Нестандартный урок
Эти необыкновенные дроби
Цели: -Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме
» Обыкновенные дроби»;
6 класс Нестандартный урок
Эти необыкновенные дроби
Цели: -Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме
» Обыкновенные дроби»;
-Развивать внимание, логическое мышление, формировать коммуникативную и информационную компетентности учащихся;
- Развивать мотивацию к дальнейшему овладению математической культурой, творческое воображение
- Воспитывать чувства гордости за свою страну, чувства прекрасного, интереса к предмету математики. Воспитывать наблюдательность,
-Здоровье сберегающая: Контроль осанки, профилактика утомления глаз, профилактика общего утомления.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок - турпоход.
Ход урока
Девиз урока: “ Математику нельзя изучать, наблюдая!
И. Павлов
Кто ничего не изучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего не замечает
Тот скучает и болтает.
Р. Сеф
Без знания дробей никто не может
признаваться знающим математику
Цицерон.
Ход урока.
Мотивация урока.
Ребята! Я рада войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.
Итак, Звонок прозвенел
Урок начинается.
Свой урок я хочу начать с загадки: «Она бывает барабанная, охотничья, математическая» -(дробь)?
На предыдущих уроках мы с вами убедились, что обыкновенные дроби также как и натуральные числа прочно вошли в нашу повседневную жизнь. И без знаний о дробях нам не обойтись. Не случайно для эпиграфа урока взяты слова Цицерона: «Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!».
Наверное, многие из вас слышали о природных чудесах, расположенных в различных точках земного шара. А задумывались ли вы над тем, есть ли в нашей стране такие «чудеса». Оказывается, есть. 21 августа 2007 года были объявлены «Семь чудес Украины». И сегодня я приглашаю вас совершить прогулку к одной из них», которую отнесли к одной из достопримечательностей нашей страны.
В пути нашими верными друзьями будут обыкновенные дроби, с которыми мы с вами познакомились. Я думаю, что эта экскурсия не только поможет нам обобщить полученные нами знания и умения по изученной теме, но и раскроет перед нами удивительные страницы истории достопримечательностей Украины, расширит наш кругозор и даст возможность почувствовать гордость за нашу родину. Я, думаю, этот прекрасный стих воодушевит вас на активную работу.
Мій рідний край,
Моя земля, мої степи і море –
Це край де народилась я
І де пішла до школи.
Люблю природу навкруги –
Мої річки, мої ставки, ліси і сині гори,
Де верби гнуться до води
Й стоять стрункі тополі.
Де сонце золотить лани,
Й гуляє вітер в полі.
Де в лузі схилилась червона калина,
Сумна, мов дівчина.
Ось це і є моя Батьківщина,
Рідна моя Україна! (слайд)
Актуализация опорных знаний.
Задумывались ли вы над вопросами:
Основополагающий вопрос:
Может ли человек жить без дроби
Проблемные вопросы:
Зачем возникли дроби?
Какое значение имеют обыкновенные дроби для сохранения здоровья?
Зачем в жизни человека нужны дроби?
Работа в группах
Группа № 1
Где человек встречается с понятием «дробь» в жизни?
Группа № 2
Как возникли дроби в математике?
Как возникли дроби в математике?
Группа № 3
Где используются дроби в профессиональной деятельности и в повседневной жизни?
Как вы думаете, всё ли вы уже знаете о дробях?
На каждом этапе нам надо будет показать свои знания, находчивость и смекалку.
Стартовая площадка: замок Кроссвордный ( Проверим готовность к походу
По горизонтали: 1.Как называется число, записанное над чертой дроби?
2. Как называется число, записанное под чертой дроби?
3.Как называется дробь, у которой числитель и знаменатель делятся на одно и то же число?
4 Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя?
5. Как называется дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю?
По вертикали: 6.Как называется дробь, записанная в виде ?
Слайд . (Ответы)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
с |
о |
к |
р |
а |
т |
и |
м |
а |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
н |
е |
п |
р |
а |
в |
и |
л |
ь |
н |
а |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
ч |
и |
с |
л |
и |
т |
е |
л |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
з |
н |
а |
м |
е |
н |
а |
т |
е |
л |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
п |
р |
а |
в |
и |
л |
ь |
н |
а |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развилка дорог.
Установить соответствие. (коллективная работа. От каждой команды по очереди выходят участники. Установив соответствующие буквы. Вы узнаете, куда мы направляемся.
30% 0,8 3 0,21
- Е - Т --Н 21% -- Р 0,5—Д – С
(слайд 5)
Ответ: на реку Днестр.
Итак, наше путешествие начинается. Мы отправляемся к памятнику Украины, расположенному на реке Днестр.
Днестр – четвертая по длине река Украины (если учитывать протяженность на территории нашей страны) (слайд ).
Нам придется преодолеть некоторые препятствия на пути.
Сбор багажа о территории ,по которой мы будем добираться до нашего места.
Для этого нужно решить следующие задачи.
Задача. Площадь территории Украины 600 000 тыс. кв. км.
Группа №1 Горы составляют 9/50 площади Украины ? (108 000 тыс. кв. км.
Группа №2 Леса 0,16 площади Украины ? ( 96 000 тыс. кв. км.
Группа №3 Болота 5% площади Украины ? (30 000 тыс. кв. км.
А теперь определим длину реки ( коллективная работа от каждой команды выходят по очереди
Следующее задание: выполнив примеры и записав ответы в таблицу, найдите длину реки Днестр.
* 1
от 18 3
1 : 6
которого равны 3 2
1 3 6 2 км
(слайд 7)
Общая протяженность реки – 1362 км, из которых 705 км она протекает по Украине.
Днестр течет по каньон подобной долине, образовывая множество фантастических заливов — меандров. Из-за крутых склонов долины, на большом протяжении возвышающихся над рекой, этот участок реки назван Днестровским каньоном.
Именно сюда мы с Вами и направляемся. Днестровский каньон – это одно из семи природных чудес Украины.
Мельница (самостоятельная работа- взаимоконтроль
Решив следующие примеры, мы узнаем интересные факты об этом природном чуде Украины
+3 6
150: 250
*Х=64- уравнение 100
*48 20
Проверка:
1) 6. Во время обильных осадков уровень воды в реке может подниматься до 6 метров.
2)250. Днестровский каньон один из самых протяженных в Европе. Его длина 250 км.
3)100. Ширина Днестра здесь около 100 метров.
4)20 . Скалы Днестровского каньона достигают 20 метровой высоты
(слайд
Физкультминутка. (слайд )
Вы, наверное, устали
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Отвели свой взгляд направо
Отвели свой взгляд налево.
Оглядели потолок, посмотрели все вперед.
Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни
И вновь глазами по периметру веди.
Раз согнуться,
Два согнуться-потянуться,
Три в ладоши, три хлопка
Головою три кивка
Пять и шесть и тихо сесть.
Путешествие по Днестровскому каньону
Конкурс капитанов Решение задач
Капитану № 1
В настоящее время на днестровских склонах растет 65 видов редких растений, из них в Красную книгу Украины занесено в 3 раза меньше, а в Европейский список – в 10 ½ раза меньше, чем в Красную книгу Украины.
Сколько видов растений каньона занесены в Красную книгу Украины, а сколько
в Европейский список?
Ответ: 21 и 2 видов.
Капитану № 2
Задача Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем
125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20 % витаминов. Сколько г витаминов ворует у себя тот, кто курит?
«Курить или не курить?» – важный вопрос, решать который приходится многим из нас в какой-то момент жизни. И в тот момент, когда вам придется делать этот выбор, вспомните наш разговор и задумайтесь, что выбрать: курение или здоровье.
Сегодня вечером, как ляжем спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я - человек! Я должен жить!». (Слайд )
Капитану № 3
Решив уравнение, Вы узнаете
сколько памятников живой и неживой
природы мирового значения находится на территории Днестровского каньона
(Х-2)*=80
Итак, мы видим ,что всюду в жизни нас окружают дроби.
Дома каждая группа подготовила практические задания »Где же в жизни встречаются обыкновенные дроби?
Группа №
Музыкальная пауза.
Одним из примеров практического применения дробей может служить нотная тетрадь в музыке. Здесь фактически используется понятие дроби и даже сложение дробей. Так, длительности половинные, четвертные и восьмые соответствуют дробям , а схема длительности соответствует суммам , .
Обозначение d. Используется для увеличения длительности на половину. Например, d. = d +, что соответствует равенству: .
Музыкальное произведение состоит из одинаковых по длительности отрезков – тактов. Длительность каждого такта определяет его размер. Он обозначается дробью, т.к. нижняя цифра обозначает длительность доли (на рис. четвертная), а верхняя – количество долей в такте.
3) География
Участки земной поверхности изображаются на карте в уменьшенном виде, для этого используется понятие масштаба: отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.
Например: масштаб карты означает, что 1см на карте соответствует 10000см на местности.
Золотое сечение.
Золотым сечением называли математики древности и средневековья деление отрезка при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей. Это отношение приближённо равно 0,618. Золотое сечение чаще всего применяется в произведениях искусства, архитектуре, встречается в природе.
Группа №
В жизни без дробей не обойтись,
Судите сами. Вот рецепт бабушкиного печенья. Взять 1/3 чайной ложки соды, полчайной ложки соли, ? пачки маргарина, полтора стакана сахара, один и три десятых килограмма муки. Замесите тесто, выложите его в форму и поставить на четверть часа в духовку.
Дроби в профессиях
Электрик:
Длина провода 12м. На ремонт настольной лампы израсходовал ¼ этого куска. Хватит ли мне оставшегося провода, чтобы заменить проводку в комнате размером 3х4 (замену нужно произвести по двум смежным стенам)?
Водитель – дальнобойщик:
Я отправился в рейс из пункта А в пункт В, расстояние вежду которыми 369 км. В 13 ч 30 мин я проехал девятую часть пути. С какой скоростью мне нужно ехать, чтобы прибыть в фирму до её закрытия (закрывается в 18 ч)?
Рефлексия
Подошла к завершению наша прогулка по Днестровскому каньону», одному из 7 чудес Украины. Запишите свои отзывы об этом путешествии .
Что вам понравилось, что запомнилось, чему научились?
Изобразите свое настроение в конце урока.
Итоги урока.
Сегодня на уроке, обобщив наши знания и умения по теме « Обыкновенные дроби», мы посетили и Днестровский каньон, который отнесен к семи природным чудесам Украины. Подошло к концу наше путешествие. Но не будем огорчаться. Ведь впереди нас ждут новые открытия, новые чудеса. Вперед к открытиям! Ведь сколько еще много удивительных уголков нашей страны нам предстоит еще открыть для себя
Любіть Україну, як сонце, любіть,
як вітер, і трави, і води…
В годину щасливу і в радості мить,
любіть у годину негоди.
***
Любіть Україну у сні й наяву,
вишневу свою Україну,
красу її, вічно живу і нову,
і мову її солов’їну.
Володимир Сосюра
Помни всегда, что без труда
В учебе побед не добиться
Слышим, звонок! Закончен урок.
К финишу мчимся, как птица
Спасибо за урок!
Презентация к уроку прилагается
Приложение
6. Самостоятельная работа. (слабым) Тест.
1. Выберите неправильные дроби:
2. Представьте 0,12 в виде обыкновенной несократимой дроби.
3. Сколько килограммов в центнера?
А) 240 кг Б) 225 кг В) 2400 кг
Задача1.
Ширина проезжей части дороги 9м. Скорость движения школьника м/с. Успеют ли они перейти пешеходный переход на зеленый сигнал светофора, сигнал горит 20 с?
Капитану № 1
В настоящее время на днестровских склонах растет 65 видов редких растений, из них в Красную книгу Украины занесено в 3 раза меньше, а в Европейский список – в 10 ½ раза меньше, чем в Красную книгу Украины.
Сколько видов растений каньона занесены в Красную книгу Украины, а сколько
в Европейский список?
Капитану № 2
Задача Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем
125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20 % витаминов. Сколько г витаминов ворует у себя тот, кто курит?
Капитану № 3
Решив уравнение, Вы узнаете
сколько памятников живой и неживой
природы мирового значения находится на территории Днестровского каньона
(Х-2)*=80