Урок-концерт "Українська музична культура"

Про матеріал

Мета методичної розробки автором уроку-концерту - ознайомлення учнів 3-8 класів з українською інструментальною музикою у тісному взаємозв'зку з історією та культурою українського народу.


Перегляд файлу

                 ЗАПОРОЖСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ

                               ( с русским языком обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока-концерта по теме:

 

 «Украинская музыкальная культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Подготовила:

                                                        Иващенко Яна Леонидовна

                                                        учитель высшей категории,

                                                                       «старший учитель»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              г. Запорожье

                                                   2017 год

 

Тема: «Украинская музыкальная культура».

 

Цель урока: ознакомить учащихся с украинской музыкой в тесной  взаимосвязи с историей и культурой украинского народа.

 

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с историей возникновения и развития украинских народных инструментов;
  • познакомить с украинской традиционной и современной музыкой.

Развивающие:

  • развивать внимание и умение слушать музыку;
  • развивать чувство стиля музыки;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • расширять музыкальный кругозор учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотизм;
  • прививать любовь к украинской культуре.

        Практические:

  • стимулировать интерес к инструментальному исполнительству и желание обучаться игре на украинских народных инструментах;
  • самореализация творческих способностей детей в музыкальной деятельности.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Форма урока: урок-концерт с презентацией.

 

Оборудование: музыкальные инструменты (домра, бандура, фортепиано) мультимедиа проектор, персональный компьютер.

 

Возрастная категория: 3 – 8 класс.

 

Формы работы: коллективная, работа в малых группах, индивидуальная.

 

Музыкальный материал:

  • Украинский народный танец «Дождик». Обработка О.Ризоля;
  • «Казацкий марш» из к/ф «Огнём и мечём» в обработке А.Жельева;
  • «Батьківщина – сонечко». Слова Т.Коломийця, муз. А.Филипенко;
  • «Україночка». Слова и музыка
  • Оксана Герасименко. «Пассакалия»;
  • Гуцульский народный танец «Аркан» из спектакля «Ніч на полонині». Автор музыки Игорь Гайденко;
  • Руслана Лисова. «Встреча» и «Диалог»;
  • Укр.нар.песня «Розпрягайте, хлопці, коні». Обр. Е.Быкова;
  • Украинская народная песня «По садочку ходжу». Обр.Л.Матвейчук.

                                 

                                          ХОД УРОКА

  

  I. Организационный момент.    

Учитель-ведущий завёл в аудиторию учеников 3-А класса (слушатели), отсадив на первый ряд  участников концерта (учащиеся 3-8 классов) и коротко напомнил основные правила поведения на музыкальном уроке - концерте.  

  

 II. Объявление темы урока.

Учитель-ведущий: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок – это концерт-презентация на тему «Украинская музыкальная культура». Вы больше узнаете: об украинских народных инструментах, о  фольклоре, о народных музыкальных традициях. Ученики 3-8 классов, которые обучаются игре на домре и бандуре  исполнят различные по жанру музыкальные произведения.

 

III. Основная часть.

  Учитель-ведущий:  Музыкальные традиции на территории современной Украины существуют с доисторических времён. Найденные киевскими археологами возле Чернигова музыкальные инструменты — трещётки из бивней мамонта датируют 18 тысячелетием до нашей эры. К этому же времени относят флейты, найденные  в Черновицкой области.

   На фресках Софии Киевской (XI век) изображены музыканты, играющие на разных духовых, ударных та струнных инструментах (похожих на арфы и лютни), а также танцующие скоморохи. Эти фрески свидетельствуют о жанровом разнообразии музыкальной культуры Киевской Руси.

 

Слайд № 1 - 6 (украинские народные музыкальные инструменты)

   Народный инструментарий Украины – богат и разнообразен. Многие музыкальные инструменты имеют общие корни и разделяют их на три основные группы: струнные, духовые и ударные.

 

Слайд №7 (изображение  музыкальных инструментов: домра, бандура).

   Сегодня вы ближе познакомитесь с истинно украинскими народными инструментами – с домрой и бандурой.

 

Слайд №8 – 9 (фото бандуры в разные века)

 

Слайд №10 – 11(фото  кобзаря-музыканта)

   Людей, которые раньше играли на бандурах или кобзах, называли кобзарями. Под аккомпанемент бандуры кобзари слагали думы и былины, которые повествовали: об исторических событиях, о дальних военных походах и о любви к родному краю. 

 

Слайд №12 (Бандура – бренд Украины )

   Бандура сегодня стала символом и  брендом Украины. Современные кобзарики играют на бандурах, поют о любви к своей родине - Украине.

 

Ученица 5-А класса Цыганок София исполняет на бандуре песню «Батьківщина – сонечко». Слова Т.Коломийця, музика А.Филипенко.

Преподаватель по классу бандуры Коваленко Наталья Александровна.

 

Слайд №13(фото девушки в украинском веночке из цветов)

Ученица 4-Б класса Скубакова Даша испоняет на бандуре песню «Україночка». Слова С.Качана, музыка А.Качана.

Преподаватель по классу бандуры Коваленко Наталья Александровна.

 

 

Слайд №14 – 16  (рисунок Казак Мамай с кобзой – символ казацкого духа).

В середине 18 – 19 веках в каждой украинской хате висела картина с изображением казака, который играет на кобзе (бандуре). Это было изображение казака Мамая, которого очень любили, а картины даже назвали украинскими народными иконами. Мамай олицетворял весь украинский народ, силу казацкого духа, запорожскую удаль. Кобза в его руках была символом певчей души народной.

 

Слайд №17 (картина с изображением войска запорожского, идущего в поход, на преднем плане музыканты с бубном и кобзой).

 

Ученик 3- Б Приходько Ваня класса исполняет на домре «Казацкий марш» из к/ф «Огнём и мечём» в обработке Анатолия Жульева.

Концертмейстнр: Твердохлеб Наталья Александровна.

Преподаваль по классу домры Буткова Ирина Николаевна.

 

Учитель-ведущий: Образ смелых и отважных воинов, идущих в поход, передаётся в музыке простым, энергичным и чётким ритмом. Кто это услышал  -поднимите руку? ( Все дети 3-А класса поднимают руки). Молодцы!

 

Слайд №18 (инструментальный фольклор)

 

 Учитель-ведущий: Музыкальность — одна из характерных черт украинского народа.

   Музыка тех давних лет, имела синкретический характер, т.е.  песня, танец и поэзия были слиты в одно целое и чаще всего сопровождали обряды, церемонии, трудовой процесс и т. п. В представлении людей, музыка и музыкальные инструменты играли важную роль оберегов во время заклинаний и молитв. В музыке люди видели защиту от нечистой силы, от плохого сна, от сглаза. Также, существовали специальные магические мелодии для обеспечения плодородности почвы и плодовитости скота.

 

Ученица 3-Б класса Чеснокова Соня исполнит на домре украинский народный танец «Дождик». Обр.О.Ризоля.

Концертмейстнр: Твердохлеб Наталья Александровна.

Преподаваль по классу домры Буткова Ирина Николаевна.

 

Учитель-ведущий: Люди танцевали и пели, вызывая дождь для хорошего урожая. Танец, который сейчас прозвучал,  похож на танец польку? Кто в этом уверен, поднимите руку. (Дети поднимают руки, отвечают). Да, правильно, похож, т.к. имеет 2-х дольный размер и опору на 1-ю сильную долю.

 

Слайд №19

 

Учитель-ведущий: Самые древние пласты украинского инструментального фольклора связаны с календарными праздниками и обрядами, которые сопровождались маршевой музыкой (марши для шествий, поздравительные марши), танцевальной музыкой (гопачки, козачки, коломыйки, польки, вальсы, голубки, арканы и т. д.).

   Сейчас вы услышите танец «Аркан», который является главным элементом в обряде посвящения 20-ти летнего парня в гуцула-мужчину.

 

Слайд №20 (фото молодого гуцула в национальной одежде)

 

(Ученик читает стихотворение «Аркан», а дуэт готовится к выступлению)          

1.Гей, заграйте в бубни!
Гей, цимбали – грайте!
Вийшли ми на доли,
Вийшли ми на горе
Ворогам Вкраїни,
А собі на славу.

2.Гей, сміються води!
Гей, радіють гори!
Дух – у нашім тілі,
Дух із нами діє.
У однім пориві!
Благодать – у силі!
 

3.Гей, прославте нині!
Гей, славіте вічно!
Українську долю,
Гей, карпатську волю!
Гей, орлине щастя
Здобувати воям!

 

 Дуэт 8-А класса (Варяник Ирина и Марусенко Полина) исполнят гуцульский танец «Аркан». Автор музыки Игорь Гайденко.

Концертмейстер: Зеленская Светлана Григорьевна.

Преподаватели по классу домры: Иващенко Я.Л., Буткова И.Н.

 

Слайд №21 – 22 (фото мужчин, которые танцуют «Аркан»)

 

   Учитель-ведущий: Танец «Аркан» официально признан украинским гуцульским танцем. Это групповой, хороводный мужской танец, постепенно ускоряющийся в своём темпе.

   Гуцулы – это одна из этнических групп украинцев, проживающих в Закарпатской части Украины. У гуцулов до сих пор главенствующим началом считается «Мужской союз», в переводе Аркан. Согласно древнего предания, «аркан» – это танец богатырей спустившихся с гор. 

 

Слайд №23(картина О.Гапчинской «Хор им. Верёвки»)

 

Учитель-ведущий: Украинская народная песня – это богатство и красота духовной культуры украинского народа. Песня сопровождала любое событие в жизни. Украинцы пели и в горе, и в радости. Жанровое разнообразие украинской песни очень велико:

  • Календарно-обрядовые — веснянки, щедривки, гаивки, колядки, купальские и другие;
  • Семейно-обрядовые и бытовые — свадебные, шуточные, танцевальные (в том числе коломыйки), частушки, колыбельные, погребальные, причитания;
  • Крепостного быта;
  • Исторические песни и думы;
  • Солдатского быта;
  • Лирические песни, баллады.

 

Учитель: Ребята, а какие украинские народные песни вы знаете? (Дети поднимают руки и по очереди отвечают). Молодцы! А сейчас прозвучит лирическая украинская народная песня «По садочку ходжу» и походная песня повстанческих отрядов Нестора Мано «Розпрягайте, хлопці, коні».

 

Слайд №24 (на рисунке - молодой мужчина на коне с кобзой)

 

(Ученик читает слова песни, пока ансамбль готовится к выступлению)

1.По садочку ходжу,
Кониченька воджу...

Через рідну неньку
Нежонатий ходжу.

 

2.Через рідну неньку,
Через рідні сестри
Не можу кохану
До дому привести.
 

3.Доля моя, доле,
Що мені діяти...
Тільки тебе одну
Буду вік кохати».

 

 

   Ансамбль «Квинта» исполняет украинскую народную песню «По садочку ходжу» в обработке Людмилы Матвейчук. Ученики 7-Б класса:

Андришко Илья,Резник Настя,Гальцова Аня,Зайцева Соня,Гаврилюк Валера.

Концертмейстер: Андришко Оксана Владимировна.

Преподаватели по классу домры: Иващенко Я.Л., Буткова И.Н.

 

Слайд №25 - 26 (фото Махно Н.И. и памятная монета в его честь-2013г.)

 

Учитель: Махно Нестор Иванович (1888 – 1934) - организатор и руководитель освободительного движения на юге Украины во время гражданской войны в 1918-1922 гг.

  К нему в отряд пришёл молодой школьный учитель Негребецкий Иван Яковлевич, который и написал походную песню для отряда «Розпрягайте, хлопці, коні». Со временем песня стала народной.

 

Слайд №27 (фото отряда Н.Махно из к/ф «Нестор Махно»)

 

(Ученик читает слова песни, пока ансамбль готовится к выступлению)

 

Розпрягайте, хлопці, коні,
Тай лягайте спочивать,
А я піду в сад зелений
В сад криниченьку копать.
 

 

Маруся, раз, два, три, калина,
Чорнявая дівчина в саду

                                       ягоди рвала.
 


Копав, копав криниченьку
У вишневому саду.
Чи не вийде дівчинонька
Рано вранці по воду?
 

 

Вийшла, вийшла дівчинонька
В сад вишневий воду брать,
А за нею козаченько
Веде коня напувать.
 


Просив, просив відерочко -
Вона йому не дала,
Дарив, дарив їй колечко -
Вона його не взяла.
 

 

“Знаю, знаю, дівчинонько,
Чим я тебе розгнівив:
Що я вчора ізвечора
І з другою говорив".


"Вона ростом невеличка,
Ще й літами молода,
Руса коса до пояса,
В косі стрічка голуба”.

 

 

Маруся, раз, два, три, калина,
Чорнявая дівчина в саду

                                   ягоди рвала.

Ансамбль «Квинта» исполняет украинскую народную песню «Розпрягайте, хлопці, коні»  в обработке Евгения Быкова.

Концертмейстер: Андришко Оксана Владимировна.

Преподаватели по классу домры: Иващенко Я.Л., Буткова И.Н.

 

Слайд№28 – 31 (фото современных украинских композиторов)

 

Учитель-ведущий: К теме украинского фольклора обращаются многие современные профессиональные композиторы, создаются современные обработки и разнообразные интерпретации народных мелодий. Например: Гайденко Игорь Анатольевич (1961, г.Харьков) автор музыки для театров к более 40 спектаклям. Его концерт для цимбал с оркестром "Сонячне коло", "Старий млин" для бандуры, концерт для бандуры "Харківський", инструментальные и хоровые пьесы входят в педагогический репертуар музыкальных вузов, училищ и школ Украины (уже звучал танец «Аркан» в исп. учениц 8-А кл.)

   Оригинальные музыкальные произведения создают профессионалы -исполнители, т.е. сочиняют музыку именно для конкретных инструментов, учитывая всю их специфику. Например:

Валерий Ивко (родился в 1941, Донецк) - виртуоз-домрист, композитор;

Борис Михеев (1937)– домрист, педагог, композитор;

Людмила Матвейчук –  композитор, исполнитель (домра), профессор;

Оксана Герасименко (1956) – бандуристка, композитор, педагог;

Роман Гринькив (1969) - бандурист, Народный артист Украины;

Ольга Вильгуцкая – бандуристка, педагог, член Национального Общества кобзарей Украины.

Руслана Лисовая – бандуристка, Лауреат междунар. конкурсов, композитор.

 

Слайд №32 (фото органиста)

   Пассакалия - музыкальная пьеса величественного характера для органа или клавира, но сейчас вы услышите это произведение, написанное композитором-бандуристом Оксаной Герасименко именно для бандуры.

 

Ученица 6-А класса Хорольская Настя исполняет на бандуре «Пассакалию». О.Герасименко.

Преподаватель Коваленко Наталья Александровна.

 

Дуэт «Вдохновение» сыграет два произведения, написанные для домры и бандуры современным львовским композитором Русланой Лисовой.

 

Слайд№33 (фото встречи солдат ВСУ с родными)

 

Дуэт «Вдохновение» (Демченко Алиса 9-А класс, Гальцова Настя 9-Б класс) исполняет «Встреча» и «Диалог». Р.Лисавая.

Концертмейстер: Твердохлеб Наталья Александровна;

Преподаватели: Коваленко Н.А., Иващенко Я.Л.
 

IV. Обобщение. Слайд №34 (фото украинского флага)

 

Учитель-ведущий: Сегодня украинская музыка звучит не только в Украине, но и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.

 

V. Домашнее задание.

 

Учитель-ведущий: Ребята, вспомните, какие украинские музыкальные произведения вы исполняли в течение вашего музыкального обучения в лицее? Я уверена, что в вашем репертуаре обязательно найдётся инструментальная обработка  украинской песни, или украинского танеца. Повторите, вспомните все эти музыкальные пьесы и сыграйте их дома для семьи, родственников, друзей.

 

VI. Итоги.

Учитель-ведущий: Заканчиваем наш урок-концерт. Хочется пожелать, чтобы украинская музыкальная культура активно развивалась и чтоб все мы принимали активное участие в этом процессе!

           Наш урок окончен. Спасибо всем за работу! До новых встреч.

 

 

  • Запорожский классический лицей – это учебное заведение с углублённым изучением предметов эстетического цикла (театр; танец; музика: обучение игре на музыкальных инструментах(индивидуально); творческие музыкальные коллективы – ансамбли, оркестры; сольфеджіо, музыкальная література) и с русским языком обучения.

 

  • Запорізький класичний ліцей, Запорізької міської ради, Запорізької області – повна назва навчального закладу.
doc
Додано
28 березня 2018
Переглядів
2003
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку