Урок розвитку мовлення з формування вміння слухання-розуміння художнього тексту; сприяє навичкам учнів його переказу, складання плану. Вміння удосконалювати свою мову, складати навички письмового висловлювання. Також урок має виховувати повагу до здоров’я, його збереження, читання текстів про здоровий спосіб життя.
УРОК № 43
Тема. Развитие речи. Чтение-понимание художественного текста. Составление письменного высказывания на основе прослушанного текста
Цели: продолжить работу по формированию умения слушания-понимания художественного текста, пересказа его содержания по самостоятельно составленному плану; совершенствовать умения использования в речи синонимические синтаксические конструкции; развивать речевые навыки по составлению письменного высказывания на основе прослушанного текста; воспитывать бережное отношение к здоровью, к здоровому образу жизни, чтению текстов о сохранении здоровья.
Оборудование: художественный текст, оформление доски: пословицы о здоровье, эпиграф к уроку.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
ХОД УРОКА
Беседа
• Вспомните известные вам стили речи.
• Назовите области жизни, в которых используется научный стиль речи.
• Укажите задачи публицистического стиля.
• Перечислите основные виды высказываний художественного стиля.
• Назовите основания для выделения стилей речи.
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Цель художественной речи — образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатлевает жизнь в картинах, в образах людей, типическое раскрывает в индивидуальном и конкретном.
С помощью слов автор рисует художественные образы, картины, используя художественно-образную речевую конкретизацию.
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Чтение текста (молча)
Тексты разложены на каждой парте.
Баллада о здоровом образе жизни
Жизнь – начало созерцанья,
Божья милость, благодать…
Попрошу чуть-чуть вниманья,
Вот что я хочу сказать….
Наше житие – здоровье,
Это нужно понимать,
Создавать всегда условья,
Чтоб здоровье сохранять!
Для начала с детства надо
Гигиену соблюдать -
Чистить зубы утром рано
И когда ложишься спать.
Чтоб с водою подружиться,
Чистотой благоухать,
Лучше также не лениться
Чаще ванны принимать…
Начинаем день с зарядки -
Упражненья на ковре,
Выжиманья и присядки,
Бег трусцою во дворе…
Чтобы было в лучшем стиле
Всё, чем движет красота,
Руки вверх и ноги шире -
Заряжаемся с утра…
Получить всегда полезно
Положительный заряд,
Это всем давно известно,
Это знает стар и млад…
Профилактикой зовется
От болезней всех отвод,
Как по жизни поведется,
Так и лечится народ….
Чтоб не стать навек недужным
И простудой не болеть,
За своим здоровьем нужно
Обязательно смотреть!
Если правильно питаться,
С витаминами вкушать.
Типы речи в русском языке.
В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.
По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение.
А сейчас рассмотрим по отдельности каждый тип.
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
Примеры описания в научном и художественном стиле.
1.Единственный способ сохранить здоровье – это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравиться. (Марк Твен).
2. Привычка горбиться приводит к искривлению позвоночника, что ухудшает работу органов кровообращения, дыхания, пищеварения.
Запись предложений. Работа над видами этих предложений.
Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.
Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма. Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение. Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения. Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий, здоровье, условья. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди. Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.
2. Выяснение понимания учащимися смысла текста;
толкование незнакомых слов и выражений из текста (созерцанья, благодать, житие, соблюдать, отвод и др.)
3. Конструирование предложений в тексте.
У учащихся выясняется, как используются синтаксические конструкции.
4. Сопоставительная работа с дополнительным заданием
Наблюдение над употреблением слов, различающихся значением числа в русском и украинском языках. Чтение русских сочетаний слов, перевод их на украинский язык.
5. Орфоэпический практикум
Отработка произношения слов, имеющие разные варианты ударения, употребление кратких прилагательных (запись на доске).
Созерцанья, вниманья, присядки, стар, млад.
6. Работа с пословицами о здоровье (четыре пословицы записываем в тетрадь, по выбору учащихся)
7. Самостоятельная работа по составлению плана к тексту.
8. Пересказ содержания текста
9. Работа в группах
Коллективное придумывание продолжения стихотворения. Учащиеся решают, какие аргументы и факты из собственной жизни необходимо привести для того, чтобы доказать, что большинство из нас не интересуются своим здоровьем.
10. Устные выступления представителей группы со своими вариантами продолжения исходного текста.
V. Домашнее задание
Закончить начатую в классе работу по составлению письменного высказывания на основе прочитанного ранее текста.