Урок русского языка для 6 класса
Тема. Имя прилагательное. Общее значение, морфологические признаки. Качественные, притяжательные, относительные прилагательные
Цели: углубить и расширить знания об имени прилагательном как части речи и его синтаксической роли в предложении; формировать навыки различения качественных, относительных и притяжательных прилагательных по их лексическим и грамматическим признакам; прививать интерес к различным видам деятельности на уроке при их чередовании.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию
Анализ сочинений учащихся.
II. Актуализация опорных знаний
Синтаксическая пятиминутка
Задание
Запись предложений
Нож- самый старый из столовых приборов. До бронзового века ножи были каменными.
1) Объяснить знак препинания.
2) Найти прилагательные, доказать, что это, действительно, они.
3) Определить, какую роль в предложении прилагательные выполняют.
4) Ответить на вопрос; для чего они употреблены в речи?
III. Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
1. Задание
Прослушайте два варианта текста. Определите разницу. Выскажите свое мнение о том, какой из них лучше и почему.
(Учитель читает сначала текст без прилагательных, потом - с ними.)
ВОДА
До чего же сложная эта стихия - вода! Сама беззащитность, самая, кажется, податливая и безвольная из всех стихий. Вечно она на службе: ее гонит ветер и собирает в мутные валы; гонит земля с горных круч сверху по своим склонам; солнечный жар поднимает на страшную высоту. Там, сбившись стадом в неповоротливую тяжкую массу, она рушится вниз, дрожит, рассыпается.
Капризная и щедрая, грязная и серебристо-кристальная, беспомощная и сильная, способная целые материки сдвинуть с места, - вот какова вода, вот сколько у нее ликов!
(По Ю. Лощицу)
2. Работа со схемой-таблицей опережающего характера
Задание
Начертить таблицу в тетрадь.
Рекомендации для учителя
Обучать работе с таблицей целесообразно от противного, начиная с притяжательных: если прилагательное отвечает на вопрос (чей?), то это - притяжательное. Если нет, то надо проверить, есть ли два или более признаков качественных прилагательных. Если нет, то это - относительное прилагательное, если есть, то это - качественное прилагательное.
Разряды прилагательных
Разряд |
Что обозначает |
Отвечает на вопрос |
Имеет |
Сочетается |
Качественные |
Качество предмета |
Какой? сложный |
степени сравнения; краткая форма; антоним |
со словами очень; чрезвычайно; не |
Относительные |
Чаще- материал, из которого сделан предмет |
Какой? свинцовый |
- |
- |
Притяжательные |
Принадлежность человеку или животному |
Какой? мамин |
- |
- |
V. Физкультминутка для пальцев
Задание
Перечислите все части речи, загибая при этом пальцы.
VI. Закрепление материала
1. Работа с текстом
Прослушайте рассказ о Косте Ошибкине и ответьте на вопрос в конце текста.
ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА
- Лена, мне приснился сегодня страшный сон, - рассказывал как-то испуганный Костя. - Мне приснилось, что один разряд прилагательных исчез, обидевшись на меня за то, что я его не нашел в упражнении. Снилось мне, что на столе лежал красивый ножик..
Я спросил: «Чей это нож?»
«Не мой», - ответил мальчик.
«И не мой», - ответил другой.
«Это его», - сказала девочка, показав на балкон, но там я никого не увидел.
«Так чей же это нож?» - спросил я еще раз, но никто мне толково не смог объяснить.
Я решил обратиться к существительным, чтобы они назвали владельца ножа, но они были обижены на орфографические ошибки, которые я допускал в словах, и отказались мне помочь.
Потом я увидел различных зверей и отдельно лежащие их хвосты. Звери требовали разобраться, где чей хвост. Я уж было открыл рот, но не смог сказать, где чей, хотя знал это. Я очень испугался.
Когда я проснулся, то вспомнил, что ножик был папин, хвосты: лисий, собачий и заячий. Вот только никак не могу вспомнить, какой это разряд прилагательных и на какой вопрос он отвечает...
2. Распределительный диктант
Задание
Распределите словосочетания в три колонки, пользуясь таблицей.
Глубокий пруд, лисий хвост, деревянный стол, стальная крыша, тон¬кий нос, чистая рубашонка, зимний день, горячий чай, спокойный дождь, мертвая царевна, мамина подруга.
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание
Теория по учебнику. Повторить орфограмму и, ы после ц.
Выписать из художественного текста 5 предложений с прилагательными. Определить разряды прилагательных.