Урок-конференция по рассказам В.Шаламова "Не позволяй душе озлиться..! "

Про матеріал

Поможет учителю побудить учащихся к осмыслению основного лейтмотива творчества В. Шаламова: оставаться человеком в нечеловеческих условиях; формировать навыки анализа произведения, учитывая его художественные особенности.

Перегляд файлу

Тема урока:   Урок-конференция по рассказам В.Шаламова "Не позволяй душе озлиться..! "

Цель урока:   анализируя самостоятельно прочитанные рассказы, помочь учащимся осмыслить основной лейтмотив творчестваШаламова: оставаться человеком в нечеловеческих условиях; формировать навыки анализа произведения, учитывая его художественные особенности.

Оборудование урока:  выставка книг и журналов, репродукция кар­тины И.Глазунова "Великий эксперимент"  (фраг­мент), фотография скульптуры Шапиро "Во имя?", стихи Шаламова в стенде "В мире литературы".

 

Эпиграф урока:

 «Каждый мой рассказ – пощечина  сталинизму»

В. Шаламов 

Ход урока

1. Сообщение темы и задач урока, работа над эпиграфом. 

2. Постановка задачи:       

В предисловии к "Колымским рассказам" Шаламов так  объясняет свою писательскую задачу: «В «Колымских рассказах» нет ничего, что не было бы преодолением зла, торжеством добра, - если брать вопрос в большом плане,

в плане искусства.

Если бы я имел иную цель, я бы нашел совсем другой тон, другие краски при том же самом художественном принципе.

«Колымские рассказы» -  это судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями".

Проанализировав один из рассказов Шаламова, подтвер­дите правильность мысли писателя о преодолении зла и торжестве добра. 

Какой вывод можно сделать, проследив судьбу его героев, познакомившись с судьбой самого автора?

3. Слово учителя.

(С элементами беседы и выборочным комментированным чтением)

…Возвращенная литература. Возвращенные имена. Правда о пережитом.

С болью, волнением, тревогой, а иногда и недоверием мы открываем страницы книг неизвестных нам ранее авторов. Среди них  и Варлам Шаламов.

 На мой взгляд, полуправда хуже откровенной лжи.

 Вот что узнает  о Шаламове читатель журнала «Юность» (№3,1987)

«В 1926 = 1929гг.учился на факультете советского права в МГУ. Потом участвовал в строительстве Березинского химкомбината. Через четыре года вернулся в Москву, чтобы активно заниматься журналистикой...

Подобно  многим советским людям, в .1937 году он был оклеветан и несправедливо осужден. Пятидесятые годы принесли освобождение и полную реабилитацию. Варлам Тихонович с головой погружается в литературную  жизнь столицы, много и жадно работает...

Варлам Тихонович умер в январе 1982 года».

(Комментарий учителя к данной  биографической справке)

19 февраля 1925 года  - первый арест.

В заключении познакомился с будущей женой  - Галиной Игнатьевной  Гудзь (она приезжала навестить своего мужа, тоже находившегося на Вишере).

В 1934году женился, в 1935 – родилась дочь Лена.  В ночь с 11 на 12января 1937 года был арестован.

Жена была в ссылке с 1937 по 1946 г.

В год писала Шаламову по 100 писем. 12 ноября 1953 года жена встретила его на Ярослав­ском вокзале столицы после семнадцати лет разлуки. Домой повести не peшилась. Через день он уехал, так как в столице не имел права жить. Жена с ним ехать не решилась (И кто осудит?).

 Был реабилитирован только в июле 1956 года. Дочь писала в анкете, что отец умер.

Вынужденный разрыв с женой. Женился на Ольге Сергеевне Неклюдовой, писательнице, но первую жену любил и помнил до конца жизни.

Уже в 1979 году, тяжело больной,  перед отправкой в дом инвалидов и престарелых, он просил друзей: "Привези, привези Галину. Скажи ей -   мы вместе будем делать книжку. Этобудет возвращением". Но жена только оправлялась после инсульта и сказала,  что приехать не может.А дочь ответила:  «Я не знаю этого человека».

И хоть в доме инвалидов его навещали друзья и знако­мые,  старость его была одинокой и безрадостной. Он с слеп, оглох, тело его с трудом держало равновесие, язык с трудом повинуется. Лагерные привычки вернулись к нему: простыни, пододеяльники он срывал и прятал под матрас - чтобы не украли. Полотенце завязывал на шее. Нa еду кидался жадно  - чтоб никто не опередил (и при этом сохранил ясность ума, диктовал стихи!).     Но судьбе и этого показалось мало.15 января 1982 года его полураздетого погрузили в выстуженную машину и через всю морозную Москву повезли в интернат для психохроников. Онпростудился, заболел воспалением легких и 17 января умер.

       

         Но есть его стихи, есть его рассказы, необычные и страшные.

Некоторые  из них мы сегодня рассмотрим, некоторые обсудим («Заклинатель змей» и «Хлеб»).

«Колымские рассказы» -  «окрашенный душой и кровью мемуарный документ, где все – документ и в то же время представляет эмоциональную прозу (В.Шаламов).

 

4. Выразительное чтение отрывка из рассказа «Надгробное слово»

5.Беседа по самостоятельно прочитанным рассказам

         -«Заклинатель змей». Почему у рассказа такое название?

         - О какой человеческой трагедии рассказывает Шаламов?

         - Почему герой-рассказчик решает написать за Платонова?

         -Каким настроением проникнуты слова: «А человек живет. Может быть, он живет надеждами? Но ведь никаких надежд у него нет. Если он не дурак, он не может жить надеждами»? 

         -Какую страшную правду о голодном человеке мы узнали из рассказа «Хлеб»?

         -Как изображает автор-рассказчик ожидание утреннего пайка?

         - Какую основную мысль можно вынести из этого рассказа?

         -как связан этот рассказ с другими? Например, «Чужой хлеб».

6. Выразительное чтение отрывка из письма В. Шаламова Пастернаку

(читает ученик)

«Двадцать лет жизни моей  отдал я Северу, годами я не держал в руках книги,

не держал листка бумаги, карандаша. Обо всем прочем и говорить не хочу. Но когда я приходил в себя – а это все-таки бывало – я возвращался к стихам и возвращался к своему заветному видению. И я счастлив сейчас.

Каждый человек в 16 лет дает себе какие-то клятвы, какие-то обещания. Иными они забываются, иными не забываются. Для многих слишком хорошая память служит причиной увлечения водкой или еще чем-то подобным. Я очень боялся в молодости прожить жизнь напрасно, и вот, по тем письмам, которые я получаю с Севера до сих пор, я имею право считать, что жизнь моя так не была совсем напрасной, что меня помянут добрым словом и помянут люди хорошие. Несчастные, но хорошие.

 

7. Сообщения учащихся

(анализ-пересказ понравившегося рассказа с последующим коллективным обсуждением) 

8.Выборочное комментированное чтение

(Учитель определяет рассказы по выбору, в зависимости от подготовленности класса)

9. Обобщающее слово учителя

         Подвести учащихся к выводу: страшный опыт человечества должен быть изучен, осмыслен, понят с тем, чтобы никогда не допустить подобного.

В любых нечеловеческих условиях – главное – сохранить в себе человека. И тогда зло отступает.

(Обратиться к фрагменту картины И. Глазунова «Великий эксперимент», Христос).

Обращение к  Христосу  показательно.

Вдумаемся в глубокие строчки публицистики Шаламова:

 «Мы не знаем, что стоит за Богом, за верой, но за безверием ясно видим – каждый в мире, - что стоит. Поэтому такая тяга к религии, удивительная для меня, наследника совсем других начал. В прошлом всего один писатель пророчествовал и предсказывал насчет будущего – это был  Достоевский. Именно поэтому он и остался в пророках и в двадцатом веке».

Закончить урок целесообразно выразительным чтением стихотворения другой узницы ГУЛАГа Руфь Тамариной «Не позволяй душе озлиться!..»

…Душа слепа в ожесточенье,

несправедливостью слепа,

хотя жестокостью мгновений

порой, увы, щедра судьба.

Жестокость эта душу гложет

и съеживается душа.

Когда себя нам очень жаль.

И усыхает, усыхает  души живая доброта,

и злоба ржавая, глухая , высушивает нам уста.

…Не позволяй душе озлиться!... 

10. Итоги урока

Домашнее задание.

Дать развернутый ответ на вопрос: «Что нового о жизни  и  человеке узналя,познакомившись с творчеством  В. Шаламова» 

Материалы  для литературной газеты, посвященной стихам  В. Шаламова 

Из «Колымских тетрадей» 


Приподнятый мильоном рук,

трепещущих сердец –

колючей проволоки круг,

терновый мой венец.

Я все еще во власти сна –

виденья юных лет…

Тому виною не луна,

не лунный мертвый свет,

но еле брызжущий рассвет,

грозящий  новым днем,-

ему и места даже нет в видении моем. 

Но разве мертвым холодна

постель, и разве есть

у нас какая-то вина,

пятнающая честь.

Любой рассказ наш – сборник бед,

оставленный в веках,

как зыбкий, слабый чей-то след

в глухих песках.

Но чей-то опыт, чей-то знак

в пути мерцал,

мерцал в пути,  как некий флаг,

средь мертвых скал.

Где жизнь хоть шелестом листа

проговорилась бы она.

Но за спиною -  пустота,

но за спиною – тишина.

И страшно мне шагнуть вперед,

шагнуть, как в яму, в черный лес,

где память за руку берет

и– нет небес.

 

Сумеешь, так утешь

и утиши рыданья.

Увы, сильней надежд

мои воспоминанья.

Их ворон бережет

и сам, поди,  не знает,

что лед лесных болот

вовеки не растает.

Под черное стекло

болота ледяного

упрятано тепло

несказанного слова.

 

 

Любви случайное явленье

смиренно чудом назови

и не бросай слова презренья

вслед ускользающей любви

 

В моем еще недавнем прошлом,

на солнце камни раскаля,

босые, пыльные подошвы

палила мне моя земля.

И я стонал в клещах мороза,

что ногти с мясом вырывал мне,

рукой обламывал я слезы,

и это было не во сне.

Там я в сравнениях избитых

Искал избитых правоту,

Тот самый день был средством пыток,

что применяются в аду.

Я мял в ладонях, полных страха,

седые потные виски,

моя соленая рубаха

легко ломалась на куски.

Я ел, как зверь, рыча над пищей.

Казался чудом из чудес

листок простой бумаги писчей,

с небес слетевший в темный лес…

 

docx
Додано
15 січня 2018
Переглядів
1058
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку