Конспект урока математики в 4 классе
Тема. Сложение и вычитание составных именованных чисел, выраженных в единицах измерения длины и массы.
Цель. Систематизировать знания о единицах измерения длины и массы; познакомить учащихся с письменным сложением и вычитанием составных именованных чисел, выраженных в единицах измерения длины и массы; усовершенствовать вычислительные умения и навыки; закреплять умения решать задачи.
Развивать логическое мышление, внимание, память, математическую речь; самостоятельность в работе.
Воспитывать интерес к изучению математики.
Оборудование: таблицы величин, учебник, конструктор LEGO, таблицы сложения и вычитание величин.
Тип урока: комбинированный.
Методы работы: наглядный, частично-поисковый.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
Присаживайтесь.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Пожелаю всем удачи-
За работу в добрый час!
-Девиз нашего урока: Дорогу осилит идущий, математику - мыслящий».
-Как понимаете эту пословицу?
(Дорога-это наш с вами жизненный путь и мы должны преодолевая препятствия, идти вперед к новым знаниям и целям, а «математику осилит – мыслящий», значит на уроке математики самое главное: думать, анализировать, решать, считать, наблюдать и обобщать.)
II. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня повторим и обобщим знания о величинах, будем складывать и вычитать составные именованные числа, выраженные единицами длины и массы, составим алгоритм по работе с составными именованными числами.
III.Актуализация опорных знаний.
1.Беседа.
.-Что такое величина? ( То, что может быть измерено и результат выражен числом)
-Какую величину мы измеряем в км? (длину)
-Что такое км? (Это 1000м)
-Отрезок, равный 100см, это …? (1м)
-Самая маленькая единица длины? (1мм)
-Отрезок в 10см …? (1дм)
-Какие единицы используют для измерения массы?
-Назови их начиная с самой маленькой единицы и заканчивая самой большой?
-Масса в 100кг …это? (ц)
-Масса 1000г …это? (кг)
-Зачем нужны различные единицы для измерения одной величины? (Чтобы измерять было удобнее, например, маленькое расстояние).
2. Работа с именованными числами.
(Из двух цветов кирпичиков LEGO: жёлтый и синий, выбери один)
-Кто выбрал жёлтый – выполняет №674, с.128 учебника;
-Кто выбрал синий- №685, с.130
(Два ученика за доской);
3. Взаимопроверка.
(Ученики обмениваются тетрадями и проверяют результаты с доски).
-В 1столбике вы крупную единицу измерения заменяли на меньшую единицу; во 2столбике составное именованное число заменяли на простое именованное число.
IV. Изучение нового материала.
1.Действия с простыми именованными числами.
-Ты, наверное, как и многие другие дети и взрослые, любишь рассматривать географическую карту. Посмотри, как много на земле рек. Знаешь, как называется самая длинная река? (Нил). Она протекает в Африке. Её длина 6671км. Вторая по длине река находиться в Южной Америке. Это река Амазонка. Её длина 6400км. Она немного короче Нила, но зато это самая полноводная река Земли.
-Вычисли, на сколько Нил длиннее Амазонки?
6.671км-6.400км=271км
-Самые большие реки Украины: Днепр - общая протяженность 2.201км, и Днестр-1.362км. На сколько Днепр длиннее Днестра?
2.201км-1.362км=839км
-Люди измеряли не только длины рек, но и высоту гор. Самая высокая гора нам Земле – Джомолунгма – находиться в горной стране Тибет. Её высота – 8.848м. Самая высокая точка в Украинской части Карпат – Говерла. Говерла считается самой большой вершиной Украины. Её высота – 2.061м.
-На сколько Джомолунгма выше Говерлы?
8.848м-2.061м=6.787м
- А можно от 352км-273кг=…? (Нет, разные виды величин, решения нет)
2. Физкультминутка.
Вы, наверное устали?
Настало время отдыха.
Предлагаю усталость
Физкультминуткой снять.
Руки подняли и покачали-
это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
это к нам птицы летят.
Как они плавно садятся, покажем-
крылья сложивши назад.
3. Проблемная ситуация.
- Задача усложняется. Поезд из Харькова до Киева проехал 478км820м, а из Киева до Львова 521км350м. Какое расстояние проехал поезд от Харькова до Львова через Киев?
478км820м+521км350м= …?
-Подумай, как можно сложить составные именованные числа? (парная работа).
Вывод: можно складывать, как записано число в выражении, только соблюдая запись и подписываем мерку под меркой:
478км 820м
+521км 350м
999км1170м, теперь переводим 1.000км170м
-А еще можно было перевести крупные единицы т.е. составные именованные числа в простые т.е. в мелкие единицы и выполнить действие:
478км820м =478.820м
521км350м =521.350м
478.820
+521.350
1000.170 м
-Переведем мелкую единицу, т.е. простое именованное число в крупную единицу или в составное именованное число.
:Вывод: составные именованные числа можно складывать так, как они записаны в выражении, мерка под меркой и выполнять действие. А можно по алгоритму:
1.Переводим крупную единицу (составное именованное число) в мелкую единицу (простое именованное число);
2. Выполняем действие.
3.Переводим полученный результат мелкую единицу (простое именованное число) в крупную единицу (составное именованное число).
4.Работа с учебником. Самостоятельная работа №680, с.129
(Взаимопроверка. Объяснение.)
Вывод: вычитать именованные числа можно так же, как и складывать по алгоритму.
5. Решение задачи №682, с.130
(Ученики высокого уровня решают задачу самостоятельно, остальные по действиям).
1) 15кг200г-3кг420г=11кг780г – масса шиповника, собранная II рабочим;
15.200
- 3.420
11.780 (г)
2) 15кг200г+11кг780г=26кг980г – масса шиповника, собранная I и II рабочим;
15.200
+11.780
26.980 (г)
3) 26кг980г-13кг420г=13кг560г - – масса шиповника, собранная III рабочим;
26.980
-13.420
13.560 (г)
4)26кг980г+13кг560г=40кг540г - масса шиповника, собранная за смену;
26.980
+13.560
40.540 (г)
Проверка: « + » - согласны;
« - »- не согласны;
V. Рефлексия.
-Оцени свою работу на уроке (на полях поставь знак):
! – поработали хорошо, всё было понятно, вам понравилось;
+ - поработали хорошо, но не всегда было вам понятно, надо ещё поработать;
- - было всё не понятно, надо заново поработать над этой темой.
VI. Итог урока.
-Как можно складывать и вычитать составные именованные числа? (Как они записаны в выражении, или по алгоритму).
-Повторим алгоритм (на доске).
-Где в жизни можно применять знания, которые вы приобрели на уроке?
VII. Домашнее задание.
«Повторение-мать учения» №679, с129, №688, с.131.