Урок по природоведению для 2 класса
Тема урока: Какие бывают растения?
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель:
- Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.
Планируемые результаты
Предметные
формировать понятия: деревья, кустарники, травы, лиственные растения, хвойные растения;
Метапредметные
научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав.
Личностные
способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию растениям, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни.
формирование основ экологической культуры, здоровьесберегающего поведения.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.
- Воспитывать культуру общения в группах, в парах.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
карточки с изображением растений,
карточки с названиями групп растений,
схематическое изображение существенных признаков каждой группы растений,
презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
Цель: настроить детей на плодотворную работу на уроке.
Здравствуйте ребята! Сели!
Хорошо закроем двери!
Шум оставим за дверями
И начнём урок мы с вами!
- Начинаем урок окружающего мира. Мы покажем, как научились работать на уроках, но самое главное, мы должны поработать на себя, узнать что-то новое на уроке.
2.Подготовка к восприятию нового материала.
Цель: создание ситуации успеха, подвести детей к постановке новой учебной задачи. (По мере отгадывания на доске появляются карточки с ответами ).
- Урок начнем с загадок:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане
(береза)
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоды сорвешь -
Все руки обдерешь.
(крыжовник)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка.
(одуванчик)
Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом.
(ель, сосна)
Только тронь –
Отдернешь ладонь
Обжигает трава,
Как огонь!
(крапива)
Красненька матрешка
Беленько сердечко,
На кустах растет
И сладка как мед.
(малина)
- Прочитайте еще раз отгадки и подумайте, каким одним словом можно все это назвать?
/Растения/
-Вы знаете что-то о растениях? ( У растениях есть ствол (стебель) корень, листья, цветок, плод)(Растения - живая природа.) – Почему? (Признаки -дышит, растет, питается, размножается, умирает)
-Назовите растения, которые знаете?
3.Сообщение темы урока.
- Итак, сегодня мы будем говорить о растениях ( тема урока отражается на доске). Цели нашего урока записаны на доске :
1.Узнаем на какие группы можно разделить растения.
2. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп.
3. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.
4. Работа над новой темой.
Цель: постановка новой учебной задачи, ее решение. (Используется групповая форма работы.)
- Вы быстро и правильно отгадали загаданные растения, а видели ли вы их?
- Я предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача – соотнести названия растения с его изображением.
Одна группа работает на доске, остальные готовятся проверять.
Проводится проверка.
У остальных так же?
- Молодцы. С растениями определились верно. Знания внешнего облика растений поможет вам конкретнее разобраться – какие бывают растения. А мир растений очень разнообразен и представленные на доске растения тоже разные.
- А можно ли их по каким либо признакам распределить на группы?
- Давайте попытаемся. Вам предстоит еще раз поработать в группах. Попробуем распределить растения на группы.
Проверка. 1 человек от группы отчитывается у доски
- Что получилось у остальных групп?
Далее следует разбор:
- Почему береза и ель попали в одну группу?
- У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений.
- Как назовем эту группу растений? – Деревья.
- Все ли деревья одинаковы? Какие среди них можно выделить? /Лиственные, хвойные/.
- Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки , т.е. хвоинки/.
- Итак, одну группу растений мы выделили – деревья.
- Почему в одну группу попали крыжовник и малина?
- У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.
- Как назовем эту группу растений? – Кустарники.
- Мы выделили еще одну группу растений – кустарники.
Аналогично проводится работа с группой “травы”.
- Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.
Дети в группах должны попытаться выявить группы растений – деревья, кустарники, травы по их существенным признакам.
/Если появились сомнительные варианты, откладываем их в сторону, их рассмотрим после вычленения существенных признаков каждой группы растений/.
/Появляется схематическое изображение/
/Появляется карточка с названием данной группы/.
Знания внешнего облика растений – деревьев должны помочь сориентироваться, что деревья бывают лиственные и хвойные.
/Появляется схематическое изображение/.
Появляется карточка с названием над данной группой.
/На данном этапе урока важно дать детям поработать самостоятельно, порассуждать, сделать выводы, сравнить свои предположения с другими мнениями/.
5. Физминутка.
Цель: дать передышку детям, отдохнуть, реализовывается здоровьесберегающий компонент.
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник - руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы - присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно.
Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.
6. Закрепление нового материала.
Цель: проверить, как дети усвоили тему урока, самоконтроль.
- Давайте проверим, верны ли наши изыскания. Поможет нам учебник. с. 56, прочитать параграф. /Читает один ученик/.
- Верны ли оказались наши выводы?
- Проверим, как усвоили материал. Работать будем в рабочих тетрадях.
7. Физминутка для глаз.
8. Закрепление нового материала.
- Растения - бесценное богатство, которое дарит нам природа. О красоте растений рассказывает подготовленный ученик. (по фотоальбому, выполненному дома вместе с родителями).
- О растениях нашего края рассказывает подготовленный ученик (по презентации, выполненной с помощью учителя и родителя).
9. Итог урока.
- Итак, ребята, что нового узнали о растениях?
- На какие группы делятся все растения?
- Назовите существенные признаки каждой группы растений.
10. Домашнее задание. Задание записано на доске.
Подготовить сообщение о каком либо растении – чем оно удивительно.
11. Рефлексия.
-Оцените свою работу с помощью светофора ( желтый цвет – мне было все понятно, но я должен повторить по учебнику, красный- я усвоил материал частично, зеленый – мне было все понятно, я полностью усвоил материал.)