Урок. " Части слова"

Про матеріал
Урок знакомит детей с четырьмя морфемами; приставкой, корнем , суффиксом и окончанием. Дети учатся определять основу слова и окончание.
Перегляд файлу

Тема. Части  слова: корень, суффикс, приставка, окончание. Основа слова.

Цели урока: уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»;создать с учащимися  алгоритм разбора слова по составу.                                                                              Развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать сообразительность, мышление, память.                                                                        Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, карточки с частями слов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал...
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

– Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

– Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

Запишите число. Каллиграфическая минутка.  Подобрать родственные  слова к слову ЗИМА. Составить и разобрать предложение с этим словом. (Слайд 2,3,4)

 

2. Постановка учебной задачи и цели урока

 (Слайд 5)

- Распределите слова на 2 группы: имя существительное, приставка, глагол, корень, имя прилагательное, суффикс, предлог, союз, окончание, местоимение

- Как можно назвать 1 группу? (Части речи)

-  Как назвать 2 группу? (Части слова)

3. Сообщение темы и цели урока.

 (Слайд 6)

На доске карточки.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667444/img4.gif

- Ребята, не могу понять, что это такое, может мне кто-нибудь напомнит что это? (это части слова)

- Как вы думаете, почему именно с этого я начала нашу работу на уроке?

- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (повторять части слова, учиться  разбирать слова по их составу)

 4 Введение нового материала.

На свете всё из чего-то состоит. Облако –из множества водяных капелек. Лес – из деревьев. Вещества – из атомов, а атомы  - из более мелких частиц. А слова состоят из своего «строительного материала» . Это такие кирпичики, которые называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание.

(Слайд 7)

 Если знаешь части слова,

Ты напишешь их толково.

5.Знакомство с окончанием и  основой слова

(Слайд 8)

Прочитайте слова в начальной форме. Составьте и запишите предложение.

Звучать, мелодия, нежный, вальс.

Сравните эти записи. Что происходит со словом, когда оно  попадает в зависимость от других слов? ( Изменяется окончание). А почему оно так называется?

6.ИГРА – ЗАМЕНА

Замените глаголы  предлоги на противоположные по значению.

Выделите окончание. (СЛАЙД 9)

Войти в дом -

Выехал из деревни –

Отплыть от берега –

 

7. Основа слова

– Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?

(Конечно, та часть, в которой находится корень.)

– Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?

Выслушиваются ответы детей.

(Наверное, эта часть называется основой слова.)

– В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623570/6.gif

(Слайд 10)

Часть слова без окончания называется основой слова.

Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.

Остальную же часть слова, именуем мы – основа.

ВСПОМНИМ………. .(правила о частях слова и их обозначения )

(Слайд11, 12) и последовательность  расположения в слове

- Что нам помогает действовать быстро, организованно и грамотно при разборе слов по составу?

.(алгоритм)

(СЛАЙД 13)

8.Алгоритм работы 

  1. Изменяю слово, выделяю окончание.
  2. Отделяю основу от окончания и выделяю основу.
  3. Подбираю однокоренные слова и выделяю корень.
  4. Нахожу и обозначаю суффикс.
  5. Нахожу и обозначаю приставку.

9. Актуализация.

Учитель. (СЛАЙД 14)

- У нас нарисован человек, вот мы сейчас и должны будем сформировать лицо этого человека. Сейчас вы назовёте мне части слова и лицо человека «примет» определенное выражение.

- Какой части слова не хватает? (Основы)

Что такое основа? Какие части слова входят в неё? (Приставка, корень, суффикс)

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667444/img1.gif

- Вот такой человек грамматический у нас получился, выражение лица у него немного грустное получилось, но я думаю, что к концу урока он улыбнется.

 10.Физкульминутка  (СЛАЙД 15)

 

. - Итак, мы доказали, что части слова мы знаем, попробуем это показать в слове.

Я предлагаю вам слово: ПОДСНЕЖНИКИ .Попробуйте найти в нем знакомые части слова. (ПОД - приставка, СНЕЖ - корень, НИК - суффикс, И - окончание)

11. Закрепление. (СЛАЙД 16)

- И теперь, пользуясь составленным алгоритмом, вы самостоятельно разберете эти слова по составу у доски

  • Зимушка
  • Морозный
  • Заморозки
  • Листочки
  • Походка

12. Составление кластера

– Давайте вспомним, что входит в состав слова и составим кластер -  коллективно ( на доске крепятся таблички)

 

Самостоятельная работа  Упражнение 154.

 

9. Итог урока.- Какие морфемы входят в состав слова?

- В каком порядке разбирается слово?

10. Рефлексия.

 Как вы считаете, наш урок достиг цели?

- А какими  способами? (Вместе, самостоятельно)

- Где будете применять полученные знания?

- Кому сегодня сопутствовал успех?

- Чтобы в этом убедиться я проведу тест.

Тест(СЛАЙД 17, 18)

1) Часть слова без окончания называется
Е  - корень
У - основа

2) Чтобы  найти корень надо
Л - изменить форму слова
М - подобрать однокоренные слова

3) Окончание – это
Н - изменяемая часть слова
П- неизменяемая часть слова

4) Суффикс служит
И - для образования новых слов
Ы- для образования формы слова

5) Приставка стоит
Х - после корня
К - перед корнем

6) Приставка, корень, суффикс
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова

Самопроверка. У кого получилось слово? Какое?

Если у вас получилось слово 78 пр., упр. , значит тест выполнили верно.

12. Самооценка. (СЛАЙД 19)

1. Грамматический человек улыбается.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667444/img2.gif

2. ГОРА УСПЕХА (СЛАЙД 20)

- Вершина, если всё поняли и можете объяснить другому.

- Середина, если вы всё поняли, но затрудняетесь объяснить другому.

- Основание, если пока трудно выполнять разбор слов по составу.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667444/img3.gif

11. Домашнее задание.

С. 78 правило, упражнение 157.

 

docx
Додано
30 листопада 2019
Переглядів
3630
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку