Урок. Главные и второстепенные члены предложения.

Про матеріал
Урок розроблено для учнів 3 класу. Урок побудований на заздалегідь засвоєнних знаннях про речення.
Перегляд файлу

Тема: Главные и второстепенные члены предложения.

Оборудование : карточки, изображения (картинки) для картинкового диктанта, «снежный» ком, ТВ.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорних знаний

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Каллиграфическая минутка
  3. Словарный диктант

Проводится картинковый словарный диктант.

Снег, снежинка, снежки, снеговик, снегирь, лыжи, лёд.

  1. Блиц – опрос
  1. Что такое предложение? (Предложение – это связанные по смыслу слова, которые выражают законченную мысль).
  2. Какими бывают предложения по цели высказывания? (Предложения по цели высказывания бывают: повествовательные, побудительные и вопросительные).
  3. Какими бывают предложения по интонации? (Предложения по интонации бывают: восклицательные и невосклицательные)
  4. Какие знаки препинания встречаются в середине предложения? (В середине предложения встречаются: запятая, тире и двоеточие).
  5. Какие знаки препинания встречаются в конце предложения? (В конце предложения ставится точка, знак вопроса, восклицательный знак и многоточие).
  6. Как при чтении мы выделяем знаки препинания? (При чтении мы делаем паузы).
  7. Что такое обращение? (Обращение – это слово или несколько слов, которые называют предмет, к которому обращаются.)
  8. Как обращение выделяется на письме? (На письме обращение выделяется запятыми).

ІІІ. Сообщение темы урока

1.Работа с деформированными предложениями

- Из данных слов составьте предложения

Легко, съехала, с, горы, на, лыжах.

Мальчики, снежки, в.

- Получились ли у вас предложения? Почему? (Не выражена законченная мысль)

- Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы в данных случаях у нас получились два предложения? (Добавить слова)

Девочка легко съехала с горы на лыжах.

Мальчики играют в снежки.

- Итак, ребята, все слова, которые есть в предложении – это члены предложения.

- Сегодня на уроке  мы будем работать с членами предложения и узнаем как они называются, сколько их, на какие вопросы отвечают.

2. Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, все ли члены предложения имеют одинаковую значимость? (Ответы детей).

- Обратимся за помощью к предложения, которые составили.

- Имели ли они смысл без вставленных слов? (Нет).

- Значит эти слова имеют большее значение, чем остальные.

Вывод: среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит нельзя построить предложение. Их называют главные члены предложения.

- Сколько же их? Чем отличаются?

Главные члены предложения

 

подлежащее  сказуемое

кто? что?   что делает?

    ___________       =======

IV. Первичное восприятие и закрепление новых знаний.

  1. Работа с учебником

Самостоятельное чтение правила из учебника. Повторение определений по блок – схеме.

Выполнение упражнения 107, с.54  у доски и в тетрадях с комментированием.

  1. Создание проблемной ситуации

- Не возник ли у вас вопрос, имеют ли названия все остальные члены предложения?

- Все остальные члены предложения называются второстепенными. Каждый из них имеет свое название, но об этом мы с вами будем говорить позже. Второстепенные члены предложения отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Откуда? Куда?

- Как вы думаете, для чего нужны второстепенные члены предложения?

(Чтобы конкретнее выразить мысль).

  1. Работа с карточками.

На ваших карточках записаны предложения с вопросами в скобках и слова в справке. Вам необходимо записать данные предложения, дополнив их второстепенными членами предложения.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка записанных предложений с комментированием.

V. Итог урока.

- ……………

1. Прочитать стихотворение С. Маршака «Декабрь».

Составить предложение, как автор относится к зиме, любит ли зиму.

2. Прослушать  отрывок из произведения П. Чайковского «Времена года.», «Декабрь».

Составить предложение, как композитор относился к этому времени года.

3.Посмотреть репродукцию картины

 Составить предложение, какое настроение передает художник в своей картине.

- В каждом составленном предложение подчеркнуть главные члены предложения, назвать второстепенные.

VІ.  Рефлексия

Составление блок – схемы по вопросам

  • Из чего состоит предложение? Как называются слова в предложении?
  • На какие две группы они делятся?
  • Как называются главные члены предложения?
  • Что такое подлежащее?
  • Что такое сказуемое?
  • На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения?

VІІ. Домашнее задание Упражнение 110, с. 55.

docx
Додано
23 липня 2019
Переглядів
929
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку