Учитель специализированной школы
№ 5
Гутман Е.И.
Урок математики
(4 класс)
Усердие — мать успеха
Мигель де Сервантес
Тема. Письменное сложение и вычитание многозначных чисел. Задачи, которые решаются вычитанием.
Цель. Обобщить и систематизировать умения учащихся письменно прибавлять и вычитать многозначные числа, решать задачи, которые решаются вычитанием;
повторить способы проверки действий вычитания и сложения, знания по предмету «Я в мире» по теме «Как достичь успеха»;
развивать умение нестандартно мыслить, работать в парах и группах; правильно давать оценку своим знаниям. Воспитывать уважение к товарищам, интерес к совместному поиску;
создавать атмосферу доброго настроения, ситуацию успеха.
Учебно - методическое обеспечение: учебник математики для 4 класса М.В. Богдановича, Г.П. Лишенко, видеоролик «Кинезиологическая минутка», смайлики для группирования, номера табличек для групп №1-№4, карточки для работы в группах «Шифровальщик», таблица-карточка самооценки, карточка-подсказочка, прямоугольник 12х6см, этапы урока «Сегодня на уроке ожидается», составляющие успеха, упражнение-разминка «Шесть букв», портреты М. Сервантеса и Томаса Эдисона.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Группирование учащихся.
- Вам сейчас ребята предстоит объединиться в группы.
1 группа объединит ребят со смайликами, на которых написаны четырёхзначные числа. (1257, 2985, 4762, 5091, 6733, 9008).
2 группа объединит ребят со смайликами, изображающих пятизначные числа числа (48975,80231,26744,52807, 78039, 96478).
3 группа объединит ребят со смайликами с записью круглых многозначных чисел (10670, 2920, 37740, 40250, 54160, 7090, 81520).
В 4 группу войдут ребята, у которых на смайликах изображены многоугольники
2. Органайзер.
Дети — Школьный прозвенел звонок
Начинаем наш урок
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Чтобы иметь знания,
Нужны терпенье и старания.
Учитель — На вас надеюсь я, друзья!
Дети — Мы отличный дружный класс,
Все получится у нас.
3. Ожидание и сообщение темы урока.
Сегодня на уроке:
|
|
II. Актуализация опорных знаний.
- Интересно ли вам узнать, какие качества характера помогают людям достичь успеха? Что думают об этом ученые?
Американский изобретатель, физик Томас Эдисон, так оценивал истоки своих успехов:
«В моих изобретениях было ДЕВЯНОСТО процентов работы в поте лица. Оставшееся приходится на талант, вдохновение, интуицию, удачу и всякие случайности».
Действительно, Эдисон спал лишь четыре часа в сутки, остальное же время проводил в своих лабораториях.
Интуиция — чутьё, понимание, в самую суть чего-нибудь.
- Итак, какое еще качество помогло Эдисону стать знаменитым изобретателем вы узнаете, выполнив упражнение «Шифровальщик».
Работа по карточкам в группах .
- Решите примеры устно, записав в тетради только ответы, подставьте коды-буквы.
а-b=c, то b+c=___ |
Р |
9400-400-5000=____ |
Ю |
||||||||||
847294-235451=___ |
У |
4201+300=____ |
Б |
||||||||||
a+b=c, то с-а=___ |
Т |
5005-1005=____ |
Е |
||||||||||
7600-4200=___ |
О |
8347-7347=____ |
Л |
||||||||||
2100+900+700=____ |
Д |
310+140=___ |
И |
||||||||||
b |
а |
611843 |
3700 |
3400 |
1000 |
4000 |
4501 |
450 |
4000 |
||||
Т |
Р |
У |
Д |
О |
Л |
Ю |
Б |
И |
Е |
||||
III. Работа над темой урока.
- Как вы думаете, ребята, достаточно ли иметь талант, чтобы достичь успеха? (надо всю жизнь учиться и развиваться).
- Без какого качества не обойтись при решении задач? (Без памяти).
- Какие приемы развития памяти вам известны? (Например, память будет лучше, если прочитать текст и попробовать его пересказать, затем прочитать снова и снова пересказать)
- Прочитайте один раз условие задачи №400 с. 65 и перескажите его друг другу.
- О чем говорится в задаче?
2).Объяснение значения слова цистерна.
-Цистерна-большой резервуар, а также вагон или автомобиль с таким резервуаром для хранения и перевозки жидкостей.
3). Составление краткой записи задачи (1 ученик у доски, остальные самостоятельно).
1-?
3-? 7870 10720 л
6020л 2-?
3). Анализ задачи и запись решения
1) 10720-6020=4700(л)-горючего в 1 цистерне;
2) 7870-4700=3170(л)
Ответ:3170литров горючего было в третьей цистерне.
. Человек никогда не будет успешным, если он не умеет работать... (как?) (Самостоятельно).
2. Самостоятельная работа (2 ученика работают у закрытой доски,)
3. Самопроверка самостоятельной работы.
Игра ДА/НЕТ
- Предлагаю вам упражнение-разминку, которое требует такого подхода к решению проблемы, когда используются разные способы... (чего?) Узнайте об этом качестве для достижения успеха, зачеркнув в данной строке 6 букв:
ШМЕЫСШТЛЬЕБНУИКЕВ
-Продолжаем развивать мышление на уроках математики.
1). Анализ задачи, составление краткой записи.
2). Запись решение задачи (сильные решают сами, слабые с помощью карточек).
Было |
Выгрузили |
Стало |
1б.-? } 18600 арб. |
2600 арб. |
? поровну |
2б. -? |
|
? |
Решение
3)8000+2600=10600(арб.)
Ответ: 10600 арбузов было на первой барже, 8000 арбузов-на второй барже.
3) Самостоятельная проверка.
IV. Развитие математических знаний.
(с. 65, №399) (устно).
- Проверим быстроту мышления каждой команды.
- О чем узнаем, найдя значения выражений?
(Проверка, Самооценка).
Прямоугольный лист бумаги со сторонами 12см и 6 см разрежьте на 4 равных треугольника и образуйте из них квадрат. Найдите периметр данного квадрата.
А — 8см
Р - ?
Решение
8х4=32 (см)
Ответ: 32 см.
Проверка.
Самооценка.
IV.Итог урока.
- Посмотрите на ваши ожидания в начале урока, все ли мы с вами выполнили?
- Подсчитайте ваш общий бал по группам.
- Поднимите смайлики, кто считает, что отлично понял тему урока, достигли хороших успехов.
-Если вы довольны своей работой на уроке, достигли успехов, но считаете, что могли бы работать активнее, поднимите свой смайлик.
- Если вы ничего не поняли на уроке, вам понадобится помощь учителя, то сложите на парту смайлик с соответствующим настроением.
-И, все-таки, как достичь успеха, в частности на уроках математики? (отвечают дети).
- Я надеюсь, что наши уроки помогут вам, ребята, в жизни, а также на уроках математики достичь успехов, ведь мы: «Отличный дружный класс, Все получилось сегодня у нас!».
Приложение
Карточка самооценки
Работа в группах «Шифровальщик» |
Решение задачи №400 |
Самостоятельная работа, примеры №398 |
Работа в парах задача №401 |
Задание с логической нагрузкой № 402 |
Упражнение «Трям» |
Сумма баллов |
Оценка |
1-3 Балла |
По 1 Баллу |
1-2 Балла |
1-3 Балла |
1 Балл |
1-2 Балла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Норма оценки:
6-7 баллов – оценка «6» и «7»
8-9 баллов - оценка «8» и «9»
10-12 баллов – оценка «10» , «11», «12».