В интересной форме ученики закрепляют знания о главных и второстепенных предложениях. Чтение интегрировано с русским языком. Даны разнообразные типы заданий.
Главные и второстепенные члены предложения.
КАК МИТЕ СШИЛИ СЮРТУК
К. Ушинский
Отец захотел сшить Мите суконный* сюртучок*. Пришел портной* и снял с Мити мерку*. Воротясь домой, портной развернул сукно и нарисовал на нем мелом части сюртука: спинку, грудь, полы, рукава, воротник. Потом взял он большие ножницы. Выкроил все части портной. И отдал в мастерскую. Там на лавках сидели и шили работники. Работники стали пришивать одну часть сюртука к другой. Швы разглаживали они утюгом. Через неделю все было сшито, петли обметаны, пуговицы пришиты, подкладка
подложена. Тогда работник вычистил сюртук и отнес его хозяину. А хозяин отнес его Мите. Сюртук был как раз впору. Митин отец заплатил портному за материал и за работу. А сыну сказал:
- Носи на здоровье, да береги! Сюртук стоит недешево.
Словарик:
суконный – из плотной ткани
сюртучок – удлиненный пиджак
портной – швейный мастер
мерка, снять мерку – измерение, выполнить замер.
ЗАДАНИЯ
1.Определи главную мысль текста, запиши ее.
Гл. мысль:__________________________________________
___________________________________________________
2.Укажи предложение из текста, в котором правильно подчеркнуты главные члены предложения:
Швы разглаживали они утюгом.
_____ ___________
___________
Швы разглаживали они утюгом.
___________ ____
___________
Швы разглаживали они утюгом.
_____________ ________
_____________
3.Установи связь слов с помощью стрелочек в предложении из текста.
Тогда работник вычистил сюртук и отнес его хозяину.
4.Выпиши из текста выделенные предложения и подчеркни в них главные и второстепенные члены предложения.
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
5.Из данных слов текста составь предложение, запиши его, подчеркни в нем главные и второстепенные члены предложения.
Отец, работу, за, Митин, заплатил, и, за, материал, портному.
___________________________________________________
___________________________________________________
6.Объясни устно значение следующих пословиц.
Ремесло* не коромысло*, плеч не оттянет, а прокормит.
Крой да песни пой, шить станешь – наплачешься.
Без клиньев кафтана не сошьешь.
Где сшито на живую нитку, там жди прорехи*.
Словарик:
ремесло – дело
коромысло – деревянная ручка, предназначенная для несения ведер с водой
прореха – дырка.
Связь слов в предложении.
НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ
И. Акимушкин
Низко-низко нависло серое осеннее небо. Холодный ветер гуляет среди голых деревьев. Нелегкая жизнь ждет зимой птиц и лесных зверей. А каково в это время насекомым – крошечным существам с холодной кровью? Как переживают они зиму, спасаются от стужи?
Оказывается, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживает до зимы. Срок их жизни – один-два теплых месяца, иногда день-другой.
Вот тихо сидит на травинке пестрый летний мотылек. Почти месяц он кружился над цветами, пил медовый нектар. Дождевые капли обтрепали яркие крылышки. И стерли с них многоцветную пыльцу. Бабочка сидит неподвижно. Скоро ее жизнь угаснет… Вот и все.
Нет, далеко не все. Где-то в основании сухой веточки аккуратной кучкой отложены зеленые яички бабочки, каждое с булавочную головку. Им нипочем зимняя стужа. Под тончайшей крепкой скорлупой хранят они жизнь будущего поколения.
Многие из бабочек – крапивница, траурница и павлиний глаз – заберутся осенью глубоко в кучу сухих листьев или хвороста и там в глубоком сне переживают зиму.
ЗАДАНИЯ
1.Расскажи, что нового и интересного ты узнал из этого рассказа.
2.Подбери и запиши к данным словам из текста проверочные слова.
Большинство - _________________________________
дождевые - ____________________________________
зима - _________________________________________
травинке - _____________________________________
холодной - ____________________________________
осеннее - ______________________________________
3.Допиши словосочетания, находя в текте подходящие по смыслу и содержанию слова:
зимняя____________, многоцветную __________________,
летний _______________, дождевые ___________________,
осеннее ___________, холодный _______________.
4.Укажи предложение, в котором нарушена связь слов в предложении.
Вот тихо сидит на травинке пестрый летний
мотылек.
Низко-низко нависло серое осеннее небо.
Деревьев голых среди гуляет холодный ветер.
5.Укажи, с помощью чего устанавливается связь слов в предложении:
с помощью предлогов
с помощью окончаний
с помощью второстепенных членов предложения
6.Выпиши выделенные предложения, установи в них связь слов с помощью стрелочек. Например:
__что сделала?_
. ] *
Наступила осень
1)_________________________________________________
___________________________________________________
2)_________________________________________________
3)_________________________________________________
4)________________________________________________
__________________________________________________
7.Подчеркни в тексте слова, которые служат для связи предложений в тексте.
8.Исправь ошибки в окончании слов в предложениях из текста, запиши правильные предложения.
Им нипочем зимний стужа.
________________________________________________
________________________________________________
Под тончайшей крепкой скорлупами хранят они жизнь будущих поколения.
______________________________________________________________________________________________________
А каково в это время насекомым – крошечного существам с холодным кровью?
______________________________________________________________________________________________________
Обогащаем устную речь.
Всякому мила своя сторона.