Поможет учителю побудить учащихся к осмыслению основного лейтмотива творчества В. Шаламова: оставаться человеком в нечеловеческих условиях; формировать навыки анализа произведения, учитывая его художественные особенности.
Тема урока: Урок-конференция по рассказам В.Шаламова "Не позволяй душе озлиться..! "
Цель урока: анализируя самостоятельно прочитанные рассказы, помочь учащимся осмыслить основной лейтмотив творчестваШаламова: оставаться человеком в нечеловеческих условиях; формировать навыки анализа произведения, учитывая его художественные особенности.
Оборудование урока: выставка книг и журналов, репродукция картины И.Глазунова "Великий эксперимент" (фрагмент), фотография скульптуры Шапиро "Во имя?", стихи Шаламова в стенде "В мире литературы".
Эпиграф урока:
«Каждый мой рассказ – пощечина сталинизму»
В. Шаламов
Ход урока
1. Сообщение темы и задач урока, работа над эпиграфом.
2. Постановка задачи:
В предисловии к "Колымским рассказам" Шаламов так объясняет свою писательскую задачу: «В «Колымских рассказах» нет ничего, что не было бы преодолением зла, торжеством добра, - если брать вопрос в большом плане,
в плане искусства.
Если бы я имел иную цель, я бы нашел совсем другой тон, другие краски при том же самом художественном принципе.
«Колымские рассказы» - это судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями".
Проанализировав один из рассказов Шаламова, подтвердите правильность мысли писателя о преодолении зла и торжестве добра.
Какой вывод можно сделать, проследив судьбу его героев, познакомившись с судьбой самого автора?
3. Слово учителя.
(С элементами беседы и выборочным комментированным чтением)
…Возвращенная литература. Возвращенные имена. Правда о пережитом.
С болью, волнением, тревогой, а иногда и недоверием мы открываем страницы книг неизвестных нам ранее авторов. Среди них и Варлам Шаламов.
На мой взгляд, полуправда хуже откровенной лжи.
Вот что узнает о Шаламове читатель журнала «Юность» (№3,1987)
«В 1926 = 1929гг.учился на факультете советского права в МГУ. Потом участвовал в строительстве Березинского химкомбината. Через четыре года вернулся в Москву, чтобы активно заниматься журналистикой...
Подобно многим советским людям, в .1937 году он был оклеветан и несправедливо осужден. Пятидесятые годы принесли освобождение и полную реабилитацию. Варлам Тихонович с головой погружается в литературную жизнь столицы, много и жадно работает...
Варлам Тихонович умер в январе 1982 года».
(Комментарий учителя к данной биографической справке)
19 февраля 1925 года - первый арест.
В заключении познакомился с будущей женой - Галиной Игнатьевной Гудзь (она приезжала навестить своего мужа, тоже находившегося на Вишере).
В 1934году женился, в 1935 – родилась дочь Лена. В ночь с 11 на 12января 1937 года был арестован.
Жена была в ссылке с 1937 по 1946 г.
В год писала Шаламову по 100 писем. 12 ноября 1953 года жена встретила его на Ярославском вокзале столицы после семнадцати лет разлуки. Домой повести не peшилась. Через день он уехал, так как в столице не имел права жить. Жена с ним ехать не решилась (И кто осудит?).
Был реабилитирован только в июле 1956 года. Дочь писала в анкете, что отец умер.
Вынужденный разрыв с женой. Женился на Ольге Сергеевне Неклюдовой, писательнице, но первую жену любил и помнил до конца жизни.
Уже в 1979 году, тяжело больной, перед отправкой в дом инвалидов и престарелых, он просил друзей: "Привези, привези Галину. Скажи ей - мы вместе будем делать книжку. Этобудет возвращением". Но жена только оправлялась после инсульта и сказала, что приехать не может.А дочь ответила: «Я не знаю этого человека».
И хоть в доме инвалидов его навещали друзья и знакомые, старость его была одинокой и безрадостной. Он с слеп, оглох, тело его с трудом держало равновесие, язык с трудом повинуется. Лагерные привычки вернулись к нему: простыни, пододеяльники он срывал и прятал под матрас - чтобы не украли. Полотенце завязывал на шее. Нa еду кидался жадно - чтоб никто не опередил (и при этом сохранил ясность ума, диктовал стихи!). Но судьбе и этого показалось мало.15 января 1982 года его полураздетого погрузили в выстуженную машину и через всю морозную Москву повезли в интернат для психохроников. Онпростудился, заболел воспалением легких и 17 января умер.
Но есть его стихи, есть его рассказы, необычные и страшные.
Некоторые из них мы сегодня рассмотрим, некоторые обсудим («Заклинатель змей» и «Хлеб»).
«Колымские рассказы» - «окрашенный душой и кровью мемуарный документ, где все – документ и в то же время представляет эмоциональную прозу (В.Шаламов).
4. Выразительное чтение отрывка из рассказа «Надгробное слово»
5.Беседа по самостоятельно прочитанным рассказам
-«Заклинатель змей». Почему у рассказа такое название?
- О какой человеческой трагедии рассказывает Шаламов?
- Почему герой-рассказчик решает написать за Платонова?
-Каким настроением проникнуты слова: «А человек живет. Может быть, он живет надеждами? Но ведь никаких надежд у него нет. Если он не дурак, он не может жить надеждами»?
-Какую страшную правду о голодном человеке мы узнали из рассказа «Хлеб»?
-Как изображает автор-рассказчик ожидание утреннего пайка?
- Какую основную мысль можно вынести из этого рассказа?
-как связан этот рассказ с другими? Например, «Чужой хлеб».
6. Выразительное чтение отрывка из письма В. Шаламова Пастернаку
(читает ученик)
«Двадцать лет жизни моей отдал я Северу, годами я не держал в руках книги,
не держал листка бумаги, карандаша. Обо всем прочем и говорить не хочу. Но когда я приходил в себя – а это все-таки бывало – я возвращался к стихам и возвращался к своему заветному видению. И я счастлив сейчас.
Каждый человек в 16 лет дает себе какие-то клятвы, какие-то обещания. Иными они забываются, иными не забываются. Для многих слишком хорошая память служит причиной увлечения водкой или еще чем-то подобным. Я очень боялся в молодости прожить жизнь напрасно, и вот, по тем письмам, которые я получаю с Севера до сих пор, я имею право считать, что жизнь моя так не была совсем напрасной, что меня помянут добрым словом и помянут люди хорошие. Несчастные, но хорошие.
7. Сообщения учащихся
(анализ-пересказ понравившегося рассказа с последующим коллективным обсуждением)
8.Выборочное комментированное чтение
(Учитель определяет рассказы по выбору, в зависимости от подготовленности класса)
9. Обобщающее слово учителя
Подвести учащихся к выводу: страшный опыт человечества должен быть изучен, осмыслен, понят с тем, чтобы никогда не допустить подобного.
В любых нечеловеческих условиях – главное – сохранить в себе человека. И тогда зло отступает.
(Обратиться к фрагменту картины И. Глазунова «Великий эксперимент», Христос).
Обращение к Христосу показательно.
Вдумаемся в глубокие строчки публицистики Шаламова:
«Мы не знаем, что стоит за Богом, за верой, но за безверием ясно видим – каждый в мире, - что стоит. Поэтому такая тяга к религии, удивительная для меня, наследника совсем других начал. В прошлом всего один писатель пророчествовал и предсказывал насчет будущего – это был Достоевский. Именно поэтому он и остался в пророках и в двадцатом веке».
Закончить урок целесообразно выразительным чтением стихотворения другой узницы ГУЛАГа Руфь Тамариной «Не позволяй душе озлиться!..»
…Душа слепа в ожесточенье,
несправедливостью слепа,
хотя жестокостью мгновений
порой, увы, щедра судьба.
Жестокость эта душу гложет
и съеживается душа.
Когда себя нам очень жаль.
И усыхает, усыхает души живая доброта,
и злоба ржавая, глухая , высушивает нам уста.
…Не позволяй душе озлиться!...
10. Итоги урока
Домашнее задание.
Дать развернутый ответ на вопрос: «Что нового о жизни и человеке узналя,познакомившись с творчеством В. Шаламова»
Материалы для литературной газеты, посвященной стихам В. Шаламова
Из «Колымских тетрадей»
Приподнятый мильоном рук,
трепещущих сердец –
колючей проволоки круг,
терновый мой венец.
Я все еще во власти сна –
виденья юных лет…
Тому виною не луна,
не лунный мертвый свет,
но еле брызжущий рассвет,
грозящий новым днем,-
ему и места даже нет в видении моем.
Но разве мертвым холодна
постель, и разве есть
у нас какая-то вина,
пятнающая честь.
Любой рассказ наш – сборник бед,
оставленный в веках,
как зыбкий, слабый чей-то след
в глухих песках.
Но чей-то опыт, чей-то знак
в пути мерцал,
мерцал в пути, как некий флаг,
средь мертвых скал.
Где жизнь хоть шелестом листа
проговорилась бы она.
Но за спиною - пустота,
но за спиною – тишина.
И страшно мне шагнуть вперед,
шагнуть, как в яму, в черный лес,
где память за руку берет
и– нет небес.
Сумеешь, так утешь
и утиши рыданья.
Увы, сильней надежд
мои воспоминанья.
Их ворон бережет
и сам, поди, не знает,
что лед лесных болот
вовеки не растает.
Под черное стекло
болота ледяного
упрятано тепло
несказанного слова.
Любви случайное явленье
смиренно чудом назови
и не бросай слова презренья
вслед ускользающей любви
В моем еще недавнем прошлом,
на солнце камни раскаля,
босые, пыльные подошвы
палила мне моя земля.
И я стонал в клещах мороза,
что ногти с мясом вырывал мне,
рукой обламывал я слезы,
и это было не во сне.
Там я в сравнениях избитых
Искал избитых правоту,
Тот самый день был средством пыток,
что применяются в аду.
Я мял в ладонях, полных страха,
седые потные виски,
моя соленая рубаха
легко ломалась на куски.
Я ел, как зверь, рыча над пищей.
Казался чудом из чудес
листок простой бумаги писчей,
с небес слетевший в темный лес…