Урок-конспект ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ С РАЗЛИЧНЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫМИ ОТТЕНКАМИ В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

Про матеріал
Цель – развитие компетенций: предметные: понятие об использовании эмоционально-экспрессивной лексики; определение стилистической окраски слов и выражений; формирование умения правильно использовать в разговорной речи стилистически окрашенную лексику и фразеологизмы; развитие языкового чутья; ключевые: умение учиться на протяжении жизни (готовность совершенствовать свою речь на протяжении жизни, развивать языковую интуицию); общение на государственном и русском языках (восприятие, понимание и анализ информации на государственном и русском языках; умение устно и письменно высказать мысли, чувства и взгляды); социальная и гражданская компетентности (уважение к человеческому достоинству); инициативность и предприимчивость (готовность брать ответственность за себя и других). Оборудование: учебник, дидактический материал, фразеологический словарь, толковый словарь, доступ к интернету. Основные термины: фразеологизм, стилистика: Тип урока: комбинированный
Перегляд файлу

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ С РАЗЛИЧНЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫМИ ОТТЕНКАМИ В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

Цель – развитие компетенций:

предметные: понятие об использовании эмоционально-экспрессивной лексики; определение стилистической окраски слов и выражений; формирование умения правильно использовать в разговорной речи стилистически окрашенную лексику и фразеологизмы; развитие языкового чутья.

ключевые: умение учиться на протяжении жизни (готовность совершенствовать свою речь на протяжении жизни, развивать языковую интуицию); общение на государственном и русском языках (восприятие, понимание и анализ информации на государственном и русском языках; умение устно и письменно высказать мысли, чувства и взгляды); социальная и гражданская компетентности (уважение к человеческому достоинству); инициативность и предприимчивость (готовность брать ответственность за себя и других).

Оборудование: учебник, дидактический материал, фразеологический словарь, толковый словарь, доступ к интернету.

Основные термины: фразеологизм, стилистика:

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания

  1. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЮ И ЦЕЛЬЮ УРОКА. МОТИВАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Задание ученикам

Прочитайте выражения. Какие ошибки допущены в их употреблении? Восстановите первоначальный облик пословиц и поговорок и запишите их в исправленном виде.

1. Всяк сосна своему болоту шумит. 2. Слепого могила исправит. 3. Доброе слово и слону приятно. 4. Дыма без костра не бывает. 5. В огороде сирень, а в Киеве дядька. 6. Всяк сверчок знай свой уголок. 7. И Киев не сразу строился. 8. Из сказки слов не выкинешь. 9 Милости прошу к нашему обеду. 10. Не в свой «Мерседес» не садись. 11. Нет милее дружка, чем родная бабушка. 12. По одежке встречают, по обуви провожают.

Беседа

  • Какая лексика называется стилистически окрашенной?
  • Что изучает фразеология?
  • Чем отличаются фразеологизмы от слова, словосочетания или предложения?
  • В каком стиле речи чаще всего употребляются стилистически окрашенные слова?
  1. УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Творческая робота

Прочитайте шутливый рассказ из детского журнала «Трамвай» №91–04, который выходил в России в 1990 – 1995 годах и пользовался огромной популярностью не только у детей, но и взрослых.

Для чего человеку язык? Чтобы его высовывать и дразниться! Однако с помощью языка можно делать еще кое-то. Что именно? Об этом расскажет

Языкария,

или Правила пользования выражениями о языке

1. Если у вас язык заплетается (не можете ясно сказать что-либо), то лучше держать язык на привязи (не болтать лишнего). Иначе потом будете корить себя: "Черт дернул меня за язык!" (сожалеть о сказанном).

2. Если кто-то будет чесать языки (сплетничать) о вашем друге, то следует наступить им на язык (заставить молчать). И вы тут же увидите, что их как корова языком слизала (быстро и бесследно исчезли).

3. Если же вы сами попадёте на язык (станете предметом пересудов) злым языкам (сплетникам), то не бегайте от них высунув язык (очень быстро). А скажите им прямо в глаза: "Типун вам на язык!" (сердитое пожелание злому болтуну).

4. Когда вы захотите найти общий язык (достигнуть взаимопонимания) с незнакомым человеком, то не надо тянуть его за язык (вынуждать высказываться). Может быть, у него язык на плече (очень устал)? Лучше прикусить язык (помолчать) и дать человеку отдохнуть.

Изучив эти правила, вы овладеете языкарией, и ваш язык всегда будет - звонкий, лёгкий, мелодичный, плавный, звучный, лаконичный, безупречный, острый, страстный, самый-самый языкастый.

  • Выпишите фразеологизмы и объясните их значение.
  • Рассмотрите иллюстрацию из журнала «Трамвай». Как вы думаете, какую цель ставил перед собой художник, иллюстрируя фразеологизмы.

Фразеологический практикум

1) Прочитайте фразеологизмы. Определите их источник. Дайте толкование значений. В случае затруднений обращайтесь к фразеологическому словарю. Устно с 3 – 4 фразеологизмами составьте предложения.

Глас вопиющего в пустыне. Геенна огненная. Всякой твари по паре. Всякое даяние благо. Юдоль плача. Манна небесная. Хлеб насущный. Фиговой листок. Тридцать сребреников. Темна вода в облацех. Терновый венец. Суета сует. Соль земли. Соломоново решение. Содом и Гоморра. Разверзлись хляби небесные. Земля обетованная. Зарыть талант в землю.

2) Выпишите синонимичные фразеологизмы, объясните их значение и охарактеризуйте стилистическую окраску.

Альфа и омега. Без сучка и задоринки. Валится из рук. Важная птица. Души не чаять. Заваривать кашу. Жребий брошен. Вдоль и поперёк. Бьюсь об заклад. Выйти в свет. Глазом не моргнет. Выйти в тираж. Лицом к лицу. Канцелярская крыса. Краеугольный камень. Как по маслу. Руки опускаются. Птица высокого полета. Сходить с ума. Огород городить. Рубикон перейден. Как свои пять пальцев. Держать пари. Увидеть свет. Рука не дрогнет. Сойти со сцены. Глаза в глаза. Чернильная душа.

3) исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов-паронимов.

Играть значение, иметь роль; язык не поднимается, рука не поворачивается; язык проглотил (глядя на бабушкин пирог); нога не ступит (в этом глухом месте).

Работа в парах

Фразеологическое «Меммори»

Найдите к украинскому фразеологизму эквивалент на русском языке. Чем отличаются фразеологизмы двух языков? Как вы думаете, почему?

Карточки в приложении 1

Работа с текстом. Дискуссия

(приложение 2)

Как вы понимаете заголовок текста «Кто землю лелеет, того и земля жалеет»

Выполните следующие задания к тексту:

  • Прочитайте, анализируя информацию. Какой темой объединены тексты? Какие из описанных технологий, по вашему мнению, целесообразно применить в Украине? Какие источники энергии будут использоваться в будущем?
  • Составьте тематическую группу слов-терминов по прочитанным текстам. Воспользовавшись интернетом или толковом словарем, дайте толкование незнакомым словам.

Работа с таблицей

Прочитайте фразеологические обороты.

авгиевы конюшни, ариаднина пить, ахиллесова пята, бить баклуши, бочка данаид, буря в стакане воды, вавилонское столпотворение, внести свою лепту, ганнибалова клятва, глас вопиющего в пустыне, дамоклов меч, дары данайцев, двуликий Янус, дело в шляпе, кануть в Лету, козел отпущения, манна небесная, между Сциллой и Харибдой, одним миром мазаны, почивать на лаврах, притча во языцех, прокрустово ложе, путеводная звезда, разрубить гордиев узел, синяя птица, строить воздушные замки, яблоко раздора, alma mater.

Составьте свои словарики по образцу:

Фразеологизм или крылатое выражение

Стилистическая характеристика, значение

Происхождение

Альфа и омега

Книжное

1. Начало и конец.

2. Сущность, основа,

самое главное.

От названия первой и последней букв греческого алфавита (альфа и омега). Восходит к библейскому тексту: “Я есмь альфа и омега, начало и конец”, — говорит Господь»

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
  1. Выучить теоретический материал урока.
  2. Записать несколько фразеологизмов со словом «рука», составить предложения.
  1. ИТОГИ УРОКА

Беседа

 Какая лексика называется стилистически окрашенной?

 Что изучает фразеология?

 Чем отличаются фразеологизмы от слова, словосочетания или предложения?

Рефлексия «Незаконченное предложение»

Урок для меня был (познавательным, неинтересным…), потому что…

 

 

 

Использованные источники

  1. Баладина Н. Ф. Русский язык (7-й год обучения, уровень стандарта): учеб. для 11 кл. завед. общ. сред. образ. Харьков: «Ранок», 2019. 224.
  2. Давидюк Л.В. Русский язык: учеб. для 11-го кл. общеобразоват. учеб. заведений с укр. яз. обучения. Харьков: Сиция, 2011. 240 с.
  3. Давидюк Л.В., Дядечко Л.П., Халабаджах И.М. Русский язык и литература (интегрированный курс, уровень стандарта): учеб. Для 11 кл. с обучением на русском языке заведений общего среднего образования. Киев: УОИЦ «Орион», 2019. 272 с.
  4. Журнал "Трамвай" №91-04. URL: http://www.tramwaj.narod.ru/Archive/91-04.htm (дата звернення 20.09.2021)


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Хто стає вівцею, того вовк з’їсть.

Кроткая овца всегда волку по зубам.

Робота не ведмідь, в ліс не втече

Работа не волк: в лес не убежит.

Паршива вівця всю отару спаскудить.

Паршивая овца всё стадо портит

Куди одна вівця, туди й усі

Куда стадо, туда и овца

старий віл борозни не псує

Старый конь борозды не портит

Захотів віл обігнати зайця

Пошел теленок медведя пугать

за вовка помовка, а вовк у хату.

Мы о волке, а он за гумном

Полоханий заєць і пенька боїться

Пуганая ворона и куста боится

годуй ворону, а вона тобі потім очі видовбає

Вскорми ворона — он тебе очи выклюет –

Печені голуби не летять до губи

Без труда не вынешь рыбки из пруда.

ліпше горобець, ніж заєць у лісі

Лучше воробей в руке, чем петух на кровле.

Куди кінь з копитом, туди й жаба з хвостом

Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй

не дав Бог жабі хвоста, а то б усю траву потолочила

Бодливой корове Бог рог не даёт

аби болото, а жаби будуть.

Был бы хлеб, а мыши будут

Лякливий як заєць

Труслив что заяц

З їжака не буде бика

как свинье нарытники

Два коти на однім салі не помиряться

Два медведя в одной берлоге не уживутся

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Из: Баладина Н. Ф. Русский язык (7-й год обучения, уровень стандарта): учеб. для 11 кл. завед. общ. сред. образ. Харьков: «Ранок», 2019. 224.

Зображення, що містить текст

Автоматично згенерований опис

Зображення, що містить текст

Автоматично згенерований опис

 

 

 

Зображення, що містить текст

Автоматично згенерований опис

docx
Додано
2 жовтня 2021
Переглядів
795
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку