УРОК "ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ» ( 7 класс) (слайд 1)
Тема: обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Цель: обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол».
Задачи урока (слайд 2):
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Раздаточный материал: оценочный лист, бумага для записей.
Глагол – самая огнедышащая, самая живая
часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка.
А.Югов
(слайд 3)
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Объявление темы и целей урока.
Учитель: сегодня на уроке мы повторим и обобщим полученные вами знания по теме «Глагол». Урок мы проведём в форме игры между 3 командами класса. Оценивать ваши достижения будете вы сами.
Оценочный лист
|
Задания |
Слайд |
Время |
Баллы |
1 |
Ответить на теоретические вопросы по теме «Глагол». |
Слайд 4 |
5 мин |
3 |
2 |
Указать вид и спряжение глаголов. |
Слайды 5-6 |
5 мин |
3 |
3 |
Записать правильно слова. Объяснить их правописание. |
Слайды 7-8 |
5 мин |
7 |
4 |
Заменить глаголы фразеологизмами. |
Слайды 9-11 |
5 мин |
5 |
5 |
Выполнить морфологический разбор слова «приехала». |
Слайд 12 |
3 мин |
3 |
|
Физкультминутка. |
Слайд 13 |
1 мин |
|
6 |
Собрать пословицу. |
Слайд 14 |
3 мин |
3 |
7 |
Принять участие в блиц-опросе. |
Слайд 15 |
3 мин |
3 |
8 |
Создать правильные формы глагола. |
Слайды 16-20 |
3 мин |
3 |
9 |
Выписать глаголы из песни. |
Слайд 21-22 |
2 мин |
3 |
|
Итого |
|
35 мин |
33 |
ІІІ. Мотивация учебной деятельности (слайд 3).
Учитель: Ребята, обратите внимание на эпиграф, как вы его понимаете?
ІV. Основное содержание работы
1. Какая часть речи называется глаголом?
2. Начальная форма глагола – это…
3. Постоянные признаки: вид. Как определить вид глагола?
4. Постоянные признаки: спряжение. Как определить спряжение глагола?
5. Постоянные признаки: переходность. Как отличить переходные глаголы от непереходных?
6. Непостоянные признаки: наклонение. Как определить наклонение глагола?
7. Какие непостоянные признаки глагола вам еще известны? (лицо, число, время).
8. Какую роль в предложении играет глагол?
9. Как называются глаголы, которые обозначают действие, происходящее само по себе?
1 команда:
делаЕт - 1 спр., несов.вид
расскажЕт – 1 спр., сов.вид
видИт – 2 спр., несов.вид
2 команда:
варИт - 2 спр., несов.вид
напишЕт – 1 спр., сов.вид
дышит – 2 спр., несов.вид
3 команда:
бормочЕт – 1 спр., несов.вид
пожарИт - 2 спр.,сов.вид
вышиваЕт – 1 спр., несов.вид
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
|
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
|
ПРИЕХАЛА – глагол.
(Что сделала?) приехала, н.ф. – приехать
Пост. пр.: I спр., непереходный, сов.вид
Непост. пр.: изъявитеьное накл., ед.ч., пр.вр., 3 л., ж.р.
Поскачите, попляшите,
Сядьте тихо, полежите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь,
Быть хорошими стремитесь.
Вы рифмовку прочитали…
А глаголы вы узнали?
Учитель: что это за глаголы? (в повелительном наклонении).
Каждая команда получает набор частей пословиц. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1 команда:
кто умеет веселиться
того горе боится
не плюй в колодец
пригодится воды напиться
семь раз отмерь
один отрежь
3 команда: любишь кататься люби и саночки возить как аукнется так и откликнется грамоте учиться всегда пригодится |
2 команда:
кто любит трудиться
тому без дела не сидится
кто хочет от жизни толку добиться
тот должен много трудиться
нечего тому страшиться
кто ничего не боится
1. Кто умеет веселиться, того горе боится.
2. Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.
3. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
4. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
5. Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться.
6. Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.
7. Любишь кататься, люби и саночки возить.
8. Как аукнется, так и откликнется.
9. Грамоте учиться всегда пригодится.
1. «Спустя рукава». Что это за выражение? Подберите антоним. (Засучив рукава).
2. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (прош. время)
3. Назовите разноспрягаемые глаголы (бежать, хотеть)
4. Назовите безличные глаголы: вечереет, играет, поет, нездоровится.
5. Глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить (кроме брить, стелить) относятся к… (2 спряжению).
6. Назовите инфинитив: смеюсь, смеяться, смеются, смеялись.
7. Исправьте ошибку в предложении: Утром он одел (надел) свою новую рубашку.
8. Не с глаголами всегда пишется раздельно? (да, кроме тех слов, которые без «не» не употребляются)
9. Глаголы, которые могут сочетаться с сущ. в В.п. без предлога, называются….(переходными).
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. Образуйте форму повелительного наклонения от глаголов
ЛЕЧЬ, ЕЗДИТЬ, МАХАТЬ – по одному слову для каждой команды
лечь – ляг(те)
ездить – поезжай(те)
махать – маши(те)
2.Образуйте форму 1 лица единственного числа от глаголов
ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ - по одному слову для каждой команды
(смогу) победить / ощутить/ очутиться
3.Образуйте форму совершенного вида от глагола ИДТИ – 1 команда
идти - прийти
Образуйте форму 3 лица наст. времени от глагола МОЛОТЬ – 2 команда
молоть - мелет
Образуйте форму 3 лица наст. времени от глагола ЖЕЧЬ – 3 команда
жечь - жжёт
песни, ученики выписывают глаголы.
https://www.youtube.com/watch?v=SDT_Vnrsnzk
Правильный ответ оценивается в 3 балла.
1 команда
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
2 команда
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
3 команда
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой", - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
Учитель: сколько глаголов встретилось в песне? 5+5+6=16
Учитель: Какая орфограмма встретилась в этих глаголах? (не с глаголами, правописание -ТЬСЯ)
9. Подведение итогов урока. Ученики подсчитывают очки на оценочном листе. Объявление результатов.
1