Урок "Площа прямокутника і квадрата"

Про матеріал

Урок відкриття нових знань побудований у формі дослідження на основі діяльнісного підходу. Для закріплення отриманих знань використані практико-орієнтовані задачі про шкільний ремонт.

Перегляд файлу

4 класс

 

Тема урока:  Площадь прямоугольника и квадрата

   (по методике  С.А. Скворцовой)

 

Цели и задачи урока:  актуализировать понятие  площади фигуры, умение находить                                                          площадь путём разбивания фигуры на квадратные сантиметры;                                                                      

    исследовать пути нахождения площади прямоугольника без                                                          разбивания его на квадратные сантиметры, создать условия для                                                         выведения формул нахождения площади прямоугольника и                                                                       квадрата и вывести их;

    

    формировать умения применять формулы для нахождения                                                          площади прямоугольника и квадрата; мотивировать введение                                                                       новых единиц площади;

 

     развивать логическое мышление.

 

Тип урока: «открытие» новых знаний

План урока

 

1.

Математическая разминка (дети получают карточки, на которых им предлагаются выражения, содержащие устные способы вычислений). На работу выделяется 2 мин (время засекается).

 

2.

Игра «Да-нет»  (прилагается)

 

3.

Мотивация деятельности. Постановка задач урока

- На прошлом уроке мы начали исследование, которое сегодня продолжим. Определим, необходимы ли нам эти знания, можем ли мы применить их в жизни, и где.

 

4.

Актуализация знаний

- Давайте, ребята восстановим в памяти исследования и «открытия» вчерашнего урока.

 

1.Площадь

  • Города
  • Квартиры
  • Огорода
  • Геометрической фигуры

- Какой объект стал темой нашего исследования?

- Какие бывают площади?

2.Площадь фигуры

Место, которое занимает фигура на плоскости

S – общепринятое обозначение площади

 

- Что такое  площадь фигуры?

3.Сравнение площадей

  • Наложение
  • «на глаз»
  • Мерка

 

- В чём недостатки этих способов?

4.Измерение

1 кв.см – квадрат  со стороной 1 см

 

 

Палетка

- Что такое  квадратный  см?

- Как найти площадь? (Посчитать, сколько квадратных см в фигуре, а потом сравнить.)

- Ознакомимся со способом измерения с помощью палетки

(учебник, ч.3, стр. 30, № 8)

 

5.

«Открытие» новых знаний

 

5.Площадь прямоугольника

 

 

 

 

 

 

 

 

S пр. = а • в

 

- Удобно ли для измерения всегда пользоваться палеткой? (Нет, не всегда палетка может быть «под рукой», результат получаем неточный)

- Нахождения площади прямоугольника (учебник, ч.3, стр.31, № 3)

- Выведение формулы (уч. ,ч.3, стр. 32, № 4 - устно )

6.

Первичное закрепление и «открытие» новых знаний

 

 

1)Уч. ч.3, стр. 32 (записать таблицу в тетрадь)

Длина         5       8      а      7

Ширина      4       3      в      7

Площадь   20      24    S     49

 

6. Площадь  квадрата

 

 

 

S кв. = а • а

(Вывод сделать по последним данным  таблицы)

-Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны?

 

7.Единицы измерения

1 кв.см

1 кв.мм

1кв.дм

1кв.м

1 кв.км

-Удобно ли всегда для измерения площади использовать мерку 1кв.см? (Нет.)

-Какие единицы измерения понадобятся, чтобы измерить и сравнить

  • площадь тетради?
  • площадь класса?
  • площадь крышки парты?
  • площадь города, страны?

 

7.

Вторичное закрепление  Решение задачи

 

        Наш директор Тамара Васильевна планирует в этом году перестелить линолеум в 4Б классе. Хватит ли для этого 48 кв.м линолеума, который остался с прошлого года, если ширина класса – 6 м, а длина – 9 м. Если, да, то сколько линолеума останется, а если, нет, то сколько линолеума нужно ещё докупить?

  1. 9 • 6 = 54 (кв.м) – S класса.
  2. 54 – 48 = 6 (кв.м) – надо докупить.

Ответ: 6 кв.м линолеума нужно докупить.

 

8.

Итоги урока

- Какие новые открытия сделали?

- В чём вы видите пользу этих знаний?

Интересно знать, что …

  • В Древнем Вавилоне понятие площади начали изучать ещё 4-5 тыс.лет назад.
  • В древности площадь имела ещё и другое название – «квадратура»
  • Понятие площади встречается в  трактатах учёного Древней Греции Эвклида (книга «Начала»)
  • В Белоруси в 2009 году выпустили монету прямоугольной формы.
  • Коза, овца и осьминог имеют глаза прямоугольной формы.

 

10.

Д.З. : вычислить площадь и периметр своей комнаты.

 

11.

Оценивание. Рефлексия

- Какие ваши впечатления от урока?

- Спасибо за работу!

 

 

 

Примечание: в ходе урока таблица пошаговых «открытий» появляется на доске.

 

 

 

 

 

Приложение

Игра «Да-нет»

Истинны или ложны данные суждения?

  1. Любой квадрат является прямоугольником.

+

  1. Любой прямоугольник является квадратом.

-

  1. Квадратный сантиметр измеряет длину.

-

  1. Если четырёхугольник имеет равные стороны, то он является квадратом.

-

  1. Любой прямоугольник можно назвать многоугольником.

+

  1. Любой многоугольник можно назвать прямоугольником.

_

  1. Площадь  квадрата можно найти, воспользовавшись формулой нахождения площади прямоугольника.

+

  1. Площадь  прямоугольника можно найти, воспользовавшись формулой нахождения площади квадрата.

-

  1.  Если у многоугольника все углы прямые, то он - квадрат. 

-

  1. Сумма длин всех сторон многоугольника – это площадь. 

-

 

 

doc
До підручника
Математика 4 клас (Скворцова С.О., Онопрієнко О.В.)
Додано
29 липня 2018
Переглядів
2123
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку