Урок "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол". 7 класс".

Про матеріал
Цель: обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:  обобщить знания, полученные при изучении темы «Глагол»;  проверить усвоение пройденного материала;  закрепить знания правильного употребления глаголов в речи;  применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Перегляд файлу

УРОК  "ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ» ( 7 класс) (слайд 1)

 

Тема: обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Цель: обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме  «Глагол».

Задачи урока (слайд 2):

  • обобщить знания, полученные при изучении темы «Глагол»;
  • проверить усвоение пройденного материала;
  • закрепить знания правильного употребления глаголов в речи;
  • применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Раздаточный материал: оценочный лист, бумага для записей.

 

                                                     Глагол – самая огнедышащая, самая живая    

                                                 часть   речи. В глаголе  струится  самая алая,                                                           самая   свежая   артериальная   кровь   языка.  

А.Югов

(слайд 3)

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Объявление темы и целей урока.

Учитель: сегодня на уроке мы повторим и обобщим полученные вами знания по теме «Глагол».  Урок мы проведём в форме игры между 3 командами класса. Оценивать ваши достижения будете вы сами.

  • Деление на команды (ученики выбрают  конфеты с обертками разного цвета и рассаживаются в группы в соответствии с цветом. Берут оценочные листы для выставления очков).

Оценочный лист

 

Задания

Слайд

Время

Баллы

1

Ответить на теоретические вопросы по теме «Глагол».

Слайд 4

5 мин

3

2

Указать вид и спряжение глаголов.

Слайды 5-6

5 мин

3

3

Записать правильно слова. Объяснить их правописание.

Слайды 7-8

5 мин

7

4

Заменить  глаголы фразеологизмами.

Слайды 9-11

5 мин

5

5

Выполнить морфологический разбор слова «приехала».

Слайд 12

3 мин

3

 

Физкультминутка.

Слайд 13

1 мин

 

6

Собрать пословицу.

Слайд 14

3 мин

3

7

Принять участие в блиц-опросе.

Слайд 15

3 мин

3

8

Создать  правильные формы глагола.

Слайды 16-20

3 мин

3

9

Выписать глаголы  из песни.

Слайд 21-22

2 мин

3

 

Итого

 

35 мин

33

 

ІІІ. Мотивация учебной деятельности (слайд 3).

Учитель: Ребята, обратите внимание на эпиграф, как вы его понимаете?

 

ІV. Основное содержание работы

  •     ЗАДАНИЕ № 1 (слайд 4).  Дайте ответы на теоретические вопросы по теме «Глагол».   По очереди команды отвечают на 3 вопроса. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

 

 

 

 

1. Какая часть речи называется глаголом?

2. Начальная форма глагола – это…

3. Постоянные признаки: вид.  Как определить вид глагола?

4. Постоянные признаки: спряжение. Как определить спряжение глагола?

5. Постоянные признаки: переходность. Как отличить переходные глаголы от непереходных?

6. Непостоянные признаки: наклонение. Как определить наклонение глагола?

7. Какие непостоянные признаки глагола вам еще известны?  (лицо, число, время).

8. Какую роль в предложении играет глагол?

9. Как называются глаголы, которые обозначают действие, происходящее само по себе?

 

  •  ЗАДАНИЕ  № 2 (слайд 5). Определите  вид и спряжение глаголов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

 


1 команда:

делаЕт  - 1 спр., несов.вид

расскажЕт – 1 спр., сов.вид

видИт – 2 спр., несов.вид

2 команда:

варИт -  2 спр., несов.вид

напишЕт – 1 спр., сов.вид

дышит – 2 спр., несов.вид


 

3 команда:

бормочЕт – 1 спр., несов.вид

пожарИт - 2 спр.,сов.вид

вышиваЕт – 1 спр., несов.вид

 

  •  ЗАДАНИЕ № 3 для всех команд (слайды 6-7). Запишите слова правильно. Объясните их правописание.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

 


  1.     надо трудит…ся
  2.     (не)успел
  3.     прочитаеш…
  4.     улыбает…ся
  5.     береч…
  6.     (не)взлюбить
  7.     отреж…те

 

  •     ЗАДАНИЕ № 4   для всех команд (слайды  9-11).  Замените  глаголы фразеологизмами.  Определите вид, переходность, спряжение глаголов.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

  1.    думать – ломать голову – несов.вид, неперех.,1 спр.
  2.    обманывать – водить за нос - несов.вид, перех., 1 спр.
  3.    разоблачить – вывести на чистую воду - сов.вид, перех., 2 спр.
  4.    запомнить – зарубить на носу - сов.вид, перех., 2 спр.
  5.    молчать – держать язык за зубами – несов.вид, неперех., 1 спр.

 

  •     ЗАДАНИЕ № 5  для всех команд (слайд 12) Выполните морфологический разбор глагола «приехала» в предложении                   «Катя приехала в Киев». Правильный ответ оценивается в 3 балла.

 

ПРИЕХАЛА – глагол.

(Что сделала?) приехала, н.ф. – приехать

Пост. пр.: I спр., непереходный, сов.вид

Непост. пр.: изъявитеьное накл., ед.ч., пр.вр., 3 л., ж.р.

 

  •    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 13)

Поскачите, попляшите,

Сядьте тихо, полежите.

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Быть хорошими стремитесь.

Вы рифмовку прочитали…

А глаголы вы узнали?

 

Учитель: что это за глаголы? (в повелительном наклонении).

 

  •          ЗАДАНИЕ № 6 (слайд 14).  Соберите  пословицу. Какие орфограммы встретились в пословицах? 

Каждая команда получает набор  частей пословиц. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

 


1 команда:

кто умеет веселиться

того горе боится

не плюй в колодец 

пригодится воды напиться

семь раз отмерь

один отрежь

3 команда: 

любишь кататься

люби и саночки возить

как аукнется

так и откликнется

грамоте учиться

всегда пригодится


 

2 команда:

кто любит трудиться

тому без дела не сидится

кто хочет от жизни толку добиться

тот должен много трудиться

нечего тому страшиться

кто ничего не боится

 

1. Кто умеет веселиться, того горе боится.

2. Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.

3. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

 

4. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

5. Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться.

6. Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.

 

7. Любишь кататься, люби и саночки возить.

8. Как аукнется, так и откликнется.

9. Грамоте учиться всегда пригодится.

 

  •     ЗАДАНИЕ № 7 (слайд 15).  БЛИЦ-ОПРОС. По очереди команды отвечают  на 3 вопроса. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

 

1. «Спустя рукава». Что это за выражение? Подберите   антоним. (Засучив рукава).

2. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (прош. время)

3. Назовите разноспрягаемые глаголы (бежать, хотеть)

4. Назовите безличные  глаголы: вечереет, играет, поет, нездоровится.

5. Глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить (кроме брить, стелить) относятся к… (2 спряжению).

6. Назовите инфинитив: смеюсь, смеяться, смеются, смеялись.

7. Исправьте ошибку в предложении: Утром он одел (надел) свою новую рубашку.

8. Не с глаголами всегда пишется раздельно? (да, кроме тех слов, которые без «не» не употребляются)

9. Глаголы, которые могут сочетаться с сущ. в В.п. без предлога, называются….(переходными).

 

  •  ЗАДАНИЕ № 8 (слайд 16-18).  Правильно  говорите по-русски.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

 

1. Образуйте форму повелительного наклонения от глаголов     

ЛЕЧЬ,  ЕЗДИТЬ, МАХАТЬ – по одному слову для каждой команды

лечь – ляг(те)

ездить – поезжай(те)

махать – маши(те)

 

2.Образуйте форму 1 лица единственного числа от глаголов

ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ,  ОЧУТИТЬСЯ - по одному слову для каждой команды

(смогу)  победить / ощутить/ очутиться

 

3.Образуйте форму совершенного вида от глагола  ИДТИ – 1 команда

идти - прийти

Образуйте форму 3 лица наст. времени от глагола  МОЛОТЬ – 2 команда

молоть - мелет

Образуйте форму 3 лица наст. времени от глагола ЖЕЧЬ – 3 команда

жечь - жжёт

 

  •     ЗАДАНИЕ № 9 (слайд 16-18).  Песня о дружбе. Звучит фонограмма

песни, ученики выписывают глаголы.

https://www.youtube.com/watch?v=SDT_Vnrsnzk

Правильный ответ оценивается в 3 балла.

 

1 команда

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

 

2 команда

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту -

Вот что значит настоящий верный друг.

 

3 команда

Мы поссоримся и помиримся,

"Не разлить водой", - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

 

Учитель: сколько глаголов встретилось в песне? 5+5+6=16

Учитель: Какая орфограмма встретилась в этих глаголах? (не с глаголами, правописание  -ТЬСЯ)

 

9. Подведение итогов  урока. Ученики подсчитывают очки на оценочном листе. Объявление результатов.      

1

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Бурова Лариса Володимирівна
    Велика подяка Марині Василівні. Дуже добре підібраний матеріал, вміло охоплені всі ознаки дієслова. Форма змагання робить урок цікавим для дітей різного рівня підготовки! Натхнення Вам в роботі!
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
22 січня 2022
Переглядів
965
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку