Урок "Имя прилагательное. Общее значение, морфологические признаки. Качест-венные, притяжательные, относительные прилагательные"

Про матеріал
Урок з російської мови для 6 класу "Имя прилагательное. Общее значение, морфологические признаки. Качественные, притяжательные, относительные прилагательные". Метою уроку є поглиблення і розширення знань учнів про прикметники як частину мови та їх синтаксичну роль в реченнях.
Перегляд файлу

 

Урок русского языка  для 6 класса

Тема. Имя прилагательное. Общее значение, морфологические признаки. Качественные, притяжательные, относительные прилагательные

Цели: углубить и расширить знания об имени прилагательном как части речи и его синтаксической роли в предложении; формировать навыки различения качественных, относительных и притяжательных прилагательных по их лексическим и грамматическим признакам; прививать интерес к различным видам деятельности на уроке при их чередовании.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

Анализ сочинений учащихся.

II. Актуализация опорных знаний

Синтаксическая пятиминутка

Задание

Запись предложений

 Нож- самый старый из столовых приборов. До бронзового века ножи были каменными.

1)  Объяснить знак препинания.

2)  Найти прилагательные, доказать, что это, действительно, они.

3) Определить, какую роль в предложении прилагательные выполняют.

4) Ответить на вопрос; для чего они употреблены в речи?

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

1. Задание

Прослушайте два варианта текста. Определите разницу. Выскажите свое мнение о том, какой из них лучше и почему.

(Учитель читает сначала текст без прилагательных, потом - с ними.)

ВОДА

До чего же сложная эта стихия - вода! Сама беззащитность, самая, кажется, податливая и безвольная из всех стихий. Вечно она на службе: ее гонит ветер и собирает в мутные валы; гонит земля с горных круч сверху по своим склонам; солнечный  жар поднимает на страшную высоту. Там, сбившись стадом в неповоротливую тяжкую массу, она рушится вниз, дрожит, рассыпается.

Капризная и щедрая, грязная и серебристо-кристальная, беспомощная и сильная, способная целые материки сдвинуть с места, - вот какова вода, вот сколько у нее ликов!

(По Ю. Лощицу)

2. Работа со схемой-таблицей опережающего характера

 Задание

Начертить таблицу в тетрадь.

 Рекомендации для учителя

Обучать работе с таблицей целесообразно от противного, начиная с притяжательных: если прилагательное отвечает на вопрос (чей?), то это - притяжательное. Если нет, то надо проверить, есть ли два или более признаков качественных прилагательных. Если нет, то это - относительное прилагательное, если есть, то это - качественное прилагательное.

Разряды прилагательных

 

Разряд

Что обозначает

Отвечает на вопрос

Имеет

Сочетается

Качественные

Качество

предмета

Какой?

сложный

степени

сравнения;

краткая форма;

антоним

со словами

очень;

чрезвычайно;

не

Относительные

Чаще- материал, из которого сделан предмет

Какой?

свинцовый

-

-

Притяжательные

Принадлежность человеку или животному

Какой?

мамин

-

-

 

 

V. Физкультминутка для пальцев

Задание

Перечислите все части речи, загибая при этом пальцы.

VI. Закрепление материала

1.  Работа с текстом

Прослушайте рассказ о Косте Ошибкине и ответьте на вопрос в конце текста.

ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА

- Лена, мне приснился сегодня страшный сон, - рассказывал как-то испуганный Костя. - Мне приснилось, что один разряд прилагательных исчез, обидевшись на меня за то, что я его не нашел в упражнении. Снилось мне, что на столе лежал красивый ножик..

Я спросил: «Чей это нож?»

«Не мой», - ответил мальчик.

«И не мой», - ответил другой.

«Это его», - сказала девочка, показав на балкон, но там я никого не увидел.

«Так чей же это нож?» - спросил я еще раз, но никто мне толково не смог объяснить.

Я решил обратиться к существительным, чтобы они назвали владельца ножа, но они были обижены на орфографические ошибки, которые я допускал в словах, и отказались мне помочь.

Потом я увидел различных зверей и отдельно лежащие их хвосты. Звери требовали разобраться, где чей хвост. Я уж было открыл рот, но не смог сказать, где чей, хотя знал это. Я очень испугался.

Когда я проснулся, то вспомнил, что ножик был папин, хвосты: лисий, собачий и заячий. Вот только никак не могу вспомнить, какой это разряд прилагательных и на какой вопрос он отвечает...

2. Распределительный диктант

Задание

Распределите словосочетания в три колонки, пользуясь таблицей.

Глубокий пруд, лисий хвост, деревянный стол, стальная крыша, тон¬кий нос, чистая рубашонка, зимний день, горячий чай, спокойный дождь, мертвая царевна, мамина подруга.

VII. Итог урока

VIII. Домашнее задание

Теория по учебнику. Повторить орфограмму и, ы после ц.

Выписать из художественного текста 5 предложений с прилагательными. Определить разряды прилагательных.

docx
Додано
25 лютого 2021
Переглядів
528
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку