Урок літературного читання (російська мова) "С. Дрожжин «Пройдет зима холодная». Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»"

Про матеріал
Розробка уроку літературного читання у 2 класі для класів з російською мовою навчання на тему "С. Дрожжин «Пройдет зима холодная». Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»"
Перегляд файлу

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС

Тема: С. Дрожжин «Пройдет зима холодная». Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»

Цели: совершенствовать умения и навыки детей в быстром и выразительном чтении,  развивать читательскую компетентность учащихся, воздействовать на эмоциональную сферу учащихся, пополнять словарный и лексический запас детей, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление детей, воспитывать любовь к природе, интерес к народным традициям

Оборудование:  учебник «Литературное чтение», видеофильм «Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», аудиозапись «Голос жаворонка», иллюстрации

Ход урока

   I Организация класса

  II   Актуализация опорных знаний учащихся

 1.Скороговорка

Сок с березы стек.

Стек с березы сок.

  • О каком времени года идет речь?

 

  2. Логическая цепочка

- Дополни логическую цепочку. 

а) устно

Весна          береза          … (сок, скворечник, сережки …)

б) самостоятельно в тетрадях

Снег         солнце          … (вода, лужи, проталины, подснежники)

 

3. Лексическая работа

- Назовите весенние месяцы.

- В старину месяцы имели другие названия. Прочитайте и попробуйте объяснить их.

Март – капельник, грачевник, протальник.

Апрель – водолей, березозол, снегогон.

Май – травень, цветень.

 

4. Пословицы

- Прочитайте пословицы, подумайте, о каких весенних месяцах идет речь и  дополните нужными по смыслу словами.

В … день с ночью меряется, равняется.

  … – весны середина.

 … леса наряжает, лето в гости ожидает.

 

    III Сообщение темы и целей урока

     IV  Работа по теме урока

 

  1. Работа над стихотворением С. Дрожжина «Пройдет зима холодная» 

    а) чтение учителем;

          б) лексическая работа

Растопит, как воск; листами изумрудными

          в) самостоятельное чтение детьми;

          г) выразительное чтение детьми вслух.

 

                     Физкультминутка

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,

Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"

Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)

Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)

Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)

Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)

Зажурчали ручейки (бег на месте)

Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

 

2. Работа над стихотворением Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!» 

             а)видеофильм;

             б) самостоятельное чтение детьми;

             в) задание на развитие памяти; работа в тетради

             - Закройте учебники. В каком порядке рисовал картинки Евгений Баратынский? Составьте логическую цепочку.

 

 

1 – воздух

2 – жаворонок

3 – река

4 – облака

5 - деревья

Ответ:     1          4           3           5           2

 

           д) показательное чтение детьми вслух

 

3. Словарная и лексическая работа

- Кто сможет объяснить значение слов:

Хоровод, равноденствие, первоцвет, закличка?

- Какие из этих слов можно отнести к теме «Весна»?

 

4.Рассказ учителя о том, как в старину люди встречали весну.

    Весна – пора пробуждения земли от глубокого зимнего сна. С приходом тепла оживает природа, все живое радуется приходу весны.

    После зимних холодов хочется выйти на залитый солнечными лучами лужок, вдохнуть свежий весенний воздух полной грудью и запеть во весь голос.

    Весну, по представлениям наших предков, приносили птицы. Кто же эти вестники весны? Ответить на мой вопрос вам помогут загадки.

 

  1. Загадки

Вместе с этой чёрной птицей

К нам весна в окно стучится

           Зимнюю одежду прячь

Кто по пашне скачет? (Грач)

 

           Прилетает к нам с теплом,

          Путь проделав длинный,

            Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

 


  • Каких еще перелетных птиц вы знаете?

 

  1. Аудиозапись «Голос жаворонка»

- А следующую птицу попробуйте узнать по голосу.

( Если дети не догадаются, дать подсказку  - эта птица упоминается в стихотворении

Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!») 

 

  1. Продолжение рассказа учителя

      Жаворонки по сути вели за собой всех остальных птиц. В народе говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привёл». Жаворонка считали птицей небесной, безгрешной. Жаворонок символизирует чистоту и стремление к Богу.

      Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в день равноденствия  (22 марта) пекли из пресного или кислого теста птичек – «жаворонков». Птичек раздавали детям и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

       А деревенская молодежь готовила к весенним праздникам свои обновки. Девушки выходили за село водить хороводы. Парни на утренней заре залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки и пели песни – веснянки, да так громко, что голоса поющих слышны были в окрестных селах. И перекликались, и сливались человечьи голоса с голосами пробуждающейся от зимнего сна природы.

 

  1. Чтение заклички на с. 113

 

 V Обобщение и систематизация знаний учащихся

Ассоциативный куст

       ВЕСНА

 

  VI   Итоги урока

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
16 квітня
Переглядів
127
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку