Цель урока: формировать представление о строении растений и их размножении с помощью семян, черенков (стеблевых и листовых). Развивать мышление, наблюдательность, внимание, умение анализировать и сравнивать. Воспитывать желание узнавать мир и бережно относиться к природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы, приёмы и формы работы: работа в группах, индивидуальная работа по карточкам, упражнение «Микрофон», ИКТ.
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, микрофон, задания для работы в группах, предметы для проведения опыта.
Природоведение 2 класс
Тема: Как размножаются растения?
Цель: формировать представление о строении растений и их размножении с помощью семян, черенков (стеблевых и листовых). Развивать мышление, наблюдательность, внимание, умение анализировать и сравнивать. Воспитывать желание узнавать мир и бережно относиться к природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы, приёмы и формы работы: работа в группах, индивидуальная работа по карточкам, упражнение «Микрофон», ИКТ.
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, микрофон, задания для работы в группах, предметы для проведения опыта.
Ход урока:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок..
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдет ваш даром труд,-
Знанья пользу принесут!
- Говорят, как начнёшь день - таким он и будет.
Так пусть он будет для нас добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства, желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.
2. Индивидуальный опрос (Индивидуальные задания).
Задание №1.
Задание №2.
Задание №3.
3.Сообщение синоптиков
-Какое сейчас время года?
-Какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени?
-Какие изменения произошли в жизни растений?
-Какие изменения произошли в жизни животных?
-Какую работу выполняли люди на полях, в садах, огородах?
-Какие изменения произошли за последнюю неделю? (сколько ясных, облачных, пасмурных, дождливых дней?)
-Какая самая высокая температура за прошедшую неделю?
-Какая самая низкая температура?
-Какая сегодня температура воздуха?
4.Фронтальный опрос.
- Что изучали на предыдущем уроке? (о продолжительности жизни растений)
- Какими бывают растения по продолжительности жизни? (однолетние, двулетние, многолетние).
- Какие растения называют однолетними? (которые цветут, плодоносят, дают семена в первый год, за один сезон)
- Приведите примеры однолетних растений. ( горох, огурец, тыква, патиссоны, кабачки, помидоры)
- Какие растения называют двулетними? (которые цветут, плодоносят и дают семена во второй год, во второй сезон)
- Приведите примеры двулетних растений. (морковь, свёкла, петрушка)
- Какие растения называют многолетними? (которые много лет растут, цветут, плодоносят и дают семена на одном месте. Их не нужно высаживать каждый год)
- Приведите примеры многолетних растений. ( яблоня, сирень, малина, липа).
5. Индивидуальный опрос:
- Расскажи, что ты знаешь об однолетних растениях? (Однолетние растения цветут, плодоносят, дают семена в первый год, за один сезон. К ним относятся …)
- Расскажи, что ты знаешь о двулетних растениях? (Двулетние растения в первый сезон вырастают, но цветут, плодоносят и дают семена во второй год, во второй сезон. К ним относятся …)
- Расскажи, что ты знаешь о многолетних растениях? (Многолетние растения растут, цветут, плодоносят, дают семена на протяжении многих лет на одном месте. Их не нужно высаживать ежегодно. К ним относятся …)
6.Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о растениях (Слайд 1). Растения окружают нас повсюду: (Слайд 2)дома, в школе, на улице, в парке, в лесу. Без растений Земля была бы мёртвой пустыней.
- Растения – это одно из чудес природы. Существует огромное разнообразие растений. Они отличаются друг от друга формой и окраской, строением и продолжительностью жизни.
- Древние народы одаривали растения человеческими чертами. И это не случайно. Ведь растения, как и все живые организмы, дышат, питаются, растут и размножаются.
- Вот сегодня мы будем искать ответ на вопрос: «Как размножаются растения?», какие части растения нужны для размножения (Слайд 3).
7. Изучение нового материала.
- Рассмотрим рисунок (Слайд 4) + пустой слайд.
- Из каких частей состоит растение?(Корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами)
- Какое значение имеет корень? (Удерживает растение в почве, через него поступает из грунта вода с растворёнными в ней питательными веществами).
- Какое значение имеет стебель? ( Удерживает растение на поверхности грунта, по нему подымается вода с растворёнными в ней питательными веществами от корня к листьям.)
- Какое значение имеют листья?( Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В листьях сохраняются питательные вещества. Через них испаряется влага).
- Какое значение имеет цветок? (В нём образуется плод с семенами)
- Какое значение имеет плод и семена? ( Плод охраняет семена, а семена нужны растению для размножения. Из него вырастает новое, молодое растение).
8. Проблемный вопрос.
- Задумывались ли вы над тем, что произойдёт с растением, если бы у него отсутствовал цветок?
- Или как вырастить новое растение без цветка, из которого развивается плод с семенами?
- Оказывается, что растение можно вырастить и с помощью других органов (частей).
9. Исследовательская работа. Демонстрация зачатков опыта.
- Предлагаю вам внимательно присмотреться к знакомым вам растениям: сансевьере и пеларгонии. Сансевьеру в народе называют «щучий хвост», а пеларгонию – «калачиком». Как вы думаете, почему? (На листах сенсевьеры чередуются тёмные и светлые полоски, которые напоминают хвост щуки. Форма листа пеларгонии напоминает калачик).
-Может быть кто-то знает, как размножаются эти растения?
- Чтобы вырастить новую сансевьеру, нужно от растения отрезать часть листа, которую ещё называют листовым черенком. Если листок поставить в воду или посадить в грунт, он пустит корни и через определённое время вырастит новое растение (показываю).
Вывод: Значит, сансевьеру можно размножить как? …. листовым черенком. Листовыми черенками можно размножить фиалку, бегонию и др. растения. (Слайд 6).
- Чтобы вырастить новую пеларгонию, нужно от старого растения отрезать часть стебля длиной 15 – 20 см. Эту часть ещё называют стеблевым черенком. Если стеблевой черенок поставить в воду или посадить в грунт, он пустит корни и через какое – то время вырастит новое растение (показываю).
Вывод: Значит, пеларгонию можно размножить как? …. стеблевым черенком. Стеблевыми черенками можно размножить не только комнатные растения. Ими можно размножить виноград, смородину, крыжовник и даже деревья – тополь, вербу и другие. (Слайд 7).
10. Работа с учебником.
- Подумайте, а что же такое черенок?
- Об этом мы прочитаем в учебнике на с. 50.
- Какими бывают черенки? (листовыми и стеблевыми)
Вывод: Значит, растения можно размножать не только семенами, но и черенками. Для этого нужно поставить черенки в воду или посадить в грунт, чтобы они укоренились.
11. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
А деревья выше, выше.
12. Исследовательская работа (продолжение).
- Рассмотрите изображение куста картофеля (Слайд 8).
- Подумайте, можно ли картофель размножить семенами или черенками?
- Чем же размножается картофель? ( Клубнями).
- Как вы думаете, клубень появился из цветка?
- Оказывается, что клубни – это видоизмененные стебли, на которых находятся глазки – побеги. Если клубни с глазками разрезать и посадить, то вырастет новое растение. Клубнями можно размножить: чеснок, (Слайд 9).
- Рассмотрите рисунок лука. (Слайд 10).
- Подумайте, можно ли лук размножить семенами, черенками или клубнями?
- Чем же размножается лук? (Луковицами).
- Как вы думаете, луковица появилась из цветка?
- Оказывается, что луковица – это тоже видоизменённый стебель. Если луковицу посадить в грунт, то вырастет новое растение. Луковицами можно размножить: тюльпаны. (Слайд 11).
- Рассмотрите рисунок клубники (Слайд 12). Подумайте, можно ли клубнику размножить семенами, черенками, луковицами или клубнями?
- Чем же размножается клубника? (Усами ). (Слайд 13).
- Стебель клубники наклоняется к грунту и пускает корни. Так появляется новое растение. Усами размножаются: земляника, (Слайд 14)
Вывод: растения могут размножаться не только семенами, но и другими органами: листовыми и стеблевыми черенками, клубнями, усами и луковицами.
13. Работа в тетради: с. 23
- Рассмотрите рисунки. Укажите, как размножаются растения, изображённые на рисунках? (Клубнями, усами, луковицами)
14. Работа в группах.
1 группа: Соедините стрелочками, как размножаются разные растения.
2 группа: Определите, каким способом размножается фиалка?
3 группа: Дополните предложения.
Презентация работ
- Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о размножении растений.
15. Охрана растений.
Когда-то один американский ученый подсчитал, что для нужд человека в современном обществе за всю жизнь расходуется примерно 400 деревьев среднего размера. 400 деревьев - это целый лес! Но не все люди рационально используют растения. Поэтому растения нуждаются в защите. Охранять их нужно, прежде всего, от людей, которые наносят миру растений большой вред.
- Что же вредит растениям?
Растениям вредит:
- вырубка леса;
- вытаптывание растений;
- сбор (безмерный) лекарственных трав;
- загрязнение атмосферы;
- Поэтому, давайте же стараться так жить, чтобы на нашей планете растения не исчезали. Размножайте растения и заботьтесь о них!!!
- И завершить наш урок мне хочется четверостишьем:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Не забывайте об этом.
Берегите то, что нас окружает.
16. Итог. Упражнение «Микрофон».
- Как размножаются растения?
- Какие растения размножаются семенами?
- Что такое черенок?
- Какими бывают черенки?
- Какие растения размножаются стеблевыми черенками?
- Какие растения размножаются листовыми черенками?
- - Какие растения размножаются клубнями? Луковицами?
17. Домашнее задание.С.50-51 (учебн.). Пронаблюдать за развитием растений из семян, черенков, луковиц.