Главные и второстепенные члены предложения

Про матеріал

В интересной форме ученики закрепляют знания о главных и второстепенных предложениях. Чтение интегрировано с русским языком. Даны разнообразные типы заданий.

Перегляд файлу

Главные и второстепенные члены предложения.

                            КАК МИТЕ СШИЛИ СЮРТУК

                                                              К. Ушинский

Отец захотел сшить Мите суконный* сюртучок*. Пришел портной* и снял с Мити мерку*. Воротясь домой, портной развернул сукно и нарисовал на нем мелом части сюртука: спинку, грудь, полы, рукава, воротник. Потом взял он большие ножницы. Выкроил все части портной. И отдал в мастерскую. Там на лавках сидели и шили работники. Работники стали пришивать одну часть сюртука к другой. Швы разглаживали они утюгом. Через неделю все было сшито, петли обметаны, пуговицы пришиты, подкладка

 

подложена. Тогда работник вычистил сюртук и отнес его хозяину. А хозяин отнес его Мите. Сюртук был как раз впору. Митин отец заплатил портному за материал и за работу. А сыну сказал:

   - Носи на здоровье, да береги! Сюртук стоит недешево.

Словарик:

суконный – из плотной ткани

сюртучок – удлиненный пиджак

портной – швейный мастер

мерка, снять мерку – измерение, выполнить замер.

 

                                       ЗАДАНИЯ

1.Определи главную мысль текста, запиши ее.

Гл. мысль:__________________________________________

___________________________________________________

 

2.Укажи предложение из текста, в котором правильно подчеркнуты главные члены предложения:

 

tatu34 Швы   разглаживали они утюгом.

         _____   ___________

                      ___________

tatu34 Швы разглаживали они утюгом.

                   ___________   ____

                   ___________

tatu34 Швы разглаживали они утюгом.

                  _____________       ________          

                  _____________

 

3.Установи связь слов с помощью стрелочек в предложении из текста.

 

Тогда работник вычистил сюртук и отнес его хозяину.

 

4.Выпиши из текста выделенные предложения и подчеркни в них главные и второстепенные члены предложения.

___________________________________________________

 

___________________________________________________

 

___________________________________________________

 

___________________________________________________

 

5.Из данных слов текста составь предложение, запиши его, подчеркни в нем главные и второстепенные члены предложения.

 

Отец, работу, за, Митин, заплатил, и, за, материал, портному.

___________________________________________________

 

___________________________________________________

 

6.Объясни устно значение следующих пословиц.

Ремесло* не коромысло*, плеч не оттянет, а прокормит.

Крой да песни пой, шить станешь – наплачешься.

Без клиньев кафтана не сошьешь.

Где сшито на живую нитку, там жди прорехи*.

 

 

Словарик:

ремесло – дело

коромысло – деревянная ручка, предназначенная для несения ведер с водой

прореха – дырка.

 

Связь слов в предложении.

                            НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ

                                                                    И. Акимушкин

   Низко-низко нависло серое осеннее небо. Холодный ветер гуляет среди голых деревьев. Нелегкая жизнь ждет зимой птиц и лесных зверей. А каково в это время насекомым – крошечным существам с холодной кровью? Как переживают они зиму, спасаются от стужи?

   Оказывается, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживает до зимы. Срок их жизни – один-два теплых месяца, иногда день-другой.

   Вот тихо сидит на травинке пестрый летний мотылек. Почти месяц он кружился над цветами, пил медовый нектар. Дождевые капли обтрепали яркие крылышки. И стерли с них многоцветную пыльцу. Бабочка сидит неподвижно. Скоро ее жизнь угаснет… Вот и все.

   Нет, далеко не все. Где-то в основании сухой веточки аккуратной кучкой отложены зеленые яички бабочки, каждое с булавочную головку. Им нипочем зимняя стужа. Под тончайшей крепкой скорлупой хранят они жизнь будущего поколения.

   Многие из бабочек – крапивница, траурница и павлиний глаз – заберутся осенью глубоко в кучу сухих листьев или хвороста и там в глубоком сне переживают зиму.

 

 

                                   ЗАДАНИЯ

1.Расскажи, что нового и интересного ты узнал из этого рассказа.

2.Подбери и запиши к данным словам из текста проверочные слова.

Большинство - _________________________________                   

дождевые - ____________________________________

зима - _________________________________________

травинке - _____________________________________

холодной - ____________________________________

осеннее - ______________________________________

 

3.Допиши словосочетания, находя в текте подходящие по смыслу и содержанию слова:

зимняя____________, многоцветную __________________,

летний _______________, дождевые ___________________,

осеннее ___________, холодный _______________.

 

4.Укажи предложение, в котором нарушена связь слов в предложении.

tatu34 Вот тихо сидит на травинке пестрый летний

         мотылек.

tatu34 Низко-низко нависло серое осеннее небо.

tatu34 Деревьев голых среди гуляет холодный ветер.

 

5.Укажи, с помощью чего устанавливается связь слов в предложении:

tatu34с помощью предлогов

tatu34с помощью окончаний

tatu34с помощью второстепенных членов предложения

 

6.Выпиши выделенные предложения, установи в них связь слов с помощью стрелочек. Например:

   __что сделала?_

  .                           ]  *

Наступила         осень

 

1)_________________________________________________

 

___________________________________________________

 

2)_________________________________________________

 

3)_________________________________________________

 

4)________________________________________________

 

__________________________________________________

 

7.Подчеркни в тексте слова, которые служат для связи предложений в тексте.

 

8.Исправь ошибки в окончании слов в предложениях из текста, запиши правильные предложения.

 

Им нипочем зимний стужа.

________________________________________________

________________________________________________

Под тончайшей крепкой скорлупами хранят они жизнь будущих поколения.

______________________________________________________________________________________________________

 

А каково в это время насекомым – крошечного существам с холодным кровью?

______________________________________________________________________________________________________

Обогащаем устную речь.

Всякому мила своя сторона.

 

 

docx
Додано
29 жовтня 2018
Переглядів
1007
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку