Урок інтегрований (математика + хімія) "Задачі на пропорційну залежність величин"

Про матеріал
Мета інтеграції - показати учням цілісність оточуючого середовища, єдність предметів, їх тематичну залежність один від одного. Мета цього уроку показати учням 6-го класу єдність математики з іншими природничими дисциплінами та не тільки з ними, підготувати учнів до сприйняття матеріалу з інших предметів в наступних класах. Вважаю, що урок буде ефективнішим в бінарному варіанті, тобто коли його будуть проводити фахівці з різних предметів, зокрема з математики та хімії.
Перегляд файлу

Бинарный урок в 6-м классе (математика + химия +…)

Тема урока: Решение задач на пропорциональную зависимость величин.

Цели:

  • Обучающие: повторить и закрепить навыки решения задач на пропорциональную зависимость величин; повторить действия с натуральными и дробными числами, округление десятичных дробей; изучить и закрепить некоторые химические элементы и формулы химических реакций, правило решения некоторых расчетных задач по химии, кулинарии, физике.
  • Развивающие: уметь устанавливать связи между величинами, анализировать и синтезировать исходные данные, развить коммуникативную компетентность через работу в группе, уметь быстро и качественно ориентироваться в предложенных заданиях.
  • Воспитательные: стимулировать желание учащихся воспринимать целостность окружающего мира через связь математики с изучаемыми предметами в школьном курсе, побуждать их к самостоятельному принятию решений, проявлению активности в ходе работы на уроке.

Ход урока.

  1. Организационный момент (3 мин).
  2. Актуализация опорных данных (проводит учитель математики):
  • Фронтальный опрос (4 мин):

 1) Что такое пропорция?

 2) Назовите крайние и средние члены пропорций

8 : 7   = х : 56    и   .

3) Как найти неизвестный крайний (средний) член пропорции? Работа у доски с указанными выше пропорциями (2 ученика)

4) Применение правил поиска неизвестного члена пропорции при решении задач на пропорциональную зависимость величин на примере задачи: « Масса 7 одинаковых деталей  равна 91 кг. Найдите массу 5 таких деталей»

  • Математический диктант со взаимопроверкой (2 мин):
  1. Вставьте пропущенное слово  вместо троеточия в предложение: «Пропорцией называется … двух отношений»
  2. Закончите фразу: « Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции необходимо…»
  3. Определите название пары выделенных членов пропорции

а : 18 = 13 : 9

  1. Найдите неизвестный член пропорции выше.

Работа оценивается в 2 балла (оценки заносятся в бегунки учеников).

  1. Основной этап урока – применение правил решения задач на пропорциональную зависимость при решении химических задач (проводит учитель химии):

Слово учителя: Дети, на уроках природоведения вы изучали некоторые химические элементы. Давайте вспомним некоторые из них. Какой газ мы вдыхаем? (кислород). Кислород образован химическим элементом оксигеном ( найдите его в таблице химических элементов Менделеева под номером 8), в нижнем части соответствующей ячейки таблицы указана его атомная масса, в данном случае она равна 16. Итак, оксиген  образует молекулу кислорода О2. А теперь, кто знает, какой самый распространённый элемент во Вселенной? Подсказка - этот элемент входит в состав воды. (гидроген). Он образует молекулу водорода Н2. В таблице Менделеева он имеет порядковый номер1, его атомная масса равна 1. Водород и кислород при взаимодействии образуют воду. Это взаимодействие в химии выражается следующим уравнением: О2 + 2Н2 = 2Н2О (почему уравнение выглядит именно так, вы узнаете в курсе химии 7-го класса).

Задача 1.А теперь давайте рассмотрим расчётную химическую задачу следующего содержания: «Сколько грамм воды образуется, если взять 50 г кислорода?» Решим эту задачу, используя пропорцию.

      50                  х

      О2 + 2Н2 = 2Н2О

                  32(16)     36((2+16))

            Отсюда имеем пропорцию , из которой г воды.

  1. Закрепление материала (работа у доски)

              Задача2. Давайте рассмотрим ещё одну химическую реакцию с участием элемента  таблицы Менделеева под номером 6 -  карбона (углерода). Если карбон взаимодействует с кислородом, то образуется газ, который мы выдыхаем. Какой это газ? (углекислый). Уравнение данной реакции выглядит следующим образом: С + О2 = СО2. Рассчитайте, сколько кислорода надо взять, чтобы получить 100 г углекислого газа.

(задача решается у доски учеником с помощью класса и учителя)

Решение:               х     100

                       С + О2 = СО2

                                           32     44(12+32)

            Отсюда           

 (повторить округление десятичных дробей – учитель математики)

  1. Математический брейн-ринг

Создаются 5 команд (по 4-5 чел.). Команды выбирают капитана. Предлагаются три задания на решение задач на пропорциональную зависимость:

  1. Видеовопрос от учителя трудового обучения: «При приготовлении блюд в кафе, ресторанах, столовых используется стандартная рецептура с точными расчётами в граммах каждого продукта. При этом необходимо уметь рассчитывать массу каждого продукта в порции с учётом  того, что при его использовании существуют определённые отходы. Например, если свежей зелени купить 140 г, то в приготовлении блюда использовано будет только 100 г (40 г составят отходы). Эти нормы сырья заложены в Сборнике рецептур. Рассчитайте, какое количество зелени необходимо закупить для приготовления порции салата, если по рецепту в нём используется 40 г зелени».
  2. Видеовопрос от учителя физики: «При решении физических задач используются физические законы и формулы, из которых необходимо уметь выразить и найти нужную величину. Например, в теории жидкостей существует закон сообщающихся сосудов:

Если жидкости разнородны, то в сообщающихся сосудах высоты их столбов над уровнем раздела обратно пропорциональны их плотностям. Соответствующая формула выглядит следующим образом:

   http://phys-portal.ru/lections/mech.zhid&gaz_lec.files/image014.gif   

где       ρ1 и ρ2 – плотности жидкости в сосудах, h1 и  h2 – уровни жидкостей. Рассчитайте, какой уровень в сообщающихся сосудах, заполненных водой и керосином, будет занимать керосин (h2), если уровень воды h1 = 8 см. (плотность воды1= 1 г/см3, плотность керосина 2= 0,8 г/см3).

 

  1. Рефлексия материалов урока (на слайде со всеми изучаемыми предметами)

С какими предметами мы сегодня на уроке связали математику?

Существуют ли связи математики с остальными предметами?

Какой вывод можно сделать? (Слова Рене Декарта: «Все науки настолько связаны друг с другом, что легче изучать их все вместе, чем каждую в отдельности».

  1. Домашнее задание (подготовлено как отдельный материал с задачей на химическую реакцию и творческим заданием: «Математика в музыке»). Подведение итогов по выставлению оценок (суммирование баллов в бегунках учеников капитанами групп).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
13 серпня 2019
Переглядів
929
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку