Урок на тему: "Буквы ы, и. Звуки, обозначаемые этими буквами."

Про матеріал
Урок по русскому языку для 5 класса (первый год изучения с украинским языком обучения) является результатом творческого поиска, направленного на реализацию развивающих, обучающих, воспитательных целей и задач.
Перегляд файлу

 

Тема: Буквы ы, и. Звуки, обозначаемые этими  буквами.

Цель:

  •                       дать представления об особенностях букв ы, и;
  •                         научить правильно писать и отличать буквы ы, и  русского алфавита от украинского;
  •                       развивать связную речь.

Оборудование: учебник, учебные тексты, слайды, рисунки по теме «Осень».

Знать - особенности произношения и написания букв ы, и.

Уметь - правильно писать и отличать написание букв ы, и.

Ценить - красоту и величие русского слова.

Проблема, над которой мы будем работать: «В чем особенности букв ы, и в русском языке?»

Ход урока

Мотивация учебной деятельности

  1.                   Слушание композиции Чайковского «Осень» (слайды на тему «Осень»)
  2.                   Речевая разминка
  • Чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина “Осень” учителем

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса...

  • Хоровое чтение
  • Беседа по вопросам

-  Какие картины вы представили, слушая стихотворение А.Пушкина?

-  О каком времени года идет речь?

-   Какое настроение передается?

-   Назовите слова, которые передают эти чувства?

-   Найдите слова в переносном значении (одетые леса)

-   Кому из вас нравится осень?  Почему?

  • Словарная работа

Природы увяданье

Багрец темно-красный цвет

  • Выразительное чтение по очереди  вполголоса. Работа в парах.

 Объявление темы и задач урока

Слово учителя

И вот в такое прекрасное время года мы проводим наш с вами урок.

Что вы ждете от урока?

Вспомним сколько, есть гласных звуков? (шесть)

А сколько букв есть в русском алфавите для обозначения этих звуков на

письме? (Десять),  (Слайд)

      [а]      [о]             [э]            [и]              [ы]               [у]

      а              о/е             э/е             и                 ы                у/ю

 

Назовите гласные звуки, которые чаще всех встречаются в словах стихотворения, которое мы читали? (ы, и)

Слово учителя

С этого урока мы начинаем работать над буквами, которые отличают русский алфавит от украинского. Это буквы ы, и.

Вы должны:

Знать особенности произношения и написания букв ы, и.

Уметь правильно писать и отличать написание букв ы, и.

Ценить красоту и величие русского слова.

 Изучение нового материала

  • Работа по таблице

Запомните как пишутся буквы ы, и  и какие звуки обозначают

Слово учителя

При произношении [ы] рот открыт шире, края языка приближаются к задним верхним зубам. Когда же мы произносим [и], рот сужен, язык выгибается к небу и продвигается вперед.

  • Произношение звуков [ы], [и]
  • Написание букв ы, и.

Большая буква И.  Начинаем с закругления вверху не отрывая руки пишем две палочки с закруглением внизу.

Маленькая буква и. Не отрывая руки, пишем две палочки с закруглением внизу.

  • Упражнение в написании букв И и.

Заглавной буквы ы не бывает в русском языке. Какие элементы у этой буквы?

(Прямая наклонная)

  • Упражнение в написании буквы ы
  • Упражнение в чтении слов

Задание:  прочитать и определить особенности этих звуков:  

Мыл - мил,  был - бил, выл - вил,  мышка - мишка,  рысь - рис

Задание: списать слова, подчеркнуть буквы ы, и.

  • Чтение и сопоставление украинских и русских слов.

Задание: прочитать и сравнить украинские и русские слова

По-українськи

По-русски

И

Ми

Дим

Сади

Ы

Мы

Дым

Сады

І, ї

Іду

Іра

Вітамін

И, и

Иду

Ира

Витамин

 

В чём же особенности букв  ы, и?

  • Робота с учебником

Упражнение  60

Задание:  образовать новые слова, записать пять примеров.

  • Работа в парах

Упражнение 61

Задание: составить устно по таблице несколько предложений. Записать одно предложение.

  • Игра «Отгадай слова» (записаны на доске)

Задание №1: Вставить буквы и или ы

Зелён…й   Маленьк…й

Жёлт…й    Жёлтеньк…й

Холодн…й   Тоненьк…й

Дождлив…й  Тёпленьк…й

Солнечн…й  Красненьк…й

 (Сад, листок, ветер, день, кустик, взгляд)

 

Задание №2: Подобрать пары слов

  • Работа с текстом

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Мищик Л.І\6.jpg

Странный в сентябре лес - в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие травы и зацветающие листья.

Сверкающий иней и бабочки.

Тёплое солнце и холодный ветер.

Увядание и расцвет.

Птицы и тишина.

И грустно, и радостно.

                              (Н. Сладков)

  1. Чтение текста учителем, ученики, следя за чтением, определяют:

V     -  знал

+   -  новое  слово

   -  думал иначе

?   -  не понял

  1. Определение темы текста.
  2. Словарная работа.
  3. Сравнение содержания текста с рисунком.

Задание:

  1. Назвать слова, в которых пишутся буквы ы, и.
  2. Составление диалога по содержанию текста.
  •    Аня, какое это время года?
  •    Осень.
  •    Какой в сентябре лес?
  •    Странный. В нём рядом весна и осень.
  •    А какого цвета лист и травинка?
  •    Жёлтый лист и зелёная травинка.
  •    Тебе нравится такое время года!?
  •    Конечно. Я очень люблю осень.
  •    Представьте себя художниками.

     Какие краски вы использовали бы? Почему?

  •    А какие слова в тексте есть ключевыми?
  •    Подберите к ним близкие по значению слова.

 

Странный лес (удивительный, необычный, таинственный)                     Поблекшие травы (сухие, вялые)

Тёплое солнце (радостное)

 

 

Итог урока. Рефлексия

  •      Что нового вы узнали на уроке?
  •      В чём особенности русских букв ы, и?
  •      Чем отличаются они от украинских букв?
  •      Перевод на русский язык.

Хмари – Тучи

Кущі  Кусты

Птах  Птицы

Дерева – Деревья

Очерет Камыш

 

  • Работа над текстом


Игра «Оживить картинки»

  • Загадки:
  1.   На кустах в саду растёт,

Запах сладкий, словно мёд,

Но нередко льются слёзы

Тех, кто рвёт руками(розы).

  1.    Вот шершавый стебелёк,

В середине уголёк,

Лепестками блестят, как лак,

Распустился красный(мак).

  1. Жёлтая хозяюшка

Из лесу пришла

Всех кур пересчитала

И с собою унесла.  (лиса)

Задание:

Записать транскрипцию слов-отгадок, определить количество звуков букв.

Розы [ р, о, з, ы ] - 4 б., 4 зв.

Мак [м, а, к ] - 3 б., 3 зв.

Лиса [ л, и, с, а ] - 4 б., 4 зв.

Домашнее задание

  1.    Упражнение 70
  2.    Стихотворения об осени
  3.    Рисунки «Осень в моём саду»
Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Цибань Ольга Володимирівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
12 березня 2019
Переглядів
12078
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку