Мета: узагальнити й систематизувати знання учнів з теми «Дієслово»; удосконалити вміння визначати морфологічні ознаки дієслова, за допомогою мовленнєво-комунікативного матеріалу виховувати любов до природи.
Тема: Глагол. Неопределенная форма глагола.
Цель: повторить неопределенную форму глагола; форму прошедшего времени; глаголы настоящего времени; глаголы настоящего «будущего времени во 2-м лице единственного числа; правописание Ь знака в личных окончаниях глаголов.
Оборудование: учебник, толковый словарь, раздаточный материал, компьютер.
Ход урока
О природа, матерь и отрада,
ты дана нам в утешенье
и в награду.
I Объявление темы и цели урока
ІІ Актуализация опорных знаний
а) Беседа
- Что обозначает глагол?
- Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме?
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени?
б) Задание.
К данным глаголам подберите близкие по значению глаголы-синонимы.
Смотреть - … , желать - … , сказать - … , велеть - … , грозить - … , думать - … , зябнуть - …
Слова для справок: пугать, мёрзнуть, приказать, видеть, произнести,
размышлять, хотеть.
в) Выборочный диктант
Прослушайте отрывки из стихотворений русских поэтов. Выпишите глаголы в три столбик: в первый – глаголы настоящего времени; во второй – глаголы прошедшего времени; в третий – глаголы будущего времени.
1) В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе …
(А. Пушкин)
2) Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет;
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит.
(А. Пушкин)
3) Задумаю – реки большие
Надолго упрягу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
(А. Некрасов)
г) Творческое задание:
в данных текстах измените времена глаголов: в первом тексте поставьте глаголы в настоящем времени, во втором – в будущем, в третьем – в прошедшем.
1) Зимой солнце поздно вставало. Трещали морозы. На земле лежал снег. Дули сильные ветры.
2) Весной лучи солнца согрели землю. Подули теплые ветры. Побежали по дорогам ручьи. Закричали на деревьях грачи.
3) Летом припекает солнце. Зреют плоды. Поспевает урожай.
III Беседа с учащимся
Сравните написание глаголов в русском и украинском языках
Форма глагола. Неопределенная форма |
В русском языке |
В украинском языке |
Мыть, мыться |
Мити, митися |
|
2-е л. ед. числа |
Ты моешься |
Миєшся |
3-е л. ед. числа |
Он моется |
Миється |
3-е л. множ. числа |
Они моются |
миються |
а) Вопросы к учащимся
- В каких формах глагола пишется мякий знак?
- Как различать глагол на -тся и -ться?
Поставим к ним вопросы:
Три братца пошли | | купаться.
Два братца | | купаются, а один
на берегу | | валяется.
-Как мы произносим эти глаголы?
IV Закрепление изученного
а) Письмо с обоснованием
Тся или -ться (образец рассуждения)
Запишите предложения, ставя вопросы к глаголам. Прочитайте, правильно произнося -ться и - тся.
Не надо (…) хвалит..ся, коли не знаеш.., как хлеб (…) родит..ся.
Нужно (…) наклонит..ся, чтоб из ручья напит..ся. Ходит журавль на болоту, (…) нанимает..ся на работу. Тот труда (…) не боит..ся, кто умееет(…) трудит..ся. За все (...) берет..ся, да не все удает..ся.
б) Творческая игра: Ум хорошо, а два лучше.
Образуйте от данных глаголов 2-е лицо единственное число и неопределенную форму.
Сверьте свою работу с работой товарища. Исправьте, если есть ошибки.
Образец. Стираю – стираешь – стирать.
Охочусь, подойду, выращиваю, ухаживаю, благодарю, развлекаюсь, кладу, надеваю, смеюсь, лежу.
в) Сказка про глагол «Я – Король!»
г) Творческое задание
Составьте из данных словосочетаний предложения (текст)
Уже чувствуется дыхание весны... солнышко пригрело, пришла весна, стоят в цвету, выплыли три белых лебедя, плыл по воде.
V Итог урока.
Домашнее задание: повторить п.43-48, нарисовать «волшебный» глагол.