Конспект уроку інтегрованого курсу «Література» (російська та зарубіжна) у 10 класі.
Тема: Відомості про життя і творчість Оноре де Бальзака
Мета: простежити основні віхи життєвого та творчого шляху класика французької літератури О. де Бальзака, охарактеризувати роль України в його долі, розвивати творчу уяву учнів, виховувати інтерес до творчості цього художника слова.
Обладнання: презентації «Сторінки життєвого і творчого шляху Оноре де Бальзака», «О. де Бальзак у філателії та нумізматиці», «Віртуальна екскурсія. Будинок-музей О. де Бальзака в Парижі» (створено із власних світлин, зроблених під час екскурсії в музеї Бальзака в Парижі).
Олифиренко Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы Бердянского
УВК №1 «Мрія» Запорожской области,
отличник образования Украины,
специалист высшей категории, учитель-методист
Конспект урока
интегрированного курса «Литература»
(русская и зарубежная) в 10 классе
Тема: Сведения о жизни и творчестве Оноре де Бальзака
Задачи: проследить основные вехи жизненного и творческого пути классика французской литературы О. де Бальзака, охарактеризовать роль Украины в его судьбе, развивать творческое воображение учащихся, воспитывать интерес к творчеству художника слова.
Оборудование:
- «Страницы жизненного и творческого пути Оноре де Бальзака» (Приложение 1),
- «О. де Бальзак в филателии и нумизматике» (Приложение 2),
- «Виртуальная экскурсия. Дом-музей О. де Бальзака в Париже» (Приложение 3);
2. бланки опорного конспекта (ОК) по теме урока (Приложение 4).
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Эпиграф: «Бальзак – первый среди великих, лучший среди избранных» (В.Гюго).
Ход урока
1. Слово учителя
«Бальзак велик! Его характеры — произведения ума вселенной! Не дух времени, но целые тысячелетия приготовили бореньем своим такую развязку в душе человека», - так писал о французском писателе Ф. М. Достоевский.
Л. Н. Толстой считал Бальзака одним из трех крупнейших французских писателей XIX в. (наряду со Стендалем и Флобером).
Соотечественники и современники Бальзака также оставили о нем самые восторженные воспоминания. Например, Эмиль Золя писал: «Бальзак приобретает все большее и большее значение, являясь родоначальником нового литературного движения, которое восторжествует, наконец, в XX столетии. Все писатели неизбежно пойдут по намеченному им пути, и каждый новый романист будет все больше и больше углублять психологический анализ и развивать последовательно новый метод. Бальзак стоит во главе французской литературы будущего».
А поэт Ш. Бодлер о нем отзывался так: «Меня временами приводило в удивление, что Бальзака прославляли, главным образом, за его наблюдательность; а мне всегда казалось, что он фантазер, и фантазер страстный. Все его герои наделены горячей жизненной силой. Все его рассказы живописны, как мечты».
Мы сегодня обратимся к фактам биографии самого Бальзака и убедимся, что его жизнь была не менее увлекательной, чем его произведения.
2. Обращение к теме, задачам урока и эпиграфу (Презентация «Жизненный и творческий путь Оноре де Бальзака», слайды 1, 2)
3. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы попробуем воссоздать историю жизни и творчества Оноре де Бальзака с помощью инсценированных страниц его биографии. И конечно же, главным героем и рассказчиком в этой истории будет сам писатель. В образе Бальзака в разные периоды жизни (в юности, зрелом возрасте и на склоне лет) предстанут трое учеников класса, а роль его возлюбленной Эвелины Ганской сыграет одна из ваших одноклассниц. (Презентация «Жизненный и творческий путь Оноре де Бальзака», слайд 3).
Учитель дает рекомендации по оформлению ОК по теме урока.
4. Инсценировка «Сцены частной жизни месье Оноре де Бальзака» (в 1-3 страницах данной инсценировки использованы тексты видеофильмов youtube-канала по адресу: https://www.youtube.com/channel/UCkQv-eCoXwXRz5VsrU4iKzA)
Страница 1. Как я стал писателем (Презентация «Жизненный и творческий путь Оноре де Бальзака», слайд 4).
Страница 2. Главные события моей жизни - мои произведения (Презентация «Жизненный и творческий путь Оноре де Бальзака», слайд 5).
Страница 3. Моя Эвелина из Украины (Презентация будет «Жизненный и творческий путь Оноре де Бальзака», слайды 6, 7).
Страница 4. Жизнь после смерти (Презентация «Жизненный и творческий путь Оноре де Бальзака», слайд 8).
Учащиеся рассказывают об увековечении памяти Бальзака в мире и, в частности, в Украине (по материалам Интернета): улицы его имени есть в Киеве, Днепре, Кривом Роге, Житомире и др. городах Украины; установлен памятник и проводится фестиваль граффити на тему «Жизнь и деятельность Бальзака» в Бердичеве; в селе Верховня, в доме Ганских функционирует музей Бальзака, а в день его рождения здесь же проводится ежегодный Международный литературный праздник «Весна Прометея».
Ученик представляет презентацию «Бальзак в филателии и нумизматике».
Учитель представляет презентацию «Виртуальная экскурсия. Дом-музей О. де Бальзака в Париже».
5. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Ответы на вопросы презентации «Виртуальная экскурсия. Дом-музей О. де Бальзака в Париже» (слайд 16). Учащиеся также используют записи, сделанные ими в ОК.
Учитель собирает ОК и оценивает эту работу десятиклассников.
6. Домашнее задание (Презентация «Жизненный и творческий путь Оноре де Бальзака», слайд 9)
Приложение 4
Опорный конспект учащегося 10 кл.______________________
Сведения о жизни и творчестве Оноре де Бальзака
- Бальзак родился _____ мая 17 _______ г. в городе ______________.
- Настоящая фамилия писателя _______________________________.
- С 7 до 15 лет обучался в ____________________________________.
- Любимые писатели _______________________________________.
- Обучался в университете _______________, факультет __________.
- Первое произведение – трагедия в стихах - ____________________.
- Первая подписанная именем «Бальзак» книга – роман ___________.
- Все произведения вошли в эпопею ___________________________,
из 144 задуманных произведения было написано _______________.
- Секрет литературной плодотворности - _______________________.
- Переписка Бальзака с Эвелиной Ганской длилась ____________лет.
- Э. Ганская владела имением ______________ (вблизи города Бердичева
Житомирской обл.).
- Бальзак был в Украине _______ раза, в 18___ -18 ____ годы.
- Венчание Бальзака с Э. Ганской состоялось в городе ______________
14 марта 18_____ года.
- Бальзак умер 18 марта 18 _____ года.
- Похоронен на кладбище ______________________ в Париже.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слова для справок: Бальса, Руссо, «Кромвель», «Шуаны», Верховня, Сорбонна (Парижский университет, основан в XIII в., назван в честь богослова Роберта де Сорбона – основателя этого уч. заведения), Пер-Лашез.