Урок на тему "Слова-антоніми"

Про матеріал

Цели урока:

Обучающие: дать учащимся понятие об антонимах, научить толковать их значения;

Развивающие: формировать умения определять лексическое значение слова по контексту и словарю, умение критически мыслить, совершенствовать культуру речи;

Воспитательные: прививать любознательность, стремление серьезно относиться к изучению языка, создать условия для активной деятельности учащихся на уроке через использование системы учебных заданий по теме: «Антонимы».

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентацияMicrosoft Office PowerPoint 2007, учебник «Русский язык» , раздаточный материал.

Перегляд файлу

Урок

Тема урока: Слова - антонимы

Класс: 5

Цели урока: 

Обучающие: дать учащимся понятие об антонимах, научить толковать их значения;

Развивающие: формировать умения определять лексическое значение слова по контексту и словарю, умение критически мыслить, совершенствовать культуру речи;

Воспитательные: прививать любознательность, стремление серьезно относиться к изучению языка, создать условия для активной деятельности учащихся на уроке через использование системы учебных заданий по теме: «Антонимы».

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентацияMicrosoft Office PowerPoint 2007, учебник «Русский язык» , раздаточный материал.

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап

- Добрый день, ребята! Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Пропустите одну строку для записи темы.

 

  1. Мотивационный этап

- Ребята, чтобы выяснить тему нашего сегодняшнего урока, нам предстоит выполнить лингвистическую разминку в форме загадки.  (Чтение учащимся текста загадки.)

Д_леко мой стук

Слышит?ся вокруг.

Червякам я вра_,

А деревьям друг.

- Вы уже догадались о ком идёт речь? (дятел)

-Ребята, кто выпишет слова с пропущенными буквами и объяснит пропущенные орфограммы? (1 ученик работает у доски.)

- А как вы поняли, что ответом на нашу загадку явилось слово «дятел»? Какие ключевые слова помогли вам в этом? (стук, враг червякам, друг деревьям.)

 

  1. Актуализация опорных знаний. Подготовка к изучению новой темы

1. - Ребята, в тексте встретились два слова: враг-друг. Как они связаны между собой по смыслу? Какое значение у этих слов? (противоположное.)

- Такие слова с противоположным значением называются антонимами.

(Запись темы урока.)

- Ребята, как вы думаете, что сегодня мы должны узнать на уроке? (Что такое «антонимы», какими словами они выражаются, все ли слова имеют антонимы, для чего необходимы антонимы.) Чему должны научиться? (Безошибочно находить антонимы в тексте, верно подбирать антоним к словам, правильно использовать антонимы в речи.)

- Ваши цели совпадают с моими целями, а значит, урок будет плодотворным.

 

2. Дидактическая игра «Закончи предложения»

  •   Слово – это…
  •   Лексикология – это…
  •   Лексика – это…
  •   Лексическое значение слова – это…
  •   Определить лексическое значение слова можно…
  •   Прямое значение слова…
  •   Переносное значение слова…
  •   Однозначными называют слова…
  •   Многозначными называют слова…

 

 ІV. Этап усвоения новых знаний и способов действия

- Так как вы уже знакомы с антонимами из курса начальной школы, давайте вспомним с вами, что называют антонимами. Антонимы – это …

(слова с противоположным значением.)

- Ребята, а как вы думаете, можно ли в нашей речи обойтись без антонимов? (Проблемный вопрос, однозначное решение которого будет дано учащимся при выполнении практической части.) (Слайд 5)

  1. Этап первичной проверки понимания изученного

 

  1. Игра «Наоборот»

- Давайте сочинять стихи! Вам нужно добавить только одно слово, когда я остановлюсь…

Задание: выпишите антонимы, определите части речи.

И нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

« Наоборот».

Скажу я слово

высоко,

А ты ответишь

( высоко – низко)

Скажу я слово

далеко.

А ты ответишь

….

(далеко – близко)

Скажу я слово

потерял.

И скажешь ты

…..

(потерял – нашел).

Скажу тебе я слово

трус.

Ответишь ты:

(трус – храбрец)

Теперь

начало

Я скажу-

Ну, отвечай:

….

(начало – конец).

- Ребята, ваши записанные антонимы существуют сами по себе, отдельно, или же только в паре? (в паре.)

- В парах слова одной и той же части речи или разных? (одной и той же части речи.)

Дети делают вывод:

- Антонимы принадлежат к одной части речи.

- Ребята, а как вы думаете, все ли слова могут иметь антонимическую пару? (нет, не все) А откуда мы об этом можем узнать? (из словаря)

(Демонстрация словаря антонимов.)

 

2. Работа с учебником. 

 Упражнение 359. Работа в парах.

Задание: найдите и выпишите антонимические пары, обозначающие

1 парта: время (ранний-поздний; тогда-теперь; утро-вечер)

2 парта: цвет (белый-черный; яркий-тусклый; бледный-румяный)

3 парта: размер (широкий-узкий; короткий-длинный; высокий-низкий)

4 парта: температура (жара-холод; горячий-холодный; нагреть-остудить)

5 парта: место (близко-далеко; подземный-надземный; вверх-вниз).

- Ребята, в ваших антонимических парах слова разных корней или это однокоренные слова? (слова разных корней, одна пара – однокоренные слова.)

Дети делают вывод:

- Большинство антонимов – это слова разных корней.

 

3. Динамическая пауза 

Руки, нога, голова,

Плечи, пояс и спина-

Всё имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели.

И готовы сей же миг

Изучать родной язык.

 

4. Работа с таблицей (упражнение 4.)

Задание: подобрать антонимы к слову «свежий». 

Свежий (хлеб) -

Свежий (журнал) -

Свежий (ветер) –

- Ребята, с чем связано то, что вы к одному слову подобрали несколько слов с противоположным значением? (слово многозначное.)

Дети делают вывод:

Многозначные слова имеют разные антонимы.

 

VІ. Этап закрепления новых знаний и способов действия

 

1. Самостоятельная работа в парах (устно)

Задание: подобрать антонимы к словам

Горе – радость;
Большой – маленький;
Низкий – высокий;
Белый – черный;
Друг – враг;
Хороший – плохой;
Сложный – простой;
Мальчик – девочка;
Хорошо – плохо;
Зима – лето…

 

VІІ.  Этап применения знаний и способов действий 

1.Задание: Прочитайте текст. Подберите слова, подходящие по смыслу к выделенным словам, вставьте их на месте многоточия.

Кто затрудняется, можно воспользоваться словами для справок.

И грустно и …

Странный в сентябре лес – в нем рядом … и осень.
Желтый лист и … травинка. Поблекшие и … цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и … белая радуга.
… и расцвет. … и песни.
И грустно и …..

(Н. Сладков)

Слова для справок: зацветающие, тишина, холодная, весна, увядание, зелёная, радостно.

2. Беседа

- Ребята, можно ли назвать те пары слов, с которыми мы столкнулись антонимами, если рассматривать их без контекста? (нет, нельзя, потому что без контекста они не обозначают противоположные значения)

- А если рассматривать их в данном контексте? (да).

- Такие слова, которые становятся антонимами только в определенном контексте, называют контекстуальными антонимами.

- Ребята, в самом начале урока мы с вами пытались выяснить, для чего необходимы в нашей речи антонимы. Сможем ли мы сейчас однозначно ответить на этот вопрос? 

 Что добавили они в этот текст, как они его изменили? (Антонимы позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты; помогают противопоставить явления, высказать мысль с большей точностью.)

VІІІ. Этап обобщения и систематизации знаний

  1. Дидактическая игра «Да-нет» ( презентативный материал)
  2. Игр «Кто быстее»

Подобрав к словам антонимы, вы сможете отгодать слово по первым буквам новых слов.

Грязный – (чистый)

Искустенный – (естественный)

Трусливый – (смелый)

Мягкий – (твердый)

Грубый – (нежный)

Замкнутый – (общительный)

Слабый – (сильный)

Светлый – (темный)

Ответ: честность.

 

ІХ. Этап информации о домашнем задании 

1. Выучить теоретический материал учебника § 69,

2. Выполнить упр. 361;

3. Для творческих ребят - подобрать пословицу с антонимами и составить по ней небольшой рассказ.

 

Х. Этап подведения итогов занятия

Выставление оценок.

 

ХІ. Этап рефлексии 

- Я узнал…

- Было интересно...

- Особенно понравилось…

- Оказалось неожиданным…

- Вызвало затруднение…

- Было сложно…

 

1

 

doc
Додано
2 квітня 2018
Переглядів
979
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку