тут немало отмелей, огромное количество быстрых водных и воздушных течений, нередко зарождаются циклоны и бушуют ураганы. (слайд 26)
Вычислить углы Бермудского треугольника, если один из них на 5˚меньше второго и на 10˚ меньше третьего. (55˚,60˚, 65˚)
4. Посмотрите на следующий слайд.
- Что обозначают эти числа?
Тогда найдите меры углов треугольника на следующем слайде (слайд 28).
Просмотр презентаций учащихся по теме «треугольники вокруг нас».
Найдите к математике любовь.
Она - науки движущая сила!
Она и впрямь основа из основ,
Ведь так проста, логична и красива.