Урок "Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды: количественные и порядковые числительные. Числительные простые, сложные и составные.

Про матеріал
Урок в форме путешествия поможет шестиклассникам лучше усвоить материал об имени числительном и его разрядах.
Перегляд файлу

Тема. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды: количественные (целые, дробные, собирательные) и порядковые числительные. Числительные простые, сложные и составные.

Цель: дать понятие об имени числительном как части речи; ознакомить с разрядами числительных; учить употреблять их в речи; развивать связную речь учащихся; воспитывать любовь к живой природе.

Оборудование: «карта» путешествия, тексты, карточки.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

                                                Ход урока.

 

І Организационный момент.

ІІ Актуализация опорных знаний.

    Беседа.

  1. Что изучает морфология?
  2. На какие группы делятся части речи?
  3. Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?

ІІІ Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.

 -  Сегодня вы познакомитесь с именем числительным, его морфологическими признаками и разрядами по значению.

 Но наш урок необычный. Это путешествие по стране Морфология к городу, который так и называется – Числительное. Ваш путь будет нелёгким, потому что вы встретите различные препятствия, но всё больше и больше узнавая об имени числительном, вы сумеете выполнить все задания и преодолеть все препятствия.

 В путь!

 

- Для начала давайте познакомимся с именем числительным как частью речи. Имя числительное по-украински – числівник. Вспомните, что обозначает эта часть речи.

 

-  Имя числительное – это часть речи, которая обозначает число, количество предметов или их порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? какой по счёту? (который?) Например: пять, десять, двадцать один, второй, шестой, пятнадцатый.

  1. Лес.

 -  А вот и первая преграда на пути – лес. Чтобы пройти через него, вы должны выполнить задание.

 Найти в тексте имена числительные.

Скворец работает в сутки семнадцать часов, городская ласточка – восемнадцать, стрижи – девять, а горихвостка больше двадцати. Чтобы накормить своих птенцов, стриж должен принести корм за день не менее тридцати – тридцати пяти раз, скворец – около двухсот, ласточка – трёхсот, а горихвостка – свыше четырёхсот пятидесяти. Сколько вредных для леса насекомых, их личинок уничтожают они за лето! Работают не покладая крыльев.

 

Слово учителя.

 

    -  Все имена числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.

 Количественные числительные обозначают число или количество предметов и отвечают на вопрос сколько? (пять, сорок три, двести).

 Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой по счёту? (который?) (пятый, двадцать пятый).

  1. Гора.

-  Следующая преграда на пути – это гора. Мы будем обходить её с двух сторон, поэтому разделимся на две группы, то есть на два варианта, и выполним задание.

Перевести данные имена числительные на русский язык. Образовать от количественных числительных порядковые (1 вариант), а от порядковых – количественные (2 вариант).

Вісімнадцять, восьмий, дев’яносто сьомий, дев’ять, десятий, п’ять, один, другий, сім, сотий, три, четвертий, шістдесят, шостий.

  •   Вы успешно справились с заданием и теперь можете отдохнуть на привале.
  1. Привал «Загадка».

Во многих загадках встречаются имена числительные. Отгадайте такие загадки.

Семьдесят одёжек

И все без застёжек.

                    (капуста)

Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зелёный и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.                                                                                     

                             (дерево)

    Глубоко был спрятан он,

    Раз-два-три – и вышел вон,

    И стоит он на виду.

    Белый, я тебя найду!

                                 (боровик)

   Первым вылез из землицы

   На проталинке.

   Он мороза не боится,

   Хоть и маленький.

                                (подснежник)

   Выпускает он листы

  Широченной широты.

  Держатся на стеблях крепких

  Сто плодов шершавых, цепких:

  Если их не обойдёшь –

  На себе их все найдёшь.

                               (репей)

  На поляне, возле ёлок,

  Дом поставлен из иголок,

  За травой не виден он,

  А жильцов в нём миллион.

                                   (муравейник)

  Всю жизнь ношу я два горба,

  Имею два желудка!

  Но каждый горб – не горб, амбар!

  Еды в них – на семь суток!

                                   (верблюд)

  Под землёю коридоров,

  Переходов целых сто!

  Там сидит хозяин в чёрном

  Меховом своём пальто.

                                   (крот)

  Хоть верь, хоть не верь:

  Пробегал по лесу зверь.

  Нёс на лбу он неспроста

  Два развесистых куста.

                                  (олень)

 Явился в белой шубке:

 - Прощайте, две скорлупки!

                                 (цыплёнок)

- Отдохнули? Отправляемся в путь.

Слово учителя.

-  По составу имена  числительные делятся на простые, сложные и составные.

 Числительные, которые состоят из одного слова с одним корнем – простые (один, семь, сто, первый).

 Числительные, представляющие собой одно слово с двумя и более корнями, называются сложными (семьдесят, двести, трёхсотмиллионный).

 Числительные, которые состоят из двух или нескольких слов, называются составными (двадцать один, триста двадцать один, триста двадцать первый).

 

-  Мы приближаемся ещё к одному препятствию -  это море.

  1. Море.

Из текста «В мире интересного»  выписать числительные в две колонки. В первую – простые, во вторую – составные.

 

                             В мире интересного.

Самое крупное из ныне живущих млекопитающих – синий кит. Длина морского гиганта – тридцать три метра. Язык его весит три тонны. В его желудок помещается около двух тонн пищи. Чтобы проглотить такое количество еды, синему киту приходится процедить двадцать восемь – тридцать четыре тысячи тонн воды.

 Новорождённый синий кит крупнее слона.

  Китёнок съедает в день примерно полтонны густого молока и прибавляет в весе      ежесуточно до одного центнера. Кормление малыша длится от пяти до семи месяцев, а иногда больше одного года. За время кормления он вырастает до шестнадцати – семнадцати метров, достигая веса двадцать три тонны. И неудивительно: молоко кита жирнее коровьего в десять раз и почти в три раза богаче белком, что способствует быстрому развитию детёнышей.

 

Слово учителя.

-  Количественные числительные делятся на три разряда: 1) обозначающие целые числа (двенадцать, сто пять); 2) дробные (двенадцать сотых, сто пять тысячных, полтора);

3) собирательные, которые обозначают совокупность предметов (двое котят, четверо друзей). В русском языке собирательных числительных немного: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро. Числительные восьмеро, девятеро, десятеро используются очень редко.

 

 -  Отправляемся дальше в путь.

  К городу, который виднеется вдали, ведут три дороги, поэтому мы разделимся на три группы и выполним следующее задание.

 

 Заменить цифры словами.

 1 группа. Записать предложения с числительными, обозначающими целые числа.

 1. На земном шаре встречается 80 видов рябины. 2. Сосна может жить 600 лет, ель – 500 лет. 3. ¾ учеников 7 класса – спортсмены.

 2 группа. Записать предложения с дробными числительными.

 1. Байкал лежит на высоте 456 метров. 2. В снеге 1/10 часть замёрзшей воды и 9/10 воздуха. 3. Через 1,5 минуты бассейн наполняется водой на 2/5.

 3 группа. Записать предложения с собирательными числительными.

 1. Погуляли 2 суток, увидали стаю уток. 2. Отбивается Кузьма. Кличет младших на подмогу, и спешат к нему на зов 3 рослых молодцов. 3. Спит и зверь и птица. Но во тьме, в тиши ночной 2 волкам не спится.

 

-  Вот мы и подошли к городу. Но перед тем, как войти в ворота, выполним ещё одно задание.

 Очень часто имена числительные употребляются в пословицах. Вставьте в пословицы пропущенные числительные, охарактеризуйте их.

  1. За … зайцами погонишься – и … не поймаешь. 2. …блин всегда комом. 3. …одного не ждут.
  1. Город «Числительное».

-  Вот вы и в городе.

 Следующее задание называется «Сказочные задачи». Чтобы выполнить задание, вы должны объединиться в три группы.

 Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы, которые начинались бы следующими предложениями:

 

 Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки…

 

 На опушке леса жила Коза со своими козлятами…

 

 Однажды три медведя отправились в лес на прогулку…

IV Итог урока.

   Интерактивное упражнение «Микрофон»

  - Вот и закончилось наше путешествие. Скажите, что же вы узнали об имени числительном?

V Домашнее задание.

 Записать три пословицы с именами числительными.

       

doc
Додано
9 лютого 2020
Переглядів
1406
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку