Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ученика новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости школьника.
На протяжении нескольких лет работы я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.
Директор ОШ № 25 г. Мариуполя
учитель русского языка и литературы
Киор Елена Владимировна
УРОК-ИГРА «Путешествие по стране Местоимении» 6 класс
Тема: Итоговый урок по теме «Местоимение»
Цель: повторить в форме занимательной игры основные сведения, полученные учащимися по теме «Местоимение»;
закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
способствовать развитию любознательности и любви к русскому языку.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: кроссворды, карточки, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в далёкое и трудное плаванье. Конечно море будет не настоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на земле. Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак в путь.
В пустых клеточках спрятаны слова, которые обозначают:
Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу.
Давайте послушаем песенку Винни-Пуха, сочинённую Б.Заходером:
На днях не знаю сам зачем,
Зашёл я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том о сём.
Я рассказал им, что, когда
И почему и отчего,
Сказал откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что придумали о том,
И если нет, то почему!
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех»!
Когда закончил я рассказ,
То Кое-Кто спросил: «И всё?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то, ни сё!»
Творческая работа: в предложения вставить подходящее по смыслу неопределённые или отрицательные местоимения:
На берегу росла … пышная зелень. Вскоре мы заметили на дороге … черное. Ребята шли к лагерю … не беспокоясь. Поздно … вечером постучалась к нам. Сообщение не встретило … возражений.
Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
Загадки
Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила, а о чём она грустит, никому не говорит. (Ива).
Летит огненная стрела, никто её не поймает. (Молния)
Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток, гвоздь)
Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
Подобрать к глаголам личные местоимения 1го и 3го лица
Беседовать (о ком?) …
Скучать (без кого?) …
Сговориться (с кем?) …
Обидеться (на кого?) …
Присматриваться (к кому?) …
Прийти (за кем?) …
Радоваться (за кого?) …
Ссориться (из-за чего?) …
Какая-то (зелень) никаких (возражений)
ни за что ни про что
от нечего делать
ровным счётом ничего
ни за какие блага
остаться ни при чём
ни в коем случае