Урок "Как размножаются растения?"

Про матеріал

Цель урока: формировать представление о строении растений и их размножении с помощью семян, черенков (стеблевых и листовых). Развивать мышление, наблюдательность, внимание, умение анализировать и сравнивать. Воспитывать желание узнавать мир и бережно относиться к природе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы, приёмы и формы работы: работа в группах, индивидуальная работа по карточкам, упражнение «Микрофон», ИКТ.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, микрофон, задания для работы в группах, предметы для проведения опыта.

Перегляд файлу

                                         Природоведение   2 класс

Тема: Как размножаются растения?

Цель: формировать представление о строении растений и их размножении с помощью семян, черенков (стеблевых и листовых). Развивать мышление, наблюдательность, внимание, умение анализировать и сравнивать. Воспитывать желание узнавать мир и бережно относиться к природе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы, приёмы и формы работы: работа в группах, индивидуальная работа по карточкам, упражнение «Микрофон», ИКТ.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, микрофон, задания для работы в группах, предметы для проведения опыта.

                                                       Ход урока:

  1. Организация класса.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок..

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдет ваш даром труд,-

Знанья пользу принесут!

- Говорят, как начнёшь день - таким он и будет.

Так пусть он будет для нас добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие  чувства, желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.

      2. Индивидуальный опрос (Индивидуальные задания).

 Задание №1.

Задание №2.

Задание №3.

3.Сообщение синоптиков

-Какое сейчас время года?  

-Какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени?

-Какие изменения произошли в жизни растений?   

-Какие изменения произошли в жизни животных?   

-Какую работу выполняли люди на полях, в садах, огородах?

-Какие изменения произошли за последнюю неделю? (сколько ясных, облачных, пасмурных, дождливых дней?)

-Какая самая высокая температура за прошедшую неделю?

-Какая самая низкая температура?

-Какая сегодня температура воздуха?

4.Фронтальный опрос.

- Что изучали на предыдущем уроке?  (о продолжительности жизни растений)

-  Какими бывают растения по продолжительности жизни? (однолетние, двулетние, многолетние).

- Какие растения называют однолетними? (которые цветут, плодоносят, дают семена в первый год, за один сезон)

- Приведите примеры однолетних растений. ( горох, огурец, тыква, патиссоны, кабачки, помидоры)

- Какие растения называют двулетними? (которые цветут, плодоносят и дают семена во второй год, во второй сезон)

- Приведите примеры двулетних растений. (морковь, свёкла, петрушка)

- Какие растения называют многолетними? (которые много лет растут, цветут, плодоносят и дают семена на одном месте. Их не нужно высаживать каждый год)

- Приведите примеры многолетних растений. ( яблоня, сирень, малина, липа).

5. Индивидуальный опрос:

- Расскажи, что ты знаешь об однолетних растениях? (Однолетние растения цветут, плодоносят, дают семена в первый год, за один сезон. К ним относятся …)

- Расскажи, что ты знаешь о двулетних растениях? (Двулетние растения в первый сезон вырастают, но цветут, плодоносят и дают семена во второй год, во второй сезон. К ним относятся …)

- Расскажи, что ты знаешь о многолетних растениях? (Многолетние растения растут, цветут, плодоносят, дают семена на протяжении многих лет на одном месте. Их не нужно высаживать ежегодно.  К ним относятся …)

6.Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке  мы продолжим говорить о растениях (Слайд 1). Растения окружают нас повсюду: (Слайд 2)дома, в школе, на улице, в парке, в лесу. Без растений Земля была бы мёртвой пустыней.

- Растения – это одно из чудес природы. Существует огромное разнообразие растений. Они отличаются друг от друга формой и окраской, строением и продолжительностью жизни.

- Древние народы одаривали растения человеческими чертами. И это не случайно. Ведь растения, как и все живые организмы, дышат, питаются, растут и размножаются.

- Вот сегодня мы будем искать ответ на вопрос: «Как размножаются растения?», какие части растения нужны для размножения (Слайд 3). 

7. Изучение нового материала.

- Рассмотрим рисунок (Слайд 4) + пустой слайд.

- Из каких частей состоит растение?(Корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами)

- Какое значение имеет корень? (Удерживает растение в почве, через него поступает из грунта вода с растворёнными в ней питательными веществами).

- Какое значение имеет стебель? ( Удерживает растение на поверхности грунта, по нему подымается вода с растворёнными в ней питательными веществами от корня к листьям.)

- Какое значение имеют листья?( Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В листьях сохраняются питательные вещества. Через них испаряется влага).

- Какое значение имеет цветок? (В нём образуется плод с семенами)

- Какое значение имеет плод и семена? ( Плод охраняет семена, а семена нужны растению для размножения. Из него вырастает новое, молодое растение).

8. Проблемный вопрос.

- Задумывались ли вы над тем, что произойдёт с растением, если бы у него отсутствовал цветок?

- Или как вырастить новое растение без цветка, из которого развивается плод с семенами?

- Оказывается, что растение можно вырастить и с помощью других органов (частей).

9. Исследовательская работа.  Демонстрация зачатков опыта.

- Предлагаю вам внимательно присмотреться к знакомым вам растениям: сансевьере и пеларгонии. Сансевьеру в народе называют «щучий хвост», а пеларгонию – «калачиком». Как вы думаете, почему? (На листах сенсевьеры чередуются тёмные и светлые полоски, которые напоминают хвост щуки. Форма листа пеларгонии напоминает калачик).

-Может быть кто-то знает, как размножаются эти растения?

- Чтобы вырастить новую сансевьеру, нужно от растения отрезать часть листа, которую ещё называют листовым черенком. Если листок поставить в воду или посадить в грунт, он пустит корни и через определённое время вырастит новое растение (показываю).

Вывод: Значит, сансевьеру можно размножить как? …. листовым черенком. Листовыми черенками можно размножить фиалку, бегонию и др. растения. (Слайд 6).

- Чтобы вырастить новую пеларгонию, нужно от старого растения отрезать часть стебля длиной 15 – 20 см. Эту часть ещё называют стеблевым черенком. Если стеблевой черенок поставить в воду или посадить в грунт, он пустит корни и через какое – то время вырастит новое растение (показываю).

Вывод: Значит, пеларгонию можно размножить как? …. стеблевым черенком. Стеблевыми черенками можно размножить не только комнатные растения. Ими можно размножить виноград, смородину, крыжовник и даже деревья – тополь, вербу и другие. (Слайд 7).

10. Работа с учебником.

-  Подумайте, а что же такое черенок?

- Об этом мы прочитаем в учебнике на с. 50.

- Какими бывают черенки? (листовыми и стеблевыми)

Вывод: Значит, растения можно размножать не только семенами, но и черенками. Для этого нужно поставить черенки в воду или посадить в грунт, чтобы они укоренились.

11. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

А деревья выше, выше.

12. Исследовательская работа (продолжение).

- Рассмотрите изображение куста картофеля (Слайд 8).

- Подумайте, можно ли  картофель размножить семенами или черенками?

- Чем же размножается картофель? ( Клубнями).

- Как вы думаете, клубень появился из цветка?

- Оказывается, что клубни – это видоизмененные стебли, на которых находятся глазки – побеги. Если клубни с глазками разрезать и посадить, то вырастет новое растение. Клубнями можно размножить: чеснок, (Слайд 9).

- Рассмотрите рисунок лука. (Слайд 10).

- Подумайте, можно ли  лук размножить семенами, черенками или клубнями?

- Чем же размножается лук? (Луковицами).

- Как вы думаете, луковица появилась из цветка?

- Оказывается, что луковица – это тоже видоизменённый стебель. Если луковицу посадить в грунт, то вырастет новое растение. Луковицами можно размножить: тюльпаны. (Слайд 11).

- Рассмотрите рисунок клубники (Слайд 12). Подумайте, можно ли клубнику размножить семенами, черенками, луковицами или клубнями?

- Чем же размножается клубника? (Усами ). (Слайд 13).

- Стебель клубники наклоняется к грунту и пускает корни. Так появляется новое растение. Усами размножаются: земляника, (Слайд 14)

Вывод: растения могут размножаться не только семенами, но и другими органами: листовыми и стеблевыми черенками, клубнями, усами и луковицами.

13. Работа в тетради: с. 23

- Рассмотрите рисунки. Укажите, как размножаются растения, изображённые на рисунках? (Клубнями, усами, луковицами)

14. Работа в группах.

1 группа: Соедините стрелочками, как размножаются разные растения.

2 группа: Определите, каким способом размножается фиалка?

3 группа: Дополните предложения.

Презентация работ

- Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о размножении растений.

15. Охрана растений.

Когда-то один американский ученый подсчитал, что для нужд человека в современном обществе за всю жизнь расходуется примерно 400 деревьев среднего размера. 400 деревьев - это целый лес! Но не все люди рационально используют растения. Поэтому растения нуждаются в защите. Охранять их нужно, прежде всего, от людей, которые наносят миру растений большой вред.

- Что же вредит растениям?

Растениям вредит:

- вырубка леса;

- вытаптывание растений;

- сбор (безмерный) лекарственных трав;

- загрязнение атмосферы;

- Поэтому, давайте же стараться так жить, чтобы на нашей планете растения не исчезали. Размножайте растения и заботьтесь о них!!!

-  И завершить наш урок мне хочется четверостишьем:

Дерево, трава, цветок и птица

 Не всегда умеют защититься,

 Если будут уничтожены они

 На планете мы останемся одни.

 Не забывайте об этом.

 Берегите то, что нас окружает.

16. Итог. Упражнение «Микрофон».

- Как размножаются растения?

- Какие растения размножаются семенами?

- Что такое черенок?

- Какими бывают черенки?

- Какие растения размножаются стеблевыми черенками?

- Какие растения размножаются листовыми черенками?

- - Какие растения размножаются клубнями? Луковицами?

17. Домашнее задание.С.50-51 (учебн.). Пронаблюдать за развитием растений из семян, черенков, луковиц.

 

docx
Додано
30 серпня 2018
Переглядів
1803
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку