Урок відкриття нових знань побудований у формі дослідження на основі діяльнісного підходу. Для закріплення отриманих знань використані практико-орієнтовані задачі про шкільний ремонт.
4 класс
Тема урока: Площадь прямоугольника и квадрата
(по методике С.А. Скворцовой)
Цели и задачи урока: актуализировать понятие площади фигуры, умение находить площадь путём разбивания фигуры на квадратные сантиметры;
исследовать пути нахождения площади прямоугольника без разбивания его на квадратные сантиметры, создать условия для выведения формул нахождения площади прямоугольника и квадрата и вывести их;
формировать умения применять формулы для нахождения площади прямоугольника и квадрата; мотивировать введение новых единиц площади;
развивать логическое мышление.
Тип урока: «открытие» новых знаний
План урока
1. |
Математическая разминка (дети получают карточки, на которых им предлагаются выражения, содержащие устные способы вычислений). На работу выделяется 2 мин (время засекается).
|
||
2. |
Игра «Да-нет» (прилагается)
|
||
3. |
Мотивация деятельности. Постановка задач урока - На прошлом уроке мы начали исследование, которое сегодня продолжим. Определим, необходимы ли нам эти знания, можем ли мы применить их в жизни, и где.
|
||
4. |
Актуализация знаний - Давайте, ребята восстановим в памяти исследования и «открытия» вчерашнего урока.
|
||
1.Площадь |
|
- Какой объект стал темой нашего исследования? - Какие бывают площади? |
|
2.Площадь фигуры |
Место, которое занимает фигура на плоскости S – общепринятое обозначение площади
|
- Что такое площадь фигуры? |
|
3.Сравнение площадей |
|
- В чём недостатки этих способов? |
|
4.Измерение |
1 кв.см – квадрат со стороной 1 см
Палетка |
- Что такое квадратный см? - Как найти площадь? (Посчитать, сколько квадратных см в фигуре, а потом сравнить.) - Ознакомимся со способом измерения с помощью палетки (учебник, ч.3, стр. 30, № 8)
|
|
5. |
«Открытие» новых знаний
|
||
5.Площадь прямоугольника |
S пр. = а • в
|
- Удобно ли для измерения всегда пользоваться палеткой? (Нет, не всегда палетка может быть «под рукой», результат получаем неточный) - Нахождения площади прямоугольника (учебник, ч.3, стр.31, № 3) - Выведение формулы (уч. ,ч.3, стр. 32, № 4 - устно ) |
|
6. |
Первичное закрепление и «открытие» новых знаний |
||
|
|
1)Уч. ч.3, стр. 32 (записать таблицу в тетрадь) Длина 5 8 а 7 Ширина 4 3 в 7 Площадь 20 24 S 49
|
|
6. Площадь квадрата |
S кв. = а • а |
(Вывод сделать по последним данным таблицы) -Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны?
|
|
7.Единицы измерения |
1 кв.см 1 кв.мм 1кв.дм 1кв.м 1 кв.км |
-Удобно ли всегда для измерения площади использовать мерку 1кв.см? (Нет.) -Какие единицы измерения понадобятся, чтобы измерить и сравнить
|
|
7. |
Вторичное закрепление Решение задачи
|
||
Наш директор Тамара Васильевна планирует в этом году перестелить линолеум в 4Б классе. Хватит ли для этого 48 кв.м линолеума, который остался с прошлого года, если ширина класса – 6 м, а длина – 9 м. Если, да, то сколько линолеума останется, а если, нет, то сколько линолеума нужно ещё докупить?
Ответ: 6 кв.м линолеума нужно докупить.
|
|||
8. |
Итоги урока - Какие новые открытия сделали? - В чём вы видите пользу этих знаний? Интересно знать, что …
|
||
10. |
Д.З. : вычислить площадь и периметр своей комнаты.
|
||
11. |
Оценивание. Рефлексия - Какие ваши впечатления от урока? - Спасибо за работу!
|
Примечание: в ходе урока таблица пошаговых «открытий» появляется на доске.
Приложение
Игра «Да-нет»
Истинны или ложны данные суждения?
|
+ |
|
- |
|
- |
|
- |
|
+ |
|
_ |
|
+ |
|
- |
|
- |
|
- |