Урок "Имя числительное как часть речи"

Про матеріал

Розробка уроку до початку вивчення теми. Для зацікавлення учнів використовується диск "Увлекательные тетрадки", рызны види робіт: словарний футбол, графічна робота, редагування і ін.

Перегляд файлу

 

 

 

Ход  урока

  1.                Организационный  момент.
  2.             Актуализация  опорных  знаний  учеников.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  РАЗМИНКА

1.Устная  разминка.

- Какой  раздел  языка  мы  с вами  изучаем?

- Что  изучает  морфология?

-Какие  части  речи  вы  уже  изучили?

 

2. Выборочный  распределительный  диктант

(Диск «Увлекательные  тетрадки»)

- Как  вы  усвоили  изученное  по  темам  «Имя  существительное»  и  «Имя  при-лагательное»  мы  сейчас  проверим.  Прослушайте,  пожалуйста,  текст.

 

 

Весеннее  тепло

          Вот  и  кончилась  зима. Ушли  морозы.  Весеннее  солнце  пригревает.

Под  его  тёплыми  лучами  тает  снег.  Яркой  синевой  вспыхнуло  небо.  Та-

лая  снежная  вода   быстро  уходит  в  канавки.  Только  под  маленькими  ёлочками  остались  сугробы  снега.  Скоро  и  они  превратятся  в  лужи.

 

 

- О  чём  этот  текст?

- О  какой  весне  в  нём  рассказывается?

3.Самостоятельная  работа.

- Выписать  из  текста  при  повторном  прослушивании:

                     1 вариант                                              2  вариант

       Все  существительные                              Все  прилагательные

 

4. Проверка  выборочного  диктанта.

- По  каким  морфологическим  признакам  вы  определяли  в  тексте  существительные  и  прилагательные?

- Молодцы, вы  хорошо  справились  с  заданием.

 

5. Подготовительная  беседа.

- Напомните, о  каком  времени  года  рассказывается  в  тексте?

- А  вы  любите  весну?

- Сколько  месяцев  имеет  год?

- А  сколько  времён  года?

- Как  называется  нынешний  месяц?

- А  какой  он  по  порядку  с  начала  года?

- А  с  начала  весны?

- Какое  минимальное  число  дней  в  месяце?

- Какое  максимальное?

(Ответы  на  вопросы  учитель  записывает  на  доске):

Четыре, двенадцать, четвёртый, двадцать  восемь, тридцать  один, шестой, десятое.

 

- Что  обозначают  записанные  слова?

- Поставьте  к  ним  вопросы.

- Вспомните  из  уроков  украинского  языка, как  называются  такие  слова?

 

  1. Объявление  темы  и  задач  урока.

– Молодцы, ребята.  Вы  уже  догадались, что  сегодня  на  уроке  мы  будем  говорить  о  числах, порядке  предметов  при  счёте, познакомимся  с  морфологическими  признаками  имени  числительного  и  его  синтаксической  ролью.

 

 

 

IV. Изучение  нового  материала.

  1. Вступительная  беседа.

 - А  нужны  ли  нам  в  жизни  числа?

 - Когда  люди  начали  применять  счёт?

(Рассказ  ученика  об  истории  возникновения  чисел)

 - Вот  видите, надобность  в  числах  появилась  давно.  А  в  нынешнее  время  без  них  никак  нельзя.

(Стихотворение  рассказывает  ученик  наизусть)

Как  без  цифр нам  жить? Не  знаю.

                                      Надо  что-то  подсчитать,

                                     Указать  маршрут  трамвая,

                                     Номер  дома  отыскать;

                                     Сосчитать  голы  в  футболе,

                                     Урожай, созревший  в  поле…

                                     В  общем, что  ни  говори –

                                    Мы  без  цифры – дикари.

 - И  это  действительно  так.  Сегодня  без  числительных  никуда  не  деться.  Числами  измеряется  количество  предметов, их  вес,  стоимость,  порядок  при  счёте. Числа  могут  передаваться  на  письме  словами  и  цифрами.  В  доку-ментах  требуют, чтобы  количество (например, сумма)  было  написано  и  сло-вами, и  цифрами.  Поэтому  числительные  часто  используются  в  научном  и  официально-деловом  стилях.

 - Убедитесь  на  примерах:

(Тексты  на  партах)

Кактус  цветёт  с  10  часов  вечера  до  3  часов  ночи.  Размер  цветка  до  25  сантиметров  в  диаметре.  Цветок  состоит  из  75  золотых  чешуек, 25  снежно-белых  лепестков  и  из  600  тычинок.

 

Самый  меленький  зверёк – карликовая  белозубка. Она  не  превышает  в  длину  4,5 сантиметра  и  весит  около  1,5  граммов.  Карликовая  белозубка  уничтожает  вредных  насекомых.  За  сутки  она  съедает  пищи  в  3 – 4  раза  больше, чем  весит  сама.  Зверёк  принимается  за  еду  до  120  раз  в  сутки  и  более  70  раз  в  сутки  засыпает.

 

  1. Словарная  работа.

 

- Все  записанные  на  доске  слова  распределить  в  две  колонки: 1 – отвечают  на  вопрос сколько?,  а  2 – отвечают  на  вопрос  который?  Добавить  в  каждую  колонку  по  три  своих  примера.

Четыре, двенадцать, четвёртый, двадцать  восемь, тридцать  один, шестой, десятое.

 

 

3. Работа  по  таблице и  по  заданию  на  переносной  доске.

 

        Записать  числительные  в  три  колонки: 1) числительные, обозначающие  целые  числа;  2) дробные;  3) собирательные.

 

       Пять  уроков, две  трети  участка, двое  друзей, сорок  книг,  одиннадцать  градусов, семеро  козлят, одна  шестая  населения, тридцать  яблонь, двое  суток, шесть  сотых  сада.

 

 

4. Работа по  карточкам. РЕДАКТИРОВАНИЕ.

 

Карточка  № 1

 

     Выписать  из  стихотворения  числительные  со словами, с  которыми  они  употребляются. Определить  разряд  числительных  по  значению  и  по  составу.

 

 

                          На  девятом  этаже, прямо  на  балконе,

                          Года  два  живёт уже  ёжик  на  соломе.

                          И  за  день  съедает  он  двадцать  три  морковки,

                          Восемь  яблок  и  лимон, рыбьи  две  головки.

                          Семь  часов  подряд  он  спит,  шесть  часов  гуляет.

                          Во  дворе  снуёт, пыхтит – листья  собирает.

 

 

Карточка  № 1

 

     Выписать  из  стихотворения  числительные  со словами, с  которыми  они  употребляются. Определить  разряд  числительных  по  значению  и  по  составу.

 

                          Мы  с  приятелем  вдвоём  замечательно  живём!

                          Мы  имеем  по  карманам две  резинки,  три  крючка,

                          Две  больших  стеклянных  пробки, шесть  жуков 

                          В  одной  коробке,  по  пять  медных  пятачков.

                          Мы  живём   в  первой  квартире, все  соседи  знают  нас.

                          Только  мне  звонить  четыре, а  ему  двенадцать  раз.

 

 

 

- Что  интересного  вы  можете  рассказать  о  числах  3, 7, 13?

 

(Рассказы  учеников  с  примерами  из  сказок, верований)

 

 

5.Синтаксический  разбор  предложений. ГРАФИЧЕСКАЯ  РАБОТА.

 

    Входит  семь  богатырей, семь  румяных  усачей.  С  первого  щелка  прыгнул  поп  до  потолка;  со  второго  щелка  лишился  поп  языка, а  с  третьего  щелка  вышибло  ум  у  старика.  Три – нечётное  число.  Три  девицы под  окном  пряли  поздно  вечерком.  Семь  и  четыре – одиннадцать.  В  третий  раз  закинул  он  невод, пришёл  невод  с  одною  рыбкой.

 

6. Исследовательская  работа.

 

 -Дома  вы  выполняли  задание  поискового  характера.  Вам  нужно  было  записать  названия  кинофильмов, книг, песен, мультфильмов, в  которых  встречаются  числа.  Давайте  проверим домашнее  задание.

(Ученики  зачитывают  примеры)

- Многие  из  вас, ребята, когда  выполняли  домашнее  задание, обращали  внимание  на  числовое  значение  слов.  Но  очень  часто  бывает  так, что  числительные  выступают  как  бы  в  «чужой  одежде».

 

7. ИСПОРЧЕННЫЙ  ТЕЛЕФОН. Работа  по  карточкам.

 

    Выпишите  из  текста  числительные, а  затем  слова, которые  можно  спутать  с  ними.

 

     Это  всё  взрослые  выдумали  про  счастливое  детство. Счастливого  детства  нет  и  не  может  быть. Спросите  у  любого  ребёнка.

     Начнём  с  работы.  У  взрослых  в  нашей стране  восьмичасовой  рабочий  день. У  школьника – шесть  уроков  в  школе, а  потом  ещё, даже  если  учиться  на  тройки, нужно  дома  готовить  уроки  не  меньше  трёх  часов.  Значит, выходит  девятичасовой  рабочий  день, как  в  самых  отсталых  странах.

     Когда  у  взрослого  что–нибудь  не  получается  на  работе, его все  жалеют, ему сочувствуют. Но  когда ребёнок  получит  двойку, то  его  дома  ругают, да  ещё  двоечником  называют.  Какая  несправедливость!

 

8. Работа  с  учебником.

 Упражнение  509.

 

9. СЛОВАРНЫЙ  ФУТБОЛ.

 

          Подберите  синонимы  к  следующим  словосочетаниям:

 

В  один  голос;  один  на  один;  одного  поля  ягоды;  на  одно  лицо;  в  двух  словах;  в  два  счёта;  лить  слёзы  в  три  ручья;  заблудиться  в  трёх  соснах;  на  все  четыре  стороны;  за  тридевять  земель;  два  сапога  на  одну ногу;  играть  первую  скрипку;  пятое  через  десятое;  работать  до  седьмого  пота.

 

 

  1.          Итог   урока.

 - Какие  морфологические  признаки  имени  числительного?

 - На  какие  разряды  делятся  числительные?

 - В  каком  стиле  чаще  всего  они  встречаются?

 - Я  желаю,  чтобы  в  вашей  жизни  числительные  играли  только  счастливую  роль. Чтоб  прожить  всем  лет  до  ста,  не  болеть  бы  никогда, пусть  дата  рожденья  везенье несёт, удачливым  будет  каждый  прожитый  год!

  1. Домашнее  задание.

    Правило  на  ст.227, упражнение  513.

 

doc
Додано
27 серпня 2018
Переглядів
973
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку