Урок "Да здравствует орфограмма!"

Про матеріал
Конспект відкритого уроку з російської мови в 5 класі до теми "Орфографическая ошибка. Орфографический словарь" допоможе у цікавій ігровій формі провести урок, визначити, що таке орфорафічна помилка і чому так важливо її не допускати.
Перегляд файлу

Конспект урока русского языка в 5 классе «Да здравствует орфограмма!»

Автор: РУДЕНКО Валентина Ивановна, учитель русского языка КУО «Водянская СОШ»

Описание материала: предлагаю вам конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Орфографическая ошибка. Понятие орфограммы. Орфографический словарь». Данный урок будет полезен молодым  педагогам, работающим в 5 классе   при введении понятия орфограммы. Урок содержит элементы занимательности, что позволяет активизировать познавательную активность учащихся. С целью здоровьесбережения использована физминутка. Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям школьников, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, логического мышления, способствовали повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки

Урок русского языка в 5 классе

«Да здравствует орфограмма!»

Цели: 

1. Формирование предметных компетентностей: углубить знания учащихся об орфограмме, дать понятие о слабой и сильной     позиции звука; научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова;

создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово.

2. Формировать основные  компетенции: коммуникативные, языковые, лингвистические;

3. Воспитывать орфографическую зоркость, культуру речи; воспитывать коммуникативно-компетентную личность, умеющую  строить свою речь в соответствии с правилами эффективного общения

 

Тип урока  изучение нового материала.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  компьютер, презентация к уроку, карточки – заготовки для самостоятельной работы, цветные карточки (красная, желтая, зеленая) для рефлексии.

Ход урока

I.Организационный момент

Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу . Я желаю вам хорошего настроения.  Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок! (слайд 1)

От улыбок и жизнь наша будет добрей, и работать на уроке будет веселей (слайд 2)

II. Мотивация знаний

(слайд 3).  Жила- была бабушка Орфографушка и была у нее внучка Орфограммушка. Она очень любила прятаться, и бабушке ее приходилось искать. Давайте поможем Орфографушке найти ее внучку. А кто такая Орфограммушка и зачем нам ёё  искать - вы поймёте сейчас.

А чтобы легче было искать, я раздам вам карты-маршруты

На доске записано стихотворение стр. 74 в учебнике: (слайд 4)

Здесь чудный лук, и я лижу.

Здесь – лиса, красивый длинный прут.

Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен…

Вызвало это стихотворение у вас улыбку? Почему автор решил, что герой  стихотворения шутит? К какому выводу приходит  поэт?  Болен ? Чем?

Коллективная работа: 1) Выпишите из текста в столбик слова, которые вызвали недоумение автора. 2)Рядом запишите те, которые должен был  написать мальчик, и те, с помощью которых  можно проверить  их правописание.  Работа на доске, (слайды 5-19)

Лук- луг (луга), лижу-лежу (лёжа на лугу), лиса-леса (лес), прут- пруд (пруды), запиваю- запеваю (петь), грусть-груздь (грузди растут в лесу). 

Сравним два текста  (слайд 20).Где всё понятно.? Чем болен мальчик? Правильно, не знает правила.

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

Какое правило вы применили? ( проверяемый безударный гласный в корне слова, проверяемый согласный) Какое выучили?  Как проверить безуд. гласный в корне?

Проверка домашнего упражнения 64,  стр.71 ученики читают наизусть по куплету)

Станция «Запоминака» (Слайд №21)

 

IV. Формулирование темы урока

Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока. Что мы делали с текстом? (слайд 22)   Правильно, искали ошибки или орфограммы . Значит какие ошибки?

Запись на доске и в тетрадях: (слайд 23) Число, классная работа. «Орфографическая ошибка»

Какую цель вы поставили бы к уроку? (Какую цель можно поставить перед собой?)
 

Да, сегодня мы будем закреплять знания об орфограмме безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением и упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов. А что такое орфограмма?

Девиз сегодняшнего урока «Да здравствует орфограмма!»(слайд 24)

Станция «Чистописание»  (слайд 25) Сегодня мы узнаем, при каких условиях в слове встречается орфограмма, научимся решать орфографические задачи: находить орфограммы в слове и обозначать их. Наш урок пройдет под девизом:

«Чтобы зоркими  нам стать, орфограммы будем знать!»   (девиз проецируется  на экран) Чтобы найти внучку Орфограммушку, вы должны показать ей , что умеете красиво писать.

V. Работа  с учебником:  ( а) открытие новых знаний)

 

Цель: После прочтения текста проанализировать,  сделать вывод, сформулировать правило  что такое орфографическая ошибка

Итак, сегодня мы будем учиться зоркости. А что обозначает это слово? (Учащиеся  с помощью синонимов дают толкование слова) (слайды 26,27,28)

А теперь проверим ваши толкования  со словарем.

Зоркий – 1.Хорошо видящий дальние и мелкие предметы.

2. Перен. Пристальный, проницательный.

Вспомните, кому нужна зоркость?

- Моряку, чтобы избежать столкновения с другими судами, со скалами.

- Охотнику, чтобы издали увидеть добычу.

- Снайперу, чтобы точно попасть в цель.

(на экран выплывают значения слова зоркий)

Правильно. Чтобы зорко видеть, люди изобрели  много «инструментов» Слайд 28: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. А вам нужна зоркость? ( на экране различные приборы, помогающие  человеку в жизни)

- Да, чтобы хорошо видеть написанное, суметь разглядеть что-то вдали.

Конечно, ребята, хорошее зрение необходимо. Но сегодня мы поговорим не просто о зрении, а об орфографической зоркости. (слайд 29)

Что это такое? Запишем это словосочетание. (Учащиеся записывают  словосочетание, затем дают его толкование) Что оно означает?

Правильно,  это умение видеть в слове трудное для написания место, умение замечать свои ошибки и исправлять их. Наша задача – узнать, в каких условиях это место может встретиться в слове, т.е. мы будем развивать орфографическую зоркость.

V/ Изучение нового материала Б) Основная часть. 

Мы вступаем во владения известной уже вам повелительницы правильного написания – Орфографии и вечной ее спутницы – орфограммы.  (слайд 30)

Запишем их имена в тетради. (Читаем правило на стр. 74)

Орфография – это целая наука, исследующая правильность написания слов.

(Слайд 31) Начало свое русская орфография ведет со времен  М.В.Ломоносова, который считал, что писать нужно с помощью определенных правил.( на экране портрет М.В.Ломоносова)

Эти умные слова придумали взрослые, а учить приходится детям. А это, ох,  как трудно. Многие утверждают, что писать можно так, как слышим.

Однажды в трудную ситуацию попали друзья Кристофера Робина. Вы хорошо помните Кролика, Винни-Пуха, Пятачка, Сову? В какой сказке они живут? (Инсценировка; на экране герои мультфильма о Винни Пухе) (Слайд 32)

Станция «Разгадай-ка» - Однажды Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел только записку:

Ушол        Щас вирнус       Занит

С щасвирнус      К.Р

Кролик (читает записку): Ну и ну! (идет к Сове)

Кристофер Робин оставил записку, но я     ничего не могу в ней разобрать! Помоги, пожалуйста.

Сова (озабоченно): Кажется, у Кристофера Робина что-то случилось с носом (показывает на «нус»).

Ослик Иа: Погодите, он, наверное, ушел с каким-то Щасвернусом.

Кролик: А кто это такой, этот Щасвернус? Интересно, он травоядный или пятнистый?

- Спасибо, ребята, за разыгранную сценку. Скажите, почему сказочные герои попали в трудную ситуацию?

Почему так трудно было прочитать записку?

- Потому что слова написаны неправильно, т.е. не по правилам.

- Кристофер Робин писал так, как слышал.

Учитель. Вся эта история произошла в сказочном лесу. А у вас есть истории, похожие на нашу?  Пофантазируйте, что бы было, если бы не было орфографии?

- Можно ли нам обходиться без орфографии, писать так, как слышим?

- Без орфографии люди бы не поняли друг друга, трудно было бы общаться, читать и писать.

Работа с учебником читаем «Возьми на заметку» стр. 75 (слайд 34)

Запишем наш вывод:  «Грамотно писать – себя и других уважать!» (слайды  35, 36)

«Грамотное письмо – одно из величайших достижений человеческой мысли»

(Слайд 37) С наукой орфографией мы разобрались. Теперь ищем орфограмму. Этот термин вам, конечно, знаком.  Чтобы найти орфограмму, нужна орфографическая зоркость. Кто её имеет, тот и пишет грамотно.  А что значит писать безграмотно?? Обсудим высказывание языковеда Льва Щербы (стр. 75).  Другими словами:

Чтобы ценить и беречь своё время и время людей, к которым мы пишем, надо знать орфограммы. Что же такое орфограмма? (Слайд 38)

Станция «Зубрилка» . Посмотрим на слова, в которых допустил ошибки  Мишка (работа со  словами, записанными на доске в начале урока)

Лижу-лежу, лиса-леса, запиваю-запеваю

 лижет-лёжа, лис-лес, пить-петь

- При каких условиях может появляться орфограмма в слове?

- Обозначьте гласный звук, который слышится в корне. В какой  строчке звук слышится ясно? Почему? ( во второй, так как он под ударением)

- Если звук стоит в ударной позиции, то он слышится четко, ясно. Это сильная позиция для гласного.

- В какой строчке гласный слышится неотчетливо? Почему? (в первой, так как  он без ударения)

- Так в какой же позиции возникает орфограмма-гласная? (в слабой)

Сделаем вывод: безударное положение – слабая позиция для гласного, под ударением – сильная позиция. Орфограмма возникает только в слабой позиции.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать орфограмму-гласную в корне?

- Нужно поставить звук в сильную позицию, т.е. под ударение.

- Вторая слабая позиция для гласного – это положение после шипящих и ц. Какое правило вам известно еще с начальной школы? Ча, ща, чу, щу .

- Как вы думаете, а у согласных может быть слабая позиция или согласные пишутся так, как слышатся?

Луг-лук,  пруд – прут, грусть-груздь

Делаем вывод. Слабая позиция для согласного – в конце слова и перед другим согласным.

- Итак, если мы видим, что звук находится в слабой позиции, о чем это нам говорит? (это сигнал орфограммы)

- Что такое орфограмма? (Орфограммой называется  буква, написание которой нужно проверить с помощью определенного правила)

6. Физкультминутка   А     -  хлопаем в  ладоши    У  - поднимаем руки вверх

О     -   приседаем     Ы     -       подскок       Э     -    руки в боки

Что потерял гном? Мы делали зарядку вместе с гномом.  Проверка вашей зоркости. Что потерял гном. Подсказка: каждый сигнал – это гласный звук. Сколько гласных звуков? Какой потерял? И- .

7. Закрепление изученного.

 Станция «Зоркий глаз»   (Слайды 41, 42)

Разве можно без улыбки видеть Шарика ошибки?

  • Он в тетради написал:
  • Станция «Зоркий глас»
  • Быстро Шарику помогайте и ошибки исправляйте!
  • «Спишите. Бигите к агародам, там в шолоше будит кот матроскин. шарик  (слайды 43, 44)
  • Проверь себя (слайд 45)

Станция «Я умею» (слайд 46)

  • Точно бабочка в движенье,                      ГЛАСНЫЙ ЗВУК БЕЗ УДАРЕНЬЯ.                               Родственников ты найди-                Корень правильно пиши.

ШАРИК РАНУ ЗАЛ?ЗАЛ, (Лижет)                       Слайд 47                                                              С КОСТЬЮ В БУДКУ ЗАЛ?ЗАЛ. (Лезу)                                                                            ОН ОТ ХОЛ?ДА ДР?ЖАЛ,    (холодный, дрожь)                                                       МАМУ ВОЕМ РАЗДР?ЖАЛ. (дразнит)

  • Я РУЖЬИШКО ЗАР?ДИЛ                   И МОРКОВКУ ПРОР?ДИЛ,                             В ОГ?РОДЕ УВ?ДАЛ,                            КАК КУСТАРНИК УВ?ДАЛ.                     МЫ НА СОЛНЫШКЕ С?ДЕЛИ,        ВЫ ОТ ГОРЯ ПОС?ДЕЛИ.                               О ПОЩАДЕ УМ?ЛЯЛИ,                     МАМУ ПЕСНЕЙ развлекали.
  • Родственников подключай,    Букву правильно вставляй. (слайд 48)
  • Ув..дать в окне,                      цветы ув..дали;                  
  • пос..дел от горя,                      пос..дел немного и ушел;
  • Мальчик пол..скал собаку. Мама в ванной пол..скала белье.

8. Работа со словарём.  (Слайды 50,51) и словари на партах.

Директор, фантастика, космос, футбол (слайд 49)

Не могу никак понять,                                                                                                                 Как мне слово написать...                                                                                                            На словарь я вдруг взглянул, С облегчением  вздохнул.                                                           И теперь я не тужу,                 С орфограммой ДВА дружу.

Какая же это орфограмма 2?

Всегда ли можно проверить, какую букву нужно писать?

(Нет, существуют слова, в которых написание проверить нельзя,  их нужно запомнить, обратиться к словарю. Например, директор,  фантастика, космос, футбол и другие)

Станция «Проверяй»

Ребята, предлагаю вам проверить свои силы в небольшой самостоятельной работе. Проверь ошибкоопасные места. Выполним ее по вариантам. Найдите в словаре слова

1 вариант в своем тексте должен найти    и записать слова …

2 вариант ищет слова …

Проверим написанное.

Молодцы, вы правильно выписали слова, проверили ошибкоопасные места.

Станция «Размышляй» (слайд 52)

Когда Ларри Пейдж  и Сергей  Брин  придумывали название новой поисковой  системы, они  захотели выразить в нём огромное количество информации, которое система способна обрабатывать. Их коллега предложил слово «гугол» - так в математике  называется число из единицы со ста последующими нулями. Причём в написании   слова он сделал ошибку: вместо правильного  googol.com.   ввёл   googl.com. 

Но Ларри  свежеизобретённое слово  понравилось, и оно утвердилось   в качестве названия.

Зачем вам эта информация?? Слайд 53)

Выводы. При помощи поисковой системы googl.com.  мы можем найти разные словари в Интернете. И не надо покупать словарь или идти его искать в библиотеке.

9. Итог урока.

Самостоятельная работа « Проверяю себя» (слайд 54)

  • Ручку правильно держу,
  • тетрадь наклонно положу,
  • Сяду ровно, не согнусь,
  • Ни к кому не повернусь.
  1. вариант Слайд 55
    1) х…лодный
    2) ч…тыре
    3) з…мля
    4) грус…ное
  2.   5) п..так
    6) л…жу
  3. 7) нав…щал
    8) л…сничий
  4.   9) д…ревня
  5.   10) н…деля
  1. вариант
    1) Д_роги
    2) ч…сы

    3) л…са

    4) гру…дь

    5) т…жёлый
     6) пру…
    7) б…лок
   8) н…сло

   9) ж…лтоватую

   10) р…ке

Вариант 1  Слайд 56

 

1

2

3

4

5

6

7-10

О

Е

Е

Т

Я

И

Е

Е

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7-10

О

А

Е

И

З

Я

Т

Д

Е

 

Успехов в изучении русского языка, ребята!

Всем спасибо за работу!

Домашнее задание. Тема 16, На выбор: 1) упражнение 69

2)  Сочинить сказку «Да здравствует орфограмма!»

Станция «Микрофон»     слайд 57

Что нового мы узнали об орфограмме?

Чему научились? научился…..
     было интересно…
  было трудно ….    мои ощущения….

Слайд 58. Рефлексия. «Оцени себя» Поставь себе оценку на листочке – маршруте.

Слайд 59. Учитель: Окончен урок и вас ждёт перемена, и шум в коридорах опять.

Но хочется мне успеть непременно вам доброе слово сказать:

«Спасибо за работу!»

 

 

 

Литература

Яндыбаева Е. В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №31 г.Волгограда

Интернет – картинки для презенации

 

АНАЛИЗ УРОКА

Цели урока направлены на достижение учащимися:

       личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций;

       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

      метапредметных результатов:

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- производить логические операции;

- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения.

- освоить способ проверки парных согласных на конце слов;

 - уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

- определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки   предметных результатов:

  - анализировать устную речь;

  - подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной  орфограммы.

Тема: «Орфографическая ошибка.Орфографический словарь»

Данный урок является восьмым   в разделе   « Фонетика. Орфография».

Тип урока  изученного нового материала.

Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействие учащихся. С этой целью использованы различные формы организации учебной деятельности:

- коллективная;

- групповая;

- работа в парах;

- индивидуальная.

Педагогическая деятельность была построена  на методах:

по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация  презентации).

по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный

по принципу распределения знаний:

- изучение нового материала;

по характеру движения мысли:

- дедуктивный (от общего к частному).

 методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

- социальные (работа в парах, группах).

С целью здоровьесбережения использована физминутка,  двигательная активность при работе в группах, смена видов деятельности.

Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям школьников, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, логического мышления, способствовали повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орфографическая ошибка  «Да здравствует орфограмма!»

Картинки по запросу картинки смайлики большие                             (карточка-маршрут для ученика)

 

1. Станция «Запоминака»

  • Безударный хитрый гласный:  слышим мы его прекрасно.
  • А в письме какая буква?   Здесь поможет нам наука:
  • Гласный ставь под ударение,  чтоб развеять все сомнения!

 

2. «Чистописание»

Чтобы зоркими  нам стать, орфограммы будем знать!

 

3. «Словарьевская»

Зоркий – 1.Хорошо видящий дальние и мелкие предметы.         2. Перен. Пристальный, проницательный.

Орфографическая  зоркость - это умение видеть в слове трудное для написания место, умение замечать свои ошибки и исправлять их.

 

4. «Разгадай-ка»

Ушол        Щасвирнус       Занит    К.Р

 

Грамотно писать – себя и других уважать!

«Грамотное письмо – одно из величайших достижений человеческой мысли»

 

5. Станция «Зубрилка»

  • Орфограммой называется буква, написание которой нужно проверить с помощью  определённого правила

 

6. Станция «Зоркий глас»

        Разве можно без улыбки видеть Шарика ошибки?

  • Он в тетради написал:
  • Станция «Зоркий глас»
  • Быстро Шарику помогайте и ошибки исправляйте!

7. «Я умею»

 Родственников подключай,  букву правильно вставляй.

  • Ув..дать в окне,                      цветы ув..дали;                  
  • пос..дел от горя,                      пос..дел немного и ушел;
  • Мальчик пол..скал собаку. Мама в ванной пол..скала белье.

 

8. Станция «Проверяй»

Проверь ошибкоопасные места. Выполним ее по вариантам. Найдите в словаре слова

1 вариант в своем тексте должен найти    и записать слова …

Картинки по запросу картинки анимашки урок окончен2 вариант ищет слова …

 

                              Рефлексия

Фамилия                        

Имя                            

Оценка за урок                    

 

 

 

 

 

 

 

9. Самостоятельная работа. Тест «Проверь себя»

 

 

  • 1 вариант

 

 1) х…лодный   2) ч…тыре   3) з…мля   4) грус…ное    5) п..так     6) л…жу 

 

 7) нав…щал    8) л…сничий    9) д…ревня  10) н…деля

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Самостоятельная работа. Тест «Проверь себя

 

 

2 вариант

 

1) Д…роги   2) ч…сы   3) л…са   4) гру…дь  5) т…жёлый  6) пру…

 

 7) б…лок  8) н…сло   9) ж…лтоватую  10) р…ке

 

1

2

3

4

5

6

7-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

doc
Додано
14 грудня 2019
Переглядів
1834
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку