Урок. "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол"

Про матеріал
Цель: повторить и обобщить знания о глаголе, закрепить навыки морфемного и морфологического разбора, повторить правописание глаголов, умение определять спряжение глагола, синтаксическую роль; поддерживать интерес у детей к предмету, продолжить работу над развитием речи учащихся, расширять кругозор, развивать творческое мышление, желание изучать русский язык; воспитывать самодисциплину, любовь к природе, труду, умение видеть, слышать, понимать окружающий мир. Задачи: провести стилистический эксперимент; выполнить функционально-системный анализ понятия «глагол»; систематизировать материалы для оформления справочника по теме «Глагол».
Перегляд файлу

Горбунова Елена Викторовна

Учитель русского языка

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 103 г. Донецка»

Разработка урока по русскому языку для 7 класса на тему «Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема. Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

Цель:  повторить и обобщить знания о глаголе, закрепить навыки морфемного и морфологического разбора, повторить правописание глаголов, умение определять спряжение глагола, синтаксическую роль;

поддерживать интерес у детей к предмету, продолжить работу над развитием речи учащихся, расширять кругозор, развивать творческое мышление, желание изучать русский язык;

воспитывать самодисциплину, любовь к природе, труду, умение видеть, слышать, понимать окружающий мир.

Задачи: провести стилистический эксперимент; выполнить функционально-системный анализ понятия «глагол»; систематизировать материалы для оформления справочника по теме «Глагол».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор

Ход урока

І. Организация класса

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
       ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Беседа с учащимися.

- Ребята, посмотрите в окно. Что вы видите. (Осень, желто-зелёные деревья, облака)

- Природа вдохновляет  жить, действовать, творить. Посмотрите на репродукцию картины Василия Поленова “Золотая осень”. Что изобразил художник? Какие краски использовал?

- Глядя на осенние пейзажи, какой музыкальный фон вы бы сделали?

 2. Работа с текстом.

- Интересно, как писатели описывают осень в своих произведениях. Теперь, ребята, я предлагаю ознакомиться с текстом. Текст имеет специальные пропуски.

Осенний день в березовой роще

     Я в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра … мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все … рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами … на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч … лазурь, ясная и ласковая...

    Я … и … кругом, и … . Листья чуть … над моей головой; по одному их шуму можно было …, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть … по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно …, смотря по тому, … ли солнце или закрывалось облаками; она то … вся, словно вдруг в ней все ..., то вдруг опять все кругом слегка …: яркие краски мгновенно ... и украдкой, лукаво, начинал … и шептать по лесу мельчайший дождь.

    Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая...

    Ни одной птицы не было слышно: все … и замолкли; лишь изредка … стальным колокольчиком голосок синицы.

   Осенний день в березовой роще

   Автор: Тургенев Иван Сергеевич

   Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая...

    Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось... то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли... и украдкой, лукаво, начинал сеят..ся и шептат.. по лесу мельчайший дождь.

    Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая...

    Ни одной птицы (не) было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком голосок синицы.

Задания:

1. Прочитайте текст. Определите, какие части речи пропущены? Назовите автора текста.

2. Стилистический эксперимент.

- Определите стиль, тип речи, тему текста, идею.

- Вставьте на месте пропусков глаголы, подходящие по смыслу. Сравните текст с оригиналом. Сделайте выводы.

ІІІ. Объявление темы, цели урока.

  • Обратите внимание на богатство языка великого классика Ивана Сергеевича Тургенева. Автор учит видеть красоту природы, чувствовать её в мельчайшей капле дождя. Сколько нужно учиться, трудиться, чтобы мастерски владеть своим делом. Вы вставляли глаголы в текст. Какая сегодня тема урока?
  • Сформулируйте цель урока. 

Глагол

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто, что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
ІV. Выполнение тренировочных упражнений.

І. Работа с текстом. Заполните таблицу. Распределить глаголы по их значениям:

1) состояние природы

2)проявление цвета

3) состояние человека

4) движение

5) процессы мысли и речи

6)трудовые процессы

Начинал сеяться,

улыбалось…

 

Синело, побледнело

Сидел, глядел, слушал

Идти,…

Говорить,…

Работать,…

Примеры для 4), 5), 6) колонок привести самостоятельно. 

2. Анализ морфологических признаков глагола.

Глагол

Н.ф.

Вид

возвратность

Переход-ность-непере-ходность

спряжение

Наклоне-ние

время (если есть)

лицо (если есть)

Чис-ло

род (если есть)

сидел

сидеть

несоверш

невозвр

неперех.

ІІ

изъявит

прош.

 

ед.

м.р.

шептать

шептать

несоверш

невозвр

Перех.

І

 

наст.

 

 

 

улыба-лось

улыбаться

несоверш

возвр

неперех

І

изъявит

прош.

 

ед.

с.р.

* Записать все возможные формы глагола «шептать»: шепчу, шепчешь, шепчем, шепчете, шепчут; шептал, -ла, -ло, -ли; прошепчу,…

3. Разбор глаголов по составу, определение способа словообразования: перепадал, побледнела,  синело.

4. Упражнение «Расселили». Повторение правописания глаголов. Найти в тексте примеры. Заполнить таблицу

Не с глаголами

Глаголы прошед шего времени

Оконча ния гл. І спр. 2, 3 л.

Оконча ния гл. ІІ спр. 2, 3 л.

-ться

Что делать?

 

-тся

Что делает?

Правопи сание приставок

Не было

Тянул

Светило

побледнела;

замолкли

Тянешь

Тянет

Тяните

тянут

 

Сидишь

Сидит

Сидите

Сидять

 

Сеяться

Улыбаться

Изменять

ся

сеется

Улыбается

изменяется

Перепадал

Расчищалось

закрывалось

озарялась

побледнела;

5. Синтаксический разбор предложения. Определение синтаксической роли глагола в предложении.

    Я сидел и глядел кругом, и слушал.

Начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. (Глагол (в спрягаемой форме) в предложении обычно играет роль сказуемого, но может быть и любым другим членом предложения).

6. Составить функционально-системный анализ (ФСА) понятия «глагол».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Творческое задание.

- Составить стихотворение, состоящее из одних глаголов.

- Подобрать глаголы-ассоциации к слову осень: созревает, плодородит, желтеет, краснеет, успокаивает, вдохновляет…

V. Закрепление изученного материала.

1.Тест.

  1. Найдите глагол повелительного наклонения

А. Синеть

Б. Побледнели

В. Берегите

        2. Укажите разноспрягаемый глагол

         А. Клеить

         Б. Стелить

         В. Хотеть

3. Найдите безличный глагол

А. Смеркалось

Б. Холодно

В. Снится (сон)

VІ. Рефлексия.

- Продолжи предложение.

1.На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Урок для меня показался…
4.За урок я…
5.Мое настроение…
6.Материал урока мне был…
7. Сегодня я узнал…

8. Было интересно…

9. Было трудно…

10. Я выполнял задания…

VІІ. Домашнее задание.

    Повторить сведения по теме «Глагол». Составить тестовые задания по теме «Глагол». Подчеркнуть глаголы. Оформить справочник по теме «Глагол». Подготовиться к контрольной работе. Написать мини-сочинение «Что для меня значит осень?», «Какими красками я рисую осень?».

VІІІ. Итог урока. Оценивание.

- Природа всегда деятельна, учит нас постоянно работать над собой. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский, человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы. 

    Пусть наши добрые сердца будут всегда открыты, чтобы слышать эту волшебную музыку и вдохновляться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы для учеников

Справочник по теме «Глагол»

 Осенний день в березовой роще

     Я         в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра …   мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все …    рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами …      на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч … лазурь, ясная и ласковая...

    Я …      и …       кругом, и …      . Листья чуть       … над моей головой; по одному их шуму можно было       …, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть    … по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно          …, смотря по тому,         … ли солнце или закрывалось облаками; она то …         вся, словно вдруг в ней все        ..., то вдруг опять все кругом слегка        …: яркие краски мгновенно         ... и украдкой, лукаво, начинал          … и шептать по лесу мельчайший дождь.

    Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая...

    Ни одной птицы (не) было слышно: все …         и замолкли; лишь изредка    … стальным колокольчиком голосок синицы.

Задания:

1. Прочитайте текст. Определите, какие части речи пропущены? Назовите автора текста.

2. Стилистический эксперимент.

- Определите стиль, тип речи.

- Вставьте на месте пропусков глаголы, подходящие по смыслу. Сравните текст с оригиналом. Сделайте выводы.

   Осенний день в березовой роще

   Автор: Тургенев Иван Сергеевич

   Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая...

    Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось... то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли... и украдкой, лукаво, начинал сеят..ся и шептат.. по лесу мельчайший дождь.

    Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая...

    Ни одной птицы (не) было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком голосок синицы.

3. Заполните таблицу. Распределить глаголы по их значениям:

1) состояние природы

2)проявление цвета

3) состояние человека

4) движение

5) процессы мысли и речи

6)трудовые процессы

 

 

 

Идти,…

 

Говорить,…

Работать,…

Примеры для 4), 5), 6) колонок привести самостоятельно.

4. Анализ морфологических признаков глагола.

Глагол

Н.ф.

Вид

возвратность

Переход-ность-непере-ходность

спряжение

Наклоне-ние

время (если есть)

лицо (если есть)

Чис-ло

род (если есть)

сидел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шептать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

улыба-лось

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Записать все возможные формы глагола «шептать»:

5. Разбор глаголов по составу, определение способа словообразования: перепадал, побледнела,  синело.

6. Упражнение «Расселили». Повторение правописания глаголов. Найти в тексте примеры. Заполнить таблицу

Не с глаголами

Глаголы прошед шего времени

Оконча ния гл. І спр. 2, 3 л.

Оконча ния гл. ІІ спр. 2, 3 л.

-ться

Что делать?

 

-тся

Что делает?

Правопи сание приставок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Синтаксический разбор предложения. Определение синтаксической роли глагола в предложении.

 

  Я сидел и глядел кругом, и слушал.

 

Начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.

8. Составить функционально-системный анализ (ФСА) понятия «глагол».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Тест.

  1. Найдите глагол повелительного наклонения

А. Синеть

Б. Побледнели

В. Берегите

   2. Укажите разноспрягаемый глагол

    А. Клеить

    Б. Стелить

    В. Хотеть

         3. Найдите безличный глагол

            А. Смеркалось

            Б. Холодно

            В. Снится (сон)

10. Творческое задание.

- Составить стихотворение, состоящее из одних глаголов.

- Подобрать глаголы-ассоциации к слову осень: созревает, плодородит, желтеет, краснеет, успокаивает, вдохновляет…

*Резервное задание.

- Отредактировать текст.

   Осень ходила по полям, ходила из двора в двор. Ходила с дождями, ветром и бабьим летом. Осень делала подарки: урожайные поля, разноцветные цветы, горы вдохновения.

 Афоризмы на тему «Природа. Деятельность. Человек»

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

Леонардо да Винчи

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться»               Леонардо да Винчи

Леса учат человека понимать прекрасное.

                                                                                            Антон Павлович Чехов

«Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность»
                                                                                                            Иоганн Гёте 

Путешествовать, наблюдать природу, улавливать ее тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить. Ф. Геблер

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы. В.А. Сухомлинский

 

*Резервные задания.

1.Отредактировать текст. Подчеркнуть глаголы в переносном значении.

   Осень ходила по полям, ходила из двора в двор. Ходила с дождями, ветром и бабьим летом. Осень делала подарки: урожайные поля, разноцветные цветы, горы вдохновения. (Осень ходила по полям, гостила из двора в двор. Путешествовала с дождями, ветром и бабьим летом. Осень дарила урожайные поля, разноцветные цветы, творческое вдохновение.)

  1. Правописание НЕ с глаголом. Записать слова.

Не брать, не бросить, недомогать, не унывать, неволить, не обижать, негодовать, не хвалить, не бояться.

  • Обозначить НЕ с глаголом слитно -      , а НЕ с глаголом раздельно -    
  • Какой получился орнамент?
  • Составить из треугольников, кругов любую фигуру.                      
docx
Додано
9 червня 2020
Переглядів
1133
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку