Урок "Основные виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Про матеріал
Конспект уроку з російської мови для 9 класу на тему: "Основные виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными".
Перегляд файлу

Тема: Основные виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Цель: дать общее представление обо всех видах придаточных предложений в сложноподчинённом; познакомить со сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными; показать особенности структуры этих предложений; совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные навыки; воспитывать  культуру  речи
Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная.

 

 Ход урока

1.Огранизационный момент.

2. Актуализация опорных знаний:

А). Заполните «слепую» таблицу (1 уч. идет к доске)

hello_html_m61a88182.png

Б). Нахождение соответствий. Работа в парах . Кто быстрее и правильнее сделает?

Найдите  формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой.

1. Простые предложения –

...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения –

...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные предложения –

...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные предложения –

...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные предложения 

...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

В). Цифровой диктант. Различение на слух предложений. В тетрадях сделайте запись: виды сложных предложений.

Простые                  Бессоюзные                    ССП                                СПП

Благое говорить – серебро рассыпать, а разумное молчание – золото. 2. Большая часть наших грехов происходит оттого, что мы забываем заповеди Божии.
3. Душу спасти – не лапоть сплести.
4. Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.
5 Лес невысокой чертой виднелся на той стороне, откуда мы пришли вчера.   ..6. Все прозрачней становится лес, обнажая свои   глубины,

 Проверка: простые – 3,6; бессоюзные – 4 (част.), ССП – 1, СПП – 2,5.

 

 

 

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». На предыдущих уроках вы узнали о строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них. А сегодня мы узнаем, на какие группы делятся сложноподчиненные предложения по значению, и подробно остановимся на определительных придаточных.

4. Изучение нового материала

1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника.

Каждая пара читает материал) самостоятельно, устно составляет тезисы, выделяя главные мысли, готовится к ответу. Отвечает та, которая раньше всех приготовится. Объяснение темы происходит при помощи перекрестного диалога: 1 группа задает вопрос 2 группе, 2 – третьей, 3

 –. Так все вместе приходят в следующим выводам:
- придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными;

- они относятся к одному слову в главном предложении – существительному; всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!)

2. Коллективная работа над составлением схемы строения сложноподчиненного предложения с придаточным определительным

image013

5. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

1. Практическая работа сопоставительного характера

Учащиеся сопоставляют сложное предложение с придаточным определительным, с простым, включающим одиночное определение, которое можно распространить и заменить придаточным определительным.

а) Данные предложения разобрать по членам предложения, распространить определение, заменить его придаточным определительным. Как изменится смысл предложения?

Образец: Только мыслящий художник может создавать талантливые произведения. Только глубоко мыслящий художник может создавать талантливые произведения. Только художник, который глубоко мыслит, может создавать талантливые произведения.

Построенный корабль был спущен на воду. Незаконченная работа напоминала о невыполненном обещании. Книга рассказывала о неисследованных районах.

б) Придаточное предложение заменить обособленным определением.

Буря, которая налетела внезапно, повалила старую ель. Книга, которую нам рекомендовали, очень понравилась. Цех, который сейчас строится, будет самым современным на нашем заводе.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «Микрофон»

• Какое предложение называется сложноподчинённым?

• Назовите группы сложноподчинённых предложений по значению.

• На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

• Приведите примеры сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

• Используя данное начало, постройте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

Я хочу рассказать о городе, (каком?)...

Я недавно прочитал книгу, (какую?)...

Я люблю смотреть фильмы, (какие?)...

 7. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока

2. Выполнить (письменно) упражнение

 

docx
Додано
10 грудня 2019
Переглядів
1306
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку