Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы встречаемся со сказкой.
Преданья старины глубокой…
А.С. Пушкин
Чтение стихотворения «Сказка»
Откуда сказка начиналась?
И где найти её исток?
Нам сквозь века благоухает
Мечтою созданный цветок.
Устами сказочников мудрых
Гласила детская мечта.
В речах сказительницы чу´дной
Открылась правды красота.
«Преданья старины глубокой.
Дела давно минувших дней…»
Полёт, размах мечты высокой
В твореньях Родины моей.
Спешила сказка издалёка,
Играла гусельками в лад,
Всё примечала зорким оком,
Учила взрослых и ребят.
Делилась мудростью и словом,
Давала мо´лодцам урок,
Карала подлецов сурово,
Твердила правду назубок.
Вела с клубочком к испытаньям
Царевну или молодца´
И, исполняя все желанья,
Хранила верность до конца.
С любовной лаской и заботой
Снимала все преграды вдруг
И исполняла всю работу,
Смирив разгневанных старух.
Позволь же, сказка, прикоснуться
К чудес прекрасному цветку,
Пройти свой путь и вновь вернуться
К истоку правды - роднику![1]
В игре принимают участие три команды учащихся 5 класса. Просим их занять свои места и выбрать названия команд, капитанов и спикеров.
(Возможные названия команд: «Богатыри», «Василисы Премудрые», «Сказочники»).
Итак, в путь! Сказочными тропами, по неведомым дорожкам, от сказки к сказке, от загадки к разгадке, от вымысла к правде. Считать правильные ответы будут члены нашего жюри.
Наш мудрый народ для всего на свете находил самые точные слова, для каждого периода человеческой жизни существовали стихи и песни, пословицы и поговорки.
Когда мы появились на свет, нас баюкали и пели колыбельные, а, чтобы нам было радостно и интересно расти, нам говорили потешки, забавки и скороговорки.
(Возможные ответы «Сорока – ворона», «Мишка косолапый»)
Когда мы подрастали, в нашу жизнь уверенно входила сказка. Особенно много пелось и говорилось сказок во время зимних Святок.
Чтение стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки» (3 учащихся).
В зимний вечер по задворкам
разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в 2 рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана – дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж ,сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.
Зима была трудным испытанием для людей. Наверное, поэтому в народе сложено так много «зимних» сказок.
I тур. По традиции, во время рождественской вечерней трапезы наши предки должны были отведать кутьи, зерновой каши с мёдом, фруктами, ягодами, орехами. В народе бытовало и другое слово с названием этого блюда. Угадайте его.
Коливо. 6 букв.
Ведущий. Верно, коливо от коло – круг, годовой круг жизни нашего народа.
В Новый год люди ходят по колу – кругу, водят хоровод вокруг ёлочки. А мы с вами тоже походим вокруг да около слов и попробуем разгадать их тайну.
II тур. Кутью, коливо называли ещё сочиво, потому что каша щедро сдабривалась сочной, медовой водой. Сок – сочиво, значит сочная каша. Внимание: вопрос! Как в народе назывался праздник, в который подавалось сочиво?
Ведущий. Кот учёный. Подсказка игрокам. Это слово мужского рода упоминается в начале «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.
Сочельник. 9 букв.
Читаем сказку. Вот в сочельник в самый, в ночь, Бог даёт царице дочь.
Выходит, что царевна была не только царской дочерью, что само по себе говорит о её особенном происхождении, но и родилась она в сочельник, в канун великого праздника.
А мы опять ведём наш словесный хоровод, идём по кругу от слова к слову.
И как ёлочный серпантин из цепочек, мишуры и гирлянд, мы с вами, дорогие игроки, составляем словесные, а точнее, словообразовательные цепочки.
Игра со зрителями.
Наши предки называли «зимнего» солнечного бога Колядой. А как называются народные песни, которые исполняются в рождественские дни?
Колядки. 7 букв.
Верно, слово образовано с помощью суффикса –к- от слова Коляда.
В сказках есть много волшебных предметов. ….. А в жизни они тоже встречаются. В следующем туре речь пойдёт об одном из таких предметов.
III тур. Что, по старой доброй традиции, гости приносили в дом хозяев в праздничный зимний вечер?
Кот учёный. Подсказка игрокам. Этот праздничный волшебный предмет круглый. (Ходит по кругу и мурлычет). Коло – круг, коло – круг…
Колода. 6 букв. (2-й вариант ответа: полено).
Кот учёный. Ствол дерева круглый, и полено, колода, по-нашему, тоже круглая. (Ходит по кругу и мурлычет). Коло – колода, коло – колода…
Колода с мёдом считалась символом достатка, залогом сытости и здоровья. Душистый сладкий мёд помогал людям согреться, лечил от простуды и других хворей, скрашивал суровые зимние будни своей сладостью и светлой, солнечной красотой, кормил старых и малых, давал силу и крепость молодым, дарил здоровье и радость.
Верно, колода. Чтобы согреть путников, которые с доброй вестью добрались к ним в зимнюю стужу, радушные хозяева приглашали гостей к своему домашнему очагу.
А гости, чтобы не обременять хозяев, приносили с собой колоду или, иначе говоря, полено. Очаг ярко горел от принесённых поленьев, в доме становилось тепло и уютно, люди поздравляли друг друга с праздником, пели, делили общую трапезу и конечно же, рассказывали сказки.
Костёр – «12 месяцев», «Снегурочка».
Печка – «Гуси-лебеди»
Огонь – «Маугли», «Василиса Прекрасная»
Пожар – «Кошкин дом»
В наше время, помимо народных, существуют и литературные сказки. С. Маршак говорил, что литературная сказка – прямая наследница народной. Он перевёл на русский язык словацкую сказку «12 месяцев» и написал по ней пьесу. Как и во многих других сказках, в «12 месяцах» есть падчерица, которой живётся совсем не просто. Мачеха отправляет её за цветами в зимний лес.
«Маугли» - Красный цветок.
«Цветик – семицветик»
«Дюймовочка».
«Аленький цветочек».
«Снежная королева»
Например, в сказке «12 месяцев» С. Маршака маленькая Королева, не желая «начертать» длинное слово, пишет короткое.
Какие слова –антонимы упоминаются в этой сказке?
(Вместо «помиловать» Королева пишет «казнить». Так короче!)
«Нечего сказать – короче!» - восклицает в отчаянии Профессор. А ведь в этот момент решается судьба человеческой жизни!
В современной литературной сказке Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» двоечник Виктор Перестукин должен решить пунктуационную задачу, от которой зависят жизни его самого и кота.
Помогите Перестукину решить эту задачу, поставив в нужном месте запятую.
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Ковёр – самолёт, клубочек, гусли, сапоги-скороходы, яблочко на тарелочке.
Приведите примеры из сказок с проявлением качества, выраженного этим словом.
(Семь торговых городов да 140 теремов).
Чему учат сказки? В чём кроется их сила и красота? Любите ли вы сказки?
Будете ли вы передавать сказки своим детям и внукам?
Подведём итоги нашей игры.
Поздравление победителей.
Степан Бугорков
Рядом с былью сказка здесь ходила
У лесного тихого ручья,
И на камне у воды грустила
Славная Алёнушка моя.
Бор ей песни заводил уныло,
Плыли тени по земле сырой.
Но жар-птица утром обронила
Ей к ногам багряное перо.
И вокруг всё разом засияло,
Отступила в лес сырая мгла.
И моя Алёнушка вдруг встала
С камешка
и берегом пошла.
Улыбнулась свежему рассвету,
Звонким песням средь густых ветвей
И запела песенку про лето,
Про улыбку матери своей.
Шла и пела.
Песенка летела
До восхода у Донца-реки.
Говорят, где девочка ступала,
Там в следах пробились родники.
[1] Стихотворение Натальи Безкровной.