Урок із зарубіжної літератури у 7 класі

Про матеріал
ввести учащихся в удивительный мир А. Грина и Эдварда Грига, показать взаимосвязь литературы и музыки, приобщая к духовным ценностям человечества, развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся; воспитывать культуру восприятия художественного текста произведения, музыки; будить веру в безграничные возможности человека
Перегляд файлу

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожее изображение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Цель:ввести учащихся в удивительный мир А. Грина и Эдварда Грига, показать взаимосвязь литературы и музыки, приобщая к духовным ценностям человечества,  развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся;  воспитывать культуру восприятия художественного текста произведения,  музыки; будить веру в безграничные возможности человека

 

 

 

Тип урока:урок работи над текстом художественного произведения

 

Методы: репродуктивно – творческий; диалогический: работа в группах; эвристический:  беседа; частично-поисковый: подготовка сообщений; стимулирующий:  создание образных представлений, сопоставление – противопоставление;  проблемный:  проблемные вопросы.

 

 

Ход урока.

Будущее, к которому мы стремимся,рождается из непобедимого человеческого свойства – умение мечтать и любить.         

К. Паустовский

 

 

Разве не чудо?  Разве не странно?

Разные люди,  разные страны,

Разных эпох разноцветное иго –

Что же сроднило Грина и Грига?

    С. Флейшман

І. Мотивация учебной деятельности

 

Мечта… Какое настроение рождает у вас это слово? Какие ассоциации вызывает?

(Мечта – предмет желаний, стремлений, нечто созданное воображением, мысленно представляемое).

— Какие прилагательные вы бы употребили со словом «мечта»? (голубая, заветная, светлая, тайная, несбыточная).

— А серая? Чёрная? Тяжёлая?

— Почему?

Так что же такое мечта? Нужно ли мечтать? Помогает ли мечта человеку жить? Или наоборот?Давайте определим тему нашего урока.

Сегодня мы попробуем ответить на эти вопросы.

 

ІІ. Актуализация знаний учащихся

 

Этими «свойствами» обладал «неистовый мечтатель», последний романтик 20 века — А. Грин.А разговор о нём я хотела бы начать со строчек стихотворения Виссариона Саянова:

Он жил среди нас этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отблеск морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью,

С солёной, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

— Кто же он этот «сказочник странный», «рыцарь мечты»?

1. Вглядитесь в портрет А. Грина. Мы видим мечтательные глаза, наполненные грустью. Он тогда еще не знал, что ко всем берегам земли будут идти, как алая птичья стая, придуманные корабли.

(Звучит музыка Эдварда Грига  «Утро»)

2. Страницы его книг залиты ослепительным светом морской дали, алых парусов. И хочется побывать в городах, наполненных солнцем , душистым запахом зарослей, с красиво звучащими, как таинственная музыка, названиями: Лисс, Зурбан, Рено, Гель – Гью . Их нет на карте. Они созданы из света, морских ветров, цветущих трав; населены удивительными людьми: мужественными, добрыми, самоотверженными,  всегда готовыми прийти на помощь людям.

3. В лице Грина мы встретили неистового мечтателя.  К. Паустовский писал: «Грин прожил тяжёлую жизнь. Всё в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или злого обывателя. Было непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронёс через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку».

— Что помогло Грину не озлобиться? (Несмотря на тяжёлые испытания, которые преподносила ему судьба, Грин любил жизнь, он верил «в высоту человеческих подвигов, исканий», верил в чудо).

 

III. Работа с текстом.

 

С этой верой в чудо живут и герои Грина. Давайте обратимся к произведению.

 

— Как определил Грин жанр своего произведения? Что такое феерия?    (Волшебное сценическое действие со множеством красочных эффектов;  использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста)

— На какой жанр по описанию похожа феерия? (Сказка)

Итак, «Алые паруса» — сказка о воплощённой в жизнь мечте, о том, как добрая воля человека превратила мечту о счастье в счастье реальное.

— «Алые паруса». Какие ассоциации вызывает у вас это сочетание слов?

( Учащиеся называют свои ассоциации и прикрепляют кластеры на доску: корабль любви и веры, надежда, романтика, паруса любви, вера в чудо, символ любви, осуществлённое чудо, «паруса цвета глубокой радости»)

— А почему именно алый цвет? Почему не красный, бордовый, розовый?

(Алый – тёплый, ласковый, завораживающий, более яркий, чистый, цвет любви).

— Почему ему так важен был цвет?

 («В алом есть ликование, яркость, призыв»)

— Найдите эпизод, в котором охотник видит корабль. Как Грин описывает паруса?

(«Паруса цвета глубокой радости»)

Но пока «Секрет» не подошёл к берегу, обратимся к героям и посмотрим, к чему привела их вера в волшебную силу мечты.

— Что объединяет Ассоль и Грэя? (Непохожи на остальных, их с детства окружало непонимание, умеют мечтать, чувствуют сердцем, не мирятся с судьбой, а изменяют её к лучшему, Грэй сам «делает» свою мечту).

— Найдите описание толпы на берегу, какие словосочетания наиболее ярко характеризуют жителей Каперны? (с.70)

(Вопили, с нервной и угрюмой тревогой, со  злобным испугом, говорили сдавленно, змеиным шипением).

— Способны ли эти люди мечтать? Почему?

— С чего началась сказка для Ассоль?

Инсценизация отрывка  «Ассоль и Эгль».

— Помогла ли Ассоль сказка старого Эгля?

— Если бы не мечта Ассоль о корабле с алыми парусами, легче жилось бы ей в Каперне?

Итак, после встречи с Эглем мир маленькой Ассоль наполнился яркой волшебной мечтой. С этого дня она ждала того, кто увезёт её от жестокости и непонимания, ждала своего принца.

А он ждал её, ту, ради которой сделает чудо своими руками. А звали принца…

— Как вы понимаете слова: «Он родился капитаном, хотел быть им и стал им»?

— Как шёл Грэй к своей мечте?    (12 лет - увидел картину - перечитал все книги о море

15 лет - сбежал – «Ансельм», юнга – покупка «Секрета»)

— Когда Грэй первый раз увидел Ассоль? Как вы понимаете слова «иначе увидел её»?

— Случайна или нет встреча Ассоль и Грэя?

— Как сам Грэй объясняет это?

( Состояние Грэя накануне встречи, стр. 37, объяснение Грэя, стр. 66 до слов «новая душа будет у него и новая – у тебя»)

— Какое чудо сотворил Грэй? (Осуществил мечту Ассоль)

«Я  ПОНЯЛ ОДНУ НЕХИТРУЮ ИСТИНУ. Она в том, чтобы уметь так называемые чудеса делать своими руками».

Фрагмент фильма «Ассоль бежит к кораблю»

Нужны ли нам такие неистовые мечтатели, как Грин?

Учитель:

Грин заражает нас своей мечтой. Он заразил другого писателя, который держал Грина в своем сердце, подражал ему, создавая мир из выдумки и правды.

Это Константин Паустовский. Его рассказ  «Корзина с еловыми шишками»  о добром волшебнике, великом музыканте Эдварде Григе, который сотворил чудо: подарил дочери лесника Дагни музыку.

Литературный монтаж по рассказу.

(Видео «Корзина с еловыми шишками»)

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.

Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

– Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.

– Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка.

Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

– Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

– Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

Дагни даже всплеснула руками.

– Ой, как долго!

– Понимаешь, мне нужно ее еще сделать.

– А что это такое?

– Узнаешь потом. Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом. Как зовут твоего отца?

– Хагеруп, – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдете к нам? У нас сеть, вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодха. Дедушка позволит вам взять ее в руки.

– Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!

«Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится 18 лет».

 

* * *

В Бергене все было по-старому.

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.

Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца. Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык.

Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо!» – говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.

«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь, она удивительна и прекрасна.

Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.

Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься»,

В восемнадцать лет Дагни окончила школу.По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде.

Магда работала театральной портнихой. Муж ее Нильс служил в том же театре парикмахером.

Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели.

Магда настояла на том, чтобы пойти для разнообразия в концерт. Нильс против этого не спорил. «Музыка, – сказал он, – это зеркало гения».

Концерты проходили в городском парке под открытым небом. Дагни пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом.

Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:

- Cейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгамиДа! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку.              Дагни слышала эту песню у себя в горах.

Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант.

Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!

Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.

В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, – говорил он. – Ты – блеск зари!»

Музыка стихла. Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты.

Дагни шла по пустынным улицам, вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.

- Почему дядя теперь спокоен за свою племянницу? (В ее жизнь вошло чудо, вера в исполнение мечты)

ІV.  Великий волшебник – это норвежский композитор Эдвард Григ.

 

 

 

(Учащиеся знакомят с Э. Григом) 

Родился Эдвард летом 1843 года в Бергене. Он вырос в образованной семье, где музыка была важной составной повседневной жизни. С 6 лет мать начала учить игре на фортепиано.

 Маленький Эдвард целыми днями бродил по берегу, всматриваясь в небо: в облаках ему чудились сказочные великаны, добрые феи. На улицах родного Бергена ему представляется то, что не видят взрослые: чудные эльфы, танцующие тролли. В ушах его звучит удивительный разноголосый хор.

 Это необычайное умение слышать и видеть по-особенному, отыскивать чудеса в самых обыкновенных вещах он сохранил на всю жизнь.

 Спустя много лет чудеса оживут в музыке Грига. О нем узнают во многих странах. Он был упрямцем – мечтателем, который жил мечтой о своем счастье. Музыкант в этой мечте видел великую истину.

 «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля»,  «Танец троллей» и другие произведения объединены в две сюиты.

(Сюита – музыкальное проиведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым замыслом).

«Песня Сольвейг» - одно из самых совершенных творений Грига. Старая ослепшая Сольвейг поет бессмертную песню верности: «Я навсегда осталась золотоволосой юной Сольвейг. А знаете почему? Потому что любовь и верность не дают человеку состариться и его сердце остается горячим , трепетным. (Прослушивание)

 Где-то далеко за морем танцует перед возлюбленным Сольвейг  Пером Гюнтом Анитра. И чуть приметной грустью в музыке танца слышится, как родина зовет Пера. Картину восточной пляски обволакивает туманом, печалью, грустью. Любовь Сольвейг была так сильна, что Перу Гюнту временами казалось, что перед ним тануцует не Анитра, а Сольвейг.              («Танец Анитры»)                                                                                                               

VІ. Подведение итогов

 

— Вернёмся к эпиграфу урока, словам К. Паустовского. Объясните теперь их смысл?

Григ и Грин – великие мечтатели, открывшие дорогу в страну мечты. Ассоль и Сольвейг одарены большою любовью: они верили в мечту – и она сбылась. Композитора и писателя сроднила мечта о счастье, вера в любовь и чудеса.

— Так нужно ли мечтать? Помогает ли мечта верить в чудо?

— Что будет, если мы перестанем мечтать, верить в чудо?

— А можем ли мы с вами совершать чудеса, делать их своими руками?

Послушайте, как об этом сказал А. Грин (словами Грэя): «Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».

Мечта! Она не дает нам успокоиться, она манит, тревожит, зовет… И пусть всегда звучат в ваших сердцах волшебные сказки Грина и светлая музыка Грига.

Мечтайте, любите, дарите друг другу чудо, и тогда на голубом горизонте обязательно сверкнёт ваш алый парус.

 

Д/З: подготовить выразительное чтение стихотворений зарубежных поэтов.

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
Додано
24 лютого 2020
Переглядів
708
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку