Урок обучения грамоте. «Звуки [п] [п‘]. Буква П п»

Про матеріал
План-конспект урока обучения грамоте (интегрированный курс) для школ с русским языком обучения, цель которого в игровой форме познакомить детей с буквой Пп, которая обозначает согласные звуки [п], [п′], учить различать эти звуки и делать(проводить) звуковой анализ слов, учить определять место звука в словах, составлять и читать слоги и слова с этими буквами
Перегляд файлу

Тема урока: «Звуки [п] [п‘]. Буква П п»

Цель урока:

Дидактическая: ознакомить учащихся с буквой Пп, которая обозначает согласные звуки [п], [п′], учить различать эти звуки и делать(проводить) звуковой анализ слов, учить определять место звука в словах, составлять и читать слоги и слова с этими буквами; формировать навыки чтения текста; повторить понятия «живая и неживая природа».

Воспитательная: прививать интерес к русскому языку, научить работать в парах и группах. формировать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям друг друга, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.

Развивающая: способствовать развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Тип урока: урок усвоения нового материала, урок-игра.

Средства обучения: учебник, сюжетно-тематические картинки, компьютер, конструктор ЛЕГО.

Формы организации деятельности учеников: работа в парах, групповая работа, фронтальная работа.

Ход урока.

I. Организация начала урока.

1. Организационный момент.

Парты в классе стоят, объединенные по 4. В центре стоят картинки с изображением героев сказок.

— Сегодня наш урок мы проведем как соревнование между командами. Чтобы объединить вас в команды, я раздам вам карточки с изображением сказочных героев, а вы займете места за партами, на которых стоит картинка с изображением нужного вам героя.

2.Мотивационный момент.

— Перед вами лежит пустой лист на нем пустой прямоугольник. Это пазл. Он состоит из 8 фрагментов. Чтобы получить фрагмент пазла, нужно правильно выполнить задание. За каждое правильно выполненное задание вы получаете один фрагмент пазла. Восемь «окошек» - восемь заданий. Каждый участник команды, которая первой сложит картинку, получает право провести на перемене игру «Кто я?».

( Играть могут дети всего класса. Ведущий выбирает категорию «Животные», «Птицы», «Цветы», «Школьные принадлежности» и т.д. Загадывает слово, которое дети должны отгадать. Загаданное слово можно изображать или описывать его свойства. Если дети отгадали загаданное слово, происходит смена ведущего.)

                                                                                       

Напоминаю. Для каждой команды в конвертах лежат интересные задания. Выигрывает команда, которая раньше всех соберет всю картинку или наибольшее количество её фрагментов.

Ответы будут засчитываться, если вы будете отвечать, не выкрикивая и поднимая руку. Если правила нарушаются, отвечать будет другая команда.

ІІ. Сообщение темы и цели урока

— Сегодня на уроке мы ознакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает, будем учиться читать слоги и слова, составлять и дополнять текст.

ІІІ. Изучение нового материала

1. Подведение к теме.  Постановка учебной проблемы.

— Задание № 1

В конверте лежат картинки, собрав которые, вы узнаете, какую букву мы будем сегодня изучать.

(Дети собирают картинку и получают изображение буквы П, на фрагментах которой картинки предметов, названия которых начинаются на букву П.)

D:\Documents\ДЛЯ школы\146 ШКОЛА\1 - А\МАТЕРИАЛЫ\Новые буквы\fa50b32b955e7cece450f17bfff3615e.jpg

— Вы собрали картинку, кто знает, что получилось?  Это буква.

— Какая? Узнать, какая эта буква нам помогут картинки на этой букве.

— Давайте назовем, что изображено на картинках пазла (пила, пирамида, помидор, поросенок, панда, пять, пчела, посуда, пальма).

— Какой первый звук вы слышите? Правильно, звук [п]. А буква, которую вы собрали, называется пэ.

— Сегодня мы будем изучать букву П.

 

2. Демонстрация буквы П. 

 

— Послушайте стихотворения о букве П

Палка, палка, сверху крыша —
Буква П на строчку вышла.

Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
— Ну-ка, милый, не ленись –
Подойди да подтянись.

 

Подходящие ворота.
Проходи, кому охота!
На хоккее. На футболе
Буква П – ворота в поле.

 

— На что она похожа? (Ворота, турник, дверной проем.).

Из скольких частей она состоит?

— На какую букву похожа?

                    Н       П     Л     И

 

3.Выкладывание детьми на партах буквы п из деталей ЛЕГО.

— Сколько деталей вы использовали? 

 

 

 

4. Печатание буквы П в тетрадях.

D:\Documents\ДЛЯ школы\146 ШКОЛА\1 - А\МАТЕРИАЛЫ\Зіскановане\Зіскановане_20201102 (22).png

5. Характеристика звуков.  Вычленение звуков [п], [п′].

— Давайте назовем, что изображено на картинке.

C:\Users\School\Documents\панда.jpg     C:\Users\School\Documents\ПОПУГАЙ.jpg   C:\Users\School\Documents\паук.jpg      C:\Users\School\Documents\парта.jpeg

   C:\Users\School\Documents\петух.jpg     C:\Users\School\Documents\пылесос.jpg   C:\Users\School\Documents\перо.jpg          C:\Users\School\Documents\пальма.jpg

— Какая картинка лишняя в каждом ряду? Почему? (1 ряд – лишняя парта, т.к. это неживой предмет, большинство – живая природа. 2 ряд – лишний петух, остальные – неживая природа).

— Еще раз назовем все слова. Какой звук мы слышим первым? Мы слышим звук [п].

П-п-п-п-п – как мы произносим этот звук? Что активно работает во время его произношения? (Губы).

— Участвует ли голос во время произношения буквы П? Давайте произнесем гласный звук [а] и вспомним, что работает при его произношении? Воздух через ротик проходит свободно, без препятствия. Значит звук … гласный.

— Снова произнесем: п-п-п-п-п.

— Какой мы можем сделать вывод? (Звук [п] произносится отрывисто, преодолевают преграду, созданную губами. Значит он … согласный). 

6. Определение позиции звука [П] в словах.

— Послушайте внимательно и скажите, где вы слышите звук [п]: в начале, в середине или в конце.   

Задание № 2. Определить, где находится звук [п]: в начале слова, в середине или в конце.  И закрасить его позицию в слове.                                         

     C:\Users\School\Documents\панда.jpg                  C:\Users\School\Documents\гепард.jpg                 C:\Users\School\Documents\карп.jpg 

            ПАНДА                               ГЕПАРД                             КАРП               

                                                                                                                                                         

— Мы знаем, согласные звуки могут быть мягкими и твердыми. Поиграем в игру «Паровозики», благодаря которой мы распределяем звуки на твердые и мягкие. Но, чтобы наши вагончики легко соединялись в состав, нам нужна подзарядка для нашего речевого аппарата.

 

7. Артикуляционная гимнастика

1.«Футбол». Кончик языка поочередно упирается в правую, затем левую щеку, как будто мяч попадает в ворота.

2.«Чашечка». Произносим пе-пе-пе 6-8 раз и устанавливаем язык наверху в форме чашки.

3.«Лягушка – хоботок». Растягиваем сомкнутые губы в улыбку, затем с напряжением вытягиваем губы вперед трубочкой. Удерживаем их в каждом положении на счет до пяти.

 

 

8. Игра «Паровозики». Задание № 3

— Итак, игра, паровозик. Напоминаю правила:

нужно назвать предметы и распределить по вагончикам «твердого» или «мягкого» паровозика.

 

— Если у вас получилось прицепить вагончики к двум паровозикам, то какой мы можем сделать вывод? (Буквой П обозначаются два согласных звука — твердый [п] и мягкий [п′]). 

— Какие буквы помогают ей в этом?

9.Звуковой анализ слов. Задание № 4

— Молодцы, паровозики мы собрали. А теперь в составе «твердого» паровозика возьмем слово ПАУК, а составе «мягкого» слово ПИЛА. Сколько слогов в слове ПАУК, в слове ПИЛА?

— Сделаем звуковой анализ и запишем звуковые схемы этих слов.

ПАУК [– • • – ]                              ПИЛА [= • – •]

10. Физкультминутка. Музыкальная физкультминутка «Танцуем вместе с пандой». Дети повторяют движения за сказочным героем (на экране компьютера).

 

 

11. Образование и чтение слогов с буквой П.  Задание № 5

Работа в парах - «игра «Солнышко».

Выложить слоги на парте и прочитать своему напарнику.

                                                                                                

 

12.  Образование слов. Игра «Собери слово». Задание № 6

а) в печатной тетради                          б) из отдельных карточек

                                   ля пят                                              по су по

По                                                             ка                            мы  ла

                                  ии пал                                                                        да                                         

D:\Documents\ДЛЯ школы\146 ШКОЛА\1 - А\МАТЕРИАЛЫ\Зіскановане\Зіскановане_20201102 (22).png

13. Чтение слов с буквой П на карточках.

Задание № 7.  У каждой команды одинаковые карточки.

— Каждый участник команды читает вслух слово по цепочке. Выигрывает та команда,

 участники которой прочитают все слова правильно.

папа             пила            план            плот          пилот

Поля            пятка                 плита          понял панда

14.  Составление предложений. Задание № 8

Командам раздаются сюжетные картинки.

— Поработайте в парах. Задайте друг другу вопросы по рисунку. Что вы видите на рисунке? Подумайте, о чем пойдет речь. Из отдельных слов на карточках составьте предложения по теме рисунка.

           

ІV. Итог урока. Рефлексия.

— Итак, ребята, вы большие молодцы, вы собрали полностью картинку. Что же мы на ней видим? Что общего у всех предметов на этой картинке? (Правильно, они все начинаются на букву п).

D:\Documents\ДЛЯ школы\146 ШКОЛА\1 - А\МАТЕРИАЛЫ\Новые буквы\ПАЗЛ П.jpg

 — Давайте сначала выберем слова с твердым звуком [п], затем с мягким [п'].

— Как выглядит буква п, на что она похожа?

 — Закрасьте все буквы п рисунке.

D:\Documents\ДЛЯ школы\146 ШКОЛА\1 - А\МАТЕРИАЛЫ\Новые буквы\9b8c88e451484bb096eea8b5464cac62.jpg

 

docx
Додано
13 грудня 2021
Переглядів
2150
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку