Урок математики "Сложение и вычитание составных именованных чисел выраженных единицами измерения длины и массы"

Про матеріал
Урок математики для 4 класса НУШ по учебнику Н.Листопад, часть1. Тема урока. Сложение и вычитание составных именованных чисел, выраженных в единицах измерения длины и массы.
Перегляд файлу

Конспект урока математики в 4 классе

Тема. Сложение и вычитание составных именованных чисел, выраженных в единицах измерения длины и массы.

Цель. Систематизировать знания о единицах измерения длины и массы; познакомить учащихся с письменным сложением и вычитанием составных именованных чисел, выраженных в единицах измерения длины и массы; усовершенствовать вычислительные умения и навыки; закреплять умения решать задачи.

Развивать логическое мышление, внимание, память, математическую речь; самостоятельность в работе.

Воспитывать интерес к изучению математики.

Оборудование: таблицы величин, учебник, конструктор LEGO, таблицы сложения и вычитание величин.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: наглядный, частично-поисковый.

Ход урока.

I. Организационный  момент.

-Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Пожелаю всем удачи-

За работу в добрый час!

-Девиз нашего урока: Дорогу осилит идущий, математику - мыслящий».

-Как понимаете эту пословицу?

(Дорога-это наш с вами жизненный путь и  мы должны преодолевая препятствия, идти вперед к новым знаниям и целям, а «математику осилит – мыслящий», значит на уроке математики самое главное: думать, анализировать, решать, считать, наблюдать и обобщать.)

II. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня повторим и обобщим знания о величинах, будем складывать и вычитать составные именованные числа, выраженные единицами длины и массы, составим алгоритм по работе с составными именованными числами.

III.Актуализация опорных знаний.

1.Беседа.

.-Что такое величина? ( То, что может быть измерено и результат выражен числом)

-Какую величину мы измеряем в км? (длину)

-Что такое км? (Это 1000м)

-Отрезок, равный 100см, это …? (1м)

-Самая маленькая единица длины? (1мм)

-Отрезок  в 10см …? (1дм)

-Какие единицы используют для измерения массы?

-Назови их начиная с самой маленькой единицы и заканчивая самой большой?

-Масса в 100кг …это? (ц)

-Масса 1000г …это? (кг)

-Зачем нужны различные единицы для измерения одной величины? (Чтобы измерять было удобнее, например, маленькое расстояние).

2. Работа с именованными числами.

(Из двух цветов кирпичиков LEGO: жёлтый и синий, выбери один)

-Кто выбрал жёлтый – выполняет №674, с.128 учебника;

-Кто выбрал синий- №685, с.130

(Два ученика за доской);

3. Взаимопроверка.

(Ученики обмениваются тетрадями и проверяют результаты с доски).

-В 1столбике вы крупную единицу измерения заменяли на меньшую единицу; во 2столбике составное именованное число заменяли на простое именованное число.

IV. Изучение нового материала.

1.Действия с простыми именованными числами.

-Ты, наверное, как и многие другие дети и взрослые, любишь рассматривать географическую карту. Посмотри, как много на земле рек. Знаешь, как называется самая длинная река? (Нил). Она протекает в Африке. Её длина 6671км. Вторая по длине река находиться в Южной Америке. Это река Амазонка. Её длина 6400км. Она немного короче Нила, но зато это самая полноводная река Земли.

-Вычисли, на сколько Нил длиннее Амазонки?

6.671км-6.400км=271км

-Самые большие реки Украины: Днепр - общая протяженность 2.201км, и Днестр-1.362км. На сколько Днепр длиннее Днестра?

2.201км-1.362км=839км

-Люди измеряли не только длины рек, но и высоту гор. Самая высокая гора нам Земле – Джомолунгма – находиться в горной стране Тибет. Её высота – 8.848м. Самая высокая точка в Украинской части Карпат – Говерла. Говерла считается самой большой вершиной Украины. Её высота – 2.061м.

-На сколько Джомолунгма выше Говерлы?

8.848м-2.061м=6.787м

- А можно от 352км-273кг=…? (Нет, разные виды величин, решения нет)

2. Физкультминутка.

Вы, наверное устали?

Настало время отдыха.

Предлагаю усталость

Физкультминуткой снять.

 

Руки подняли и покачали-

это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

это к нам птицы летят.

Как они плавно садятся, покажем-

крылья сложивши назад.

 

3. Проблемная ситуация.

- Задача усложняется. Поезд из Харькова до Киева проехал 478км820м, а из Киева до Львова 521км350м. Какое расстояние проехал поезд от Харькова до Львова через Киев?

478км820м+521км350м= …?

-Подумай, как можно сложить составные именованные числа? (парная работа).

Вывод: можно складывать, как записано число в выражении, только соблюдая запись и подписываем мерку под меркой:

  478км  820м

+521км 350м

  999км1170м, теперь переводим 1.000км170м

-А еще  можно было перевести крупные единицы т.е. составные именованные числа в простые т.е. в мелкие единицы и выполнить действие:

478км820м =478.820м

521км350м =521.350м

  478.820

+521.350

1000.170 м

-Переведем мелкую единицу, т.е. простое именованное число в крупную единицу или в составное именованное число.

:Вывод: составные именованные числа можно складывать так, как они записаны в выражении, мерка под меркой и выполнять действие. А можно по алгоритму:

1.Переводим крупную единицу (составное именованное число) в мелкую единицу (простое именованное число);

2. Выполняем действие.

3.Переводим полученный результат  мелкую единицу (простое именованное число) в крупную единицу (составное именованное число).

 

4.Работа с учебником. Самостоятельная работа  №680, с.129

(Взаимопроверка. Объяснение.)

Вывод: вычитать именованные числа можно так же, как и складывать по алгоритму.

5. Решение задачи №682, с.130

(Ученики высокого уровня решают задачу самостоятельно, остальные по действиям).

1) 15кг200г-3кг420г=11кг780г – масса шиповника, собранная II рабочим;

 15.200

-  3.420

 11.780 (г)

2) 15кг200г+11кг780г=26кг980г – масса шиповника, собранная I и II рабочим;

  15.200

+11.780

   26.980 (г)

3) 26кг980г-13кг420г=13кг560г - – масса шиповника, собранная III рабочим;

 

  26.980

-13.420

  13.560 (г)

4)26кг980г+13кг560г=40кг540г -  масса шиповника, собранная за смену;

  26.980

+13.560

   40.540 (г)

Проверка: «  + » - согласны;

                    «  - »- не согласны;

V. Рефлексия.

-Оцени свою работу на уроке (на полях поставь знак):

! – поработали хорошо, всё было понятно, вам понравилось;

+ - поработали хорошо, но не всегда было вам понятно, надо ещё поработать;

- - было всё не понятно, надо заново поработать над этой темой.

VI. Итог урока.

-Как можно складывать и вычитать составные именованные числа? (Как они записаны в выражении, или по алгоритму).

-Повторим алгоритм (на доске).

-Где в жизни можно применять знания, которые вы приобрели на уроке?

VII. Домашнее задание.

«Повторение-мать учения» №679, с129, №688, с.131.

docx
Пов’язані теми
Математика, 4 клас, Розробки уроків
НУШ
До підручника
Математика 4 клас (Листопад Н.П.)
Додано
31 жовтня 2021
Переглядів
864
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку