Урок розроблено за педагогічною технологією " Росток".Матеріал допоможе вчителю провести цікавий, пізнавальний урок математики. Зміст його спрямований на розвиток пізнавальної діяльності дітей.
Математика (педагогическая технология « Росток») 1-А класс
Учитель: Ткаченко Н.Н.
Дата: 23.10.2017
Тема:Число 5. Цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные цели:
Развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь, наблюдение, сравнение, аналогия необходимые на этапе проектирования.
Творческие: учиться отгадывать загадки
Демонстрационный материал:
Использование на уроке мультимедийных ресурсов.
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности. (1-2 мин)
- Ребята, вы стали школьниками и уже много знаете. Объясните пословицу, записанную на доске: « Терпение и труд всё перетрут». (варианты ответы детей).
Я Вам желаю не расстраиваться при неудачах, а быть настойчивыми и упорными – и тогда Вы всему научитесь.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения. (5-6 мин)
1. Интеллектуальная разминка
1) Что кладут под голову?
2)Что вырастает весной, а опадает осенью?
3) Что бросают утопающим?
4) Сколько козлят в сказке съел волк?
5) Во что вкручивают лампочку?
6) О ком можно сказать: ушастый.глазастый,серый,белый?
2. Числовой ряд, закономерность.
-Установите закономерность в записи ряда чисел продолжите её: 1,3,5…
3. Игра «Молчанка»
Внимательно слушайте задачи, ответы показывайте с помощью числового веера.
Задачи:
А) Сколько яблок у ребят
Солнышком горят в руках?
У Наташи и у Томы,
У Сережи и у Ромы.
На столе ещё одно
Солнышком наполнено.
Ну-ка, сколько яблок, братцы?
Кто сумеет догадаться? (Дети показывают 5)
Б) Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки:
Три сереньких Мышки-норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир.
А ну, сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр? (Дети показывают 5)
В) На вокзале у перрона
Стояло 4 вагона
Добавили еще 1,
Чтоб был большой локомотив.
Теперь вопрос мы зададим.
Какой длины локомотив? (Дети показывают 5)
3.Выявление причин затруднения. Постановка цели деятельности. (3-4 мин)
1) Работа на доске и за партой.
– Ребята, кто догадался, какое число сегодня будем изучать? (5)
– Вот она наша красавица. Раскрасьте свою 5, которая у вас лежит на парте.
– Какая тема нашего урока? Число 5. Состав числа 5.
– Цель нашего урока научиться писать цифру 5, понять как образовывается число5 , выучить состав числа, построить домик для числа 5.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). (7-8 мин)
1. «Открытие» детьми нового знания
– Назовите число, за которым идет число 5? (4)
– Назовите число, следующее за числом 5? (6)
– Назовите соседей числа 5? (4 и 6)
– Как получить 5 из четырех? ( Надо к 4+1. Выставляю карточку)
– Как получить 5 из трех? ( Надо к 3+2. Выставляю карточку)
– Как получить 5 из двух? ( Надо к 2+3. Выставляю карточку)
– Как получить 5 из одного? ( Надо к 1+4. Выставляю карточку)
- Как получить 5 на числовом отрезке? Сравните свой ответ с рисунком в учебнике-тетради!
2. «Справочное бюро»
Известный древнегреческий философ - математик Пифагор считал число 5 «самым счастливым».С числом 5 связана первая система исчисления - она содержала всего лишь пять цифр. Это было очень удобно. Потому что люди сначала считали на пальцах, которых на руке -5.А если человек встанет и широко раскинет руки и ноги, то станет пятиконечной звездой! У человека 5 органов чувств.
-Назовите их.
3) Работа с учебником.
а) с.42 №1 (пятиугольник)
б) с.42 №2 (звезда)
– Как морские звездочки связаны с темой урока?
(у них 5 щупальцев)
– Где еще вы видели звезды?
Давайте научимся чертить звездочку в рабочих тетрадях что нам для этого понадобится? необходимо (линейка и карандаш)
– Как мы должны соединять числа? (По порядку)
4) Физкультминутка ( видео)
5) Состав числа 5.
Помогите мне построить домик для числа 5.
Я буду строить на доске, а вы в своих листочках.
– Сколько этажей будет в доме? (4)
– Называем соседей на первом этаже. (4 и 1)
– Называем соседей на втором этаже. (3 и 2)
– Называем соседей на третьем этаже. (2 и 3)
– Называем соседей на четвертом этаже. (1 и 4)
– На каких этажах живут одинаковые числа-соседи?
– Какое правило использовали на этих этажах? (Переставили слагаемые - части местами.)
– А можем ли мы на двоих поровну разделить пять предметов? (нет)
– Значит число 5 четное или нечетное? (Нечетное).
Вывод: Что мы уже с вами узнали? Состав числа 5, соседей числа 5, число 5 нечетное, построили домик для числа 5.
5. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин)
1) Работа с учебником
А) с.42 №3 Рассмотрите внимательно и скажите, что надо сделать. (Нарисовать столько палочек и точек, какое число написано в первом столбике.)
с.42 №4. Это задание сможет выполнить только самый внимательный. Найдите и раскрасьте клетку с числом, которое соответствует количеству предметов на картинке.
– Что нарисовано на первой картинке? Какое число надо раскрасить?
– Сколько предметов нарисовано на второй картинке? Какое число надо раскрасить?
– Что нарисовано на третьей картинке? Какое число надо раскрасить?
– Что нарисовано на четвертой картинке? Какое число надо раскрасить?
– Что нарисовано на пятой картинке? Какое число надо раскрасить?
2) Ритмическая минутка
- Ой, молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку.
– Повернулись лицом друг к другу посчитаем и похлопаем ритм. Называть громко будем четные числа. (Ритмический счет по 2)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(5-6 мин)
Ребята, чтобы выполнить следующие задания надо научиться писать цифру 5.
Начинаю писать сверху, веду под наклоном линию, не отрывая руки, пишу полуовал, и горизонтальную линию в правый уголок.
Взяли карандаш, руки на локоток: я на доске, а вы вместе со мной в воздухе, приготовились…
Начинаю писать сверху, веду под наклоном линию, не отрывая руки, пишу полуовал, и горизонтальную линию в правый уголок.
– Напишите цифру 5 самостоятельно пять раз.
Ах, как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! Дома в тетрадях обязательно потренируйтесь и у вас все получится!
2. Работа с учебником с.43 №5
3. Работа с учебником с.43 №6
Составим по рисункам примеры, числовые выражения и запишем ответы.
– Составим задачи по первому рисунку. На одну тарелку положили одно яблоко, на вторую тарелку четыре яблока. Сколько всего яблок разложили?
– Рассмотрите второе выражение. Как надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 3 на другую – 2)
– Сколько получилось?
– Рассмотрите третье выражение. Как надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 2, на другую – 1, на третью – 2)
– Сколько получилось?
Чем отличается это выражение от двух других? (Три слагаемых)
Мы хорошо поработали коллективно, а теперь поработайте самостоятельно, над второй частью задания. Составьте и запишите выражение по рисункам. Первые пять человек, правильно выполнивших задание, получат звездочки.
Проверка на доске. Кто выполнил все правильно, встаньте.
– Спасибо, молодцы!
7.Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3 мин)
Какая у нас была тема урока?
– Какое число мы окружили вниманием?
– Что можете рассказать о числе 5?
– Где можно встретить число 5?
– А какие знания помогли вам справиться со всеми заданиями? (знания состава числа 5)
– Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!
– Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу – СПАСИБО.
Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
Это нужно детворе
для здоровья, при игре.