Урок. Оказание доврачебной помощи при поражении электрическим током

Про матеріал
Урок. Оказание доврачебной помощи при поражении электрическим током. Цель урока: выяснить опасность действия электрического тока для жизни учащихся, защитить и предостеречь учеников от опасных последствий поражения электрическим током (молнией); научить оказывать помощь в экстремальной ситуации.
Перегляд файлу

Тема урока: Оказание доврачебной помощи при поражении электрическим током

Цель урока: выяснить опасность действия электрического тока для жизни учащихся, защитить и предостеречь учеников от опасных последствий поражения электрическим током (молнией); научить оказывать помощь в экстремальной ситуации.

Оборудование: доска, плакаты по оказанию первой помощи, схемы-алгоритмы, аптечка.

Ход урока

I Мотивация учебной деятельности, объявление темы и цели урока

  1. Вступительное слово учителя

XIX век. Англия. Лондон. Лаборатория Королевского института, где молодой ученый ставит опыт по обнаружению взаимосвязи электрического тока и магнетизма; ученый, который поставил и решил задачу «превратить магнетизм в электричество»; который конденсировал в своем имени электрический заряд. Имя выдающегося ученого Майкла Фарадея навсегда увековечено в единице измерения емкости электрического конденсатора – фараде.

Электричество… Без него немыслима современная жизнь, не обходится ни один человек. Это то, что окружает нас дома, на работе, на отдыхе,…везде.

Электричество – это необходимо, удобно, полезно и в то же время опасно. В чем же опасность? Как избежать ее? Как вести себя в экстремальной ситуации?

Тема сегодняшнего урока «Оказание помощи при поражении электрическим током».

Согласно Закону Украины «О гражданской обороне Украины», “граждане Украины имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, а также должны требовать от правительства Украины, других органов власти, администраций предприятий … гарантий обеспечения её реализации”. В системе защиты населения и территорий важным предупреждающим мероприятием есть подготовка как руководителей, в том числе и учителей, так и обучения всех слоёв населения Украины. Отсюда цель урока: выяснить опасность действия электрического тока для вашей жизни; защитить и предостеречь вас от опасных последствий поражения электрическим током, ( а также молнией); научить оказывать помощь в экстремальной ситуации.

 

 

II Актуализация опорных знаний.

  1. «Ассоциативный куст».

- Какие ассоциации вызывает у вас слово электричество?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Понимание нового материала

Учитель:

Как же действует электрический ток на организм человека? Какие виды поражения электрическим током бывают? Слово докладчикам.

1. Доклады учеников по индивидуальным задания

I докладчик.

Электрический ток, проходя через организм , причиняет термические и биологические повреждения. Термическое действие проявляется в ожогах кожного покрова или внутренних органов. Есть 2 основных вида поражения:

1) электрические травмы;

2) электрические удары.

Электрические травмы – это пятна серого цвета или бледно-желтого цвета на коже на месте, куда ударил ток.

Электрические удары имеют 4 степени:

1)судорожное сокращение мышц с потерей сознания;

2)судорожное сокращение, но с сохранением дыхания и работой сердца;

3)потеря сознания и нарушения сердечной деятельности или дыхания;

4)клиническая смерть (отсутствие дыхания, кровообращения; продолжение клинической смерти состоит 5-8 минут).

Учитель:

Спасибо. О способах освобождения человека от электрического тока расскажет следующий докладчик.

II докладчик.

1. Нужно отключить цепь тока, к которому дотрагивался пострадавший, с помощью выключателя.

2. Не дать человеку упасть.

3. Если отключение невозможно, нужно оттянуть потерпевшего от токопроводной части, взяв за одежду, если она сухая.

4. Чтобы изолировать себя от напряжения, нужно надеть резиновые перчатки или обвернуть руки сухой тканью, подложить под ноги сухую доску, стекло или свернуть сухую одежду.

5. Отбросить палкой оборванный конец проволоки от потерпевшего.

Учитель:

А какая помощь оказывается пострадавшему от удара электрическим током? (ученики показывают практически)

Ученик:

1. Сразу отключить пострадавшего от подачи электрического тока.

2. Положить потерпевшего на спину.

3. Проверить дыхание.

4. Проверить пульс (нажатием двумя пальцами сонной артерии)

5. Посмотреть зрачки (узкие, широкие).

Определение состояния потерпевшего делают быстро ,15-20 секунд.

При потере сознания:

1. Положить на спину.

2. Освободить пути дыхания , (ослабить пояс, расстегнуть пуговицы).

3. Увести посторонних.

4. Дать понюхать нашатырный спирт.

5. Взбрызнуть лицо холодной водой (только не со рта).

6. Растереть и согреть тело.

7. Обеспечить покой.

8. Сделать искусственное дыхание, ( если он не дышит).

Учитель.

Обратите внимание на схему 1 «5 заповедей» (Приложение    ), как избежать поражения электрическим током и молнией. (Чтение схем, расположенных на доске).

Вспомните и назовите те предметы, которые окружают нас в повседневной жизни, связанные тем или иным способом с электричеством. (Ответы учеников).

 

2. Коллективная работа (по схемам)

Учитель:

У вас на партах находятся схемы. Найдите схему 2, рассмотрите её и обозначьте красным цветом места потенциальной опасности в спальной комнате.

(Один ученик работает у доски над увеличенной схемой)

3. Беседа с классом.

Учитель:

- К чему может привести неумелое пользование электрическими приборами или использование их не по назначению?

(Может ударить током или вызвать пожар)

- Какие же существуют правила во избежание всего сказанного?

Ответы учеников.

1. Никогда не оставлять без присмотра включенные в розетку электроприборы.

2. Запрещается тянуть электрический провод руками, потому что он может оборваться и тебя ударит током.

3. Мокрыми руками не смей вставлять электрошнур в розетку.

4. Запрещается подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них руками.

(Чтение плаката, расположенного на доске).

- Но если пожар случился, и человек получил ожог. Что необходимо сделать? Какая помощь оказывается пострадавшему от ожога?

(Ответы учеников)

1. Промыть пораженные места (если I степени ожог) антисептическими средствами (можно спиртом).

2. Накрыть ожог чистой тканью.

3. Поверх ткани приложить холод.

4. Предложить 2-3 таблетки анальгина (обезболивающее).

5. Предложить обильное питье.

6. Вызвать скорую.

7. Доставить в больницу.

(Ученики показывают, как это выглядит практически)

3.Групповая работа

(Каждая группа получает описание ситуации, 5 мин. на работу. Пояснение каждой группы.)

 

 

 

 

IV. Рефлексия

1. Викторина «Правильно или неправильно»

1. Нельзя прикасаться к пострадавшему электрическим током без предварительного обесточивания.                                                                    (П)

2. Только после изъятия пострадавшего из электрической цепи до него можно дотронуться.                                                                                           (П)

3. Смазать ожоговую поверхность жиром, крахмалом или мукой.      (Н)

4. При  ожоге 2-3 степени дать пострадавшему 2-3 таблетки анальгина.  (П)

5. При электрических ожогах  и ранах – наложить стерильные повязки. (П).

6. Приближаться к лежащему на земле проводу бегом или большими шагами.                                                                                                                (Н).

7. Пользоваться электроприборами в ванной комнате, бассейне.        (Н).

8. Укрыться во время грозы под высоким деревом.                               (Н).

9. Во избежание короткого замыкания каждый провод нужно обрезать отдельно и обязательно на разных уровнях.                                                      (П).

10. При воспламенении проводов  или возникновении пожара сбивать пламя с электрических проводов струей воды.                                                (Н).

11. Огонь гасят песком или накрывают плотной тканью.                       (П).

12. Уже за 20-30 шагов от лежащего на земле высоковольтного провода крайне велика опасность поражения током.                                                        (П).

2. Заключительное слово учителя

Мудрая пословица гласит: «Бережёного Бог бережет!» Берегите себя, и пусть в вашей жизни будет как можно меньше экстремальных ситуаций. А уж если случиться беда, – думаю, вы не растеряетесь, вспомните все, о чем мы сегодня говорили и примените все полученные знания на практике. Чтоб не было так, как в известной, ставшей крылатой, фразе: «Я знаю технику безопасности, как свои 3 пальца!». Только как свои 5, 10 пальцев необходимо знать технику безопасности, и вы ее знаете! Помните: ваша жизнь находится в ваших руках!

V Домашнее задание

1. Расскажите близким и родным об опасности электричества и оказания первой помощи.

2. Нарисуйте плакат на тему «Электричество» (по желанию).

docx
Додано
23 січня 2021
Переглядів
757
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку