Одесская специализированная школа №117
Интерактивный урок русского
чтения в 4 классе
Тема:«Сказка о царе Салтане»
А.С.Пушкина
как источник вдохновения
Разработал
учитель начальных классов
высшей категории
ОСШ №117
Кравец Н.И.
«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина как источник вдохновения.
Цель:
*вдохновить детей на создание иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина;
*познакомить детей с произведениями в различных областях искусств, созданных по мотивам сказки А.С.Пушкина (в музыке, кино, живописи, ДПИ, книжной графике, декорациями и костюмами к спектаклям);
*воспитывать чувство гордости и любви к русской литературе;
*расширить кругозор, словарный запас, формировать познавательный интерес;
Оборудование:
*компьютер, проектор, презентация урока, запись музыки Н.А.Римского-Корсакова «Полёт шмеля», таблицы с лексическим значением слов, эпиграф урока.
Тип урока: интерактивный урок
ХОД УРОКА
Эпиграф:
Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Григорий Гоц
(российский писатель, критик, литературовед)
-Итак, ребята, у нас сегодня необыкновенный урок.
Мы узнаем на уроке кого и на что вдохновила «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.
-Стихи о сказках (читают дети наизусть)
Когда я не умел ещё читать,
Мне довелось от бабушки узнать
Как чёрта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа,
И как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала.
Про царевну Лебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона,
Я из сказок Пушкина узнала,
Много их уже я прочитала.
Узнал про Лукоморье я в пять лет,
Не ведая, что Пушкина уж нет,
Но больше сотни лет его стихи,
И взрослым, и ребятам – всем близки!
Его стихи, поэмы, сказки
Мы не устанем повторять.
И жизни солнечные краски,
В них будем находить опять!
-А.С.Пушкин писал не только стихи, поэмы, повести, но и сказки. В основе этих сказок лежат сказки народные.
-Ребята, которые готовили этот урок вместе со мной, сейчас прочитают наизусть отрывки из пушкинских сказок. А мы с вами, ребята, узнаем сказку и назовём её.
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу… (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
Дан гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».
Едет с грамотой гонец
И приехал, наконец… (Сказка о царе Салтане)
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает… (Сказка о рыбаке и рыбке)
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-куку:
Царствуй, лёжа на боку!»… (Сказка о золотом петушке)
"Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?"
Поп ему в ответ: "Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?"
Балда говорит: "Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу". (Сказка о попе и о работнике его Балде)
-Всего А.С.Пушкин написал шесть сказок, но одна из них – «Сказка о медведихе» - сохранилась лишь в черновой неоконченной рукописи. Поэт погиб, не дописав этой сказки.
-Итак, ребята, сегодня мы будем говорить и работать по сказке «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
-За 180 лет много людей прочитали эту сказку. Но она является не только источником радости и читательского удовольствия, но и источником вдохновения. Кого и на что вдохновила эта сказка?
а).Вдохновение в музыке.
-Как вы думаете, дети, а какое музыкальное произведение создано на основе сказки? (Опера Н.А. Римского-Корсакова).
-РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ (1844-1908),
русский композитор.
Его родители были большими любителями музыки и с 6 лет обучали своего сына игре на фортепиано. А в 8 лет
он проявил уже композиторские способности. Однако, для него была избрана профессия моряка, поскольку в семье Римских-Корсаковых из поколения в поколение мужчины служили на флоте. Мальчика отдали в петербургский Морской Кадетный корпус, где он оставался до 18 лет.
Учился он неплохо, но много времени уделял музыкальным занятиям, которые смог продолжить, благодаря помощи своего старшего брата, весьма просвещённого и одарённого человека.
По окончании Морского Кадетного корпуса, Николай должен был отправиться в трёхлетнее кругосветное плавание на судне «Алмаз».
В возрасте 27 лет он был приглашён профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию.
Римский-Корсаков создал 15 опер. В его творчестве преобладала русская тема.
-Итак, что же такое «опера»?
К истокам слова!
(таблица со значением слова – на доске).
Опера – музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Просмотр слайдов, чтение стихов наизусть, слушание музыкального фрагмента «Полёт шмеля».
ФИЗМИНУТКА___________________________
б). Вдохновение в живописи.
-О чём мы будем говорить?(О русском художнике, и о его картине)
-МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬ, русский художник.
Получил 2 высших образования – юридическое, соблюдая семейные традиции, а второе – Академия художеств.
Свободно владел 4-мя языками. Он был образованнейшим человеком своего времени.
С середины 90-х годов в Частной Русской опере С.И.Мамонтова как мастер-декоратор. В театре была востребована феноменальная память Врубеля – не обращаясь к справочникам, он мог моментально набросать эскизы костюмов, занавеса, декорации любой исторической эпохи и страны.
Талант Врубеля был многогранен – он реставрировал и расписывал церкви, иллюстрировал литературные произведения, увлекался керамикой, создавал эскизы для витражей, вышивок, росписей интерьеров.
В театре Мамонтова Врубель познакомился с певицей Надеждой Ивановной Забелой, которая стала его женой. В опере «Сказка о царе Салтане» Надежда Ивановна исполняла партию царевны-лебедь.
Вдохновенный спектаклем и произведением А.С.Пушкина, Врубель и написал бессмертную картину «Царевна-лебедь».
в). Книжная графика.
-Итак, сказка Пушкина в книжной графике. О чём пойдёт речь?
ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ БИЛИБИН, сын военно-морского врача, потомок древнего рода, предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896-1900).
Но одновременно он занимался в Рисовальной школе.
Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, а также к сказкам А.С.Пушкина.
Русской сказочной теме художник посвятил всё своё творчество, серьёзно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство.
Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Стиль этот получил название «билибинский».
А также работал Билибин в журнале и театре.
Несколько лет он жил в Париже, где работал театральным художником – наибольшую известность приобрела опера «Сказка о царе Салтане» (1929) Н.А.Римского-Корсакова, а также иллюстрировал народные сказки, в том числе и французские.
В 1936 году Билибин вернулся на родину. Тогда же художник оформил спектакль «Сказка о царе Салтане» (1937).
Во время Великой Отечественной войны в первую же блокадную зиму
в Ленинграде Иван Яковлевич Билибин умер от голода.
-Так чем же, кроме иллюстрации книг, прославился ещё этот человек?
(Он создавал декорации к сказкам, эскизы костюмов рисовал.)
г). Вдохновение в кинематографе.
-Знакомимся с новым словом «экранизация».
К истокам слова!
(таблица со значением слова – на доске).
Экранизация – создание кино или телефильма на основе литературного произведения.
-В нашей стране это произведение было экранизировано трижды.
-Как вы думаете, люди каких профессий были вдохновлены сказкой Пушкина? (режиссёр, художник-мультипликатор, художник по костюмам, артист, композитор, гримёр, сценарист, кинооператор…)
(Просмотр слайдов, а дома дети могут посмотреть полную версию фильма).
д).Вдохновение в ДПИ.
-Что это такое?(Создание художественных изделий, предназначенных главным образом, для быта).
ФЕДОСКИНСКАЯ и ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРЫ.
В России есть несколько центров, в которых создаются лаковые миниатюры. На одном слайде представлены изделия из села Федоскино, а на другом слайде – из села Палех.
-А какие предметы украшают миниатюры? (картины, шкатулки, балалайки).
-Техника БАТИК – что это такое? (Батик – ручная роспись по ткани.)
-На что же ещё вдохновила сказка Пушкина других мастеров?(создание почтовых конвертов, марок…)
-Вот и подошла к концу наша прогулка по сказке. Я надеюсь, Что вы не только вспомнили сказку А.С.Пушкина, но и открыли для себя много нового.
-Давайте подведём итог: На что же и кого вдохновила сказка?
(появление слайда).
-А на что вдохновила сказка меня? (на создание этого урока).
-А вас, ребята? (А вас я хочу вдохновить на создание художественных работ под названием «Пушкин глазами детей»)
-А закончить наш урок я хочу стихами Надежды Алифиренко, которые вы выучите наизусть на следующий урок.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
-Найти другие произведения искусства, создатели которых вдохновились произведениями Пушкина. А также выучить наизусть стихотворение Надежды Алифиренко и рисуем на тему «Пушкин глазами детей».
Кравец Н.И.
Дополнительный материал.
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
1