Тема. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды: количественные (целые, дробные, собирательные) и порядковые числительные. Числительные простые, сложные и составные.
Цель: дать понятие об имени числительном как части речи; ознакомить с разрядами числительных; учить употреблять их в речи; развивать связную речь учащихся; воспитывать любовь к живой природе.
Оборудование: «карта» путешествия, тексты, карточки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока.
І Организационный момент.
ІІ Актуализация опорных знаний.
Беседа.
ІІІ Работа над темой урока.
- Сегодня вы познакомитесь с именем числительным, его морфологическими признаками и разрядами по значению.
Но наш урок необычный. Это путешествие по стране Морфология к городу, который так и называется – Числительное. Ваш путь будет нелёгким, потому что вы встретите различные препятствия, но всё больше и больше узнавая об имени числительном, вы сумеете выполнить все задания и преодолеть все препятствия.
В путь!
- Для начала давайте познакомимся с именем числительным как частью речи. Имя числительное по-украински – числівник. Вспомните, что обозначает эта часть речи.
- Имя числительное – это часть речи, которая обозначает число, количество предметов или их порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? какой по счёту? (который?) Например: пять, десять, двадцать один, второй, шестой, пятнадцатый.
- А вот и первая преграда на пути – лес. Чтобы пройти через него, вы должны выполнить задание.
Найти в тексте имена числительные.
Скворец работает в сутки семнадцать часов, городская ласточка – восемнадцать, стрижи – девять, а горихвостка больше двадцати. Чтобы накормить своих птенцов, стриж должен принести корм за день не менее тридцати – тридцати пяти раз, скворец – около двухсот, ласточка – трёхсот, а горихвостка – свыше четырёхсот пятидесяти. Сколько вредных для леса насекомых, их личинок уничтожают они за лето! Работают не покладая крыльев.
Слово учителя.
- Все имена числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.
Количественные числительные обозначают число или количество предметов и отвечают на вопрос сколько? (пять, сорок три, двести).
Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой по счёту? (который?) (пятый, двадцать пятый).
- Следующая преграда на пути – это гора. Мы будем обходить её с двух сторон, поэтому разделимся на две группы, то есть на два варианта, и выполним задание.
Перевести данные имена числительные на русский язык. Образовать от количественных числительных порядковые (1 вариант), а от порядковых – количественные (2 вариант).
Вісімнадцять, восьмий, дев’яносто сьомий, дев’ять, десятий, п’ять, один, другий, сім, сотий, три, четвертий, шістдесят, шостий.
Во многих загадках встречаются имена числительные. Отгадайте такие загадки.
Семьдесят одёжек
И все без застёжек.
(капуста)
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
(дерево)
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду!
(боровик)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(подснежник)
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь.
(репей)
На поляне, возле ёлок,
Дом поставлен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
(муравейник)
Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб – не горб, амбар!
Еды в них – на семь суток!
(верблюд)
Под землёю коридоров,
Переходов целых сто!
Там сидит хозяин в чёрном
Меховом своём пальто.
(крот)
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
(олень)
Явился в белой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!
(цыплёнок)
- Отдохнули? Отправляемся в путь.
Слово учителя.
- По составу имена числительные делятся на простые, сложные и составные.
Числительные, которые состоят из одного слова с одним корнем – простые (один, семь, сто, первый).
Числительные, представляющие собой одно слово с двумя и более корнями, называются сложными (семьдесят, двести, трёхсотмиллионный).
Числительные, которые состоят из двух или нескольких слов, называются составными (двадцать один, триста двадцать один, триста двадцать первый).
- Мы приближаемся ещё к одному препятствию - это море.
Из текста «В мире интересного» выписать числительные в две колонки. В первую – простые, во вторую – составные.
В мире интересного.
Самое крупное из ныне живущих млекопитающих – синий кит. Длина морского гиганта – тридцать три метра. Язык его весит три тонны. В его желудок помещается около двух тонн пищи. Чтобы проглотить такое количество еды, синему киту приходится процедить двадцать восемь – тридцать четыре тысячи тонн воды.
Новорождённый синий кит крупнее слона.
Китёнок съедает в день примерно полтонны густого молока и прибавляет в весе ежесуточно до одного центнера. Кормление малыша длится от пяти до семи месяцев, а иногда больше одного года. За время кормления он вырастает до шестнадцати – семнадцати метров, достигая веса двадцать три тонны. И неудивительно: молоко кита жирнее коровьего в десять раз и почти в три раза богаче белком, что способствует быстрому развитию детёнышей.
Слово учителя.
- Количественные числительные делятся на три разряда: 1) обозначающие целые числа (двенадцать, сто пять); 2) дробные (двенадцать сотых, сто пять тысячных, полтора);
3) собирательные, которые обозначают совокупность предметов (двое котят, четверо друзей). В русском языке собирательных числительных немного: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро. Числительные восьмеро, девятеро, десятеро используются очень редко.
- Отправляемся дальше в путь.
К городу, который виднеется вдали, ведут три дороги, поэтому мы разделимся на три группы и выполним следующее задание.
Заменить цифры словами.
1 группа. Записать предложения с числительными, обозначающими целые числа.
1. На земном шаре встречается 80 видов рябины. 2. Сосна может жить 600 лет, ель – 500 лет. 3. ¾ учеников 7 класса – спортсмены.
2 группа. Записать предложения с дробными числительными.
1. Байкал лежит на высоте 456 метров. 2. В снеге 1/10 часть замёрзшей воды и 9/10 воздуха. 3. Через 1,5 минуты бассейн наполняется водой на 2/5.
3 группа. Записать предложения с собирательными числительными.
1. Погуляли 2 суток, увидали стаю уток. 2. Отбивается Кузьма. Кличет младших на подмогу, и спешат к нему на зов 3 рослых молодцов. 3. Спит и зверь и птица. Но во тьме, в тиши ночной 2 волкам не спится.
- Вот мы и подошли к городу. Но перед тем, как войти в ворота, выполним ещё одно задание.
Очень часто имена числительные употребляются в пословицах. Вставьте в пословицы пропущенные числительные, охарактеризуйте их.
- Вот вы и в городе.
Следующее задание называется «Сказочные задачи». Чтобы выполнить задание, вы должны объединиться в три группы.
Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы, которые начинались бы следующими предложениями:
Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки…
На опушке леса жила Коза со своими козлятами…
Однажды три медведя отправились в лес на прогулку…
IV Итог урока.
Интерактивное упражнение «Микрофон»
- Вот и закончилось наше путешествие. Скажите, что же вы узнали об имени числительном?
V Домашнее задание.
Записать три пословицы с именами числительными.