Урок " Имя существительное как часть речи. Род и число существительных"

Про матеріал
Ноосферный урок русского языка в 6 классе Тема. Имя существительное как часть речи. Род и число существительных Цель урока. Дать учащимся представление об имени существительном как части речи, обучать распознавать его в тексте, дать понятие о роде и числе, развивать навыки согласования прилагательных с существительными, род которых не совпадает в русском и украинском языках, воспитывать культуру речи. Оборудование. Образон к теме урока, задания для работы в группах, оценочный круг, конфеты «Дубок», рисунки с изображением настроения.
Перегляд файлу

 Ноосферный урок русского языка в 6 классе

Тема.  Имя существительное как часть речи. Род и число существительных

Цель урока.       Дать учащимся представление об имени существительном как части речи, обучать распознавать его в тексте, дать понятие о роде и числе, развивать навыки согласования прилагательных с существительными, род которых не совпадает в русском и украинском языках, воспитывать культуру речи.

 

Оборудование.  Образон к теме урока, задания для работы в группах, оценочный круг, конфеты «Дубок», рисунки с изображением настроения.

Ход урока.

  1.                      Организационный момент.
  1.                                  Приветствие учителя:

             -  Здравствуйте, ребята! Здравствуй, новый день! Здравствуй, мир!

                Ребята, с каким настроением я пришла сегодня на урок?

  1.                         -  А с каким настроением пришли на урок вы?

             -   Какому из рисунков соответствует ваше душевное состояние?

image6image7        

                                                                                          C:\WINDOWS\Temp\FineReader11\media\image5.jpeg

 


        -  После прогулки по волшебной аллее частей речи.

  1. Приобретение новых знаний (в состоянии релаксации, под красивую спокойную музыку)

Займите удобное положение. Расслабьте лицо, тело, плечи, руки., шею, ноги... Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными... Представьте, как бы улыбалось всё ваше тело... другое место, где

Вспомните любимый уголок природы или вы чувствуете себя спокойно, где вы абсолютный хозяин... Порадуйтесь красками, которые окружают вас, представьте движения, звуки и запахи вокруг себя.

Перенеситесь мысленно на уже знакомую вам волшебную аллею частей речи. Пройдитесь между деревьями, послушайте птиц, вдохните аромат свежей зелени, полюбуйтесь светлыми пятнышками солнечных зайчиков на земле...

Найдите глазами самое большое и самое могучее дерево. Это - существительное, первая самостоятельная часть речи, появившаяся в языке людей. Подойдите к нему поближе. Дотроньтесь до коры, ощутите мощь ствола. Обратите внимание на крепкие корни. На одном корне написан вопрос « кто?» (на него отвечают одушевленные существительные), на другом - вопрос « что?» (на него отвечают неодушевленные существительные). У основания дерева большими буквами начертано « предмет». И это не случайно, ведь существительные дают название всему, что нас окружает.

Посмотрите внимательно, на какие большие три ветки разветвляется ствол. Это три грамматические категории существительного. Первая ветка - род.

Он может быть мужским, женским или средним. Вторая ветка - число                    (единственное или множественное). А третья ветка - падеж. Падежей у существительного 6, и с ними вы познакомитесь поближе во время следующей прогулки по чудесной аллее частей речи.

Обойдите вокруг дерева - существительного ещё раз. Взгляните на его богатую листочками-словами крону. Каждое 2-е слово языка - это существительное. Скажите «спасибо» дереву за те знания, которые оно вам подарило. Улыбнитесь ему, сделайте глубокий вдох. Расправьте плечи... Не торопясь, дотроньтесь до щёк, глаз, откройте глаза и возвращайтесь в класс...

  1.        Формирование умения использовать знаний
  1. Беседа.
  •    На какой волшебной аллее вы только что побывали?
  •    Какие там были краски? запахи?
  •    Что вам понравилось? Какое было настроение?
  •    Какую информацию вы получили во время релаксации?
  •    Нарисуйте увиденный вам образ.
  1. Рисование учащимися образона /под музыку/

3. Изучение образа в деталях, запись полученной информации.

4. Сравнение детских образонов и учительского.

  •    Рассмотрите мой рисунок.
  •    Сравните свои записи с той информацией, которая на нем размещена.
  •    Исправьте ошибки.

5.Формулировка темы урока. Запись её на доске и в тетрадях.

 

  1. Закрепление навыка использования знаний.
  1. Работа в группах.

               - Я предлагаю вам объединиться в группы, чтобы сформулировать

         основные правила сегодняшнего урока./ 4 группы рассаживаются по местам/

1-я, 2-я, 3-я группы получают конверты, в которых на отдельных листочках находятся слова и СС, которые касаются темы “ Существительные”, но есть слова и СС - ловушки. Будьте внимательны. Вам необходимо подобрать информацию, которая относится только к нашей теме. 4-я группа в предложенном тексте находит существительные и определяет их род.              / дети работают/

  1. Каковы результаты работы 1-й, 2-й, 3-й групп? / читаются определения/
  1. Имя существительноеэто часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопрос кто это? или что это?
  2. Имена существительные имеют мужской, женский и средний род.
  3. Имена существительные изменяются по числам (единственному и множественному) и падежам.
  •    Откройте свой учебник на стр. 175 и проверьте правильность выполненной работы. / читаются правила из учебника/
  1. Какие существительные мужского рода в предложенном тексте обнаружили ребята из 4-й группы?

Стол, кресло, ложка, книга, дом

И караваи хлеба –

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

  • Как узнать род существительных?
  • Как определить род существительного «караваи»?
  1. Вопрос ко всем 4-м группам:
  • Попробуйте определить род у существительных: неряха, соня, грязнуля, плакса, тихоня, сирота, выскочка, подлиза. / Это существительные общего рода/
  1. Игра « Из слова - слова»: вам необходимо за 1 минуту составить как можно больше существительных из букв, входящих в слово « кинематограф».

/хранитель времени следит за часами подведение итогов, дети садятся на места/

 

  1. Переведите на русский язык словосочетания:

Злий собака –

Широкий степ –

Далека путь –

Суворий Сибір –

Зубний біль -

  •       Определите род существительных в обоих языках.
  •       Совпадает ли род существительных в русском и украинском языках в этих словах?

 

3. Диктант - перевод.

  •       Внимание! Теперь вам необходимо перевести с русского на украинский язык существительные, род которых в этих языках не совпадает: адрес, глаз, дробь, доклад, запись, жизнь, накипь, обувь, птенец, пословица, рожь, кровать.

 

4. Гимнастика для глаз

 

- А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу и одновременно сделать гимнастику для глаз. Оценка зашифрована в буквенном кругу, отыщите её.

                  /В кружочках вписаны буквы, составляющие слово “ОТЛИЧНО”/

5. Работа по вариантам

І вариант — запишите слова в единственном числе .

II вариант - запишите слова во множественном числе

 

I вариант                  II вариант

Окно-                   Соловьи -

Зло -                    Стулья -

Игрушка -                    Банки -

Лень -                    Ножницы -

Книга -                    Брюки –

 

  •              Какой вывод можно сделать?

 

6. Распределительный диктант – распределить слова в 3 колонки

И ед.ч., и мн. ч.

Только ед.ч

Только множ.

Ветки

Здоровье

Каникулы

Семья

Г русть

Джунгли

Берёзы

Польза

Сани

Песня

Чистота

Шахматы

 

  1. Подведение итогов.
  • Чему мы научились на сегодняшнем уроке?
  • Посмотрите ещё раз на наш образон. Какое дерево оно вам напоминает? / Дуб /
  • Пусть эти конфетки “Дубок” отныне напоминают вам о существительном и о нашем сегодняшнем уроке.
  • А пока вы угощаетесь, мы с вами поиграем в игру “5 случайных существительных”

/ Один из учащихся про себя проговаривает алфавит, учитель останавливает его на какой-либо букве, и предлагает детям назвать на эту букву 5 случайных существительных, которые дети записывают в тетрадь/

 

  1. Домашнее задание

Составить короткий рассказ, используя слова, прозвучавшие во время игры.

  1. Прощание
  •       Какое настроение у вас сейчас?

 



 


  • Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
28 лютого 2020
Переглядів
1270
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку