Урок "Простые, сложные и составные числительные"

Про матеріал
Конспект урока по русскому языку для 6 класса. Тема урока "Простые, сложные и составные числительные"
Перегляд файлу

 

 

Тема. Простые, сложные и составные числительные

Цель: дать классификацию видов имен числительных по строению; научить различать  простые, сложные и составные числительные; развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать; воспитывать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

 

 

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы изучили понятие об имени числительном. В качестве домашнего задания вы выполняли упражнение 187. Прочитаем задание.

 

III. Актуализация опорных знаний

Итак, с какой частью  речи мы познакомились на прошлом уроке? (числительное)

1.Блиц-опрос.

— Что такое имя числительное? ( Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы «сколько?» и «какой?»)

— На какие разряды делятся имена числительные? (На количественные и порядковые)

-На какой вопрос  отвечают  количественные числительные?  (сколько?)

- На кокой вопрос отвечают порядковые числительные?  (какой?)

- Имена числительные  какими членами предложения могут быть?  ( подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством)

- Какие части  речи могут иметь  числовое значение ? (существительное, прилагательное,  глагол)

 

IV. Мотивация учебной деятельности

Конечно, с цифрами и числами вы уже давно знакомы. Каждый день вы сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. И дома, когда, например, смотрите телевизор (первый канал, второй канал, третий и так далее), и в школе.

- На каких уроках вас окружают цифры?

- А представьте, что было бы, если бы в нашем мире не было бы ни одной цифры…

Не знали бы, какой сегодня год и какое число, сколько каждому из нас лет, не смогли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы цен, денег, да и магазинов бы тоже не было. Мы потеряли бы такое понятие, как время: не знали бы истории, событий, когда произошли открытия…)

Как видим, люди без цифр не смогли бы нормально жить и работать.

 

V. Работа над темой урока

- Посмотрите на доску. Чем отличаются числительные?

На доске: шесть, пятьсот,  сто один. (корень, два корня, два слова)

То есть числительные отличаются по своему строению.

Записываем тему урока: «Простые, сложные и составные числительные»

Какие из числительных на доске являются сложным, простым и составным?

Так вот, ребята, количественные и порядковые числительные по своему строению делятся на три группы:

 Числительные, которые состоят лишь из одного корня – простые; у которых два корня – сложные, а состоящие из двух или нескольких слов – составные.

 

Соответственно с этим разделением и выделяют  группы   числительных по своему строению.  

1) Сколько же  групп по строению имеют  числительные?

2) Какие  числительные называются простыми?  ( 1 корень)

3) Какие  числительные называются сложными?  ( 2 корня)

4) Какие  числительные называются составными?  ( состоят из нескольких слов)

5) Какие числительные могут быть простыми, сложными и составными?

( Колич. и поряд.)

 

Задание 1.  Заполните пустые ячейки.

– Сколько слагаемых в каждом числе?

http://tak-to-ent.net/matem/6rus/image009.png                   http://tak-to-ent.net/matem/6rus/image010.png
 

– Каждому слагаемому соответствует числительное. Следовательно, сколько слагаемых, столько и слов в числительном.

В числе 120 два слагаемых, значит, записываем два слова – сто и двадцать.

В числе 56 тоже два слагаемых, значит, записываем два слова – пятьдесят и шесть.

– Числительные 120 и 56 простые или составные? Обоснуйте.

(Это составные числительные, потому что они состоят из двух слов)

 

 

 

Задание 2.  Работа в парах. Списать, подписать над числительным состав.

Пятнадцать, семь, сто шестнадцать, восемнадцатый, одиннадцать, миллион, шестьсот, семидесятый, девяносто шестой, семьсот сорок один, триста двадцать, четвертый, девятьсот девяносто девять тысяч, миллиард.

(1 - Пятнадцать, восемнадцатый, одиннадцать, миллион, четвертый, миллиард

2 - шестьсот, семидесятый, стотысячный

3 - сто шестнадцать, семьсот сорок один, триста двадцать, девятьсот девяносто девять тысяч)

 

Задание 3. Лингвистическая задача.

Почему в слове одиннадцать пишется две буквы н, а в слове двенадцать — одна?

В числительном одиннадцать произносится сегодня обычный, краткий звук [н]. А пишем мы это слово через две буквы н благодаря этимологическому принципу, используемому в русской орфографии. Числительные второго десятка исторически образовывались по модели: «числительное первого десятка + предлог на + дцать (десять)». Поэтому одиннадцать — это исторически один на дцать (отсюда две буквы н), а двенадцать две на дцать (здесь одна буква н) и т.д.

 

 

 

 

Физминутка

Три команды получают задания.

Найти общее во всех фразах, т.е. что их объединяет. Вместо многоточий вставить нужное по смыслу числительное и определить его состав.

 1 команда. «…    капитана» (Вениамин Каверин «Два капитана»,  «… месяцев» (Самуил Маршак «Двенадцать месяцев») ,  «… лье под водой» (Жюль Верн «Двдцать тысяч лье под водой»)

2 команда.

  1. «… минут, … минут!

Бой часов раздастся вскоре!

… минут, пять минут!

Помиритесь те, кто в ссоре!»

  1.  «Спой-ка с нами, перепёлка, перепёлочка,

Раз иголка, два иголка - будет ёлочка.

Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка,

Раз словечко, два словечко - будет песенка.»

  1. «Жили у бабуси

Два весёлых гуся,

Один - серый, другой - белый,

Два весёлых гуся.

            Один - серый, другой - белый,

     Два весёлых гуся!»

3 команда.

Семеро одного не ждут.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 

Задание 4. Решить задачу, действия записать. Над числительными написать состав.

Образец.

пр.                пр.                                 пр.

Два плюс два     -    получится четыре.

 

     40 бабушек вошли в автобус. Пятая часть из них купила билеты, а остальные закричали, что у них проездной. На самом деле проездной имели только 7 бабушек. Сколько бабушек проехали зайцем?

  1. Сорок разделить на пять - получится восемь. –  Столько бабушек купили билеты.
  2. Сорок минус восемь – получится тридцать два.- Столько бабушек закричали, что у них проездной.
  3. Тридцать два минус семь – получится двадцать пять.

Ответ: двадцать пять бабушек проехали зайцем.

 

  1. Выполнить упр. 192 стр. 143

 

  1. А  сейчас проверим,  насколько вы усвоили тему урока.

Задание:  У каждого из вас  лежат  на партах задания с бланками ответов. Подпишите бланк. Внимательно прочтите задание и впишите ответы в бланки.

Задание : Укажите:    простые ( пр.);   сложные ( сл.);   составные  (с) числительные.

Семьсот   килограммов, пять  человек, три   дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят    лет,   две тысячи девятнадцать шагов.

 

VI. Рефлексия

 

VII. Подведение итогов урока

          Сколько же  групп по строению имеют  числительные?

2) Какие  числительные называются простыми  ?  ( 1 корень)

3) Какие  числительные называются сложными  ?  ( 2 корня)

4) Какие  числительные называются составными  ?  ( состоят из нескольких слов)

 

VIII. Домашнее задание

Выучить правило стр. 191; выполнить упр. 191 стр. 142

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
16 листопада 2019
Переглядів
2413
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку