Мета методичної розробки автором уроку-концерту - ознайомлення учнів 3-8 класів з українською інструментальною музикою у тісному взаємозв'зку з історією та культурою українського народу.
ЗАПОРОЖСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ
( с русским языком обучения)
Методическая разработка урока-концерта по теме:
«Украинская музыкальная культура»
Подготовила:
Иващенко Яна Леонидовна
учитель высшей категории,
«старший учитель»
г. Запорожье
2017 год
Тема: «Украинская музыкальная культура».
Цель урока: ознакомить учащихся с украинской музыкой в тесной взаимосвязи с историей и культурой украинского народа.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Практические:
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-концерт с презентацией.
Оборудование: музыкальные инструменты (домра, бандура, фортепиано) мультимедиа проектор, персональный компьютер.
Возрастная категория: 3 – 8 класс.
Формы работы: коллективная, работа в малых группах, индивидуальная.
Музыкальный материал:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель-ведущий завёл в аудиторию учеников 3-А класса (слушатели), отсадив на первый ряд участников концерта (учащиеся 3-8 классов) и коротко напомнил основные правила поведения на музыкальном уроке - концерте.
II. Объявление темы урока.
Учитель-ведущий: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок – это концерт-презентация на тему «Украинская музыкальная культура». Вы больше узнаете: об украинских народных инструментах, о фольклоре, о народных музыкальных традициях. Ученики 3-8 классов, которые обучаются игре на домре и бандуре исполнят различные по жанру музыкальные произведения.
III. Основная часть.
Учитель-ведущий: Музыкальные традиции на территории современной Украины существуют с доисторических времён. Найденные киевскими археологами возле Чернигова музыкальные инструменты — трещётки из бивней мамонта датируют 18 тысячелетием до нашей эры. К этому же времени относят флейты, найденные в Черновицкой области.
На фресках Софии Киевской (XI век) изображены музыканты, играющие на разных духовых, ударных та струнных инструментах (похожих на арфы и лютни), а также танцующие скоморохи. Эти фрески свидетельствуют о жанровом разнообразии музыкальной культуры Киевской Руси.
Слайд № 1 - 6 (украинские народные музыкальные инструменты)
Народный инструментарий Украины – богат и разнообразен. Многие музыкальные инструменты имеют общие корни и разделяют их на три основные группы: струнные, духовые и ударные.
Слайд №7 (изображение музыкальных инструментов: домра, бандура).
Сегодня вы ближе познакомитесь с истинно украинскими народными инструментами – с домрой и бандурой.
Слайд №8 – 9 (фото бандуры в разные века)
Слайд №10 – 11(фото кобзаря-музыканта)
Людей, которые раньше играли на бандурах или кобзах, называли кобзарями. Под аккомпанемент бандуры кобзари слагали думы и былины, которые повествовали: об исторических событиях, о дальних военных походах и о любви к родному краю.
Слайд №12 (Бандура – бренд Украины )
Бандура сегодня стала символом и брендом Украины. Современные кобзарики играют на бандурах, поют о любви к своей родине - Украине.
Ученица 5-А класса Цыганок София исполняет на бандуре песню «Батьківщина – сонечко». Слова Т.Коломийця, музика А.Филипенко.
Преподаватель по классу бандуры Коваленко Наталья Александровна.
Слайд №13(фото девушки в украинском веночке из цветов)
Ученица 4-Б класса Скубакова Даша испоняет на бандуре песню «Україночка». Слова С.Качана, музыка А.Качана.
Преподаватель по классу бандуры Коваленко Наталья Александровна.
Слайд №14 – 16 (рисунок Казак Мамай с кобзой – символ казацкого духа).
В середине 18 – 19 веках в каждой украинской хате висела картина с изображением казака, который играет на кобзе (бандуре). Это было изображение казака Мамая, которого очень любили, а картины даже назвали украинскими народными иконами. Мамай олицетворял весь украинский народ, силу казацкого духа, запорожскую удаль. Кобза в его руках была символом певчей души народной.
Слайд №17 (картина с изображением войска запорожского, идущего в поход, на преднем плане музыканты с бубном и кобзой).
Ученик 3- Б Приходько Ваня класса исполняет на домре «Казацкий марш» из к/ф «Огнём и мечём» в обработке Анатолия Жульева.
Концертмейстнр: Твердохлеб Наталья Александровна.
Преподаваль по классу домры Буткова Ирина Николаевна.
Учитель-ведущий: Образ смелых и отважных воинов, идущих в поход, передаётся в музыке простым, энергичным и чётким ритмом. Кто это услышал -поднимите руку? ( Все дети 3-А класса поднимают руки). Молодцы!
Слайд №18 (инструментальный фольклор)
Учитель-ведущий: Музыкальность — одна из характерных черт украинского народа.
Музыка тех давних лет, имела синкретический характер, т.е. песня, танец и поэзия были слиты в одно целое и чаще всего сопровождали обряды, церемонии, трудовой процесс и т. п. В представлении людей, музыка и музыкальные инструменты играли важную роль оберегов во время заклинаний и молитв. В музыке люди видели защиту от нечистой силы, от плохого сна, от сглаза. Также, существовали специальные магические мелодии для обеспечения плодородности почвы и плодовитости скота.
Ученица 3-Б класса Чеснокова Соня исполнит на домре украинский народный танец «Дождик». Обр.О.Ризоля.
Концертмейстнр: Твердохлеб Наталья Александровна.
Преподаваль по классу домры Буткова Ирина Николаевна.
Учитель-ведущий: Люди танцевали и пели, вызывая дождь для хорошего урожая. Танец, который сейчас прозвучал, похож на танец польку? Кто в этом уверен, поднимите руку. (Дети поднимают руки, отвечают). Да, правильно, похож, т.к. имеет 2-х дольный размер и опору на 1-ю сильную долю.
Слайд №19
Учитель-ведущий: Самые древние пласты украинского инструментального фольклора связаны с календарными праздниками и обрядами, которые сопровождались маршевой музыкой (марши для шествий, поздравительные марши), танцевальной музыкой (гопачки, козачки, коломыйки, польки, вальсы, голубки, арканы и т. д.).
Сейчас вы услышите танец «Аркан», который является главным элементом в обряде посвящения 20-ти летнего парня в гуцула-мужчину.
Слайд №20 (фото молодого гуцула в национальной одежде)
(Ученик читает стихотворение «Аркан», а дуэт готовится к выступлению)
1.Гей, заграйте в бубни! |
2.Гей, сміються води! |
3.Гей, прославте нині!
|
Дуэт 8-А класса (Варяник Ирина и Марусенко Полина) исполнят гуцульский танец «Аркан». Автор музыки Игорь Гайденко.
Концертмейстер: Зеленская Светлана Григорьевна.
Преподаватели по классу домры: Иващенко Я.Л., Буткова И.Н.
Слайд №21 – 22 (фото мужчин, которые танцуют «Аркан»)
Учитель-ведущий: Танец «Аркан» официально признан украинским гуцульским танцем. Это групповой, хороводный мужской танец, постепенно ускоряющийся в своём темпе.
Гуцулы – это одна из этнических групп украинцев, проживающих в Закарпатской части Украины. У гуцулов до сих пор главенствующим началом считается «Мужской союз», в переводе Аркан. Согласно древнего предания, «аркан» – это танец богатырей спустившихся с гор.
Слайд №23(картина О.Гапчинской «Хор им. Верёвки»)
Учитель-ведущий: Украинская народная песня – это богатство и красота духовной культуры украинского народа. Песня сопровождала любое событие в жизни. Украинцы пели и в горе, и в радости. Жанровое разнообразие украинской песни очень велико:
Учитель: Ребята, а какие украинские народные песни вы знаете? (Дети поднимают руки и по очереди отвечают). Молодцы! А сейчас прозвучит лирическая украинская народная песня «По садочку ходжу» и походная песня повстанческих отрядов Нестора Мано «Розпрягайте, хлопці, коні».
Слайд №24 (на рисунке - молодой мужчина на коне с кобзой)
(Ученик читает слова песни, пока ансамбль готовится к выступлению)
1.По садочку ходжу,
Через рідну неньку
|
2.Через рідну неньку, |
3.Доля моя, доле,
|
Ансамбль «Квинта» исполняет украинскую народную песню «По садочку ходжу» в обработке Людмилы Матвейчук. Ученики 7-Б класса:
Андришко Илья,Резник Настя,Гальцова Аня,Зайцева Соня,Гаврилюк Валера.
Концертмейстер: Андришко Оксана Владимировна.
Преподаватели по классу домры: Иващенко Я.Л., Буткова И.Н.
Слайд №25 - 26 (фото Махно Н.И. и памятная монета в его честь-2013г.)
Учитель: Махно Нестор Иванович (1888 – 1934) - организатор и руководитель освободительного движения на юге Украины во время гражданской войны в 1918-1922 гг.
К нему в отряд пришёл молодой школьный учитель Негребецкий Иван Яковлевич, который и написал походную песню для отряда «Розпрягайте, хлопці, коні». Со временем песня стала народной.
Слайд №27 (фото отряда Н.Махно из к/ф «Нестор Махно»)
(Ученик читает слова песни, пока ансамбль готовится к выступлению)
Розпрягайте, хлопці, коні,
Маруся, раз, два, три, калина,
ягоди рвала. |
Вийшла, вийшла дівчинонька |
“Знаю, знаю, дівчинонько, |
Маруся, раз, два, три, калина, ягоди рвала. |
Ансамбль «Квинта» исполняет украинскую народную песню «Розпрягайте, хлопці, коні» в обработке Евгения Быкова.
Концертмейстер: Андришко Оксана Владимировна.
Преподаватели по классу домры: Иващенко Я.Л., Буткова И.Н.
Слайд№28 – 31 (фото современных украинских композиторов)
Учитель-ведущий: К теме украинского фольклора обращаются многие современные профессиональные композиторы, создаются современные обработки и разнообразные интерпретации народных мелодий. Например: Гайденко Игорь Анатольевич (1961, г.Харьков) автор музыки для театров к более 40 спектаклям. Его концерт для цимбал с оркестром "Сонячне коло", "Старий млин" для бандуры, концерт для бандуры "Харківський", инструментальные и хоровые пьесы входят в педагогический репертуар музыкальных вузов, училищ и школ Украины (уже звучал танец «Аркан» в исп. учениц 8-А кл.)
Оригинальные музыкальные произведения создают профессионалы -исполнители, т.е. сочиняют музыку именно для конкретных инструментов, учитывая всю их специфику. Например:
Валерий Ивко (родился в 1941, Донецк) - виртуоз-домрист, композитор;
Борис Михеев (1937)– домрист, педагог, композитор;
Людмила Матвейчук – композитор, исполнитель (домра), профессор;
Оксана Герасименко (1956) – бандуристка, композитор, педагог;
Роман Гринькив (1969) - бандурист, Народный артист Украины;
Ольга Вильгуцкая – бандуристка, педагог, член Национального Общества кобзарей Украины.
Руслана Лисовая – бандуристка, Лауреат междунар. конкурсов, композитор.
Слайд №32 (фото органиста)
Пассакалия - музыкальная пьеса величественного характера для органа или клавира, но сейчас вы услышите это произведение, написанное композитором-бандуристом Оксаной Герасименко именно для бандуры.
Ученица 6-А класса Хорольская Настя исполняет на бандуре «Пассакалию». О.Герасименко.
Преподаватель Коваленко Наталья Александровна.
Дуэт «Вдохновение» сыграет два произведения, написанные для домры и бандуры современным львовским композитором Русланой Лисовой.
Слайд№33 (фото встречи солдат ВСУ с родными)
Дуэт «Вдохновение» (Демченко Алиса 9-А класс, Гальцова Настя 9-Б класс) исполняет «Встреча» и «Диалог». Р.Лисавая.
Концертмейстер: Твердохлеб Наталья Александровна;
Преподаватели: Коваленко Н.А., Иващенко Я.Л.
IV. Обобщение. Слайд №34 (фото украинского флага)
Учитель-ведущий: Сегодня украинская музыка звучит не только в Украине, но и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.
V. Домашнее задание.
Учитель-ведущий: Ребята, вспомните, какие украинские музыкальные произведения вы исполняли в течение вашего музыкального обучения в лицее? Я уверена, что в вашем репертуаре обязательно найдётся инструментальная обработка украинской песни, или украинского танеца. Повторите, вспомните все эти музыкальные пьесы и сыграйте их дома для семьи, родственников, друзей.
VI. Итоги.
Учитель-ведущий: Заканчиваем наш урок-концерт. Хочется пожелать, чтобы украинская музыкальная культура активно развивалась и чтоб все мы принимали активное участие в этом процессе!
Наш урок окончен. Спасибо всем за работу! До новых встреч.