В настоящее время много внимания уделяется информационным технологиям. Задача современного учителя заключается не только в том, чтобы давать ученикам готовые знания, но и в том, чтобы обучать их самостоятельно добывать и осваивать информацию.
Следовательно, на занятиях необходимо применение информационных технологий.
Опыт работы показывает, что нестандартные формы уроков привлекают внимание обучающихся, позволяют активизировать их познавательную деятельность, эффективно организовывать самостоятельную работу на занятии, индивидуализировать процесс обучения.
Методическая разработка
по русскому языку для учащихся 6 класса
Тема: « Числа в нашей жизни»
(урок-мастерская)
(внеклассное мероприятие)
В настоящее время много внимания уделяется информационным технологиям. Задача современного учителя заключается не только в том, чтобы давать ученикам готовые знания, но и в том, чтобы обучать их самостоятельно добывать и осваивать информацию.
Следовательно, на занятиях необходимо применение информационных технологий.
Опыт работы показывает, что нестандартные формы уроков привлекают внимание обучающихся, позволяют активизировать их познавательную деятельность, эффективно организовывать самостоятельную работу на занятии, индивидуализировать процесс обучения.
«Тетрадь-помощник»
Так называется рабочая тетрадь, которую я использую на уроках русского языка (в качестве дополнительного материала к учебнику) для активизации познавательной деятельности учащихся.
Тетрадь содержит все разделы русского языка. Каждая тема делится на взаимосвязанные между собой блоки.
Необходимо подчеркнуть, что после контроля домашнего задания, учащиеся начинают работать со второго блока, практические задания нацеливают школьников на самостоятельное выведение правила, блок 1 служит вспомогательным материалом, к которому школьники обращаются при выполнении последующих заданий на уроке. Исключение составляет тема «Склонение количественных числительных», где Блок 1 готовят совместно учитель и школьники.
Ученики работают на электронных носителях или по распечаткам, учитель контролирует процесс работы школьника
Тема: « Числа в нашей жизни» (урок-мастерская).
Тип урока: комбинированный
ТЦУ:
Сетка времени:
1-2 минуты – организационный момент.
5 минут – проверка домашнего задания.
30 минут – изучение нового материала (через отработку практических заданий).
3 минуты – домашнее задание (занесено в Блок 5), комментарий работы учеников.
Материально-техническое обеспечение: Тетрадь-помощник, раздаточный материал («Модель склонения количественных числительных»), учебники, рабочая тетрадь по русскому языку.
Для удобства работы учащиеся рассаживаются за круглым столом.
Страничка контроля домашнего задания
Тема: Количественные числительные. Склонение количественных числительных.
Сроки выполнения: 2 недели. Оформить /БЛОК 1. Справочный материал/ самостоятельно. (Этапы работы контролируются учителем).
Задание:
1. Из истории количественных числительных (материал готовят 4 человека).
2. «Количественные числительные в нашей жизни». Творческая страничка (в работе задействованы все учащиеся).
БЛОК 1. Справочный материал
(Перед выполнением практической части учащиеся могут обращаться к справочному материалу)
Тема: Количественные числительные. Склонение количественных числительных.
Как быть без чисел нам?
Скажите, господа!
Везде расчет и
строгий счет нам нужен.
Наука без числа давно бы умерла,
Поэтому ценить число мы будем.
(От автора)
Учащиеся самостоятельно готовят теоретический материал «Из истории количественных числительных» (Презентация). Материал заносится в БЛОК 1 (справочный материал). На уроке дети презентуют тему. В этом же блоке учителем предлагается «Модель склонения количественных числительных» (на электронных носителях и в распечатанном виде). После знакомства с историей количественных числительных, ученики осваивают новый материал через выполнение практических заданий.
Количественные числительные: простые (пять) и составные (тридцать шесть).
Изменяются по падежам. Не имеют рода (кроме «один», «два») и числа (кроме слова «один»).
СЕБЕ НА ЗАМЕТКУ!!!
И.п. скОлько книг? |
В.п. скОлько книг? |
«ЭТО ИНТЕРЕСНО!»
Числительное – сравнительно новая часть речи, в древнерусском языке в качеств числовых наименований использовались существительные, местоимения или прилагательные, а также формировавшиеся на их основе словосочетания для сложных названий чисел.
Исторические изменения в формах и моделях сочетаемости числовых наименований привели к обособлению их в особую часть речи – имя числительное. Важным фактором в формировании новой части речи стало существенное расширение лексического состава числовых наименований – образование новых (сложных) названий чисел из прежних словосочетаний.
Сорок (40) |
Слово сорок по своему происхождению является существительным со значением "рубаха" (ср. совр. сорочка) или «мешок». В «сорок» можно было положить 40 шкурок соболей на полную шубу. Как видно, название предмета было перенесено сначала на число этих соболей, а затем вообще отвлечено от конкретности, именно так возникло числительное сорок, заменившее исконное четыре десятъ. Это слово изменялось по второму склонению. Со временем сорок утеряло свои падежные формы. В современном языке осталось только сорок для им.-вин. падежей и сорока для косвенных.
И.п.,В.п.-сорок. . |
Девяносто (90) |
Девяносто возникло из сочетания девять до съта (т.е. девять десятков до сотни).
И.п., В.п. – девяносто. |
Сто (100) и тысяча (1000) |
Сто и тысяча. Слово съто склонялось подобно существительному среднего рода село (род. съта, дат. съту, тв. сътомь, м. съть и т. д.). Это слово в истории языка утеряло падежные формы (в современном языке: сто – ста).
И.п.,В.п. – сто. |
Тысяча (1000) |
Слово тысяча не подвергалось изменению и в современном языке склоняется как существительное мягкой разновидности первого склонения. |
От одиннадцати (11) до девятнадцати (19) |
В древнерусском языке для обозначения количества от 11 до 19 употребляли сочетания: слово-название числа + предлог на + десяте (сверх десяти). Преобразование словосочетаний (один на десяте – девять на десяте) в слова «одиннадцать – девятнадцать» способствовало произношение: перенос ударения на переднюю часть словосочетания, изменение согласных в результате редукции безударных: дс – тс – ц (одинна-д(ь)-сять = одиннадцать). |
Двести (200), триста (300), четыреста (400), пятьсот (500), девятьсот (900). |
Современные числительные 200, 300, 400, а также 500-900 по происхождению сочетания дъвь+съть(им. падеж двойственного числа от съто) три и четыре+съта(им.падеж мн. число от съто) пять-девять+сътъ (род. пад. мн. ч. от съто). Эти древнерусские образования сохранились до наших дней, единственное изменение двьсть в двести (ь-и без ударения: ь-е под ударением). |
Таким образом, в древнерусском языке слова, обозначающие числа, не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным.
Модель склонения количественных числительных. (Метод ступенчатого восприятия новой темы).
В количественных числительных склоняется каждое слово!
Падежи |
Склонение числительного. |
Просклоняйте самостоятельно. |
И.п. |
Пять ручек |
Три журнала |
Р.п. |
пятИ ручек |
! |
Д.п. |
пятИ ручкам |
! |
В.п. |
пять ручек |
! |
Т.п. |
пятьЮ ручками |
! |
П.п. |
о пятИ ручках |
! |
Падежи |
Склонение числительного. |
Просклоняйте самостоятельно. |
И.п. |
Семьдесят тетрадей |
Шест…десят студентов |
Р.п. |
семИдесятИ тетрадей |
! |
Д.п. |
семИдесятИ тетрадям |
! |
В.п. |
семьдесят тетрадей |
! |
Т.п. |
семьЮдесятьЮ тетрадями |
! |
П.п. |
о семИдесятИ тетрадях |
! |
Падежи |
Склонение числительного. |
Просклоняйте самостоятельно. |
И.п. |
Двести экземпляров |
Триста учебников |
Р.п. |
двУХсот экземпляров |
! |
Д.п. |
двУМстАМ экземплярам |
! |
В.п. |
двести экземпляров |
! |
Т.п. |
двУМЯстАМИ экземплярами |
! |
П.п. |
о двУХстАХ экземплярах |
! |
Падежи |
Склонение числительного |
Просклоняйте самостоятельно |
И.п. |
Шестьсот книг |
Семьсот работников |
Р.п. |
шестИсот книг |
! |
Д.п. |
шестИстАМ книгам |
! |
В.п. |
шестьсот книг |
! |
Т.п. |
шестьЮстАМИ книгами |
! |
П.п. |
о шестИстАХ книгах |
! |
ОТВЕТЫ:
И.п. три журнала, шестьдесят студентов, триста учебников, семьсот работников.
Р.п. трёх журналов, шестидесяти студентов, трёхсот учебников, семисот работников.
Д.п. трём журналам, шестидесяти студентов, трёмстам учебникам, семистам работникам.
В.п. три журнала, шестьдесят студентов, триста учебников, семьсот работников.
Т.п. тремя журналами, шестьюдесятью студентами, тремястами учебниками, семьюстами работниками.
П.п. о трёх журналах, о шестидесяти студентах, о трёхстах учебниках, о семистах работниках.
БЛОК 2. Практические задания
Упражнение 1. «Собираем пазлы»
Задание: Допишите части слова числительных.
Падежи |
Склонение числительного. |
И.п. |
пять___ семь____ шесть коробок |
Р.п. |
пяти___ _____десяти шести коробок |
Д.п. |
пяти____ семи_______ шести коробкам |
В.п. |
пять______ семь_______ шесть коробок |
Т.п. |
________стами _____десятью шестью коробками |
П.п. |
о пяти____ семи_______ шести коробках |
ОТВЕТЫ:
И.п. пятьсот семьдесят шесть коробок
Р.п. пятисот семидесяти коробок
Д.п. пятистам семидесяти шести коробкам
В.п. пятьсот семьдесят шесть коробок
Т.п. пятьюстами семьюдесятью шестью коробками
П.п. о пятистах семидесяти шести коробках
Упражнение 2. «Собираем конструктор»
Каждый учащийся вытягивает карточку с падежом и склоняет количественное числительное, ответы вносятся в таблицу.
Задание: просклонять числительные: 887, 644, 782 коробки (в зависимости от количества человек в классе).
И.п. |
Восемьсот восемьдесят семь деревьев |
Р.п. |
Восьмисот восьмидесяти семи деревьев |
Д.п. |
Восьмистам восьмидесяти семи деревьям |
В.п. |
Восемьсот восемьдесят семь деревьев |
Т.п. |
Восемьюстами восьмьюдесятью семью деревьями |
П.п. |
О восьмистах восьмидесяти семи деревьях |
И.п. |
Шестьсот сорок четыре детали |
Р.п. |
Шестисот сорока четырёх деталей |
Д.п. |
Шестистам сорока четырём деталям |
В.п. |
Шестьсот сорок четыре детали |
Т.п. |
Шестьюстами сорока четырьмя деталями |
П.п. |
О шестистах сорока четырёх деталях |
И.п. |
Семьсот восемьдесят две коробки |
Р.п. |
Семисот восьмидесяти двух коробок |
Д.п. |
Семистам восьмидесяти двум коробкам |
В.п. |
Семьсот восемьдесят две коробки |
Т.п. |
Семьюстами восьмьюдесятью двумя коробками |
П.п. |
О семистах восьмидесяти двух коробках |
«Отдыхаем с пользой!»
(повторение ранее изученного материала)
2.ФеномЕн
3.АлфавИт
4. ЗвонИт
5. БАлованный
6. ДОговор
7. КаталОг
8. ЗавИдно
9. МусоропровОд
10. Августовский
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы: 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10.
2. Угадайте зашифрованные в картинках фразеологизмы, ответы занесите в таблицу.
1.
2.
3.
4.
5.
Ваши ответы:
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
Ответы: Сесть в калошу, вставлять палки в колёса, водить за нос, белая ворона, кот наплакал.
ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ! УДАЧИ!
БЛОК 3. Проверь себя
Задание 1: Укажите пример(ы) с ошибкой в образовании формы слова.
1. С пятьюстами шестьюдесятью семью. 2. Шестьсот семидесяти семи экземпляров. 3. Больше шестиста рублей. 4. До тысяча восемьсот двенадцатого года. 5. К пятистам семидесяти восьми. 6. У пятьсот восьмидесяти рабочих.
Номера занесите в таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Ответы: 2, 3, 6.
БЛОК 4. Контрольное задание
Задание: Прочитайте текст, пропишите числительные.
Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях. 2. В (1455 _______________________) году в Неаполе при землетрясении погибло (60000 _________________ человек).
Через (100__________________) лет в Китае число жертв достигло (830_________________) тысяч.
В (1755__________________) году подземная буря разрушила Лиссабон и унесла (70000______________) жизней.
В (1920_____________________) году страшные толчки сотрясли Токио и унесли (100000____________________) человеческих жизней.
В (1948________________________) году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины.
Погибло (80000__________________) человек.
В Армении в (1988_________________________) году подземная буря поглотила (119000__________________) человек.
Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (Из "Детской деловой газеты").
Ответ:
Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.
В тысяча четыреста пятьдесят пятом году в Неаполе при землетрясении погибло шестьдесят тысяч человек.
Через сто лет в Китае число жертв достигло восьмисот тридцати тысяч.
В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подземная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч жизней.
В тысяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней.
В тысяча девятьсот сорок восьмом году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины.
Погибло восемьдесят тысяч человек.
В Армении в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году подземная буря поглотила сто девятнадцать тысяч человек.
Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (Из "Детской деловой газеты").
БЛОК 5. Домашнее задание
Задание 1:Просклонять числительное 943 (детали и т.д.).
Задание 2: «На уроке математики»: К 439 прибавить 89, получится 528. Из 627 вычесть 54, получится 573.
Задание 3: Вспомнить 5 названий мультфильмов, художественных фильмов, в названии которых есть количественные числительные. Записать эти названия.
БЛОК 6. Страницы «мудрости»
Задание: Соберите пословицы и выучите их. Всего пословиц 4.
СЕМЕРО ТРОИЦУ УМОВ ОДНОГО СЕМЬ БОГ НА ГОЛОВ НЕ ГОЛОВ ПЯТНИЦ ЖДУТ ЛЮБИТ НЕДЕЛЕ СТО |
ОТВЕТЫ:
БЛОК 7. «Моя дикция» (можно использовать в качестве разминки на занятии)
Скороговорки
1. Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Просторочены в срок –
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились
Сорок сорок! (Ю.Кушак)
2. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
3. Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
БЛОК 8. «Словесная битва» (соревнование между учащимися)
Задание: Грамотно прочитать:
Ответы:
БЛОК 9.
«А знаете ли вы, что…»
Задание: Прочитайте информацию о животных, обратите внимание на числительные, правильно их просклоняйте.
А знаете ли вы, что
А знаете ли вы, что
киты, имеют самые большие размеры среди животных — синий кит имеет длину тела 25 м (самый большой 33м), а массу от 90 до120 т. Все китообразные, включая китов, дельфинов и морских свиней, являются потомками сухопутных млекопитающих отряда парнокопытных.
А знаете ли вы, что
тело у бегемота очень массивное, громоздкое и непокрытое шерстью. Серо-чёрная кожа, очень толстая и покрытая складками, вокруг глаз и ушей переходит в розовый цвет.
Высота в плечах у взрослого бегемота составляет 1,5 м, а длина достигает 4,5 м, из которых 50 см выпадают на приплюснутый хвост. Бегемот весит от 2700 до 4500 кг, конкурируя с носорогами за звание второго по массе наземного животного после слона. Бегемоты также умеют быстро бегать и в определенных ситуациях могут развивать скорость до 48 км/ч.
Голова бегемота очень крупная, широкая и плоская, а её вес составляет 450 кг. Уши, глаза и ноздри настолько выделяются над общей поверхностью морды, что могут оставаться над водой, когда бегемот в неё погружается. У бегемотов 44 зуба. Нижние резцы, как у большинства свиней, расположены почти горизонтально и образуют огромные бивни. Они оттачиваются верхними угловыми зубами и представляют собой опасное оружие. Рот может открываться на 120 см. Сила укуса составляет более 500 кг.
После работы учитель комментирует оценки учащихся, выставляет их в журнал и обращает внимание детей на Блок 5. Домашнее задание выполняется в данном для работы блоке.
БЛОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Фамилия, имя ученика |
|
Дата выполнения |
|
Оценка |
|
Подпись учителя |
|
1. Просклонять числительное:________________________
И.п. |
|
Р.п. |
|
Д.п. |
|
В.п. |
|
Т.п. |
|
П.п. |
|
2. «На уроке математики».
1. |
|
2. |
|
3. Фильм, фильм, фильм…
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|