Бинарный урок в 6-м классе (математика + химия +…)
Тема урока: Решение задач на пропорциональную зависимость величин.
Цели:
Ход урока.
1) Что такое пропорция?
2) Назовите крайние и средние члены пропорций
8 : 7 = х : 56 и .
3) Как найти неизвестный крайний (средний) член пропорции? Работа у доски с указанными выше пропорциями (2 ученика)
4) Применение правил поиска неизвестного члена пропорции при решении задач на пропорциональную зависимость величин на примере задачи: « Масса 7 одинаковых деталей равна 91 кг. Найдите массу 5 таких деталей»
а : 18 = 13 : 9
Работа оценивается в 2 балла (оценки заносятся в бегунки учеников).
Слово учителя: Дети, на уроках природоведения вы изучали некоторые химические элементы. Давайте вспомним некоторые из них. Какой газ мы вдыхаем? (кислород). Кислород образован химическим элементом оксигеном ( найдите его в таблице химических элементов Менделеева под номером 8), в нижнем части соответствующей ячейки таблицы указана его атомная масса, в данном случае она равна 16. Итак, оксиген образует молекулу кислорода О2. А теперь, кто знает, какой самый распространённый элемент во Вселенной? Подсказка - этот элемент входит в состав воды. (гидроген). Он образует молекулу водорода Н2. В таблице Менделеева он имеет порядковый номер1, его атомная масса равна 1. Водород и кислород при взаимодействии образуют воду. Это взаимодействие в химии выражается следующим уравнением: О2 + 2Н2 = 2Н2О (почему уравнение выглядит именно так, вы узнаете в курсе химии 7-го класса).
Задача 1.А теперь давайте рассмотрим расчётную химическую задачу следующего содержания: «Сколько грамм воды образуется, если взять 50 г кислорода?» Решим эту задачу, используя пропорцию.
50 х
О2 + 2Н2 = 2Н2О
32(16) 36((2+16))
Отсюда имеем пропорцию , из которой г воды.
Задача2. Давайте рассмотрим ещё одну химическую реакцию с участием элемента таблицы Менделеева под номером 6 - карбона (углерода). Если карбон взаимодействует с кислородом, то образуется газ, который мы выдыхаем. Какой это газ? (углекислый). Уравнение данной реакции выглядит следующим образом: С + О2 = СО2. Рассчитайте, сколько кислорода надо взять, чтобы получить 100 г углекислого газа.
(задача решается у доски учеником с помощью класса и учителя)
Решение: х 100
С + О2 = СО2
32 44(12+32)
Отсюда
(повторить округление десятичных дробей – учитель математики)
Создаются 5 команд (по 4-5 чел.). Команды выбирают капитана. Предлагаются три задания на решение задач на пропорциональную зависимость:
Если жидкости разнородны, то в сообщающихся сосудах высоты их столбов над уровнем раздела обратно пропорциональны их плотностям. Соответствующая формула выглядит следующим образом:
где ρ1 и ρ2 – плотности жидкости в сосудах, h1 и h2 – уровни жидкостей. Рассчитайте, какой уровень в сообщающихся сосудах, заполненных водой и керосином, будет занимать керосин (h2), если уровень воды h1 = 8 см. (плотность воды1= 1 г/см3, плотность керосина 2= 0,8 г/см3).
С какими предметами мы сегодня на уроке связали математику?
Существуют ли связи математики с остальными предметами?
Какой вывод можно сделать? (Слова Рене Декарта: «Все науки настолько связаны друг с другом, что легче изучать их все вместе, чем каждую в отдельности».