Тема. Части слова: корень, суффикс, приставка, окончание. Основа слова.
Цели урока: уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»;создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу. Развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать сообразительность, мышление, память. Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, карточки с частями слов.
Ход урока
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал...
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!
– Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.
– Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.
Запишите число. Каллиграфическая минутка. Подобрать родственные слова к слову ЗИМА. Составить и разобрать предложение с этим словом. (Слайд 2,3,4)
2. Постановка учебной задачи и цели урока
(Слайд 5)
- Распределите слова на 2 группы: имя существительное, приставка, глагол, корень, имя прилагательное, суффикс, предлог, союз, окончание, местоимение
- Как можно назвать 1 группу? (Части речи)
- Как назвать 2 группу? (Части слова)
3. Сообщение темы и цели урока.
(Слайд 6)
На доске карточки.
- Ребята, не могу понять, что это такое, может мне кто-нибудь напомнит что это? (это части слова)
- Как вы думаете, почему именно с этого я начала нашу работу на уроке?
- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (повторять части слова, учиться разбирать слова по их составу)
4 Введение нового материала.
На свете всё из чего-то состоит. Облако –из множества водяных капелек. Лес – из деревьев. Вещества – из атомов, а атомы - из более мелких частиц. А слова состоят из своего «строительного материала» . Это такие кирпичики, которые называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание.
(Слайд 7)
Если знаешь части слова,
Ты напишешь их толково.
5.Знакомство с окончанием и основой слова
(Слайд 8)
Прочитайте слова в начальной форме. Составьте и запишите предложение.
Звучать, мелодия, нежный, вальс.
Сравните эти записи. Что происходит со словом, когда оно попадает в зависимость от других слов? ( Изменяется окончание). А почему оно так называется?
6.ИГРА – ЗАМЕНА
Замените глаголы предлоги на противоположные по значению.
Выделите окончание. (СЛАЙД 9)
Войти в дом -
Выехал из деревни –
Отплыть от берега –
7. Основа слова
– Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?
(Конечно, та часть, в которой находится корень.)
– Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?
Выслушиваются ответы детей.
(Наверное, эта часть называется основой слова.)
– В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком:
(Слайд 10)
Часть слова без окончания называется основой слова.
Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.
Остальную же часть слова, именуем мы – основа.
ВСПОМНИМ………. .(правила о частях слова и их обозначения )
(Слайд11, 12) и последовательность расположения в слове
- Что нам помогает действовать быстро, организованно и грамотно при разборе слов по составу?
.(алгоритм)
(СЛАЙД 13)
8.Алгоритм работы
9. Актуализация.
Учитель. (СЛАЙД 14)
- У нас нарисован человек, вот мы сейчас и должны будем сформировать лицо этого человека. Сейчас вы назовёте мне части слова и лицо человека «примет» определенное выражение.
- Какой части слова не хватает? (Основы)
Что такое основа? Какие части слова входят в неё? (Приставка, корень, суффикс)
- Вот такой человек грамматический у нас получился, выражение лица у него немного грустное получилось, но я думаю, что к концу урока он улыбнется.
10.Физкульминутка (СЛАЙД 15)
. - Итак, мы доказали, что части слова мы знаем, попробуем это показать в слове.
Я предлагаю вам слово: ПОДСНЕЖНИКИ .Попробуйте найти в нем знакомые части слова. (ПОД - приставка, СНЕЖ - корень, НИК - суффикс, И - окончание)
11. Закрепление. (СЛАЙД 16)
- И теперь, пользуясь составленным алгоритмом, вы самостоятельно разберете эти слова по составу у доски
12. Составление кластера
– Давайте вспомним, что входит в состав слова и составим кластер - коллективно ( на доске крепятся таблички)
Самостоятельная работа Упражнение 154.
9. Итог урока.- Какие морфемы входят в состав слова?
- В каком порядке разбирается слово?
10. Рефлексия.
Как вы считаете, наш урок достиг цели?
- А какими способами? (Вместе, самостоятельно)
- Где будете применять полученные знания?
- Кому сегодня сопутствовал успех?
- Чтобы в этом убедиться я проведу тест.
Тест(СЛАЙД 17, 18)
1) Часть слова без окончания называется
Е - корень
У - основа
2) Чтобы найти корень надо
Л - изменить форму слова
М - подобрать однокоренные слова
3) Окончание – это
Н - изменяемая часть слова
П- неизменяемая часть слова
4) Суффикс служит
И - для образования новых слов
Ы- для образования формы слова
5) Приставка стоит
Х - после корня
К - перед корнем
6) Приставка, корень, суффикс
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова
Самопроверка. У кого получилось слово? Какое?
Если у вас получилось слово 78 пр., упр. , значит тест выполнили верно.
12. Самооценка. (СЛАЙД 19)
1. Грамматический человек улыбается.
2. ГОРА УСПЕХА (СЛАЙД 20)
- Вершина, если всё поняли и можете объяснить другому.
- Середина, если вы всё поняли, но затрудняетесь объяснить другому.
- Основание, если пока трудно выполнять разбор слов по составу.
11. Домашнее задание.
С. 78 правило, упражнение 157.