Урок литературного русского чтения С.Я. Маршак "Кот и лодыри"

Про матеріал
познакомить произведением С .Я. Маршака «Кот и лодыри»; формировать умение работать с текстом (выборочное чтение, проникать вглубь произведения);проводить работу по совершенствованию навыка чтения; развивать речь, обогащать лексический запас учащихся, расширять кругозор; создавать условия для социального становления каждого ребенка; поддерживать успех и творческие усилия каждого ученика; воспитывать любовь к труду.
Перегляд файлу

Тема: С.Я.Маршак «Кот и лодыри».

Цели: познакомить произведением С .Я. Маршака «Кот и лодыри»; формировать умение работать с текстом (выборочное чтение, проникать вглубь произведения);проводить работу по совершенствованию навыка чтения; развивать речь, обогащать лексический запас учащихся, расширять кругозор; создавать условия для социального становления каждого ребенка; поддерживать успех и творческие усилия каждого ученика; воспитывать любовь к труду.

Оборудование: портрет , карточки со словами, толковый словарь, пазлы с котом, карточки с заданиями, слова «труд, лень», фотографии детей на герлянде, презентация к уроку, аудиозапись, физкультминутка (видео), картинки лодырей из разных сказок.

Хід уроку

  1. Орг.момент.

Ми собрались дружно в классе,

Чтобы вместе почитать.

И много интересного узнать.

  1. Правила урока.
  • А чтобы наш урок прошел на одном дыханнии, на все 100, повторим правила.
  1. Артикуляционная минутка.
  • Чтобы  ваш язычок  тоже хорошо работал мы проведем разминку.
  1. Д/з
  • Дети, напомните мне , каким было д/з. (Прочитать выразительно стих «Я расту» и принести свои фото с детства, где видно как растем сами).
  • Читают  выразительно.
  • Дети, о чем это стихотворение?
  • А почему папа не рос, а маму сынишка перерос?

(Потому что мальчики растут до 20 лет). А девочки?(До 18).

  • А какая была эта семья? (Дружная)
  • Почему? (Все делали вместе, мальчик помогал родителям)
  • А вы помогаете?
  • Дети, а кто хочет рассказать о себе , каким он был в детстве?
  • Как вы думаете кто это на фото ? (Мое фото).(Креплю на доску).

 

  • Вот смотрю я на вас , на ваши фотографии и мне очень хочется, чтобы в жизни вы все были добрими, мудрими, счастливыми и успешными. А чтобы мое желание сбылось, как вы думаете , что нужно для этого  сделать? (Учиться, помогать родителям, не лениться…)

 

-  Каждый урок литературного чтения-это новая встреча.

И сегодняшний урок не исключение. Впрочем, сейчас вы всё узнаете сами. (Фото С.Я. Маршака).

 

- Вы узнали этого писателя? Кто это? (Самуил Яковлевич Маршак.)

-Молодцы!

- Сегодня мы з вами познакомимся с героями, которых нужно научить трудиться и учиться.

 

1. Ассоциативный куст.

- Дети,какие ассоциации вы можете подобрать к  слову труд и лень (картинки на доске).

- А кто знает пословицы о труде и лени?

 

 Пословицы.

 

-С. Я. Маршак писал стихи обо всём, что его окружало, о детях, о плохих привычках, о жизни, чувствах. Героями его произведений часто становились животные (домашние и дикие).

Звук - мяуканье кота.

-Ребята, что это? Вы на урок привели кота, что ли? Откуда же он взялся? Я кажется, догадалась.

- А вы? (Из книжки)

-Вы хотели сказать кот - герой произведения?

- Давайте проверим, прочитаем название нашего произведения.

- Прочитайте.

- Что можно предположить по названию?

-Давайте задумаемся над значением слова ЛОДЫРИ?

- Кто это такие?

- А синоним к этому слову можем подобрать? (Лентяи).

 (Лодырь-лентяй, человек, который ничего не хочет делать.)

 

- Лодарь - раньше это было имя собственное. Так звали немецкого доктора, жившего в Москве. Он лечил больных бегом. Наблюдавшие за этим люди, определили это бессмысленным занятием. Они говорили "Лодарь опять гоняет".

Со временем имя собственное превратилось в нарицательное, появилась фраза "гонять лодыря" т.е. бездельничать, валять дурака.

 

3.Работа над содер жанием текста.

 

- Итак, «Кот и лодыри».

Кот. Каким вы его себе представляете? По одному слову.

- А какими вы себе представляете лодырей?

- Кто может показать походку лодыря?

-Что теперь становится понятно о лодырях?

 

Словарная работа.

- Прежде чем приступим к чтению мы познакомимся с новыми словами.

РАНЕЦ – Жёсткая сумка для ношения за спиной(портфель).

ГРАМОТА – умение писать и читать.

ГРИФЕЛЬ - палочка из грифельного сланца для писания на доске. Грифелем также называют пишущий стержень карандаша. 

 

Первичное чтение текста. (Аудиозапись).

 

 - А теперь давайте проверим , как вы поняли содержание.

 

Аудирование «Лего Дупло».

1.Куда собирались лодыри? (На урок).

2. Что держали лодыри под мышками?(Коньки).

3. Куда они пошли ? (На каток).

4. Кого встретили? (Кота).

5. Сколько лет было коту? (Скоро год).

6. Сколько было лет лентяям?(11 лет).

7. Чему хотел научиться кот?(Грамоте).

8. Что было важным для лодырей?(Гулять).

9. Какое было время года?(Зима).

9. Кто написал это стихотворение? (Маршак).

- Молодцы, дети!

- Вы послушали как читал диктор, а теперь попробуем также, для этого нужно подготовиться.

 

 Работа над выразительностью.

- Чтобы научиться выразительно читать, правильно чувствовать это произведение, нужно вспомнить правила чтения.

- Как будем читать слова кота, а лодырей?

- А теперь , приступим к чтению стихотворения, но прежде сделаем разминку для глаз.

Разминка для глаз (Взяли карандаш или ручку. Нарисовали в воздухе солнце, улыбку, радугу, ветер)  .

 

Чтение текста(детьми).

День – ночь.

Волк – заяц.

Губы (Читают приложив пальчик к губам).

 

Анализ стихотворения.

 

- Кто главный герой стихотворения?

- Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?

- Куда собирались лодыри? А куда попали?

- Случайно ли они оказались на катке? Почему?

- Кого они там встретили?

- На что жаловался кот? Зачем ему учится читать и писать?

 

Физкультминутка. «Кошка беспородная».

- А теперь поработаем над выборочным чтением.

 

Найдите ответ в тексте.

- Что ответили лодыри коту?

- Коту понравился их ответ?

- Как он его воспринял? Что он им ответил?

- А на что жаловались лодыри?

(Ничему не могут их выучить.)

- А кто же в этом виноват? Учителя?

- Чему хотел нас научить С.Я.Маршак?

 

Работа в группах. ( интегрированные задания)

- А теперь я вам предлагаю побыть немного исследователями. Для работы вам понадобятся текст и фломастеры,клей, которые лежат у вас на партах.

Мы будем сейчас работать в группах. Давайте вспомним, как нужно работать в группах.

Правила работы в группах.

 

Группа 1

- Выберите и подчеркните слова, которые характеризуют кота: (умный, мудрый, заботливый, ворчливый, ученный, грамотный, надоедливый.)

- Найдите и подчеркните слова близкие по значению к слову лодырь: (бездельник, лентяй, лежебока, неряха, грязнуля).

 

 

Группа 2

- Собрать модель кота.

( На столе лежат детали кота. На белом листе нужно собрать модель кота и приклеить его. Только нужно выбрать детали нашего с вами кота, который является героем стихотворения. Если вам понадобится текст, воспользуйтесь им.)

 

Группа 3

- Найдите общее в картинках и сделайте вывод. (Картинки : Емеля на печке, Марфуша из «Морозко», Незнайка, Круть Верть, Федорино горе, Кот и лодыри).

 

- Работаем вместе, дружно. 2-3 минуты.

Проверка групповой работы.

 

Молодцы, дети все справились с заданием.

- Можно ли сказать, что в произведении было превращение? (Да).

Превращение неграмотного кота в мудрого кота.

- А теперь наш вид деятельности!

 

Кресло автора.

- Интересно, а как Маршаку удалось увидеть такую  картину?

- Дети, кто желает представить себя автором и рассказать нам историю создания стихотворения «Кот и лодыри» (Со встречными вопросами).

 

Итог урока.

- Сегодня на уроке мы рассмотрели, как очень умело С.Я.Маршак показывает превращение кота из безграмотного в образованного.

- Вам стало, хоть немного, жаль лодырей?( И мне тоже.)

 

- А только ли с этими мальчишками могла случиться эта история? А с кем ещё?

- Как вы думаете, чем закончилась эта история?

- А может ли человек измениться в лучшую сторону под влиянием другого?

- Какой же урок можно вынести из стихотворения Маршака?

(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)

- А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?

(Если бы все были прогульщиками, то в городе, наверное, остановилась жизнь. Люди опаздывали бы на работу, потому что водители общественного транспорта прогуливали…)

 

 - Дорогие дети, не упускайте своей возможности учиться, не упускайте свои школьные годы.

-Мне было очень легко с вами работать на уроке. Спасибо вам за вашу активность.

 

Д/З . Подготовьтесь к креслу автора. Роль кота в стихотворении «Кот и лодыри».      Оценивание.

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

doc
До підручника
Літературне читання 4 клас (Богданець-Білоскаленко Н. І, Зоряна М. І .)
Додано
2 травня 2019
Переглядів
1981
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку