Урок по теме «Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных»

Про матеріал
Урок по теме «Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных»
Перегляд файлу

Отдел образования Бердянского исполнительного комитета
Бердянского городского совета

Методический кабинет

общеобразовательной школы I-III ст. № 1

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект

интегрированного урока
по русскому языку в 6-Б классе
(русский язык, математика)

 

 

 

 

по теме «Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                Подготовила учитель
                                                                                                         русского языка и
                                                                                                литературы
                                                                                                   Масная А.А.,
                                                                                                специалист

 

 

 

 

 

 

 

 

Бердянск, 2019 г.

Цели:

Обучающая:

Формировать коммуникативные компетентности:

- формирование устойчивой мотивации изучения русского языка;

- становление речевой компетентности, включающей в себя знания о речи и речевые умения, предполагающей способность использовать языковые средства, лексический состав и грамматический строй языка для понимания чужих и собственных высказываний;

- формирование языковой компетенции, которое включает знания о системе языка, языковых единицах и нормах их употребления.

Развивающая:

Развивать ключевые компетентности:

-воспринимать, понимать, анализировать информацию на изучаемом языке;

- выражать мысли, чувства, вгляды;

- уметь отвечать на вопросы; корректно вести диалог;

- устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную и второстепенную информацию;

- на основе наблюдений формулировать выводы и давать определения.

Воспитательная:

- воспитание чувства красоты и выразительности слова;

- формировать правильное отношение к числу и слову;

- прививать уважение и внимательность к родному языку.

Реализация сквозных содержательных линий:

- гражданская ответственность (ученики обогащали словарный запас; учатся разрешать конфликтные ситуации через диалог)

Ожидаемые результаты:

Ученики должны знать:

- понятие имя числительное;

- разряды числительных;

- правильно определять синтаксическую роль.

Ученики должны уметь:

- воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

- соблюдать в практике речевого общения, в практике письма основные нормы литературного языка;

- осуществлять речевой самоконтроль;

- правильно находить в тексте имена числительные.

Ученики должны понимать:

- роль числительных в других предметах, в частности - математике.

Тип урока: интегрированный урок формирования умений и навыков усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок - игра.

Межпредметные связи: математика, русская литература.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, учебники, смайлики, доска. 

Методы и формы работы: рассказ учителя, презентация опережающего задания, беседа; метод «Незаконченное предложение»

Опережающее задание: 

1. Разыгрывание мини-сценки о важности русского языка в математике.

Ход урока

I.Ориентация, мотивация деятельности.

Слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок.
Во-первых, к нам пришли гости: администрация и учителя нашей школы. Ребята, поздоровайтесь, пожалуйста.
Во-вторых, таких уроков у вас ещё не было: и русский язык, и математика одновременно.

Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Попробуйте показать ваше настроение одним из них. Подумайте и поднимите вверх смайл, который отображает ваше настроение, а в конце урока мы с вами посмотрим, что изменится.

II.Целеполагание.

1.Сообщение темы, целей урока.

Слово учителя.

Сегодня мы начнём изучать новую тему «Имя числительное». Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены. А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Всё новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.

Давайте с вами подумаем, в каких ещё предметах мы встречаемся с числительными?
(Физика, математика, химия, биология, география, информатика, история)

Правильно! Числительные используются при изучении каждого предмета. Поэтому вы должны правильно писать и произносить их.

Давайте запишем тему нашего урока «Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных»

2.Определение ожидаемых результатов.

Ребята, как вы думаете, что вы должны знать и чему должны научиться? Давайте вместе определим это, используя метод «Незаконченное предложение»

На сегодняшнем уроке я…

3.Мотивация учебной деятельности.

Прежде, чем мы начнём выполнять упражнения, я предлагаю вам посмотреть небольшую сценку.

Математика: Здравствуйте! Я математика – царица наук, дисциплина точная. У меня дважды два – всегда четыре! И никаких исключений! Не то, что в русском языке: то жи-ши пиши, то не пиши! Железная логика и неоспоримые доказательства – вот что такое математика! Нет! С русским языком у меня ничего общего быть не может.

Русский язык: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, царица! Я думаю, что ты ошибаешься. У нас много общего. Я это докажу. Во-первых, логика ни в одной науке не помешает, во-вторых, все цифры и понятия в математике называются словами, а это основные единицы языка. И самое главное! В русском языке есть замечательная часть речи – числительное. Ты как королева чисел должна это оценить!

Слово учителя.
Ребята, а что вы думаете об этом? Могут ли они дружить?

Проанализировав и изучив имя числительное как часть речи, в конце урока мы должны ответить на такой проблемный вопрос:
- Какую все же роль играет имя числительное в математике?

III. Целереализация.

1.Актуализация опорных знаний, навыков и умений.

Слово учителя.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, чему мы уже научились.

- Какой раздел русского языка изучает части речи? (Морфология)
- На какие две группы делятся все части речи русского языка? (Самостоятельные и служебные)
- Назовите самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя числительное)
- А теперь назовите служебные части речи. (Предлог, союз, частица)

Хорошо, ребята, молодцы!

2. Изучение нового материала, его восприятие, осознание и осмысление.

Слово учителя.
Давайте посмотрим на слайд и определим, что свойственно имени числительному.
(дети называют свои варианты, затем им предлагается проверить свои ответы)

Хорошо, а теперь давайте проверим ваши ответы.

Посмотрите на слайд и запишите, пожалуйста, определение в свои тетради.

Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая называет числа, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?

Что ж, давайте проверим, как вы усвоили новое понятие. В этом нам поможет игра «Третий лишний». Правила проще простого. На слайде предложены цепочки слов, вам нужно выбрать лишнее.

1.Один, одиночка, одиночество.

2.Пятёрка, пятерня, пять.
3.Четырёхугольник, четыре, четвёрка.
4.Два, двойка, двойняшки.
5.Тройня, три, троица.
6.Седьмой, семёрочка, семиугольник.

-Почему вы выбрали именно эти слова? (это числительные)
-Как вы их отличили от других слов? (они отвечают на вопросы сколько? который?)
-Какой частью речи являются остальные слова? На какие вопросы они отвечают? (существительные; кто? что?)

Да, правильно. Вы справились с этим заданием, молодцы!

Слово учителя.

Теперь вам предстоит научиться находить имена числительные в тексте. Запишите посередине «Выборочный диктант». Все выполняют задание на местах, а один человек у доски. Перед вами текст из которого нужно выписать все числительные. Будьте внимательны при выполнении этого задания.
  Три друга — Ваня, Юра и Егор — решили поужинать в пиццерии.
Ваня купил для всех три пиццы, а Юра – пять таких же пицц.
У Егора денег с собой не было, но спустя несколько дней он возместил расходы, вернув товарищам восемь рублей.
(три, три, пять, восемь)

Слово учителя.

Вы отлично справляетесь с заданиями и уже умеете находить имена числительные в тексте. Теперь вам нужно знать на какие разряды делятся числительные. Откройте ваши учебники на странице 140. Посмотрите внимательно на правила и прочтите их.

Итак, числительные бывают количественные и порядковые. Количественные отвечают на вопрос какой?, порядковые – который?

Запишите посередине «Распределительный диктант». Поделите тетрадь на две колонки. Перед вами текст из которого нужно в первую колонку выписать количественные числительные, во вторую – порядковые.
(все выполняют задания на местах, а один ученик у доски)

Как-то раз встретились четыре подружки. Первую звали Настя, вторую - Ника, третью – Света, четвёртую – Женя. У девочек было по три конфеты. Подружки решили обменяться конфетами. Как девочкам поделить конфеты, чтобы у каждой было поровну? Но учтите, что Света готова отдать только две конфеты.

А теперь давайте проверим вас.

Количественные

Порядковые

Четыре
Три
Две

 

Первая
Вторая
Третья
Четвёртая

 

3.Физкультминутка.

Слово учителя.

Вы все учите стихотворения на украинской и русской литературе. Может быть некоторые учат их и вне школы. Сейчас я вам предлагаю прочесть математический стишок, который состоит исключительно из цифр. Попробуйте каждый сам для себя выбрать подходящую интонацию и ритм.

(Одна ученица читает всему классу)

714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327.
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.

Вот видите, в математике тоже можно с выражением читать стихи.

А теперь задачка немного посложнее. Посмотрите на картинку и скажите, сколько цифр вы видите.

10 задач, которые просты только на первый взгляд

(10)

4.Обобщение и систематизация полученных знаний.

Ребята, подумайте и скажите, можем ли мы встретить имена числительные в народном творчестве? В каких случаях? (Да, это известные пословицы и поговорки)

Приведите пример таких пословиц или поговорок.
(Дети называют свои варианты)

Молодцы! Мы видим, что наша речь, по сути, будет неполноценна без числительных.

Самостоятельная работа.

Слово учителя.

Сегодня вы узнали, какую синтаксическую роль выполняют числительные. Давайте повторим ещё раз.

(Количественные числительные могут быть любым членом предложения, а порядковые – обычно выступают в роли определения. Сочетание числительного с существительным, обозначающее количество, является одним членом предложения)

Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшую самостоятельную работу. А в конце урока я соберу ваши тетради и проверю выполнение этого задания.

Вам нужно списать предложенный текст и подчеркнуть числительные.
Достаточный уровень – упражнение 187; высокий уровень – упражнение 185.

Слово учителя.

Для закрепления полученных знаний давайте выпишем из упражнение 187 количественные и порядковые числительные.
(Все выполняют упражнение на местах, один – у доски)

Сначала выпишите все количественные числительные, затем – порядковые.

(Количественные: три, два, пять, два, два, одна, пятьдесят четыре. Порядковые: девятый, первый)

5.Сообщение домашнего задания.

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Повторите правила параграф 32 и выполните упражнение 189 (достаточный уровень), упражнение 190 (высокий уровень)

Внимательно посмотрите на упражнение 189. Вам нужно составить и записать словосочетания «числительное + существительное в родительном падеже», используя данные существительные.

В упражнение 190 вам нужно прочитать текст. Составить и записать простой план рассказа о происхождении имени числительного. Затем вам нужно письменно доказать, что слово пять – числительное, а слово пятёрка – существительное, опираясь на грамматические признаки этих частей речи.

IV.Рефлексивно – оценочный этап.

1.Подведение итогов урока.

Слово учителя.

Давайте сейчас вспомним всё, о чём мы сегодня с вами узнали.
-Как называется часть речи, которая называет числа? (Имя числительное)
-На какие вопросы отвечает имя числительное? (сколько? который?)
-Какие вы знаете разряды числительных? (количественные, порядковые)
-Какие числительные отвечают на вопрос который? (порядковые)
-Какой частью речи чаще всего выступают порядковые числительные? (определением)

Слово учителя.

Итак, в начале урока я вам задала проблемный вопрос и теперь самое время на него ответить. Какую все же роль играет имя числительное в математике?

Слово учителя.

Согласна, даже такие разные науки, как русский язык и математика, иногда находят точки соприкосновения. И имя числительное – особенная часть речи, которая используется в изучении каждого предмета.

2.Рефлексия.

Помните, в начале урока мы обменивались эмоциями с помощью смайликов. Сейчас я вам предлагаю снова поднять один из смайликов, чтобы посмотреть на эмоции друг друга на конец урока.

Замечательно, настроение у вас отличное. А почему? Что вы узнали нового на уроке? (На уроке я узнала, что такое имя числительное и на какие разряды оно делиться)

Было ли интересно на уроке? (Да, ведь узнавать что-то новое всегда интересно и познавательно)

Был ли полезен этот урок? (Да, ведь раньше мы не задумывались о том, что имя числительное такая важная часть речи)

3.Оценивание.

docx
Додано
11 лютого 2020
Переглядів
1349
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку