Это повторительно-обобщающий урок в форме игры. Он должен помочь обобщить и систематизировать знания учащихся о сословиях средневекового общества, способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями.
Средневековое рыцарство
Цели:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о сословиях средневекового общества, в частности дворянского сословия. Закрепить формирование исторических понятий. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.
Развивающая: способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, уметь выбирать из предложенного списка правильный ответ. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.
Воспитательная: воспитывать любознательность и интерес к истории.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-игра.
Основные понятия: сословие, замок, донжон, турнир, акколада, кодекс, рыцарь, палица, кольчуга, латы, забрало, герольды.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Путешествие в средневековье”, раздаточный материал, иллюстрации.
ХОД УРОКА
Слово учителя.
Когда-то в средние века,
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В тяжёлой амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Тема нашего урока - «Средневековое рыцарство». Рыцарство - один из самых ярких образов в эпохе Средневековья. Но наши сведения о рыцарях, почерпнутые из книг и фильмов, зачастую не соответствует действительности. Поэтому сегодня мы познакомимся с понятиями “рыцарство”, “рыцарь” с точки зрения исторической науки. А также рассмотрим, как жили рыцари средневековья, их основные занятия. Это и есть цель нашего урока.
Затем перед классом ставится вопрос: что вы знаете о рыцарях? Отвечая на него, по ходу урока ребята должны будут заполнить таблицу.
Что я знаю о средневековом рыцарстве |
Что я узнал о средневековом рыцарстве |
|
|
Средневековое общество делится на три сословия: «те, кто воюет», «те, кто трудится», «те, кто молятся». Демонстрируется слайд «Феодальная лестница». Учащиеся отвечают на вопрос: кто какие ступеньки феодальной лестницы занимал?
Кто такие рыцари? Что означает это слово?
Слово "рыцарь" первоначально обозначало "всадник". Рыцарями могли стать только люди "благородного" происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение - меч, щит, латы.
Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений - герцогов, графов, баронов.
Кто мог стать рыцарем? Почему? Когда начинали готовиться стать рыцарем?
Презентация 1 группы: ” Посвящение в рыцари. Кодекс чести рыцаря.”
Богатые люди, снаряжение стоило очень дорого (30-40 коров). Для того чтобы стать настоящим воином - рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства.
В семь лет, оставив отчий дом,
Покинув, мать, отца,
Малыш пошёл служить пажом
Слугою стал тогда.
Его наукам обучали,
Учили петь и танцевать,
Учили правильно стрелять,
Верхом скакать, копьё метать.
Прошли года, подрос малыш.
Ему уже 15.
Дорога в рыцари трудна:
Пришлось ему в боях сражаться.
И только храбрость проявив,
Мог рыцарем он стать.
Пред знатным гостем
Он на колено должен стать
И гордость поборов свою и, закусив губу.
Акколада (от . accolade — объятие) — так называется церемония, бывшая прежде в употреблении при приеме в рыцарский орден. После принятия посвящения в рыцари в собственном смысле гроссмейстер ордена или совершавший посвящение торжественно обнимал принимаемого, возлагая ему свои руки на шею ( ad collum). Позднее это слово стало употребляться для обозначения всего акта рыцарского посвящения или принятия в рыцарский орден. Акколада являлась одной из форм воинской инициации.
Посвящение в рыцари знаменовало переход к зрелости и самостоятельности и делало юношу членом военно-аристократической корпорации рыцарей. Церемония состояла из нескольких этапов.
Накануне церемонии посвящения кандидат должен был выкупаться в ванне, затем он одевался и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом. На французском языке «опоясать мечом» и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием — главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: «Будь храбр». Подзатыльник назывался «куле». Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощёчина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьём установленную мишень, так называемое «чучело».
Вначале церемония посвящения носила мирской характер. Затем церковь включила её в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Так установился обычай «ночного бодрствования»: накануне посвящения, вечером, юноша должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был бодрствовать и молиться. На рассвете ночное бодрствование кончалось, и церковь наполнялась людьми. Юноша должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, затем возложить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и затем, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь внушала мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Затем происходила светская часть: опоясывание мечом, «подзатыльник», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал, то есть совершал основной элемент посвящения.
Чаще всего посвящение в рыцари приурочивали к религиозным праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо проходил обучение у опытного рыцаря либо отца.
Церемония посвящения в рыцарство могла принимать различные формы, например, стук плоской стороной меча на плече кандидата или объятия на шее. При первом случае «избранный» во время обряда становится на колени перед монархом на мягкую подушку. Меч лежит плоской стороной лезвия на правом плече, затем его перемещают над головой посвящаемого и кладут на левое плечо. После этого рыцарь встаёт с колен чтобы получить от короля или королевы знаки отличия его нового статуса.
Кодекс чести рыцаря:
- Вопросы к группе учащихся: назовите качества, которвми должен обладать рыцарь?
Связь с современностью: - как часто мы встречаем рыцарей среди современных людей?
Презентация 2 группы: ” Рыцарские замки.”
Появление замков, как укрепленных жилищ феодалов, относится в западно-европейских странах ко временам правления Каролингов — королевской династии, самым знаменитым представителем которой был легендарный Карл Великий. Проще всего было строить замки в горных местностях — они были и труднодоступны для неприятеля, и строительный материал всегда был под рукой. Самые ранние из замков представляли собой кольцо стен, сложенных из больших каменных глыб и окружающую горную вершину, на которой стоял сам дом.
Вплотную к башне, которая служила последним оборонительным рубежом, примыкали жилые помещения. В нижнем этаже располагались кухни и кладовые, на втором этаже — большой зал, где проходили пиры и собирались гости, на верхнем этаже были спальни.
Высокая башня и жилой дом окружались дополнительной стеной, образующей внутренний двор замка. В наружной стене появились ворота с подъемным мостом, переброшенным через ров. Мост поднимался и опускался при помощи крепких деревянных рычагов и цепей. Ворота защищались дополнительными башнями, с которых лучникам легко было держать под прицелом окрестности. Возводилось и еще одно кольцо стен или высокий деревянный частокол, а самым передовым рубежом был глубокий ров, наполненный водой. Между наружной и внутренней стенами могли располагаться жилища воинов гарнизона, а на время вражеских набегов здесь укрывались и крестьяне окрестных деревень.
Замки строились на склонах гор и на равнинах, на высоких берегах рек и на островах.
Что скрывалось за укреплениями замка
Каждый, кто останавливался перед воротами, обязательно ощущал на себе множество внимательных глаз. Дозорные помещались на стене на узкой дорожке за каменными зубцами, однако снизу их совсем не было видно.
Но вот лязгают тяжелые цепи, и подъемный мост перекидывается на другую сторону рва, можно въезжать в замок. Казалось бы, за мрачными серыми стенами нет ничего, что могло бы обрадовать взгляд, но внутри за воротами лежит достаточно просторный двор, поросший зеленой травой. Есть даже и небольшой замковый сад с лекарственными травами и растениями. Здесь же, во дворе, есть свободная площадка для выездки молодых лошадей и воинских упражнений барона и его сыновей. На этой площадке, едва достигнув семилетнего возраста, ребятишки начинают учиться ездить на коне, метать копье, стрелять из лука, сражаться на мечах.
Если первый двор достаточно просторен, то в нем вдобавок могут размещаться и некоторые хозяйственные постройки.
Как жили обитатели замка
Чтобы войти в жилой дом, надо подняться по каменной лестнице. Местами каменные ступени сменяются деревянными, их можно легко снять, и тогда в лестнице будут зиять непреодолимые пустоты. Входная дверь окована железом, взломать ее почти невозможно.
В большом парадном зале, где собираются вассалы, где проходят пиры и поют заезжие жонглеры, всегда царит полумрак. Небольшие окна, прорубленные в мощной толще стен, забраны для большей безопасности железными решетками и заклеены от ветра промасленной бумагой или бычьими пузырями. Стекло — мутное, почти непрозрачное — уже известно в Европе, но стоит дорого и позволить себе застеклить окна могут лишь короли и герцоги, да самые богатые из сеньоров. Зимой окна наглухо закрываются деревянными ставнями, и тогда зал освещается смоляными факелами, воткнутыми в железные кольца на стенах, да огнем огромных каминов, где пылают целые стволы больших деревьев.
Во всех жилых помещениях стоит неистребимый запах дыма, гари и копоти. В длинных узких коридорах живут летучие мыши, под ногами носятся крысы. Мрачно, темно и в тех комнатах над залом, что служат спальнями для барона, членов его семьи и гостей. Внизу же, в подвале под залом, помещаются самые верные из слуг, а еще ниже — подземелье с казематами для пленников низкого звания и рода. Как правило, есть здесь и потайная дверь, что ведет к подземному ходу, который оканчивается где-нибудь в чаще соседнего леса. Через этот ход можно было делать неожиданные для врага вылазки во время осады замка или спасаться бегством вместе с семьей и челядью, если уж ничего другого не оставалось.
Замок принимает бой
Даже в самое мирное время замок жил в полной боевой готовности: среди соседних баронов были не только друзья, но и враги, а окрестные леса полны разбойников. Никогда владелец замка не забывал выставить на стенах и башнях боевые дозоры.
Взять замок приступом, преодолев все оборонительные рубежи, было не так-то просто. В большинстве случаев нападающие сразу же отказывались от этой мысли, предпочитая долгую затяжную осаду, и надеясь взять гарнизон измором.
Однако как раз на такой случай в подвалах замка продовольствия запасалось на несколько лет вперед. Конечно, были в замке и собственные колодцы. Гонцы, выбравшись через подземные ходы, спешили к друзьям-соседям или к сеньору, вассалом которого был владелец осажденного замка, за военной помощью.
Чаще всего все кончалось полюбовной сделкой между осажденными и осаждающими — владелец замка шел на какие-то уступки, и в окрестностях вновь воцарялся мир. Но случалось, враг отваживался на приступ.
Если перед замком была открытая площадка, простреливающаяся со стен и башен, нападавшие могли укрыться от стрел за большими щитами, сколоченными из досок или сплетенными из прутьев. Эти щиты снабжались колесами и подвигались все ближе к стенам.
Когда еще не было артиллерии, ее заменяли большие стационарные арбалеты, стреляющие длинными металлическими стержнями, раскаленными на огне или обмотанными горящей паклей. Существовали позаимствованные у древних греков и римлян баллисты — машины для метания тяжелых камней.
Если нападавшим удавалось вплотную подойти к стенам, в ход шли штурмовые лестницы. Основания их передвигались по полозам на деревянной раме, и лестницу можно было установить под любым нужным углом. Начинали свою работу стенобитные машины — хитроумная механическая конструкция наносила по каменной кладке удар за ударом тяжелой металлической кувалдой. Пользовались нападавшие и тараном — окованное металлом тяжелое бревно, подвешенное на ремнях, укрепленных в деревянной раме, раскачивалось и раз за разом ударяло в стену или ворота.
Существовали штурмовые башни, представлявшие собой деревянные сооружения, постепенно придвигающиеся к стенам замка с помощью бревен-катков. Если удавалось подвести башню вплотную, нападавшие, до этого укрывавшиеся за башней, по перекидным мосткам перебирались с ее верха на стену и начинали рукопашный бой. Испытанным методом были и подкопы, скрытно ведущиеся под стены.
Разумеется, осажденные тоже не сидели, сложа руки. Когда враг шел на приступ, на него летели со стен и башен тучи стрел. Если нападавшим удавалось подойти вплотную, их обливали кипящей смолой, которая постоянно была под рукой в огромных чанах на огне, и кипятком. Штурмовые лестницы вместе с цепляющимися за них воинами отталкивали от стен специальными крючьями. Если же нападавшие взбирались все-таки наверх, узкие дорожки на стенах становились местом ожесточенных рукопашных схваток, и сделавший малейшее неверное движение воин падал со страшной высоты вниз.
Когда замки стали терять прежнее значение
С течением времени укрепленные рыцарские жилища постепенно становились не столь уж грозными и неприступными. Причиной тому было быстрое распространение огнестрельного оружия, тяжелых пушек, способных на расстоянии разрушать башни и сметать со стен воинов гарнизона.
Потеряв прежнее оборонное значение, все больше ветшали старые замки. Подправлять, чинить укрепления уже не было особого смысла. Да и владельцы, ставшие теперь не рыцарями, а дворянством, знатью, старались перебраться к королевскому двору, чтобы поступить постоянно быть на виду первого владыки, строили себе особняки в столицах. Многие из замков превратились в руины, многие были разобраны на камни для каких-то строительных нужд.
- Вопросы к группе учащихся : - какие приспособления использовались при штурме замков?
- Чем отвечали им защитники?
Презентация 3 группы: ” Вооружение рыцаря.”
Щит.
Был у каждого рыцаря. Были распространены щиты каплевидной формы, закрывавшие всю фигуру воина. Щиты делали из кожи, снаружи были слегка выпуклыми. Они надёжно укрывали от стрел, а меч и копьё, если их пробивали, могли застрять или сломаться, стоило только принять удар на выступ-умбон.
Меч.
Помимо копья рыцарь был вооружён железным мечом. С X в. Мечи - массивные и длинные до метра. Мечи с полукруглым набалдашником и прямой крестовиной. Мечам давали прозвища (у Роланда - Дюрандаль, а у короля Артура - Эскалибур). Рукояти мечей украшали драгоценными камнями. Их передавали по наследству, о них складывались легенды.
Копьё.
Основным наступательным оружием рыцаря было длинное копьё. Его длинна достигала до 4,5 метров. Оно состояло из ясеневого древка и железного наконечника, на конце которого привязывали флажок. Применение копья стало возможным только тогда, когда появилось стремя, которое давало опору всаднику. Без неё он не смог бы действовать огромной пикой. Копьё редко переживало одно сражение.
Лук и стрелы.
Лук делали из орешника, ясеня, белого вяза. Стрелы из сосны. Длина стрел достигала 1 м, а самого лука до 2 метров. Дистанция стрельбы достигала 200 шагов. Бывали и такие стрелки, дистанция стрельбы достигала до 785 шагов.
Как снаряжение называется?
Броня.
Основной оборонительной одеждой рыцаря была кольчуга, сплетённая из стальных колец, иногда в два-три слоя. Она имела разрез спереди и сзади (для удобства при верховой езде) и свисала до колен. Достоинство кольчуги была её подвижность и прочность. Эпоха кольчуг закончилась в XIY в. На смену кольчуге приходят латы - доспехи рыцарей из стальных пластин, которые сделались сплошными. Эти доспехи не были такими подвижными, как кольчуга и много весили, но зато гарантировали неуязвимость в самой горячей схватке боя. Причём доспехами стали покрывать даже коней. Если всадника сбрасывали с коня, он не мог подняться без посторонней помощи и часто попадал в плен.
Шлем.
В конце XI в. рыцари начинают надевать на ноги кольчужные чулки, а сама кольчуга дополняется длинными рукавами с перчатками и капюшоном. Полное прикрытие воина завершал - шлем. Голову закрывал капюшон, подбитый мягкой материей, а шлем надевали поверх него. Первоначально он представлял собой куполовидный железный головной убор с наносником и нащёчниками. С конца XII в. появляются массивные горшковидные шлемы, которые покрывали голову целиком и опирались на плечи. Удар противника плохо достигал своей цели и в то же время позволял воину свободно дышать.
- Вопросы к группе учащихся: - Каким оружием пользовались рыцари на турнирах?
Презентация 4 группы: ” Рыцарские турниры и гербы.”
Откуда ведут происхождение рыцарские турниры
Обычай показательных военных состязаний относится еще к до рыцарским временам.
К XII веку обычай рыцарских турниров стал распространяться в Англии. В Италии турниры стали известны тоже с XII века. Состязались рыцари разных городов, например.
С течением времени и в разных странах заметно менялись и условия этих военных игр, и применявшееся на них оружие, и приемы ведения боя. Обычно мы представляем, что во время конного поединка рыцарь держал копье под мышкой, однако первоначально всадник поднимал копье над головой, на вытянутой руке. Поначалу турнирное вооружение ничем не отличалось от боевого, но с XIV века оно становится более тяжелым и массивным. Это позволяло противникам демонстрировать специально для зрителей более эффектные приемы боя, не опасаясь серьезных ран и увечий. Побежденным признавался тот, кто был выбит из седла. Если же у обоих ломались копья, вооружались запасными и съезжались снова, или же начинался пеший поединок на тупых мечах.
Турниры устраивались по любому подходящему поводу: посвящение в рыцари, свадьба дочери, заключение мира с врагом. Устроитель рассылал письма-приглашения самым знатным из соседей. Но любой достойный рыцарь мог принять участие в турнире и без особого приглашения, не говоря уж о зрителях.
Какую роль турниры играли в жизни общества
Когда весть о предстоящем турнире разносилась по всей округе, во всех замках начинались спешные приготовления: отпирались сундуки, откуда извлекались самые дорогие наряды, готовились лучшие доспехи, выезжались самые крепкие и выносливые кони. Каждый из рыцарей, намереваясь принять участие в турнире, хотел перещеголять всех роскошью нарядов и вооружения, многочисленностью и пышностью свиты. Каждый с нетерпением ждал предстоящего празднества, потому что у каждого были свои определенные цели.
Для рыцарей турнир был прекрасной возможностью явить миру свои воинские доблести, обратить на себя внимание всего блестящего общества, прославиться.
Единственным желанием других было заслужить благосклонность дамы своего сердца, избрать ее в случае победы королевой любви и красоты.
Ну, а у рыцарей победнее надежды были более материальными — взять хорошую добычу в виде доспехов и коня побежденного противника или же денежный выкуп за них, а стоили и боевой конь, и вооружение очень дорого, иной раз целую деревню надо было продать или заложить, чтобы экипироваться надлежащим образом.
Кто мог участвовать в турнире?
Рыцарь должен был доказать знатное происхождение в двух поколениях со стороны и матери, и отца, а доказывалось это наследственным гербом на щите и отличительными украшениями на шлеме.
Если кто-то оказывался виновным в недостойном рыцаря поступке, и это могло быть доказано в присутствии судей, рыцарь лишался права выехать на ристалище. Высокое значение рыцарского достоинства поддерживалось и еще одним правилом — никто не мог быть допущен к участию в турнире, если был виновен в вероломном нападении на противника.
Как открывались турниры
На самом ристалище младшие герольды внимательнейшим образом осматривали вооружение участников. Оружие, не соответствующее установленному турнирному образцу, немедленно отвергалось. Копья были безопасны, так как снабжались тупыми наконечниками, турнирные мечи тоже были затуплены и укорочены. Иногда даже они делались не из стали, а из китовой кости, обтянутой кожей.
Но вот заканчивался тщательный осмотр вооружения, и если все было в порядке, рыцари по сигналу герольдов удалялись в свои шатры, чтобы приготовиться к поединку. По второму кличу герольдов они садились на коней и выезжали на поле. Теперь специально назначенные судьи осматривали, правильно ли были оседланы кони турнирных бойцов.
Наступала короткая пауза, на какой-то миг все замирало — и в ложах для дам и почетных гостей, и на скамьях для простонародья. Участники турнира ждали знака почетного рыцаря к началу состязания.
Что происходило во время турнира
Рыцарские поединки бывали "один на один" или же в них принимали участие по несколько бойцов с каждой стороны. Тогда они выстраивались в шеренги друг напротив друга, и каждый должен был схватиться с определенным противником. Наконец почетный рыцарь подавал знак начала турнира, и звучал третий клич герольдов. Тотчас веревки, разделявшие рыцарей, опускались, и они устремлялись один на другого в оглушительном реве труб.
За каждым из рыцарей следовали его оруженосцы, готовые поправить ему доспехи, подать, когда будет необходимость, запасное вооружение, или поднять своего господина с земли, если противник окажется удачливее и выбьет его из седла.
Одна первая встреча противников редко решала судьбу поединка. Рыцари съезжались снова и снова, преломляя копья, всадники и кони опрокидывались, чаша весов успеха склонялась то на одну, то на другую сторону. Громко гремели трубы, рыцари выкликали имена своих прекрасных дам, кричали, переживая за своих любимцев, зрители.
Обычно турнир не заканчивался одним-единственным днем. На следующий день на поле, как и накануне турнира, снова выходили оруженосцы, но на этот раз на конях и вооружении своих господ. Наконец, на утро третьего дня зрители собирались посмотреть на бой, где рыцари сражались вместе со своими оруженосцами. Такой бой походил на настоящую битву в миниатюре.
Когда закончилось время рыцарских турниров?
Хоть и стали турниры самыми грандиозными праздниками рыцарских времен, но все же находились у них и влиятельные противники.
Они проводились и в XVI веке, когда рыцари окончательно уступили место на поле боя пехоте, артиллерии и легко вооруженной коннице. Их устраивали в Париже и Карл VI, и Франциск I, старавшийся возродить при своем дворе романтический дух рыцарской эпохи.
Последний из рыцарских турниров состоялся в 1559 году и закончился трагедией: по нелепой случайности обломок копья смертельно ранил французского короля Генриха 11. Когда спустя 11 дней король умер, турниры были навсегда запрещены...
Кто знает, что такое герб? На чём он изображался?
Герб - (нем. наследство) - эмблема с определёнными символическими фигурами, выражающие исторические традиции владельца и передающиеся из поколения в поколение.
Зрители, взглянув на герб, без труда могли узнать человека, лицо которого было закрыто шлемом. В те времена люди обязаны были "читать" герб. Гербы могли многое рассказать о своих хозяевах. В Средневековье грамотность не была распространена, а вот условные знаки все понимали и запоминали быстро.
Как появились рыцарские гербы
О том, что такое рыцарский герб, наверняка каждый имеет представление — хотя бы по книгам и фильмам. Рисунки на их щитах были самыми разными. К концу XII века рыцарские гербы прочно вошли в обиход. Причиной их распространения стали крестовые походы с их битвами невиданными доселе масштаба. Яркие отличительные рисунки на щитах должны были помогать закованным в железо воинам узнавать друг друга на далеком расстоянии, отличать соратников от врагов.
В эпоху крестовых походов рисунки-символы стали подбираться так, чтобы был в них определенный смысл, связанный с личностью или жизненными вехами каждого из носителей герба.
Такими символами на своих гербах знать гордилась и многие века спустя. Они указывали на древность рода и героические деяния предков.
Во времена крестовых походах на рыцарских гербах появились и различные цвета.
С течением времени герб обретал все большее значение и для самого его владельца, и для всех окружающих. Гербовые знаки появились не только на щитах, но и на рыцарских шлемах. Герб заменял визитную карточку, удостоверение личности. По гербу можно было судить о знатности рода, о поколениях предков. Гербы уже нельзя было избирать произвольно: они специально составлялись с учетом всех заслуг и даровались своим подданным королями и владетельными сеньорами. Они стали наследственными, переходили от отца к сыну. В конце концов гербами стали украшать не только щит и шлем, но и гобелены, одежды, стены домов, причем, раз поначалу они были только на настоящих щитах и шлемах, то и в рисунок любого герба обязательно входил рыцарский щит, а позже и шлем, и наконец появились дополнительные геральдические украшения — щитодержатели, гербовые мантии, девизы.
Геральдика и герольды
Повсеместное распространение гербов требовало, конечно, какого-то упорядочения, специального свода правил для составления гербов, их применения и толкования. Так появилась геральдика или, как иначе называли ее в средневековье — блазон, особая научная дисциплина, описывающая и изучающая гербы.
Нужны были и люди, специалисты, владеющие геральдическими знаниями и применяющие их на практике. Такими стали в средние века герольды. По-сути, они были церемониймейстерами, стоящими, правда, на разных ступенях иерархической лестницы, при дворах королей и крупных феодалов, распорядителями на всевозможных торжествах и рыцарских турнирах.
Очень непростой, даже головоломной наукой все больше и больше становилась геральдика.
Но до сих пор наука о гербах служит немалым подспорьем историкам, помогая датировать какие-либо предметы или рукописи, снабженные гербами, удостоверять их подлинность, географическую принадлежность.
Внизу щита помещался девиз - краткое изречение.
Например: "Исполнить или умереть", "Иду своей дорогой", "Другим не стану".
- Вопросы к группе учащихся: - По каким поводам устраивали турниры? – Кто определял победителя на турнире?
- В заключение урока дети заполняют второй столбик таблицы и отвечают на вопросы:
Рефлексия.
Прочти рыцарский герб.
Перед командами ставится проблемная ситуация: прочесть рыцарский герб, т.е. определить в каком государстве живет его владелец и каковы его личные качества. Командам предстоит выступить в роли герольдов и аргументировать свое описание герба. Выслушав все версии, предлагается прослушать правильный ответ.
Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.
Солнце стояло уже высоко, когда проснулся сеньор. Он лег за полночь после … со своими друзьями. В его … было сыро, холодно, в окнах не было стекол, поэтому он велел разжечь камин. Только здесь сеньор мог быть спокоен, потому что его дом был настоящей … … он строил долго. Выбрал высокий …, у подножия которого протекала … Велел возвести стены, смонтировать на цепях ….После завтрака велел позвать своего … Вместе они проверили военное снаряжение. …, …, … - все было в полном порядке. Сеньор мог участвовать в рыцарском ….
Тест
1. Тяжеловооруженный конный воин назывался:
А) богатырь
Б) рыцарь
В) кучер
2. Рыцари были профессиональными:
А) военными
Б) лекарями
В) поварами
3. У кого европейцы позаимствовали стремя:
А) римлян
Б) греков
В) кочевников
4. Обряд посвящения в рыцари называется:
А) акколада
Б) причастие
В) венчание
5. Высокая, отдельно стоящая башня называется:
А) темница
Б) донжон
В) крепость
6. Свои подвиги рыцарь посвящал:
А) родителям
Б) прекрасной даме
В) королю
7. Воинское состязание рыцарей называется:
А) турнир
Б) дуэль
В) спаринг
8. Рыцари были истинными:
А) язычниками
Б) мусульманами
В) христианами
9. Родовую принадлежность рыцаря можно определить:
А) по паспорту
Б) по гербу
В) по карете
10. Вход в замок преграждал:
А) подвесной мост
Б) стражники
В) служебные собаки
Ключ к тесту:
1 – б; 2 – а; 3 –в; 4 – а; 5 – б; 6 – б; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – а.
Подведение итогов. Выставление оценок.
В качестве домашнего задания предлагается выполнить творческую работу. Учащиеся получают файлы с необходимыми материалами.
Все мальчики - «рыцари» должны: а) описать внешний вид, манеру поведения и подвиги рыцаря на турнире; б) придумать ему титул, девиз и герб его рода; в) раскрасить изображение рыцаря, нарисовать на щите герб; г) используя текст учебника, составить рассказ о его подвигах на турнире.
Все девочки - «Прекрасные Дамы» должны: а) описать достоинства своего рыцаря; б) раскрасить даму и кавалера; в) используя текст учебника, составить рассказ о качествах, которыми должен обладать рыцарь.
Итог урока. Оценивание и поощрение лучших учащихся по результатам работы на уроке.