Ноосферный урок русского языка в 6 классе
Тема. Имя существительное как часть речи. Род и число существительных
Цель урока. Дать учащимся представление об имени существительном как части речи, обучать распознавать его в тексте, дать понятие о роде и числе, развивать навыки согласования прилагательных с существительными, род которых не совпадает в русском и украинском языках, воспитывать культуру речи.
Оборудование. Образон к теме урока, задания для работы в группах, оценочный круг, конфеты «Дубок», рисунки с изображением настроения.
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуй, новый день! Здравствуй, мир!
Ребята, с каким настроением я пришла сегодня на урок?
- Какому из рисунков соответствует ваше душевное состояние?
- После прогулки по волшебной аллее частей речи.
Займите удобное положение. Расслабьте лицо, тело, плечи, руки., шею, ноги... Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными... Представьте, как бы улыбалось всё ваше тело... другое место, где
Вспомните любимый уголок природы или вы чувствуете себя спокойно, где вы абсолютный хозяин... Порадуйтесь красками, которые окружают вас, представьте движения, звуки и запахи вокруг себя.
Перенеситесь мысленно на уже знакомую вам волшебную аллею частей речи. Пройдитесь между деревьями, послушайте птиц, вдохните аромат свежей зелени, полюбуйтесь светлыми пятнышками солнечных зайчиков на земле...
Найдите глазами самое большое и самое могучее дерево. Это - существительное, первая самостоятельная часть речи, появившаяся в языке людей. Подойдите к нему поближе. Дотроньтесь до коры, ощутите мощь ствола. Обратите внимание на крепкие корни. На одном корне написан вопрос « кто?» (на него отвечают одушевленные существительные), на другом - вопрос « что?» (на него отвечают неодушевленные существительные). У основания дерева большими буквами начертано « предмет». И это не случайно, ведь существительные дают название всему, что нас окружает.
Посмотрите внимательно, на какие большие три ветки разветвляется ствол. Это три грамматические категории существительного. Первая ветка - род.
Он может быть мужским, женским или средним. Вторая ветка - число (единственное или множественное). А третья ветка - падеж. Падежей у существительного 6, и с ними вы познакомитесь поближе во время следующей прогулки по чудесной аллее частей речи.
Обойдите вокруг дерева - существительного ещё раз. Взгляните на его богатую листочками-словами крону. Каждое 2-е слово языка - это существительное. Скажите «спасибо» дереву за те знания, которые оно вам подарило. Улыбнитесь ему, сделайте глубокий вдох. Расправьте плечи... Не торопясь, дотроньтесь до щёк, глаз, откройте глаза и возвращайтесь в класс...
3. Изучение образа в деталях, запись полученной информации.
4. Сравнение детских образонов и учительского.
5.Формулировка темы урока. Запись её на доске и в тетрадях.
- Я предлагаю вам объединиться в группы, чтобы сформулировать
основные правила сегодняшнего урока./ 4 группы рассаживаются по местам/
1-я, 2-я, 3-я группы получают конверты, в которых на отдельных листочках находятся слова и СС, которые касаются темы “ Существительные”, но есть слова и СС - ловушки. Будьте внимательны. Вам необходимо подобрать информацию, которая относится только к нашей теме. 4-я группа в предложенном тексте находит существительные и определяет их род. / дети работают/
Стол, кресло, ложка, книга, дом
И караваи хлеба –
Всё это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
/хранитель времени следит за часами подведение итогов, дети садятся на места/
Злий собака –
Широкий степ –
Далека путь –
Суворий Сибір –
Зубний біль -
- А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу и одновременно сделать гимнастику для глаз. Оценка зашифрована в буквенном кругу, отыщите её.
/В кружочках вписаны буквы, составляющие слово “ОТЛИЧНО”/
І вариант — запишите слова в единственном числе .
II вариант - запишите слова во множественном числе
I вариант II вариант
Окно- Соловьи -
Зло - Стулья -
Игрушка - Банки -
Лень - Ножницы -
Книга - Брюки –
6. Распределительный диктант – распределить слова в 3 колонки
И ед.ч., и мн. ч. |
Только ед.ч |
Только множ. |
Ветки |
Здоровье |
Каникулы |
Семья |
Г русть |
Джунгли |
Берёзы |
Польза |
Сани |
Песня |
Чистота |
Шахматы |
/ Один из учащихся про себя проговаривает алфавит, учитель останавливает его на какой-либо букве, и предлагает детям назвать на эту букву 5 случайных существительных, которые дети записывают в тетрадь/
Составить короткий рассказ, используя слова, прозвучавшие во время игры.