Тема: Буквы ы, и. Звуки, обозначаемые этими буквами.
Цель:
Оборудование: учебник, учебные тексты, слайды, рисунки по теме «Осень».
Знать - особенности произношения и написания букв ы, и.
Уметь - правильно писать и отличать написание букв ы, и.
Ценить - красоту и величие русского слова.
Проблема, над которой мы будем работать: «В чем особенности букв ы, и в русском языке?»
Ход урока
Мотивация учебной деятельности
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса...
- Какие картины вы представили, слушая стихотворение А.Пушкина?
- О каком времени года идет речь?
- Какое настроение передается?
- Назовите слова, которые передают эти чувства?
- Найдите слова в переносном значении (одетые леса)
- Кому из вас нравится осень? Почему?
Природы увяданье –
Багрец – темно-красный цвет
Объявление темы и задач урока
Слово учителя
И вот в такое прекрасное время года мы проводим наш с вами урок.
Что вы ждете от урока?
Вспомним сколько, есть гласных звуков? (шесть)
А сколько букв есть в русском алфавите для обозначения этих звуков на
письме? (Десять), (Слайд)
[а] [о] [э] [и] [ы] [у]
а/я о/е э/е и ы у/ю
Назовите гласные звуки, которые чаще всех встречаются в словах стихотворения, которое мы читали? (ы, и)
Слово учителя
С этого урока мы начинаем работать над буквами, которые отличают русский алфавит от украинского. Это буквы ы, и.
Вы должны:
Знать особенности произношения и написания букв ы, и.
Уметь правильно писать и отличать написание букв ы, и.
Ценить красоту и величие русского слова.
Изучение нового материала
Запомните как пишутся буквы ы, и и какие звуки обозначают
Слово учителя
При произношении [ы] рот открыт шире, края языка приближаются к задним верхним зубам. Когда же мы произносим [и], рот сужен, язык выгибается к небу и продвигается вперед.
Большая буква И. Начинаем с закругления вверху не отрывая руки пишем две палочки с закруглением внизу.
Маленькая буква и. Не отрывая руки, пишем две палочки с закруглением внизу.
Заглавной буквы ы не бывает в русском языке. Какие элементы у этой буквы?
(Прямая наклонная)
Задание: прочитать и определить особенности этих звуков:
Мыл - мил, был - бил, выл - вил, мышка - мишка, рысь - рис
Задание: списать слова, подчеркнуть буквы ы, и.
Задание: прочитать и сравнить украинские и русские слова
По-українськи |
По-русски |
И Ми Дим Сади |
Ы Мы Дым Сады |
І, ї Іду Іра Вітамін |
И, и Иду Ира Витамин |
В чём же особенности букв ы, и?
Упражнение 60
Задание: образовать новые слова, записать пять примеров.
Упражнение 61
Задание: составить устно по таблице несколько предложений. Записать одно предложение.
Задание №1: Вставить буквы и или ы
Зелён…й Маленьк…й
Жёлт…й Жёлтеньк…й
Холодн…й Тоненьк…й
Дождлив…й Тёпленьк…й
Солнечн…й Красненьк…й
(Сад, листок, ветер, день, кустик, взгляд)
Задание №2: Подобрать пары слов
Странный в сентябре лес - в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие травы и зацветающие листья.
Сверкающий иней и бабочки.
Тёплое солнце и холодный ветер.
Увядание и расцвет.
Птицы и тишина.
И грустно, и радостно.
(Н. Сладков)
V - знал
+ - новое слово
– - думал иначе
? - не понял
Какие краски вы использовали бы? Почему?
Странный лес (удивительный, необычный, таинственный) Поблекшие травы (сухие, вялые)
Тёплое солнце (радостное)
Итог урока. Рефлексия
Хмари – Тучи
Кущі – Кусты
Птах – Птицы
Дерева – Деревья
Очерет – Камыш
Игра «Оживить картинки»
Запах сладкий, словно мёд,
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт руками … (розы).
В середине уголёк,
Лепестками блестят, как лак,
Распустился красный … (мак).
Из лесу пришла
Всех кур пересчитала
И с собою унесла. (лиса)
Записать транскрипцию слов-отгадок, определить количество звуков букв.
Розы [ р, о, з, ы ] - 4 б., 4 зв.
Мак [м, а, к ] - 3 б., 3 зв.
Лиса [ л, и, с, а ] - 4 б., 4 зв.