Тема: Главные и второстепенные члены предложения.
Оборудование : карточки, изображения (картинки) для картинкового диктанта, «снежный» ком, ТВ.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорних знаний
Проводится картинковый словарный диктант.
Снег, снежинка, снежки, снеговик, снегирь, лыжи, лёд.
ІІІ. Сообщение темы урока
1.Работа с деформированными предложениями
- Из данных слов составьте предложения
Легко, съехала, с, горы, на, лыжах.
Мальчики, снежки, в.
- Получились ли у вас предложения? Почему? (Не выражена законченная мысль)
- Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы в данных случаях у нас получились два предложения? (Добавить слова)
Девочка легко съехала с горы на лыжах.
Мальчики играют в снежки.
- Итак, ребята, все слова, которые есть в предложении – это члены предложения.
- Сегодня на уроке мы будем работать с членами предложения и узнаем как они называются, сколько их, на какие вопросы отвечают.
2. Создание проблемной ситуации.
- Как вы думаете, все ли члены предложения имеют одинаковую значимость? (Ответы детей).
- Обратимся за помощью к предложения, которые составили.
- Имели ли они смысл без вставленных слов? (Нет).
- Значит эти слова имеют большее значение, чем остальные.
Вывод: среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит нельзя построить предложение. Их называют главные члены предложения.
- Сколько же их? Чем отличаются?
Главные члены предложения
подлежащее сказуемое
кто? что? что делает?
___________ =======
IV. Первичное восприятие и закрепление новых знаний.
Самостоятельное чтение правила из учебника. Повторение определений по блок – схеме.
Выполнение упражнения 107, с.54 у доски и в тетрадях с комментированием.
- Не возник ли у вас вопрос, имеют ли названия все остальные члены предложения?
- Все остальные члены предложения называются второстепенными. Каждый из них имеет свое название, но об этом мы с вами будем говорить позже. Второстепенные члены предложения отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Откуда? Куда?
- Как вы думаете, для чего нужны второстепенные члены предложения?
(Чтобы конкретнее выразить мысль).
На ваших карточках записаны предложения с вопросами в скобках и слова в справке. Вам необходимо записать данные предложения, дополнив их второстепенными членами предложения.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка записанных предложений с комментированием.
V. Итог урока.
- ……………
1. Прочитать стихотворение С. Маршака «Декабрь».
Составить предложение, как автор относится к зиме, любит ли зиму.
2. Прослушать отрывок из произведения П. Чайковского «Времена года.», «Декабрь».
Составить предложение, как композитор относился к этому времени года.
3.Посмотреть репродукцию картины
Составить предложение, какое настроение передает художник в своей картине.
- В каждом составленном предложение подчеркнуть главные члены предложения, назвать второстепенные.
VІ. Рефлексия
Составление блок – схемы по вопросам
VІІ. Домашнее задание Упражнение 110, с. 55.