Урок литературного чтения в 4 классе. А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане".

Про матеріал
Цель: *вдохновить детей на создание иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина; *познакомить детей с произведениями в различных областях искусств, созданных по мотивам сказки А.С.Пушкина (в музыке, кино, живописи, ДПИ, книжной графике, декорациями и костюмами к спектаклям); *воспитывать чувство гордости и любви к русской литературе; *расширить кругозор, словарный запас, формировать познавательный интерес;
Перегляд файлу

сканирование0001.jpg          Одесская  специализированная  школа  №117

 

 

 

    Интерактивный урок русского

              чтения в 4 классе

 

 

 

Тема:«Сказка о царе Салтане»

                А.С.Пушкина

    как источник вдохновения

 

 

 

 

Pushkin.png

 

 

 

 

 

 

 

 

        Разработал

учитель начальных классов 

высшей категории

ОСШ №117

Кравец Н.И.

 

 

 «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина как источник вдохновения.

 

 

Цель:

*вдохновить детей на создание иллюстраций по сказкам   А.С.Пушкина;

 

*познакомить детей с произведениями в различных областях искусств, созданных по мотивам сказки А.С.Пушкина (в музыке, кино, живописи, ДПИ, книжной графике, декорациями и костюмами к спектаклям);

 

*воспитывать чувство гордости и любви к русской литературе;

 

*расширить кругозор, словарный запас, формировать познавательный интерес;

 

 

Оборудование:

*компьютер, проектор, презентация урока, запись музыки Н.А.Римского-Корсакова «Полёт шмеля», таблицы с лексическим значением слов, эпиграф урока.

 

Pushkin.pngТип урока: интерактивный урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ХОД  УРОКА

 

                                                                                       Эпиграф:

                                                                            Благословен и день и час,

                                                                           Когда с теплом родного крова

                                                                          Впервые к каждому из нас

                                                                         Приходит пушкинское слово.

                                                                                                   Григорий Гоц 

                                                                        (российский писатель, критик, литературовед)  

 

  1. Организационный момент. Приветствие.

 

-Итак, ребята, у нас сегодня необыкновенный урок.

Мы узнаем на уроке кого и на что вдохновила  «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.

 

  1. Повторение изученного материала.

-Стихи о сказках (читают дети наизусть)

 

Когда я не умел ещё читать,

Мне довелось от бабушки узнать

Как чёрта обманул Балда,

И как он проучил тогда попа,

И как старуху рыбка наказала,

Мне бабушка однажды рассказала.

 

Про царевну Лебедь и Гвидона,

И про жадного царя Дадона,

Я из сказок Пушкина узнала,

Много их уже я прочитала.

 

Узнал про Лукоморье я в пять лет,

Не ведая, что Пушкина уж нет,

Но больше сотни лет его стихи,

И взрослым, и ребятам – всем близки!

Его стихи, поэмы, сказки

Мы не устанем повторять.

И жизни солнечные краски,

В них будем находить опять!

 

        -А.С.Пушкин писал не только стихи, поэмы, повести, но и сказки. В основе этих сказок лежат сказки народные.

-Ребята, которые готовили этот урок вместе со мной, сейчас прочитают наизусть отрывки из пушкинских сказок. А мы с вами, ребята, узнаем сказку и назовём её.

 

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу…    (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

 

Дан гонцу такой приказ:

«Ждать царёва возвращенья

Для законного решенья».

Едет с грамотой гонец

И приехал, наконец…        (Сказка о царе Салтане)

 

Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает…     (Сказка о рыбаке и рыбке)

 

 

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность, где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-куку:

Царствуй, лёжа на боку!»…    (Сказка о золотом петушке)

 

 

"Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?"

Поп ему в ответ: "Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?"

Балда говорит: "Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу".    (Сказка о попе и о работнике его Балде)

   

 

-Всего А.С.Пушкин написал шесть сказок, но одна из них – «Сказка о медведихе» - сохранилась лишь в черновой неоконченной рукописи. Поэт погиб, не дописав этой сказки.

 

-Итак, ребята, сегодня мы будем говорить и работать по сказке «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 

-За 180 лет много людей прочитали эту сказку. Но она является не только источником радости и читательского удовольствия, но и источником вдохновения. Кого и на что вдохновила эта сказка?

 

  1. Работа над новым материалом.

    а).Вдохновение в музыке.

 

-Как вы думаете, дети, а какое музыкальное произведение создано на основе сказки? (Опера Н.А. Римского-Корсакова).

 

-РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ (1844-1908),

                                     русский композитор.

        Его родители были большими любителями музыки и с 6 лет обучали своего сына игре на фортепиано. А в 8 лет

он проявил уже композиторские способности. Однако, для него была избрана профессия моряка, поскольку в семье Римских-Корсаковых из поколения в поколение мужчины служили на флоте. Мальчика отдали в петербургский Морской Кадетный корпус, где он оставался до 18 лет.

      Учился он неплохо, но много времени уделял музыкальным занятиям, которые смог продолжить, благодаря помощи своего старшего брата, весьма просвещённого и одарённого человека.

       По окончании Морского Кадетного корпуса, Николай должен был отправиться в трёхлетнее кругосветное плавание на судне «Алмаз».

      В возрасте 27 лет он был приглашён профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию.

     Римский-Корсаков создал 15 опер. В его творчестве преобладала русская тема.

 

-Итак, что же такое «опера»?

 

                            К истокам слова!

          (таблица со значением слова – на доске).

Операноты.jpgмузыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

 

Просмотр слайдов, чтение стихов наизусть, слушание музыкального фрагмента «Полёт шмеля».

 

                                             ФИЗМИНУТКА___________________________

 

              б). Вдохновение в живописи.

 

        -О чём мы будем говорить?(О русском художнике, и о его картине)

 

          -МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВРУБЕЛЬ, русский художник.

                    Получил 2 высших образования – юридическое, соблюдая семейные традиции, а второе – Академия художеств.

                  Свободно владел 4-мя языками. Он был образованнейшим человеком своего времени.

                 С середины 90-х годов в Частной Русской опере С.И.Мамонтова как мастер-декоратор. В театре была востребована феноменальная память Врубеля – не обращаясь к справочникам, он мог моментально набросать эскизы костюмов, занавеса, декорации любой исторической эпохи и страны.

                 Талант Врубеля был многогранен – он реставрировал и расписывал церкви, иллюстрировал литературные произведения, увлекался керамикой, создавал эскизы для витражей, вышивок, росписей интерьеров.

               В театре Мамонтова Врубель познакомился с певицей Надеждой Ивановной Забелой, которая стала его женой. В опере «Сказка о царе Салтане» Надежда Ивановна исполняла партию царевны-лебедь.

                Вдохновенный спектаклем и произведением А.С.Пушкина, Врубель и написал бессмертную картину «Царевна-лебедь».

 

         в). Книжная графика.

 

            -Итак, сказка Пушкина в книжной графике. О чём пойдёт речь?

 

                   ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ БИЛИБИН, сын военно-морского врача, потомок древнего рода, предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896-1900).

 Но одновременно он занимался в Рисовальной школе.

                 Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, а также к сказкам А.С.Пушкина.

           Русской сказочной теме художник посвятил всё своё творчество, серьёзно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство.

Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Стиль этот получил название «билибинский».

         А также работал Билибин в журнале и театре.

          Несколько лет он жил в Париже, где работал театральным художником – наибольшую известность приобрела опера «Сказка о царе Салтане» (1929) Н.А.Римского-Корсакова, а также иллюстрировал народные сказки, в том числе и французские.

          В 1936 году Билибин вернулся на родину. Тогда же художник оформил спектакль «Сказка о царе Салтане» (1937).

         Во время Великой Отечественной войны в первую же блокадную зиму

в Ленинграде Иван Яковлевич Билибин умер от голода.

 

-Так чем же, кроме иллюстрации книг, прославился ещё этот человек?

        (Он  создавал декорации к сказкам, эскизы костюмов рисовал.)

 

     г). Вдохновение в кинематографе.

      -Знакомимся с новым словом «экранизация».

                                                К истокам слова!

                          (таблица со значением слова – на доске).

Экранизациясоздание кино или телефильма на основе литературного произведения.

 

-В нашей стране это произведение было экранизировано трижды.

-Как вы думаете, люди каких профессий были вдохновлены сказкой Пушкина? (режиссёр, художник-мультипликатор, художник по костюмам, артист, композитор, гримёр, сценарист, кинооператор…)

 (Просмотр слайдов, а дома дети могут посмотреть полную версию фильма).

 

   д).Вдохновение в ДПИ.

 

        -Что это такое?(Создание художественных изделий, предназначенных главным образом, для быта).

                     ФЕДОСКИНСКАЯ  и  ПАЛЕХСКАЯ  МИНИАТЮРЫ.

      В России есть несколько центров, в которых создаются лаковые миниатюры. На одном слайде представлены изделия из села Федоскино, а на другом слайде – из села Палех.

  -А какие предметы украшают миниатюры? (картины, шкатулки, балалайки).

 

-Техника БАТИК – что это такое? (Батик – ручная роспись по ткани.)

-На что же ещё вдохновила сказка Пушкина других мастеров?(создание почтовых конвертов, марок…)

 

  1. Итог урока.

 

-Вот и подошла к концу наша прогулка по сказке. Я надеюсь, Что вы не только вспомнили сказку А.С.Пушкина, но и открыли для себя много нового.

-Давайте подведём итог: На что же и кого вдохновила сказка?

(появление слайда).

-А на что вдохновила сказка меня? (на создание этого урока).

-А вас, ребята? (А вас я хочу вдохновить на создание художественных работ под названием «Пушкин глазами детей»)

       -А закончить наш урок я хочу стихами Надежды Алифиренко, которые вы выучите наизусть на следующий урок.

 

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.

 

  1. Домашнее задание.

     -Найти другие произведения искусства, создатели которых вдохновились произведениями Пушкина. А также выучить наизусть стихотворение Надежды Алифиренко и рисуем  на тему «Пушкин глазами детей».

                                                                                        Кравец Н.И.

 

 

Дополнительный материал.

 

 

 К нам приходят пушкинские сказки,

 Яркие и добрые, как сны.

 Сыплются слова, слова-алмазы

 На вечерний бархат тишины.

 Шелестят волшебные страницы.

 Всё скорей нам хочется узнать.

 Вздрагивают детские ресницы,

 Верят в чудо детские глаза.

 Даже если мы уже не дети,

 В 20, в 30 лет и 45

 Убегаем мы порою в детство,

 Убегаем к Пушкину опять.

 Убегаем в буйство свежих красок,

 В торжество добра над тёмным злом,

 Убегаем в пушкинские сказки,

 Чтоб добрей и лучше стать потом.

1

 

docx
Додано
14 лютого 2019
Переглядів
1013
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку