Урок№23 Русский язык__6__ класс
Тема. Род и число имен существительных.
Цель: дать понятие о роде существительных в русском языке; формировать представление об изменении существительных по числам, умение распознавать существительные, употребляющиеся в формах единственного и множественного числа, правильно употреблять их в речи; развивать навыки согласования прилагательных с существительными, род которых не совпадает в русском и украинском языках; работать над развитием и культурой речи, воспитывать любовь к природеУрок№23 Русский язык__6__ класс Дата_____
Тема. Род и число имен существительных.
Цель: дать понятие о роде существительных в русском языке; формировать представление об изменении существительных по числам, умение распознавать существительные, употребляющиеся в формах единственного и множественного числа, правильно употреблять их в речи; развивать навыки согласования прилагательных с существительными, род которых не совпадает в русском и украинском языках; работать над развитием и культурой речи, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: иллюстрации «Зимушка-зима»; раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, учебник, музыкальное сопровождение.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
І. Организационный момент
1. Психологический настрой. Организация класса
Улыбнулись всем, всем, всем:
Небу, солнышку и мне.
Удачи вам желаю,
Всего, всего познать.
Уровень знаний всем поднять.
2. Правила учебного сотрудничества
- А чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним правила учебного сотрудничества:
Говорит только один
Правило поднятой руки
Слушать своего товарища
Уважать друг друга
Работать дружно
- Контроль знаний будете вести самостоятельно, ставя отметки на полях.
II . Актуализация опорных знаний учащихся.
- Ребята, сегодняшний урок я хочу начать стихотворением.
(Зачитывается стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»)
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
- К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?
- Вспомните определение этой части речи.
4. Каллиграфическая минутка.
Учащиеся прописывают букву О нижнего и верхнего соединения.
(звучит музыка)
ІІI. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Образное рисование.
У нас сегодня необычный урок, поэтому приглашаю вас в картинную галерею «Зимушка-зима». Глядя на картины, невольно на ум приходят следующие строки:
«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…»
Федор Тютчев
Обратите внимание на эти картины:
- Что изображено на них?
- Слова, какой части речи вы назвали?
- Как вы думаете, зачем нужно изучать имя существительное?
2. Объявление темы и целей урока.
Сегодня тема нашего урока «Род и число имен существительных». Что вы помните с начальной школы и с уроков украинского языка о роде и числе имён сущ.-х?
ІV. Изучение нового материала
1. Род имён существительных.
Существительные в русском языке, как и в украинском, бывают мужского, женского и среднего рода, например: отец, дядя, стул (м.р. (он, мой); земля, ночь, молодёжь (ж.р. (она, моя); зеркало, поле, небо (с.р. (оно, моё).
(Словосочетания записаны на доске)
- Выпишите из данных сочетаний существительные сначала м.р., потом ж.р., и, наконец, с.р.
Красный цветок (м.р.), белая кофточка (ж. р.), ослепительная белизна (ж.р.), молодой лес (м.р.), весёлая молодость (ж.р.), быстрая ходьба (ж.р.), новое задание (с.р.), красивое строение (с.р.), опытный строитель (м.р.), холодное утро (с.р.), зимний холод (м.р.)
Очень часто род имён существительных в русском и украинском языках совпадают. Рассмотрим таблицу на карточках.
Однако в некоторых случаях род имён существительных в русском и украинском языках не совпадают. Теория Б. ст. 176 в учебнике.
Такие несоответствия нужно знать, находить в языке и запоминать, чтобы правильно согласовывать существительные с прилагательным и правильно строить свои высказывания.
2. Физкультминутка
3. Число имён существительных.
В русском языке есть имена существительные, число которых не совпадает с соответствующими украинским.
Теория В. ст. 176.
V. Закрепление изученного
1. Перевод на украинский язык. Грамматическое задание
Перевод на украинский язык слова рукопись – рукопис, боль – біль, дробь –дірб, цветок – квітка, тетрадь – зошит, .
- определите род этих сущ.-х в рус. и укр. языках.
2. Словарный творческий диктант
- Поставте данные сущ.-е в множ. числе и запишите их.
Лист, планета, яблоко, документ, магазин, площадь, вечер, луч, чувство.
VІ. Работа над развитием речи
1. Перевод с украинского язика на русский. Упр. 395, ст.. 178.
2. Чтение стихотворения «Деревня» Учебник ст. 179.
3. Устное подведение итогов работы по речевой теме. Упр. 401.
VІІ. Итоги урока.
1. Игра «Ответ без слов».
Имена сущ.-е изменяются по родам?
Слово зима м.р.?
Слово снег м.р.?
Имена сущ.-е изменяются по числам?
Снежинка м.ч. ?
Сегодняшний урок Вам понравился?
2. Рефлексия.
- Какую тему изучали сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Сегодня на уроке мы изучили, что имена существительные изменяются по родам и числам Рассмотрели существительные которые не совпадают в русском и украинских языках.
VІІІ. Оценка учащихся.
ІХ. Домашнее задание.
Выучить теорию § 34,35; выполнить упр.390, 398.
Уровень высокой компетентности: перевод текста упр396.