18 травня о 18:00Вебінар: Інтерактивний урок математики: алгоритми та приклади створення дидактичних матеріалів

Урок інтегрований (література та історія) "Феникс культуры человечества. Франческо Петрарка и его сонеты" (для школ с русским языком обучения)

Про матеріал
Урок усвоения новых знаний с элементами проблемного обучения в 9 классе по теме "Феникс культуры человечества. Франческо Петрарка и его сонеты". Учащиеся смогут обобщить и систематизировать знания в рамках темы «Возрождение», познакомиться с жизнью и творчеством Франческо Петрарки, получить начальные теоретические сведения о сонете как жанре. К уроку прилагается технологическая карта и раздаточный материал: лист "Виртуальный музей эпохи Возрождения", афоризмы Петрарки, листы с репродукциями картин эпохи Возрождения, сонеты поэта.
Перегляд файлу

Афоризмы Франческо Петрарки

  1. Чтить сильных – дешевая услуга, настоящее величие души - оказывать помощь слабым.
  2. Раз нельзя быть внешне тем, кем хочешь быть, стань внутренне таким, каким должен стать.
  3. Многословие спорщика обычно сродни гневу.
  4. Я понял, что не только людям, но и писаниям выдающаяся форма иногда вредит и надо во всех вещах стремиться к умеренности.
  5. Для человека нет ничего естественней труда, человек рожден для него, как птица для полета и рыба для плавания.
  6. Любовь великолепно умеет побеждать.
  7. Всякий скорее извинит себя, чем другого, и, наоборот, каждый скорее утешит другого, чем себя.

 

Перегляд файлу

C:\Users\Ульяша\Desktop\TEACH.jpg   ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ имени ________________________   C:\Users\Ульяша\Desktop\canstock13266110.jpg

C:\Users\Ульяша\Desktop\6pzqws0ps0o.jpg

Перегляд файлу

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

E:\рафаэль.jpg

E:\неизвестный автор.jpg

E:\Рисунок2.jpg

Рафаэль

«Дама под покрывалом»

Паоло Уччелло

«Портрет модной дамы»

Леонардо да Винчи

«Дама с горностаем»

E:\афинская школа.jpg

text_0030-1.jpg

Рафаэль «Афинская школа»

Леонардо да Винчи

«Автопортрет»

 

E:\Франческо Сальвиати Портрет молодого человека.jpg

Франческо Сальвиати

«Портрет молодого человека»

 

 

E:\1.jpg

Леонардо да Винчи

«Мона Лиза»

 

C:\Users\news\Desktop\дюр.jpg

 

Альбрехт Дюрер «Автопортрет»

 

E:\rembrandt-jewish.jpg

E:\s_10_limbourg_january.jpg

Рембрандт «Еврейская невеста»

Братья Лимбург. Миниатюра

E:\4.jpg

image

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Сандро Боттичелли.

Портрет Джулиано Медичи.

C:\Users\news\Desktop\питер брейгель город.jpg

belg_kult

Питер Брейгель «Город»

Рембрандт. Автопортрет

 

Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка интегрированного урока

истории и литературы в 9 классе
Тема

«Феникс культуры человечества.

Франческо Петрарка и его сонеты»

 

 

Автор:   Шатоба Ульяна Валерьевна,
учитель русского языка и литературы

Категория: учитель высшей категории.

Звание: учитель-методист.

 

 

 


 

Тип урока: урок усвоения  новых знаний с элементами проблемного обучения.

Наглядность:

- презентация, видеофрагменты (биография Петрарки, 3 видеоклипа с сонетами Петрарки), раздаточный материал (афоризмы Петрарки, листы "Виртуальный музей имени...", листы "Составим сонет", сонеты Петрарки, листы "Биография Петрарки" (определи ключевое слово)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

После урока учащиеся смогут

  • обобщить и систематизировать знания в рамках темы «Возрождение»
  • познакомиться с жизнью и творчеством Франческо Петрарки
  • получить начальные теоретические сведения о сонете как жанре
  • закрепить умение работать с текстом художественного произведения

Базовые понятия

  • Возрождение в истории и литературе
  • Сонет
  • этапы творческого пути Франческо Петрарки

Формируемые компетенции

  • УУ Умение использовать разные виды чтения при ознакомлении со статьей учебника об эпохе Возрождения и просмотре видефрагментов
  • МК  Умение преображать информацию из одной формы в другую: создание таблицы «Этапы творческого пути Петрарки»
  • ИЦ умение использовать интернет-ресурсы для получения новых знаний
  • СК   Умение создавать тексты, высказывать собственные идеи, используя изобразительно-выразительные средства

Сквозные линии

СЛ – 2

  • Понимание необходимости уважения к человеку
  • Умение распознавать жизненные ценности
  •  СЛ – 4

 Понимание роли инициативы человека в жизни общества

Ход урока.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА.
  2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА И ЕГО ЗАДАЧ.

Притча от Леонардо да Винчи

Феникс

     Высоко пролетая над безбрежной пустыней, феникс приметил далёкий огонь костра на биваке. Он понял, что час великого жизненного испытания настал, и ему надлежит стойко подчиниться велению судьбы.

Феникс был значительно крупнее всех живущих на свете орлов, а по красоте и яркости оперения не шёл с ними ни в какое сравнение. Он величаво парил в ночном небе на распластанных крыльях, а затем широкими плавными кругами начал снижаться к земле. Оказавшись над костром, он почувствовал, как языки пламени жадно лизнули его перья и обожгли лапы. Превозмогая боль и оставаясь верным долгу, феникс бесстрашно рухнул в огонь.

Костёр зашипел, зачадил и начал угасать. Но вскоре из кучи золы стал пробиваться язычок голубого пламени, трепещущий на ветру и упрямо поднимающийся кверху, словно у него были крылья.

Это феникс возрождался из пепла, чтобы вновь прожить пятьсот лет в небе.

Фе́никс (возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. 

Легенда гласит, что, когда феникс чувствует приближение смерти, он вьет гнездо, которое затем подставляет палящим лучам солнца, пока не сгорит дотла в их пламени. Тогда возникает новый феникс. 

Феникс - это универсальный символ бессмертия, тяжелых жизненных испытаний, преодолевая которые человек возрождается духовно.

Таким «фениксом» в истории культуры человечества люди считают эпоху Возрождения.

Давайте запишем тему урока и попробуем поставить перед собой цели.

Высказывания учащихся.

 

  1.   ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ. ВЫПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО И КОЛЛЕКТИВНО РАЗЛИЧНОГО РОДА УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ ОБОБЩАЮЩЕГО И СИСТЕМАТИЗИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА.

Учитель истории

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня вы поработает в группах и поразмыслите над таким вопросом: что символизирует собой Феникс и почему мы так назвали урок?

1. Актуализация знаний

Начало периода Возрождения по времени совпадает с окончанием периода Средневековья и началом Нового времени.

Давайте вспомним, какими были условия развития культуры в Средние века? Как это влияло на развитие искусства? Какой период в истории и литературе называют "эпохой Возрождения"?

Обратимся к схеме – периоды эпохи Возрождения.

Как вы считаете, почему возрождение культуры началось именно с Италии?

Один из этапов эпохи Возрождения – Северное Возрождение. Его связывают в первую очередь с бурным развитием живописи в…  В какой стране? Почему именно в Нидерландах? (Вспоминаем события буржуазной революции в Нидерландах и ее последствия)

Основные черты эпохи Возрождения.

Почему же эта эпоха начинается именно на рубеже XIV –XVвв.?

Предпосылки европейского Возрождения:

  • Великие географические открытия
  • Реформация
  • Кризис феодализма
  • Зарождение капиталистических отношений
  • Развитие научных и технических знаний
  • Изобретение книгопечатания
  • Изменение духовного облика человека

Основные черты философии Возрождения

  • Гуманизм — возвышение человека
  •  Антропоцентризм — человек, а не Б-г в центре исследования
  • Секуляризация – освобождение от церковного влияния  

Какое влияние имели эти явления на развитие культуры?

Пришло  время познакомиться с теми произведениями, которые по праву относятся к шедеврам не только итальянского Возрождения, но и всей мировой культуры. Их очень много. Это действительно было время бурного развития живописи. Мы постарались подобрать картины, которые всесторонне отражают эту эпоху, представляют разные школы и направления в живописи, чтобы создать для вас более полную картину.

Во время демонстрации презентации и рассказа учителя учащиеся должны определить,  какие картины принадлежат кисти художников периода Средневековья, а какие относятся к эпохе Возрождения.

Ответы должны быть аргументированы.

Рафаэль Санти – великий итальянский художник, который открыл чувственный мир любви и восхищения. Он написал картину «Дама с покрывалом» в период своей творческой зрелости. Долгое время личность красавицы, изображенной на картине, известной также под названием "Донна Велата" (1516, Флоренция), была окутана тайной. Вполне вероятно, что это женщина, которую художник "очень любил до самой смерти  и с которой он написал портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся как живая" (Вазари). Художник долго не мог подобрать натурщицу для портрета, пока не встретил простую дочь булочника – Маргариту Лути, ставшую позже его спутницей жизни на долгие года.

На картине изображена девушка, только начавшая взрослеть. Чёрные выразительные глаза так и манят созерцателя к себе. Богатая и роскошная одежда оттеняет нежную белую кожу. Картина пропитана глубокой любовью: нежность линий, изгиб шеи, а главное – расположение руки рядом с сердцем, олицетворяющее знак ответа на вопрос: «ты меня любишь?». Маргарита на века осталась единственной и последней любовью великого и талантливого живописца.

Большинство портретов, приписываемых кисти Паоло Уччелло, - мужские. Но есть среди них и несколько женских портретов, включая "Портрет модной дамы".  Обратите внимание, каким высоким выглядит лоб дамы - это было чрезвычайно модно в то время, и женщины, желавшие быть красивыми, сбривали волосы надо лбом.

Среди работ, созданных Леонардо да Винчи в шестнадцатом столетии, значится портрет, который называется "Мона Лиза", или "Джоконда". В современную эпоху это, возможно, наиболее известная картина в мире. Популярной она стала из-за неуловимой улыбки на лице женщины, изображенной на полотне. Что привело к такой загадочности? Умелая работа мастера, способность так искусно затенить уголки глаз и рта? Точная природа этой улыбки не может быть определена до сих пор.

Другая работа художника - «Дама с горностаем» -  была написана им ближе к концу XV века. Предполагают, что девушка, изображенная на картине, была фавориткой Лодовико Сфорца Чечилия Галлерони. Как раз в годы написания картины Леонардо находился на службе у герцога.

«Дама с горностаем» — это своего рода настоящий прорыв в искусстве психологического портрета того времени. Эта картина была написана маслом по дереву, что являлось новшеством для итальянских художников того периода. Надо сказать, что Леонардо Да Винчи относился к числу тех, кто активно использовал в своей деятельности всевозможные нововведения.

 

 

Франческо Сальвиати - известный флорентийский живописец, крупнейший портретист своего времени. "Портрет молодого человека" отличается точностью психологических характеристик модели и богатством цветовой палитры. Справа от него  вы видите шедевр Рембрандта "Еврейская невеста".

Перед нами эпизод из Библии, а сюжет таков: Исаак, живя у филистимлян, на людях называет свою жену Ревекку сестрой и отваживается обнять ее только в минуты уединения. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Картина — один из шедевров позднего рембрандтовского периода, для которого характерны красные и золотисто-коричневые тона. Одежда в некоторых местах написана стремительными мазками, тона достигают светоносной насыщенности, удивительно теплой по колориту и в то же время не самодовлеющей, что только усиливает эмоциональность сцены.

А вот "Афинская школа" Рафаэля Санти - фреска на тему философии. Рафаэль изобразил фантастический храм и поместил в его пространство древних философов и ученых. В центре изображены Платон, указывающий на небо, которое, как он считал, определяет всю человеческую жизнь, и Аристотель, простерший руку над землей. Левее, активно жестикулируя, что-то объясняет ученикам Сократ с крутым, упрямым лбом, ниже Пифагор пишет в книге, куда с любопытством смотрят сидящие вокруг него, Гераклит Эфесский застыл с пером в руке, погруженный в свои размышления, Диоген возлежит в непринужденной позе на мраморных ступенях, справа, нагнувшись к табличке, пишет свои формулы Архимед, позади него беседуют Страбон и Клавдий Птолемей.

Несмотря на обилие персонажей, к тому же разбитых на группы, «Афинская школа» производит впечатление единства изображенного. «Любители мудрости» объединены и общим настроением: все они, каждый по-своему, ищут истину, которая должна торжествовать в человеческой жизни так же, как легкие своды храма философии и голубое небо возвышаются над головами мыслителей.

 

Не менее известный представитель Ренессанса - Сандро Боттичелли. Его картины в эпоху  Возрождения также имеют огромную популярность среди широкого круга зрителей. "Поклонение волхвов", "Мадонна с младенцем на троне", "Благовещение" - эти произведения, посвященные религиозной тематике, стали огромными достижениями художника. На полотне "Рождение Венеры" перед зрителями предстает открытое пространство, море и небо. Художник изобразил раннее утро, когда уже рассеялась мгла ночи, и мир увидел прекрасную Венеру, родившуюся из морской пены. Эта богиня Красоты стоит на морской раковине, а подгоняет ее по волнам и помогает  подплыть к берегу бог ветров Зефир. Появление Венеры на земле триумфально – к ее ногам летят розы, а богиня Ора преподносит драгоценный плащ, чтобы укрыть ее. Плащ украшен вышитыми нежными цветами. Лицо богини будто овеяно тенью печали, кротости. На ее плечи спадают длинные пряди прекрасных золотистых волос, которые развевает ветер.

На следующем слайде вы видите два автопортрета - Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера. Дюрер изобразил себя в легком трехчетвертном ракурсе на фоне окна, за которым виден бескрайний пейзаж. Фигура занимает все полотно, поза спокойная, взгляд сосредоточенный. Свет из окна освещает лицо, прекрасно уложенные волосы, руки, изысканный костюм. Поверх плеча наброшен светло-коричневый плащ, стянутый витым шнуром, на руках - тонкие кожаные перчатки. На затененной стене ниже уровня окна можно прочесть по-немецки: «Я написал это с себя. Мне было двадцать шесть лет. Альбрехт Дюрер». Леонардо, фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках и  эскизах, добивается редкой остроты в передаче мимики лица.

 

Чрезвычайно интересна картина Питера Брейгеля   «Город». Более половины работ кисти Брейгеля посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.

Иероним Босх — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. "Фокусник" — одна из ранних работ Босха. На полотне мы видим фокусника,  установившего свой стол у стены, рядом с дорогой. Каждый прохожий останавливается и с интересом наблюдает за его манипуляциями. Фокусник показывает, как он вынул маленькую лягушку изо рта старика. В это время воришка, может, и напарник фокусника, опустошает карман простофили. Сова, смотрящая из корзины, - типичный  для Босха символ зла. Под столом сидит маленькая собачка или обезьянка в костюме шута. Это символ обмана. Сцену, изображенную Босхом,  можно увидеть и сейчас, через 500 лет. Другие лица и одежда, но так же простофиля следит за напёрсточником или фокусником. "Склонность человечества к глупости может привести к злу", - говорит теперь уже нам Иероним Босх.

2. Работа в группах

А теперь вы поработаете в группах. Перед вами Лист «Виртуальный музей эпохи Возрождения имени….». Вы увидели достаточно картин и можете осознанно разметить в своем музее 2-3 наиболее понравившихся полотна. Ваша задача – аргументировать свой выбор.

Защита мини-проектов.

 

 

 

Учитель литературы

1. Сведения о жизни и творчестве Петрарки.

Знаменитый итальянский поэт  Франческо Петрарка положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с ее глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека.

Сейчас вы посмотрите видеофрагмент биографии знаменитого гуманиста. Задание каждой группе: по ходу просмотра составить 2-3 вопроса в соответствии с уровнями обучения пирамиды Блума. Будьте внимательны к деталям биографии поэта.

Просмотр видеофрагмента биографии -7.03

Много лет назад апрельским утром Петрарка впервые увидел белокурую красавицу с черными глазами. Звали ее ЛаУра, он встретил ее в авиньонской церкви святой Клары. И этот же день двадцать один год спустя стал роковым: жизнь ЛаУры унесла беспощадная чума. Видимо, так было угодно Господу Вседержителю. Все эти годы Петрарка пламенно любил эту женщину, хотя она и была замужем, стала матерью одиннадцати детей, и вообще они виделись всего несколько раз, обменявшись лишь мимолетными взглядами. Он любил ее духовной любовью, почитая даму своего сердца образцом совершенства и чистоты, не смея и мечтать о греховном прикосновении.

Присутствие ЛаУры нигде не чувствуется столь зримо и живо, как в сонетах.

Их свыше трехсот. Из них можно составить дневник любви, пережившей любимое существо. Девяносто сонетов написал Петрарка после смерти ЛаУры.

Петрарку из века в век чтят как родоначальника новой европейской поэзии, возвестившей наступление новой эпохи, названной Возрождением.  

Петрарка (Петракколо) родился в городе Ареццо, в семье  нотариуса.  Детство его прошло в Авиньоне, где находился в то время  папский  двор.  Он учился в Болонском университете, но затем вернулся в Авиньон и  принял духовное звание. В 1333г. поэт совершил большое путешествие  по Европе с целью «открытия» древних авторов, изучал рукописи,  знакомился с крупнейшими учеными. За эпопею на латинском языке  «Африка» (о Пунических войнах) Петрарка был увенчан лаврами на римском Капитолии. После многих лет путешествий уединился в небольшом местечке  около  Падуи,  продолжая филологические изыскания; там он и скончался.

Петрарка жил в сложное, противоречивое время, и жизнь его  тоже была противоречивой и   сложной. Он был близок  к  могущественному двору римского папы и служил у кардинала, но писал о  пороках  римского папы и его приближенных. Его интересовала история, настоящее и будущее. Он писал о медицине, о полководческом искусстве, о проблемах воспитания и о распространении христианства, об астрологии и о падении воинской дисциплины после заката Римской империи. Даже писал трактат о выборе жены.

Последние годы поэт провел в местечке Арква около Падуи, где выстроил себе маленький домик. Здесь он тихо скончался в ночь с 18 на 19 июля 1374 г., склоняясь над древним манускриптом, не дожив до своего 70-летия одного дня.

ПРИМЕЧАНИЕ

Прекрасный обычай венчать чествуемых поэтов лаврами или дубовыми листьями перешел к римлянам от греков. Литературные и научные произведения Петрарки сделали его знаменитым, и он почти одновременно получил приглашения из Парижа, Неаполя и  Рима  принять коронование лавровым венком.  Петрарка  выбрал  Рим, где был  – по решению римского сената  – торжественно венчан на Капитолии лавровым венком.

Возможные вопросы:

Знание, запоминание фактов

Почему Париж, Неаполь и Рим мечтали вручить Петрарке лавровый венок?

Применение знаний

Какие факты вы бы отобрали, чтобы рассказать об образованности поэта?

Анализ

Какова основная тема произведений Петрарки?

Какое заключение можно вывести из того, что Петрарка назвал встречу с ЛаУрой «волей провидения»?

Оценивание

Вы согласны с поступками поэта,  пытавшегося достичь высокое положение в обществе?

Какое суждение вы могли бы вынести о названии произведения поэта «Книга о презрении к миру»?

Основываясь на услышанном, как бы вы объяснили, что друг Петрарки поэт Боккаччо утверждал, что ЛаУра не существовала?

Высказывание детей по группам.

2. Прием «Аквариум». Работа с высказываниями Петрарки.

Сейчас мы поработаем в группах с высказываниями гуманиста и философа.

Из высказываний Петрарки учащиеся, работающие в группах, выбирают наиболее понравившиеся и комментируют их.

 

Афоризмы Франческо Петрарки

1. Чтить сильных – дешевая услуга, настоящее величие души - оказывать помощь слабым.

2. Раз нельзя быть внешне тем, кем хочешь быть, стань внутренне таким, каким должен стать.

3. Многословие спорщика обычно сродни гневу.

4. Я понял, что не только людям, но и писаниям выдающаяся форма иногда вредит и надо во всех вещах стремиться к умеренности.

5. Для человека нет ничего естественней труда, человек рожден для него, как птица для полета и рыба для плавания.

6. Любовь великолепно умеет побеждать.

7. Всякий скорее извинит себя, чем другого, и, наоборот, каждый скорее утешит другого, чем себя.

Вопросы к классу:

 Вы согласны с мнением группы?

 Есть ли у вас дополнения?

 

3. Давайте прослушаем сонеты Петрарки

Видеоклип «Блогословен день, месяц, лето, час…» (пер.Вяч.Иванова) – 2.59

Видеоклип «Я изнемог от безответных дум…», «Язвительны прекрасных глаз лучи…»  – 3.09

LXI

Благословен день, месяц, лето, час

И миг, когда мой взор те очи встретил!

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

 

Благословенна боль, что в первый раз

Я ощутил, когда и не приметил,

Как глубоко пронзен стрелой, что метил

Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!

 

Благословенны жалобы и стоны,

Какими оглашал я сон дубрав,

Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слав

Стяжали ей, певучие канцоны, -

Дум золотых о ней, единой, сплав!

LXXIV. Я изнемог от безответных дум...


Я изнемог от безответных дум -

Про то, как мысль от дум не изнеможет

О вас одной; как сердце биться может

Для вас одной; коль день мой столь угрюм

 

И жребий пуст - как жив я; как мой ум

Пленительной привычки не отложит

Мечтать о вас, а лира зовы множит,

Что брег морской - прибоя праздный шум.

 

И как мои не утомились ноги

Разыскивать следы любимых ног,

За грезою скитаясь без дороги?

 

И как для вас я столько рифм сберег? -

Которые затем порой не строги,

Что был Амур к поэту слишком строг.

 

Язвительны прекрасных глаз луч ...

Язвительны прекрасных глаз лучи,

Пронзенному нет помощи целебной

Ни за морем, ни в силе трав волшебной.

Болящему от них - они ж врачи.

 

Кто скажет мне: 'Довольно, замолчи!

Все об одной поет твой гимн хвалебный!' -

Пусть не меня винит, - их зной враждебный,

Что иссушил другой любви ключи.

 

Творите вы, глаза, непобедимым

Оружие, что точит мой тиран,

И стонут все под игом нестерпимым.

 

Уж в пепл истлел пожар сердечных ран;

Что ж день и ночь лучом неотвратимым

Вы жжете грудь? И петь вас - я ж избран.


 

Беседа по выявлению уровня восприятия лирики Петрарки.

 Какое впечатление произвели на вас сонеты Петрарки?

 Трудно ли их было воспринимать?

 Чем вам близки поэтические строки прослушанных сонетов?

Действительно, сонеты, обращенные к ЛаУре, принято считать своеобразным дневником переживаний и чувств.  Это самая искренняя поэтическая лирическоая исповедь о любви, пронесенной через всю жизнь.

4. Самостоятельная работа. Составление психологического портрета.

Давайте посмотрим на портреты Петрарки и ЛаУры. Попробуем подобрать эпитеты или просто слова, которые могли охарактеризовать лирического героя и ЛаУры. Какие они?

 Лирический герой сонетов Петрарки…

Задумчивый, прячется от людей, на душе неспокойно, пылает в мороз…

 Лаура…

Взгляд нежный, очаровательная, гордость, неприступность, легкая походка, сияющие глаза, золотые волосы…

Долгое время считалось, что ЛаУра – вымышленный персонаж. Однако биографы установили, что такая женщина существовала всерьез. Причину смерти ЛаУры установить трудно, многие историки предполагают, что это была чума, так как в том году Авиньон серьёзно пострадал от неё. Но никто, из присутствовавших при смерти ЛаУры,  не упоминает подходящие симптомы. Возможно, что она умерла от туберкулеза и истощения, вызванного частыми родами (считается матерью 11 детей). Ей было 38 лет. Сам Петрарка накануне своей смерти, последовавшей много лет спустя, писал: «Уже ни о чем не помышляю я, кроме нее».

5. Понятие о сонете.

В течение урока неоднократно звучал термин «сонет». Дадим ему точное определение.

СОНЕТ И ЕГО СТРУКТУРНЫЕ ПРИЗНАКИ

Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка) — вид (жанр) лирики, основным признаком которого является объем текста. Сонет всегда состоит из четырнадцати строк.

Основные признаки

 Количество строк — четырнадцать;

 количество строф — четыре (два катрена, два терцета)

Более подробно о сонете как жанре мы будем говорить на следующем уроке.

 

  1.    КОНТРОЛЬ И САМОПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.

А сейчас проверим, насколько вы были внимательны на уроке.

Определите ключевое слово.

Задание

№ буквы в слове

Буква

Ответ

  1.  

Настоящая фамилия поэта

6

К

Петракколо

 

  1.  

Название поэмы о войне между Римом и Карфагеном

1

А

Африка

  1.  

Место, где поэт встретил любимую

4

Н

Авиньон

  1.  

Место рождения поэта

4

Ц

Ареццо

  1.  

Петрарка учился в этом университете

2

О

Болонский

  1.  

Четверостишие сонета

6

Н

Катрен

  1.  

Должность Петрарки при Джованни Колонна

9

Ь

Секретарь

  1.  

Петрарка упрекал читателей в этой черте характера

2

Е

Невежество

  1.  

Имя возлюбленной поэта

4

Р

Лаура

  1.  

Имя поэта

6

Е

Франческо

 

Слово, которое у нас получилось – канцоньере.

Канцонье́ре (итал. «Песенник») — стихотворный сборник Петрарки, в котором поэт воспевает свою любовь к ЛаУре и свою скорбь по поводу утраты возлюбленной. В изданиях сборника сложилась традиция делить его на 2 части: в первую часть включены стихи, написанные как бы при жизни ЛаУры, во вторую — как бы после её смерти. В действительности весь сборник «Канцоньере» поэт написал после 1348 г. (то есть после смерти ЛаУры).

 

 

 

 

 

 

  1. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ.

- Попробуем стать соавторами известных сонетов. Подберите подходящие эпитеты вместо пропусков.

Сонет

На высоте, на …. . вершине (снеговой)

Я вырезал ……. клинком сонет. (стальным)

Проходят дни. Быть может, и доныне

снега хранят мой ……… след. (одинокий)

На высоте, где небеса так сини,

Где радостно сияет ….. свет, (зимний)

Глядело только солнце, как стилет

Чертил мой стих на ……. льдине. (изумрудной)

И весело мне думать, что поэт

Меня поймет. Пусть никогда в долине

Его толпы не радует привет!

На высоте, где небеса так сини,

Я вырезал в полдневный час сонет

Лишь для того, кто на вершине.

 

Как вы поняли слово «стилет»?

Стилет - (итал. stiletto от лат. stilus — «палочка для письма», «острый стержень») — колющее холодное оружие, кинжал итальянского происхождения с прямой крестовиной и тонким и узким клинком, в классическом варианте не имеющим режущей кромки (лезвия).

Учащиеся работают в группах. Заслушиваются наиболее интересные варианты. После этого варианты детей сравниваются с оригинальным звучанием сонета.

 

Вернемся к проблемному вопросу, прозвучавшему в начале урока.

Что же символизирует собой Феникс?

Ответы учеников.

А теперь посмотрим на цели урока: достигли мы поставленных задач?

 

 

  1.    РЕФЛЕКСИЯ
  • Я вспомнил(а)…
  • Главным для меня на уроке было то, …
  • Теперь я буду знать, что …
  • Меня поразило…
  • Я хотел бы, чтобы …
  • Итогом урока считаю то, …

 

  1. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.

1. Выучить наизусть понравившийся сонет Петрарки

2. Подготовиться к анализу сонетов Петрарки – взять словарик литературоведческих терминов

 

 

1

 

Перегляд файлу

 

БИОГРАФИЯ  ПЕТРАРКИ

Определите ключевое слово.

Задание

№ буквы в слове

Буква

Ответ

  1.  

Настоящая фамилия поэта

6

 

 

  1.  

Название поэмы Петрарки о войне между Римом и Карфагеном

1

 

 

  1.  

Место, где поэт встретил любимую

4

 

 

  1.  

Место рождения поэта

4

 

 

  1.  

Петрарка учился в этом университете

2

 

 

  1.  

Четверостишие сонета

6

 

 

  1.  

Должность Петрарки при Джованни Колонна

9

 

 

  1.  

Петрарка упрекал читателей в этой черте характера

2

 

 

  1.  

Имя возлюбленной поэта

4

 

 

  1.  

Имя поэта

6

 

 

 

 

БИОГРАФИЯ  ПЕТРАРКИ

Определите ключевое слово.

Задание

№ буквы в слове

Буква

Ответ

  1.  

Настоящая фамилия поэта

6

 

 

  1.  

Название поэмы Петрарки о войне между Римом и Карфагеном

1

 

 

  1.  

Место, где поэт встретил любимую

4

 

 

  1.  

Место рождения поэта

4

 

 

  1.  

Петрарка учился в этом университете

2

 

 

  1.  

Четверостишие сонета

6

 

 

  1.  

Должность Петрарки при Джованни Колонна

9

 

 

  1.  

Петрарка упрекал читателей в этой черте характера

2

 

 

  1.  

Имя возлюбленной поэта

4

 

 

  1.  

Имя поэта

6

 

 

 

Перегляд файлу

Притча от Леонардо да Винчи

Феникс

     Высоко пролетая над безбрежной пустыней, феникс приметил далёкий огонь костра на биваке. Он понял, что час великого жизненного испытания настал, и ему надлежит стойко подчиниться велению судьбы.

Феникс был значительно крупнее всех живущих на свете орлов, а по красоте и яркости оперения не шёл с ними ни в какое сравнение. Он величаво парил в ночном небе на распластанных крыльях, а затем широкими плавными кругами начал снижаться к земле. Оказавшись над костром, он почувствовал, как языки пламени жадно лизнули его перья и обожгли лапы. Превозмогая боль и оставаясь верным долгу, феникс бесстрашно рухнул в огонь.

Костёр зашипел, зачадил и начал угасать. Но вскоре из кучи золы стал пробиваться язычок голубого пламени, трепещущий на ветру и упрямо поднимающийся кверху, словно у него были крылья.

Это феникс возрождался из пепла, чтобы вновь прожить пятьсот лет в небе.

 

Перегляд файлу

СОНЕТЫ ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКИ

LXI

Благословен день, месяц, лето, час

И миг, когда мой взор те очи встретил!

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

 

Благословенна боль, что в первый раз

Я ощутил, когда и не приметил,

Как глубоко пронзен стрелой, что метил

Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!

 

Благословенны жалобы и стоны,

Какими оглашал я сон дубрав,

Будя отзвучья именем Мадонны!

 

Благословенны вы, что столько слав

Стяжали ей, певучие канцоны, -

Дум золотых о ней, единой, сплав!

 

Я изнемог от безответных дум -

Про то, как мысль от дум не изнеможет

О вас одной; как сердце биться может

Для вас одной; коль день мой столь угрюм

 

И жребий пуст - как жив я; как мой ум

Пленительной привычки не отложит

Мечтать о вас, а лира зовы множит,

Что брег морской - прибоя праздный шум.

 

И как мои не утомились ноги

Разыскивать следы любимых ног,

За грезою скитаясь без дороги?

 

И как для вас я столько рифм сберег? -

Которые затем порой не строги,

Что был Амур к поэту слишком строг.

 

Язвительны прекрасных глаз лучи,

Пронзенному нет помощи целебной

Ни за морем, ни в силе трав волшебной.

Болящему от них - они ж врачи.

 

Кто скажет мне: 'Довольно, замолчи!

Все об одной поет твой гимн хвалебный!' -

Пусть не меня винит, -

их зной враждебный,

Что иссушил другой любви ключи.

 

Творите вы, глаза, непобедимым

Оружие, что точит мой тиран,

И стонут все под игом нестерпимым.

 

Уж в пепл истлел пожар сердечных ран;

Что ж день и ночь лучом неотвратимым

Вы жжете грудь? И петь вас - я ж избран.

 

 

Перегляд файлу

Развитие умений работы над текстом художественного произведения.

 

На высоте, на ________________ вершине

Я вырезал ________________ клинком сонет.

Проходят дни. Быть может, и доныне

снега хранят мой ________________  след.

На высоте, где небеса так сини,

Где радостно сияет ________________ свет,

Глядело только солнце, как стилет

Чертил мой стих на ________________  льдине.

Перегляд файлу

Технологическая карта интегрированного урока  истории и литературы

 

Тема урока: Феникс культуры человечества. Франческо Петрарка и его сонеты.

 

Класс  9      

Цели для учителя

Образовательные

 Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы «Возрождение»;

 познакомить с жизнью и творчеством Франческо Петрарки;

 дать начальные теоретические сведения о сонете как жанре

Развивающие

 Развивать умение высказывать свои мысли, восстанавливая в памяти полученные сведения;

 Развивать умение работы с текстом художественного произведения;

 Развивать умение выделять узловые моменты своего или чужого высказывания;

 Развивать монологическую и диалогическую речь школьников.

 Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

 Развивать умение ставить цель и планировать свою деятельность при работе в группе

Воспитательные

 Воспитывать интерес к мировой культуре и истории;

 Воспитывать эстетический вкус учащихся.

Тип урока

урок изучения нового материала

 

Цели для ученика

 

1.Актуализация знаний по теме «Эпоха Возрождения, основные  черты философии Ренессанса, влияние на развитие культуры»

2. Умение характеризовать искусство эпохи Возрождения, аргументировать свою точку зрения при выборе того или иного художественного полотна

3. Знакомство с жизнью и творчеством Франческо Петрарки

4. Знакомство с сонетом как жанром

5. Развитие умения работы с текстом художественного произведения (анализ)

6. Развитие умения составлять вопросы в соответствии с уровнями обучения пирамиды Блума

План урока для ученика

 

1. Актуализация знания по теме

«Эпоха Возрождения»

2. Работа с полотнами выдающихся представителей эпохи Ренессанса

3. Знакомство с жизнью и творчеством Франческо Петрарки, его возлюбленной  Лауры

4. Работа с текстом художественного произведения

5. Знакомство с сонетом как жанром

6. Работа с афоризмами итальянского гуманиста. Аргументация своих мыслей.

7. Рефлексия

8. Задание на дом

 

Опорные понятия, термины: Ренессанс, гуманизм, предпосылки европейского Возрождения, реформация, антропоцентризм, секуляризация, художественные тропы

Новые понятия: сонет,  катрен, терцет, канцоны, канцоньере

Формы контроля

Фронтальный опрос-актуализация знаний

Работа в группе

Индивидуальное задание

Самостоятельная работа

Творческое применение знаний

Определи ключевое слово

Рефлексия

Домашнее задание

1. Выучить наизусть понравившийся сонет Петрарки

2. Подготовиться к анализу сонетов Петрарки – взять словарик литературоведческих терминов

 

 

 

 

Этап урока

 

Цель этапа, результат

 

Время

 

Время урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Выступление подготовленного ученика с притчей Леонардо да Винчи

Заинтересованность

3 мин.

9.05 – 9.08

Подготовка ученика

Слушание

2. Сообщение темы урока, его целей.

Формулировка проблемного вопроса

Заострить внимание на проблеме и целях урока

2 мин.

9.08– 9.10

Работает совместно с детьми

Отвечают, записывают в тетради

3. Экскурс в историю. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

(включает в себя и работу с презентацией)

Актуализация знаний

10 мин.

9.10– 9.20

Рассказ, диалог

Отвечают, фиксируют в тетради необходимые факты

 

 

 

 

4. Работа в группах

Лист «Музей бесценного наследия эпохи Возрождения имени….».

Умение работать в группе

10 мин.

9.20– 9.30

Консультативная помощь

Контроль

Защита мини-проектов.

5. Просмотр видеофрагмента биографии Петрарки

 

Умение слушать и вычленять главное

7.03 мин.

9.30 -9.37

 

Составление вопросов в соответствии с уровнями обучения пирамиды Блума

6. Прием «Аквариум». Работа с высказываниями Петрарки.

Формирование умений и навыков

комментирования  чужого высказывания,

умения отбирать необходимые аргументы

6 мин.

9.37– 9.43

звонок

Контроль, коррекция

Аргументация своей точки зрения

7. Видеоклипы «Сонеты Петрарки»

Полученная информация ситуативна, красочна, эмоциональна, вызывает интерес учащихся и тем самым стимулирует речевые высказывания как репродуктивного, так и творческого характера.

2.59 мин.

3.09 мин.

10.00 – 10.06

 

Сосредотачивает внимание, фиксирует детали

8. Беседа по выявлению уровня восприятия лирики Петрарки.

Закрепление полученных знаний

3 мин.

10.06– 10.10

Контроль, коррекция

Высказывает собственные впечатления

9. Работа в группах. Составление психологического портрета.

Развитие умения характеризовать лирического героя

5 мин.

10.10– 10.15

Контроль, коррекция

Высказывает собственные мысли, подбирает эпитеты

10. Понятие о сонете.

Введение нового лит.-вед. понятия

3 мин.

10.15– 10.18

Объясняет

Фиксирует в тетради

11. Контроль и самопроверка знаний.

Определи ключевое слово

Закрепление полученных знаний

5 мин.

10.18- 10.23

Контроль, коррекция

Проверяет свой уровень усвоения информации

12. Знакомство с понятием «Канцоньере»

Введение нового лит.-вед. понятия

3 мин.

10.23– 10.26

Объясняет

Фиксирует в тетради

13. Творческое применение знаний.

Развитие творческого мышления

7 мин.

10.26– 10.33

Анализирует

Подберите подходящие эпитеты вместо пропусков

14. Рефлексия

Развитие умения анализировать, достигнута ли поставленная на уроке цель

3 мин.

10.33– 10.36

Контроль, коррекция

Вспоминает, выявляет и осознает основные компоненты деятельности

15. Задание на дом

 

3 мин.

10.36– 10.40

 

Закрепление полученных знаний

 

zip
Додано
29 травня 2019
Переглядів
530
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку